Урок – обобщение по теме «Экономический рост»
план-конспект урока по экономике на тему

Калабугина Татьяна Николаевна

Урок обобщения и систематизации знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – обобщение по теме «Экономический рост»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по изученной теме.

Ход урока.

I.  Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.

II. Повторение и проверка ранее изученного материала.

1.  Индивидуальная работа. (Работа по карточкам у доски).  

К.1. Как измеряется экономический рост?

К.2. Написать уравнение производственной функции.

К.3. Выписать по группам факторы экономического роста.

К.4. Изобразить схему короткого и длинного экономического цикла. В чем заключается их отличие?

2. Проверка домашнего задания.    

3. Устный фронтальный опрос.

- Что включает в себя понятие экономического роста? (Долговременное увеличение объема потенциального ВВП в абсолютных показателях и в расчете на душу населения)

- В чем состоит значение экономического роста?

- Что такое совокупная факторная производительность?

- В чем состоит теория длинных циклов?

III. Решение задач.

 Задача  1.

В США доля лиц со средним образованием в составе рабочей силы возросла с 30% в 1960 г. до 40% в  1987  г.

Что случилось в результате этого с кривой производственных возможностей  США и  почему?

Изобразите ответ графически в координатах: товары потребления — инвестиционные товары.

Ответ. Кривая производственных возможностей США сдвинулась вправо, как показано на рис., так как улучшилось качество одного из факторов производства — труда. Это привело к повышению производительности труда во всех секторах экономики, что выразилось в увеличении производства как инвестиционных, так и потребительских товаров и, следовательно, в экономическом росте. Обратите внимание на то, что в данном случае рост произошел за счет интенсивного фактора.

количество инвестиционных товаров

количество потребительских товаров

2. Подумайте, как могут повлиять на темпы роста реального ВВП на душу населения следующие факторы:

а)   средний темп прироста населения;

б)   степень охвата населения средним образованием;

в)   доля  инвестиций в ВВП;

г)   неравенство в распределении доходов;

д)   военные pacxoды.

Ответы.

а)   общий   объем дохода при быстро растущем населении приходится распределять между все большим числом людей,  и душевой доход растет медленнее (отрицательное влияние);

б)   этот показатель косвенно характеризует качество трудовых ресурсов,   поскольку отражает общий уровень образованности основной части работников (положительное влияние);

в)   доля инвестиций в ВВП напрямую влияет на рост капитала,   а  значит,  и на увеличение выпуска продукции (положительное влияние);

г)    факты  свидетельствуют о том, что неравенство в распределении  доходов отрицательно воздействует не только на рост,   но   и   на  другие показатели, характеризующие благосостояния (продолжительность жизни, уровень образования, калорийность питания);

д)   эмпирические данные говорят о том, что небольшие военные расходы (до 9-10% ВВП) могут положительно влиять на   темпы роста, тогда как более высокие оказывают отрицательное   воздействие. Передовые технологии и нововведения, распространяясь впоследствии и на гражданское производство, стимулируют его pocт, и в этом плане государственные расходы на военные заказы оправдываются. Но чрезмерное отвлечение  средств на военные нужды лишает значительных ресурсов гражданские  отрасли и сдерживает их рост.

3.Имеются   следующие   статистические   данные   по   России:

Показатели экономики

1996 г.

1997 г.

ВВП в текущих ценах (трлн. руб.)

2200

2586

Дефлятор ВВП, в % к предыдущему году

116,6%

Можно ли сказать, исходя из этих данных, что в рассматриваемый период в  России  был  экономический рост?

Решение.

Прежде всего приводим данные за 1997 г. к реальному значению,   корректируя  их  с  помощью  индекса  цен:

Индекс цен (дефлятор ВВП) = 100 %,

Отсюда ВВПреал. =

ВВПреал. = 100% 2217,8 трлн.руб.

Темп изменения ВВП в 1997 г. составит:    100% = 0,8%

Таким  образом,  в   1997  г.  в  России  наблюдался  незначительный  рост  —  менее   1%.

IV. Решение проблемной ситуации– работа в группах.

Проблемная ситуация

Россия утрачивает базу для возобновления роста

Для серьезных сдвигов в экономике 1997 год потерян. Промышленный спад будет продолжаться. Об этом заявил на состоявшейся на прошлой неделе в Торгово-промышленной палате конференции «Промышленная политика России на пороге XXI века» директор Института экономики РАН академик Леонид Абалкин.

В 1996 году предпосылок для экономического роста в стране создано не было. Нарастает техническая отсталость российской промышленности. Произошел не просто спад, а деградация промышленной структуры. В течение ближайших 7 лет парк действующего оборудования сократится в 2 раза. Через 10 лет от него останется треть. Затраты на НИОКР1 за последнее десятилетие уменьшились в 15-18 раз. В итоге потеряно около 300 высоких конкурентоспособных технологий. Идет процесс примитивизации производства. Расходы на науку для поддержания технического уровня продукции не должны опускаться ниже 2% от объема ВВП. Если в Великобритании они составляют 2,1% ВВП, в Германии — 2,9% ВВП, в США — 2,6% ВВП, то в России — 0,5% ВВП.

По мнению специалистов Института экономики РАН, новая концепция промышленной политики должна быть реализована на двух этапах. На первом этапе (он рассчитан на 2-3 года) ставится задача остановить промышленный спад и выйти из экономического кризиса. Задействованы на этом этапе могут быть только традиционные технологии и мощности. Второй этап включает в себя техническое перевооружение и выход на новые высокие технологии.

«Финансовые известия», 1997, № 11

Согласны ли вы с такой оценкой перспектив экономического роста в России?

1 НИОКР — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Если парк действующего оборудования сократился в 2 раза, то не возникла ли объективная необходимость инвестировать капитал в новейшее оборудование и целесообразность  перехода  на новейшую  технологию?

Не выбыло ли устаревшее и износившееся оборудование?

Почему на первом этапе могут быть задействованы только традиционные технологии и мощности?

Обсудите эти проблемы.

VII. Постановка домашнего задания

VIII. Подведение итогов урока.

IX. Рефлексия  «Поговорки – зеркало настроения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Урок обобщение по теме Уральский экономический район для учащихся 8-9 классов "Урал – волшебная сокровищница нашей страны".

Неповторима и поистине сказочная природа Урала. Чарующая красота голубых озер, причудливые скалы и горные хребты. И действительно, природа щедро одарила Урал. Привычны высказывания об ...

Урок-презентация по русскому языку. 7 класс. Тема: Урок-обобщение по теме «Наречие»

Вопросы урока: 1. Грамматическое значение наречий.2. Лексико-грамматические разряды.3. Способы образования, сравнительная форма наречий.4. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.5...

Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)

Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное".  Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....

Задания по теме «Экономический рост и развитие»

Задания по теме «Экономический рост и развитие» - презентация с тестами и развернутыми ответами для учащихся 10-11 класса, которую можно использовать  на уроках обществознания и эконо...

Тест в формате ЕГЭ по теме "Экономический рост и развитие"

Тест в формате ЕГЭ по теме "Экономический рост и развитие" для 11 класса...

Проверочная работа по теме "Экономический рост и развитие"

Проверочная работа в форме ЕГЭ по обществознанию. Разный тип заданий позволяет провести объективную проверку знаний ученика по теме "Экономический рост и развитие", а также подготовить его к...

Презентация по теме "Экономический рост"

Презентация предназначена для демонстрации на уроках обществознания и экономики в 11 классе при изучении темы "Экономический рост"...