Методические рекомендации по использованию коллективных форм обучения для формирования мотивации учащихся
статья по экономике на тему

Буцыка Галина Михайловна

В статье представлены основные варианты коллективных форм обучения студентов для формирования их мотивации к знаниям

Скачать:


Предварительный просмотр:

          ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

                       СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                              МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

             ПОДОЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ

СОГЛАСОВАНО                                                 УТВЕРЖДАЮ

на заседании

профессионального  цикла                               Заместитель директора

 специальностей 120714                       по учебно-методической  работе

                               080114                  

____________Г.М.Буцыка                  ___________________Н.Н.Ольхова

______________2014г.                              __________________2014г.                          

                   Методические рекомендации

по учебно-методической работе преподавателей

                                 Доклад            

Использование коллективных форм обучения для формирования мотивации учащихся

Разработала преподаватель                      Буцыка Г.М.

        2014

Использование коллективных форм обучения для формирования мотивации учащихся

Использование коллективных форм обучения для формирования мотивации учащихся к специальным дисциплинам
Исследования последних лет показывают необходимость включения учащихся в совместные (коллективные) формы работы. Дело здесь в том, что в такой форме учащимся интереснее учиться, но это лишь следствие. Причина заключается в том, что в процессе совместного выполнения заданий учащийся реально видит, что по каждому действию, задаче и т.д. может существовать не его одна, а несколько точек зрения, несколько вариантов решения и совсем необязательно, что его точка зрения, его вариант решения будут правильными и лучшими.
В последнее время педагоги очень много говорят о полезности коллективных форм учебной работы и пытаются их использовать. Но не всегда и не у всех педагогов это получается, хотя они точно следуют всем рекомендациям. Почему же отсутствует эффективность такого взаимодействия? Ответ – «Учащиеся не хотят».
Почему же дети не всегда мотивированы к совместной учебной деятельности, от чего зависит эта мотивация, как она формируется? Попробуем рассмотреть эти вопросы.
Условия формирования мотивации совместной учебной деятельности.
Совместная учебная деятельность при правильной ее организации не просто полезна, но и способствует наиболее эффективному развитию учащегося. В процессе формирования мотивации совместной деятельности можно выделить несколько этапов:
1. Этап неприятия коллективной работы, который возникает из-за того, что учащиеся до включения в совместную учебную работу не имеют о ней никакого представления и, следовательно, не мотивированы к этому виду деятельности, она им не нравится.
2. Учащиеся, даже если они не мотивированы, но хотят работать вместе и понимают положительные стороны такой работы, т.к. при совместной работе они могут в любой момент получить помощь. Однако, не все учащиеся умеют организовать свои действия совместно с действиями других и как следствие быстро теряют интерес к такой форме работы. Чтобы этого не происходило, учащихся надо учить работать.
Необходимо сделать так, чтобы в процессе совместной деятельности у учащихся накапливались знания, формировались умения, навыки, развивалась мотивация, создавались условия для перехода мотивации на более высокий уровень.
Взаимодействие учащихся возникает в моменты активного обмена:
— обмен способами учебной работы;
— обмен информацией и т.д.
Содержание таких обменов позволяет менять взаимодействие учащихся в совместной работе. Можно выделить несколько форм такого взаимодействия.
1. На уроке учащиеся рассматривают учет операций по кассе. Один заполняет приходные и расходные кассовые ордера и кассовую книгу. Другой проверяет отрывной экземпляр кассовой книги («отчет кассира») и заполняет ведомость №1 и журнал-отдел №1.
2. Между учащимися происходит распределение операций. Операции могут распределяться случайно, а могут с учетом определенных умений каждого из участников совместной работы, но в итоге – это обмен операциями между учащимися для получения общего результата.
3. На уроке учащиеся заслушивают рефераты, подготовленные по одной и той же теме. Информация, которая представлена ребятами, собрана из различных источников. Главное в этом процессе - обмен информацией.
4. На уроке преподаватель предлагает учащимся попробовать быть учителем, т.е. подготовить дома изложение материала по новой теме «Счета аналитические и оборотные ведомости по счетам аналитического учета» и провести опрос по пройденной теме с выставлением оценок. Одни учащиеся на уроке излагают материал на заданную тему. Другие — выставляют оценки и проводят анализ ответов.
5. На уроке (или дома) преподаватель предлагает составить кроссворд или написать самостоятельную работу, а затем поменяться работами, исправить оценки в работах друг друга и оценить, т.е. учащиеся участвуют во взаимопроверке какого-либо учебного продукта, выполняя функцию контроля. Главное здесь обмен функциями.

6. В процессе изучения материала, преподаватель предлагает повторить по конспекту изложенную тему и затем, озвучивая фамилии студентов, преподаватель  одному предлагает задать вопрос по теме, а другому на него ответить. Такой перекрестный опрос и непредвиденность предстоящей ситуации, побуждает студентов активизироваться при повторе изученной темы и глубже вникнуть в суть пройденной темы. Активизация и зрительное восприятие при постоянном поурочном опросе дает возможность получения глубоких знаний и возможность грамотно формулировать и излагать представленную проблему. Преподаватель оценивает результаты коллективного перекрестного опроса, где учитывается критерий грамотного профессионального построения вопроса и ответа на него.
Таким образом, работа на уроке строится в игровой форме, где учащиеся обмениваются ролями, т.е. главным является не содержание изложенного материала, а обмен ролями в процессе игры. Особенно ярко проявляется такая форма взаимодействия как обмен позициями, где четко выделяется собственная точка зрения и точка зрения другого человека.
Применение игровых технологий активизирует учебный процесс, стимулирует учащихся к самостоятельному приобретению знаний, поддерживает интерес к изучаемому материалу. Особенно это актуально для счетно-расчетных дисциплин. Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе зависит от понимания преподавателем функций, целей и задач предметных игр.
Деловые игры помогают снизить субъективность мнения преподавателя о знаниях, умениях и навыках учащихся, так как в процессе игры учащиеся настраиваются на самостоятельную работу, открывают в себе лидерские качества, умение находить выход из экстремальных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Важная задача учителя увлечь детей за собой, поэтому  каждый урок требует чего -то нового, интересного. Моим кредо являются слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и...

Методические рекомендации по использованию интерактивных форм обучения на уроках музыки

Систематическое проведение уроков музыки с использованием интерактивных форм и методов обучения даёт возможность сделать вывод о том, что задача самореализации учащихся успешно решается....

Использование активных методов обучения для повышения мотивации учащихся на уроках английского языка

Данный материал является выступлением на семинаре для учителей иностранного языка ОУ Высокогорского муниципального района РТ по теме "Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС н...

Методические рекомендации по использованию различных технологий обучения, используемых на уроках музыки из опыта работы

Методические рекомендации по использованию различных технологий обучения, используемых на уроках музыки из опыта работы...

Использование коллективных форм работы по формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха, имеющих задержку психического развития.

В статье представлены формы коллективной работы с глухими школьниками имеющими задержку психического развития по вормированию коммуникативной деятельности в процессе коллективной работы. Отражены прин...

Методические рекомендации по использованию методов активного обучения в учебном поцессе

Акивные методы - совокупность педагогичсеких действий и приемов,направленных на организацию учебного процесса и создающих условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческ...

МАСТЕР-КЛАСС : ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА «ОТ ТРАДИЦИЙ К ИННОВАЦИЯМ»

передача опыта путем прямого  и комментированного показа технологий, методов, приёмов используемых на уроках русского языка...