Открытый урок "Рыночное равновесие"
план-конспект урока по экономике (10 класс) по теме

Никитина Евгения Сергеевна

Открытый урок по экономике в 10 классе социально - экономического профиля. Учебник Иванова С.И. Экономика. -М.: Вита- Пресс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Рыночное равновесие.

Цель урока: уяснить механизм рыночного ценообразования.

Основная задача:

  1. научить учащихся определять равновесную цену и равновесное количество товаров тремя способами;
  2. научить учащихся определять новые значения равновесной цены и равновесного количества товаров как результат реакции рынка на внешние изменения спроса и предложения.

Основные понятия:

  1. равновесная цена;
  2. равновесное количество товаров;

Тип урока:

Урок – практикум.

План урока:

  1. Как устанавливается рыночное равновесие. Что такое равновесная цена и равновесное количество товаров.
  2. Графический, табличный и аналитический способы определения равновесной цены и равновесного количества товаров.

Домашнее задание:

 Иванова С.И. Экономика. -М.: Вита- Пресс, 2012, к.1, глава 3 § 3.3.

I. Организационный момент. (СЛАЙД №1)

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Добрый день уважаемые гости, рада видеть вас в 10 «А» социально-экономического профиля.

II. Актуализация знаний.

        Ребята, я обращаюсь к вам, вы наверное не случайно выбрали этот профиль. Какую профессию вы мечтаете получить? (Ответы учащихся)

Сегодня я предоставлю вам такую возможность побыть в роли экономистов. О чем пойдет речь, вы поймете, посмотрев ролик. (СЛАЙД №2)

        -Какое главное условие этой сделки?(Они должны договориться о цене)

        -Вы уже догадались о чем пойдет сегодня речь? (о равновесной цене, о рыночном равновесии, о о нахождении рыночного равновесия)

        Молодцы, на языке экономистов мы будем  говорить о рыночном равновесии, но нам важно не просто знать что такое рыночное равновесие нам нужно еще найти пути его нахождения различными способами. Это цель нашего урока.

III. Мотивация. (СЛАЙД №3)

Рыночное равновесие достигается, когда объем спроса равен объему предложения. Это можно изобразить формулой  Qd=Qs (где Qd-объем спроса, а Qs-объем предложения). Ребята эта формула понадобиться в дальнейшем.

        В конце нашей беседы мы должны выяснить, для чего нам нужно находить рыночное равновесие.

III. Изучение нового материала.

Чтобы легче было понять механизм рыночного ценообразования, я предлагаю разделиться на 2 группы. Что это будут за группы, вы узнаете через минуту. Вы уже кое что знаете из экономики и сейчас мы это увидим.

        -Вспомним определения понятий. (СЛАЙД №4)

Спрос- потребность покупателей в данном товаре, выраженная в их покупательской способности.

Величина спроса -количество товаров которые покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и определенном месте.

Закон спроса гласит – при равных условиях величина спроса на товар находится в обратной зависимости от цены на этот товар.

Кривая спроса – показывает, что повышение цены понижает величину спроса

        (СЛАЙД №5)

Предложение – количество товаров, которое производители готовы поставить на рынок в зависимости от цен на данный товар.

Величина предложения - количество товаров которые продавцы способны продать по определенной цене в данном месте и в данное время

Закон предложения гласит – при равных условиях изменение величины предложения товара находится в прямой зависимости от изменения цены этого товара

Кривая предложения – показывает, что рост цены сопроваждается ростом величины предложения

-Как вы думаете, для чего мы это повторили, и на какие группы нам предстоит поделиться?

I группа - ПОТРЕБИТЕЛИ. (Спрос напрямую зависит от потребителей)

II группа – ПРОИЗВОДИТЕЛИ. (Предложение зависит от производителей)

        Вашим домашним задание был мини – проект «Спрос на планшеты в нашей школе».

-Что вы делали? (Проводили социологический опрос в среднем и старшем звене нашей школы и на основе него составили таблицу спроса)        

  (СЛАЙД №6) Эта таблица представлена на доске, она нам пригодиться при нахождение рыночного равновесия.

        Каждая группа на основе своих таблиц должна построить кривые спроса и предложения на товар. На это вам дается 2-3 минуты. ( Презентация полученных данных)

Присутствующим объясняется, что каждой группе даны разные таблицы 1 группе дана таблица спроса на планшеты, а 2 группе таблица предложения на планшеты. Каждая группа на основе этих таблиц должна построить свой график.

        -Можем ли мы сейчас определить рыночное равновесие? (Нет)

        -Что же мы должны сделать, чтобы определить рыночное равновесие? (Давайте попробуем соединить кривую спроса и предложения на одной плоскости)

        -Что у нас получилось? (Они пересеклись)

        -Где мы можем встретить эту ситуацию в жизни? (Встреча продавца и покупателя на рынке)

Получается, что точка пересечения и будет являться рыночным равновесием.

        ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Каждый финансист мечтает о чем? (О финансовом благополучии). Закройте глаза и представьте себя в вашем любимом магазине с любимыми товарами. Сильнее зажмурьте глаза и представьте те цены, по которым вы хотите купить эти товары. Открывайте глаза, возвращайтесь в реальность. Посмотрите в окно, помечтайте, посмотрите вверх за своей мечтой, направо. Пусть мечты всегда будут с вами.

А мы возвращаемся вновь к рыночному равновесию.

-С помощью чего мы его нашли? (С помощью графика)

I СПОСОБ нахождения рыночного равновесия будет графический.

-Вы как экономисты скажите в чем он заключается. (В определении точки пересечении пересечения кривых спроса и предложения)

Составляя графики вы работали с таблицами спроса и предложения в них есть одинаковая колонка.

-Что это за колонка? (Цена товара)

Соединим эти таблицы. Что у нас получилось? ( На одной из строк одинаковое количество товара при одной цене)

Таким образом  мы нашли рыночное равновесие II СПОСОБОМ - табличным.

        -На языке экономистов в чем он будет заключаться? (В сопоставлении шкалы спроса и предложения)

Заметьте не надо строить график. Просто анализируя данные таблицы легко можно определить рыночное равновесие.

III СПОСОБ нахождения рыночного равновесия называется аналитический состоящий из математического вычисления (СЛАЙД №7).

Функция спроса задана уравнением Qd=2800-6P, а функция предложения Qs=3P-800 Определите точку равновесия.

2800-6P=3P-800

2800+800=6Р+3Р

3600=9Р

Р=400

Зная, что Qd=Qs, подставим Р в любую функцию:

Qs= 3Р – 800

Q= 3× 400 – 800

Q = 400

Ответ: Ре= 400 ед. и Qe=400 ед.

III. Закрепление полученных знаний. (СЛАЙД №8)

        -Где понадобятся нам эти знания в ближайшем будущем (При сдачи ЕГЭ)

Сейчас каждый из вас получит индивидуальный тест с задания из части А ЕГЭ, на выполнение которого будет 7 минут.

Присутствующим объясняется:

«Экономика – прикладная наука, которая вооружает ученика такими знаниями, чтобы он смог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу.

Поэтому на сегодняшний момент  трудно переоценить роль экономических знаний.

Воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений, - становится одной из важнейших задач современной школы.  

В нашей школе на протяжении нескольких лет внедрен социально- экономический профиль, который предполагает кроме истории и обществознания дополнительные часы по экономике и праву, дающие возможность нашим ученикам получать высокие баллы при сдачи ЕГЭ и успешно конкурировать при поступлении в профильные ВУЗы.

В прошлом году из обучающихся данного профиля 5 человек сдали документы для поступления в Социально Экономический Университет и 4 человека в Академию Права.

В настоящее время все они являются студентами этих ВУЗов.

Оцените свою деятельность на уроке по пятибалльной шкале. (СЛАЙД №9)

Лист самооценки деятельности учащегося

Индивидуальная работа

Групповая работа

Участие в проверке домашнего задания

Индивидуальные ответы на вопросы

Степень удовлетворенности собственной работой

Роль в группе

Степень активности в групповом обсуждении

Степень удовлетворенности работой

Степень удовлетворенности ученика оценивается по 5-балльной шкале. Критерии оценивания:

5 баллов  -  полностью доволен своей работой

4  балла -  не совсем доволен своей работой, т.к. работал не в полную силу

3 балла – не совсем доволен, т.к. в моей работе было много недостатков

2 балла – не доволен совершенно

1 балла – не могу оценить свою работу

Как обычно заканчиваем наш урок рефлексией. (СЛАЙД №10)        

Сегодня я узнал…

было интересно узнать…

было трудно выполнять…

теперь я могу..

Домашнее задание.

Одним из элементов единого государственного экзамена является написание эссе. Вам даны на выбор два высказывания Адама Смитта.

  • «То что мы ожидаем на ужин, появиться не вследствие доброй воли мясника, пивовара или булочника, а как результат их материального интереса»

                                                                           Адам Смит.

  • «Капиталы возрастают в результате  бережливости»
                                                                          Адам Смит.

Выберите то которое вам больше нравится и по памятки которой мы пользуемся напишите эссе.

Урок закончен, досвидание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.

Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов , влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...

План – конспект открытого занятия «Равновесия в художественной гимнастике»

План – конспект   открытого занятия  «Равновесия в художественной гимнастике» составлен для детей, занимающихся в детском творческом объединении эстрадно-спортивного танца «Ассорти».Возраст ...

Методическая разработка открытого урока в 10 классе по теме "Равновесие. Виды равновесия. Правило моментов"

Методическая разработка открытого урока в 10 классе по теме "Равновесие. Виды равновесия. Правило моментов"...

Открытый урок "Равновесия в художественной гимнастике"

Открытый урок на тему "Равновесия в художественной гимнастике" с группой ТЭ-2, 2016г....

Методическая разработка открытого урока "Скорость химических реакций. Химическое равновесие.".

Методическая разработка содержит цели и задачи занятия, план занятия, ход занятия. Содержит конспект урока и презентацию по этой теме. Также приводится тест для закрепления изученного материала....

Разработка открытого урока "Неустойчивое равновесие: боевые действия зимой - летом 1942 г. Сталинградская битва."

Летом 1942 года сложилась катастрофическая ситуация на Северном Кавказе. Противник вышел к Кавказскому хребту. Его целью была нефть Майкопа, Грозного и Баку, а также захват Закавказья. Но, мобилизовав...

Открытый урок по физике "Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы" (7 класс)

Тема урока: «Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент сил»Цель урока: Познакомить  учащихся с различными видами простых м...