Методические рекомендации по использованию различных технологий обучения, используемых на уроках музыки из опыта работы
методическая разработка по музыке на тему

Методические рекомендации по использованию различных технологий обучения, используемых на уроках музыки из опыта работы

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»

Кафедра методики преподавания дисциплин

 художественно-эстетического цикла

Итоговая практико-значимая работа

«Методические рекомендации по использованию различных технологий обучения, используемых на уроках музыки из опыта работы»

по курсу вариативного учебного модуля

«Преподавание предмета «Музыка»

в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО»

Слушатель:

Кулин Наталья Валериевна,

учитель музыки

МОУ СОШ № 18 им. Подольских курсантов Г. о. Подольск

Московской области

Преподаватель:

Сергеева Г.П., к.п.н., доцент кафедры

методики преподавания дисциплин

художественно-эстетического цикла

АСОУ

2018

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические аспекты содержания технологий обучения

1.1.Что такое педагогическая технология?......................................................4

1.2. Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ)……………4

1.3. Технология развития критического мышления…………………………5

1.4. Технология  продуктивно-творческой деятельности…………………..6

1.5. Здоровьесберегающие технологии……………………………………….8

1.6. Проектная деятельность………………………………………………......10

Глава 2.  Практика использования технологий обучения на уроках музыки

2.1. Информационно-коммуникационные технологии как средство

художественно-творческого развития…………………………..……………10

2.2. Применение технологии критического мышления……………………..11

2.3. « Всё из жизни, всё для жизни»………………………………….............12

Заключение………………………………………………………………………13

Библиография…………………………………………………………………..14

Приложения ……………………………………………………………………15

2

Введение

Повышение качества образования является сегодня одной из актуальных проблем для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.          

 Цель современного образования состоит не столько в том, чтобы научить ребенка что-то делать, но и в том, чтобы дать ему возможность успешно справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями. Поэтому главная задача каждого учителя – сформировать у детей способность к самостоятельной работе, самопознанию, самосовершенствованию; способность к перенесению полученных знаний в жизнь. Внедряются инновационные педагогические технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей обучающихся.

Для достижения цели общего музыкального образования следует сделать предмет «Музыка» интересным и привлекательным для обучающихся. Чтобы достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, культурного уровня обучающихся, воспитание у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств, надо сделать урок современным. Как? Прежде всего, используя в своей работе современные принципы педагогической техники и информационные технологии.

Технологии обучения смогут изменить роль ученика: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются к партнерским, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъект учебной деятельности.

Цель работы: Обобщение опыта работы по использованию технологий обучения на уроках музыки.

Основные задачи:

  1. Изучить методическую литературу по данному вопросу.
  2. Проанализировать опыт, изложенный в педагогической литературе.
  3. Применить современные технологии образования на уроках музыки.
  4. Выделить основные возможности современных технологий обучения в решении проблемы повышения качества образования.

Объект исследования - современные технологии обучения, предмет - их роль в решении проблемы повышения качества образования.

Я считаю, что современные образовательные технологии играют огромную роль в решении проблемы повышения качества образования.

Использование современных образовательных технологий на уроках музыки сделает обучение ярким, интересным, запоминающимся для учащихся любого возраста, сформирует эмоционально-положительное отношение к предмету.

3

1. Теоретические аспекты содержания технологий обучения

1.1.Что такое педагогическая технология?

Часто педагогическую технологию определяют как:

  • Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов   педагогической   деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;
  •  Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
  •   Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

- Информационно – коммуникационная технология.

- Здоровьесберегающие технологии.  

- Технология развития критического мышления.

- Проектная технология.

- Технология развивающего обучения.

- Технология проблемного обучения.

- Игровые технологии.

- Групповые технологии.

- Технологии уровневой дифференциации и др.

В данной работе я остановлюсь на некоторых наиболее часто используемых мною на уроках музыки технологиях обучения.

1.2. Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ)

Двадцать первый век - это век информационных технологий. Информационные технологии сейчас активно внедряются в различные сферы жизни, среди них и народное образование. В настоящее время большое количество информационных технологий применяется в учебном процессе. Использование информационных технологий в образовательном процессе дает учителю большие возможности при проведении урока, делает урок более увлекательным, запоминающимся, наглядным, позволяет по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, и видеоинформационную часть, обогащает методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. На уроке музыки использование информационных технологий решает ряд важнейших задач, прежде всего-это повышение интереса к музыке и к учебно-познавательной деятельности на уроке, способствует усвоению учебного материала, активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала учащихся.

4

Самый доступный способ применения информационных технологий на уроке музыки – это использование мультимедийной установки. Одним из инструментов внедрения информационных технологий является компьютерная программа Power Point, которую очень эффективно и творчески можно использовать в преподавании музыки. В данной программе составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков музыки, также, с большим успехом, эту программу можно использовать и во внеклассной работе. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ, делает рассказ учителя более увлекательным, а самое главное, концентрирует внимание учащихся на учителя, что очень важно. Презентации можно применять на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемого материала позволяет учащимся эффективнее воспринимать излагаемый учителем материал. При создании слайдов возможно использовать анимацию, это очень удобно для последовательного изложения материала. С помощью анимации можно сконцентрировать внимание учащихся на главном в изучаемом материале. Можно применять мультимедиа в различных видах учебно-познавательной деятельности на уроке музыки, это и слушание музыки, и вокально-хоровая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах. Персональные компьютеры давно уже стали повседневным и обычным инструментом в жизни человека, широкое распространение сети Интернет дает нам возможность широко ее использовать в образовательном процессе.

Применение информационных технологий на уроке музыки способствует:

  • личностному развитию учащихся;
  • повышению интереса школьников к урокам музыки;
  • росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;
  • повышению интереса к творческой и познавательной деятельности;
  • воспитанию активности и самостоятельности;
  • формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к музыкальному искусству;
  • формированию у школьников основ теоретического мышления.

   Одно из направлений инновационного педагогического поиска в музыкальном образовании - это совершенствование содержания образования, которое  предусматривает появление новых стандартов, новых программ, новых учебно-методических комплектов.

1.3. Технология развития критического мышления

  Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за

5

собственные решения.

Конструктивную основу технологии критического мышления составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:  

  • На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес,

определяются цели рассмотрения той или иной темы. 

  • На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся  вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.
  • Этап  размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. 

Функции трех фаз технологии развития критического мышления

  • Мотивационная      (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)
  •  Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) 
  • Коммуникационная
    (бесконфликтный обмен мнениями) 
  • Информационная (получение новой информации по теме)
  • Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) 
  • Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) 
  • Информационная (приобретение нового знания) 
  • Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) 
  • Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,  
    оценка процесса)
     

1.4. Технология  продуктивно-творческой деятельности

Данная технология строится на принципах общехудожественного постижения искусства:

  • принцип увлеченности и эмоциональной отзывчивости;
  • принцип культуросообразности;
  • принцип природосообразности (от игры к творчеству);
  • принцип единства воспитания и образования,
  • принцип преемственности и непрерывности различных уровней музыкального образования;

6

  • комплексный подход к синтезу всех видов искусств и сфер жизни;
  • одновременная работа всех анализаторов (зрение, слух, осязание).

В технологии продуктивно - творческой деятельности предусматривается качественно новый подход к подбору содержания музыкально-художественного материала. Основное новообразование  в принципе подбора музыкальных произведений заключается  в технологическом подходе « от прошлого - к настоящему, от настоящего - к будущему». Такой подход позволяет рассмотреть любое музыкальное явление и произведение с точки зрения традиций и современности, а продуктивно-творческая деятельность позволяет смоделировать его существование в будущем. Так, например, анализируя жанр авторской песни в 6 классе  (тема «Что значит современность в музыке»), учащиеся знакомятся  с историей возникновения этого музыкального жанра, изучают музыку средневековых бардов, менестрелей, трубадуров. Разучивая песни современных авторов, например, В.Высоцкого, О. Митяева и др., учащиеся исследуют жанр авторской песни с точки зрения современной культуры, а обозначив в ходе обсуждения, волнующие современных подростков темы, создают фундамент для музыкальных сочинений  будущего. И неважно, если  первый опыт по созданию своей авторской песни будет не совсем удачным, главное, что он состоялся.

Основными методами обучения продуктивно-творческой деятельности являются методы музыкальной импровизации, интеграции различных видов искусств,  интерпретации собственного исполнения  музыкального произведения.

Особое  внимание уделяется методу музыкальной импровизации как первооснове продуктивно-творческой деятельности. Этот метод основан на взаимодействии художественно-образного и конструктивного мышления. Образное и конструктивное начала в музыкальном творчестве нерасторжимы и обогащают друг друга. При этом задействованным оказывается одно из важнейших качеств детской психики - фантазия, которая является базовым компонентом художественного творчества.

Процесс обучения музыкальному искусству включает в себя обязательный образовательный уровень (урок) и внеурочную деятельность. Навыки художественно-творческой деятельности, получаемые на уроках музыки, органично развиваются во всех последующих формах общения с искусством:

  • внеурочная развивающая деятельность (занятие в кружках по интересам: эстрадный вокал, театральная студия,  коллектив народного творчества, хореографическая студия);
  • внешкольные мероприятия художественно-эстетической направленности;
  • коллективное посещение концертов, музеев.
  • вокальные конкурсы, фестивали.

7

1.5. Здоровьесберегающие технологии

Очень важными и необходимыми в наше время стали здоровьесберегающие технологии.

Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе.

Неудивительно поэтому, что в наше время много школ работает с применением технологии здоровье сбережения.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. И музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья школьников.

Может ли учитель музыки с помощью здоровье сберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся?

По существу, каждый учитель музыки, осознает он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.

Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой.

Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты:

  • музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови
  • повышает и понижает мышечный тонус;
  • стимулирует появление эмоций;
  • улучшает вербальные и арифметические способности;
  • стимулирует процессы восприятия и памяти;
  • активизирует творческое мышление.

Эту особенность оздоравливающего воздействия музыкальных произведений на организм человека можно использовать не только на уроках музыки, а и на всех других уроках во время физминуток или в заключительной части урока.

Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение. Многие произведения школьной

8

программы входят в список полезной классической музыки, составленный на основе данных нейрофизиологических исследований о влиянии различных музыкальных характеристик на мозг ребёнка.

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов. Во время слушания музыки допускается свободная посадка за партой, приём «слушание с закрытыми глазами» для лучшего восприятия музыки. При повторном прослушивании используются репродукции картин художников, фотографии, видеосюжеты, заранее подготовленные и связанные с содержанием музыкального произведения. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что такое восприятие произведений искусства положительно влияет на их психоэмоцианальное состояние.

Логоритмическая гимнастика - это форма активного отдыха, наиболее

благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения.

Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

Фольклорная арттерапия. Русский песенный фольклор - это естественная система арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок - обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора.

В процессе использования технологий на уроке музыки дети узнают, постигают, осваивают закономерности языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развивать музыкальные способности детей.

Все технологии помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.

9

1.5. Проектная деятельность

Проектная технология –  это образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков.

          Окружающая жизнь – лаборатория, в которой происходит процесс познания,  самообучения  и взаимообучения. «Всё из жизни, всё для жизни» - вот девиз данной технологии.

Проектная деятельность - проектный метод основывается на концепции деятельностного подхода и позволяет организовать обучение, в котором обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий – проектов.

Глава 2.  Практика использования технологий обучения

на уроках музыки

2.1. Информационно-коммуникационные технологии как средство художественно-творческого развития

Направления использования Информационных технологий на уроке музыки и во внеурочной деятельности:

  • наглядность при изучении нового материала (видео, презентации);
  • закрепление изложенного материала;
  • диагностика качества обучения (тесты);
  • контроль и проверка знаний учащихся (музыкальные викторины, тесты, самостоятельные работы, творческие задания);
  • подготовка презентаций, выступлений учащихся;
  • видеосъемка выступлений вокально-хорового коллектива с последующим просмотром и обсуждением.

ИКТ позволяют мне широко использовать на своих уроках цифровой образовательный ресурс, который может включать в себя:

  • Электронные учебные модули: коллекция цифровых образовательных ресурсов с сайта fcior.edu.ru (на этом сайте множество видео и аудио файлов).
  • Видеоролики: фрагменты из балетов, опер, мюзиклов, оперетт, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты народных праздников.
  • Наглядный материал: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов; тематические рисунки, нотная графика, репродукции произведений изобразительного искусства, живописи и т.д.
  • Материалы из музеев: документальные фотографии композиторов и исполнителей.
  • Звуковые фонограммы музыкальных произведений.
  • Литературные произведения: доступные, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов; отрывки

10

стихотворений, прозы, созвучные музыке; (дикторский текст с музыкой)

  • Словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, фрагменты писем;
  • Воспоминания, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.
  • Творческие (интерактивные) задания для учащихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника.

         Говоря о применении современных ИКТ в организации учебного процесса, нельзя не упомянуть об использовании интерактивной доски,с помощью которой можно сочетать проверенные методы и приемы работы с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.

Такая доска позволяет перемещать объекты, работать с цветом, использовать спецэффекты, игровые моменты. Также с ней удобно повторять отдельные материалы.

Опыт применения информационно-коммуникационных технологий показал:

а) информационная среда школы, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов; 

б) информатизация обучения привлекательна для ученика тем, что повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы;

в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.

2.2. Применение технологии критического мышления

Критическое мышление:

  • Способствует взаимоуважению партнёров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;
  • Облегчает понимание различных «взглядов на мир»;
  • Позволяет обучающимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

Основным критерием оценки результата в условиях технологии развития критического мышления обучающихся является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:

  • Оценка (Где ошибка?)
  • Диагноз (В чём причина?)
  • Самоконтроль (Каковы недостатки?)
  • Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?)

11

  • Прогноз (Постройте прогноз).

Результаты: Критичность мышления школьников по поводу своего субъектного опыта.

Ограничения:

  1. Подготовка специального содержания текстов.
  2. Невысокий уровень сформированности у школьников умений самостоятельной работы.

Основные методические приемы развития критического мышления:

1. Прием «Кластер».

2. Таблица.

3  Учебно-мозговой штурм.

4. Интеллектуальная разминка.

5. Зигзаг, зигзаг -2.

6. Прием «Инсерт».

7. Эссе.

8. Приём «Корзина идей».

9. Приём «Составление синквейнов». 

10. Метод контрольных вопросов.

11. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…».

12. Круги по воде.

13. Ролевой проект.

14. Да – нет.

15. Приём «Чтение с остановками». 

16. Приём «Взаимоопрос».

17. Приём «Перепутанные логические цепочки».

18. Приём « Перекрёстная дискуссия».

В ходе работы в рамках этой модели школьники овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Так, прием «Кластер» даёт возможность схематично, коротко изображать материал. Рисуем модель солнечной системы: звезда, планеты, спутники. Звезда в центре – тема, вокруг неё – планеты (крупные смысловые единицы). У каждой планеты есть спутники – основные идеи смысловых единиц.

Например, прием «Синквейн» (пятистишие) – синтез информации в лаконичной форме (Приложение).

2.3. « Всё из жизни, всё для жизни»

Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Таким образом, проектная методика: характеризуется высокой

12

коммуникативностью; предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность; особая форма организации коммуникативно-познвательной деятельности школьников на уроке; основана на цикличной организации учебного процесса.

   Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта следует применять в конце изучения темы (раздела) по определенному циклу, как один их видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки и защита проекта по определенной теме.

Работа над проектом осуществляется уже с начальной школы («История создания музыкального инструмента», «Рассказ о жизни и творчестве любимого композитора», «История создания музыкального произведения» и т.д.). В средней школе осуществляется проектная деятельность более сложного формата (создание презентаций, ролевые проекты – разыгрывание сцен из оперы, или из жизни композитора, информационно-исследовательские – «Как создавалась опера», «Живописная» музыка М.П.Мусоргского» и др.) (темы проектов в 5-8 классах см. в Приложении).

Для осуществления проектной деятельности обучающихся, необходимо, чтобы ею владел сам учитель. Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Ведь недаром эти технологии относят к ведущим технологиям ФГОС нового поколения

Заключение

Любая педагогическая технология охватывает определенную область педагогической деятельности. С одной стороны, она включает в себя ряд соответствующих ее деятельностей (и соответствующих технологий), с другой стороны, сама может быть включена как составляющая часть в деятельность (технологию) более широкого (высокого) уровня. В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса.

Применение современных технологий обучения способствует формированию у учащихся:

  • Повышение мотивации к обучению.
  • Расширение возможности предъявления учебной информации.
  • Способствует наиболее широкому раскрытию творческих способностей;
  • Позволяет наглядно представить результат своих действий.

Правильно отобранные образовательные технологии, становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

К сожалению, учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой

13

гармонической личности. В связи с этим возникает проблема повышения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения данной проблемы могут стать современные образовательные технологии, а применение современных технических средств обучения (компьютер, видео- и аудиоаппаратура, музыкальный центр и т.д.) позволят добиться желаемого результата.

Библиография

  1. Безрукова В.С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. Москва: Сентябрь, 2004 год.
  2. Громова О.К. Критическое мышление - как это по-русски? Технология творчества. //БШ № 12, 2001.
  3. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.: Сентябрь. 2006 год.
  4. Епишева О. Основные параметры технологии обучения// «Школьные технологии», № 4 2004.
  5. Каунов А.М. Современные технологии и методы обучения. Волгоград. ВГПУ «Перемена», 2008.
  6. Кларин М.В. Технологический подход к обучению //Школьные технологии № 5 2003.
  7. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.: Сентябрь, 2003 год.
  8. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. - М.: Просвещение, 2002.
  9. Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника //«Воспитание школьников» № 4 2002.
  10. Щурова Н.Е. Педагогическая технология - М, 2002.
  11. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе - М.: Просвещение, 2005 г
  12. Бабанский Ю.К. Методы обучения в школе - М.: Просвещение 1989 г
  13.  Беспалько Ю.К. Программированное обучение - М.: Просвищение, 1991 г.
  14. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении - М.: Знание, 1960 г.
  15. Зотов Ю.Б. / Под редакцией Пидкасистого П.И./ Организация современного урока М.: Просвещение, 1989 г.
  16. Кротова Н.В. Новые образовательные технологии в формировании интеллектуального человеческого капитала культуры - М., 2000 г.
  17. Сухомлинский В.А. О воспитании - М.: Просвещение, 1975 г.
  18.  Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М.: Педагогика, 1987 г.

14

Приложения

ПАМЯТКА - 1: Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять». Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

ПАМЯТКА – 2: СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА

1 строка - существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить.

2 строка - два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём.

3 строка - три глагола: действия, которые производит существительное.

4 строка - фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному.

5 строка – одно слово – существительное - ваши ассоциации, вывод, резюме.

Примеры синквейнов обучающихся:

Пример 1.

  1. Песня.
  2. Красивая, душевная.
  3. Настроит, успокоит, поможет.
  4. Песня – это лучшее лекарство.
  5. Жизнь!

Пример 2.

  1. Вальс.
  2. Торжественный, мелодичный.
  3. Кружит, радует, веселит.
  4. Вальс уносит нас в небеса.
  5. Волшебство.

Пример 3.

  1. Романс.
  2. Тихий, добрый.
  3. Успокаивает, льется, учит.
  4. Лекарство от душевной боли.
  5. Сердце!

Примеры синквейнов

(«Картинки с выставки» М.П. Мусоргского):

«Избушка на курьих ножках»

1. Баба Яга.

2.Злая, старая.

3. Летит, кричит, пугает.

15

4. Коварная колдунья, летающая в ступе.

5. Ведьма.

«Балет невылупившихся птенцов»

1. Птенцы.

2. Маленькие, жёлтые.

3. Пищат, танцуют, падают.

4. Веселые пташки, танцующие балет.

5. Малыши.

«Старый замок»

1. Замок.

2. Старинный, таинственный.

3. Пугает, настораживает, погружает.

4. Старый замок окутан тайной.

5. Старина.

«Богатырские ворота»

1. Ворота.

2. Мощные, богатырские.

3. Закрывают, открывают, защищают.

4. Огромные ворота для богатырей.

5. Вход.

Приложение

Выписка из Рабочей программы по музыке для 5-8 классов

Работа над проектом

Что такое творческий проект? Творческий проект – это самостоятельная творческая  работа, выполненная под руководством учителя. Качество выполнения проекта зависит от того, насколько прочны знания, умения и навыки обучающегося, приобретенные на уроках и на  дополнительных занятиях.

Варианты проектов могут быть различными. Не обязательно, чтобы весь проект, особенно сложный, выполнялся самостоятельно.  Проект могут выполнять несколько человек вместе, но при этом необходимо четко разделить его на части, которые выполняет каждый.

Проект также должен быть направлен на изготовление нового, конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом у покупателя. Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей, эстетического вкуса, инициативы, логического мышления.

16

Примерные темы творческих проектов по музыке

5 класс

  • Знакомьтесь, балет!
  • Экскурсия в мир оперы.
  • Какие бывают марши?
  • Из жизни музыкальных инструментов (клавишные, духовые, струнные, смычковые и т.д.)
  • Музыкальная азбука.
  • Музыкальные краски.
  • Ритм, темп в музыке и в других видах искусства.
  • Музыкальный язык: средства музыкальной выразительности.
  • Музыкальный язык: форма музыкального произведения.
  • Инструменты симфонического оркестра.
  • Инструменты народного оркестра.
  • Музыкальные стили и направления.
  • Фольклорная и этническая музыка.
  • Музыкальные инструменты разных стран и народов.
  • Многокрасочность и колорит национальной музыки.
  • Танцы, танцы, танцы.
  • Музыкальный образ России.
  • Образ природы в искусстве.
  • Юмор в музыке.
  • Женские образы в искусстве.
  • Богатырская тема в музыке.
  • Сказка в музыке.
  • Поэзия и музыка.
  • Почему сказки о силе музыки есть у многих народов мира?
  • Другая жизнь песни.
  • Красота в искусстве.

6 класс

  • Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве.
  • Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе.
  • Народная музыка: истоки, направления, сюжеты, образы, известные исполнители и исполнительские коллективы.
  • Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего.
  • Музыка в храмовом синтезе искусств: от прошлого к будущему.
  • Музыка серьезная и легкая: проблемы, суждения, мнения.
  • Авторская песня. Любимые барды.
  • Что такое современность в музыке?
  • Острый ритм – джаза звуки.
  • Разнообразие жанров народной музыки России.
  • Волшебный мир романса.

17

  • Музыка в кинофильмах.
  • Современна ли музыка Баха?
  • Такую жизнь нельзя назвать короткой (творчество Высоцкого).
  • Выдающиеся музыкальные исполнители – Шаляпин Ф., Ойстрах Д., Рихтер С. и др.

7- 8 класс

В 7 классе продолжается работа обучающихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект обучающихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов.

Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы:

  • Жизнь даёт для песни образы и звуки.
  • Музыкальная культура родного края.
  • Классика на мобильных телефонах.
  • Есть ли у симфонии будущее?
  • Музыкальный театр: прошлое и настоящее.
  • Камерная музыка: стили, жанры, исполнители.
  • Музыка народов мира: красота и гармония.
  • Музыка разных времен и эпох (барокко, классицизм, романтизм, музыка 20 века).
  • Представители «Могучей кучки» - кто они?
  • Новые направления в развитии музыки 20 века. Творчество «Битлз».
  • Становление рок - музыки.
  • Может ли быть современной классическая музыка?
  • Новые краски музыки 20-го столетия.
  • Слияние музыки двух столетий – рождение нового шедевра.
  • Композиторы-песенники как музыкальные символы своего времени (Дунаевский И., Александров А.).
  • Музыкальные конкурсы.
  • Профессии, связанные с музыкой.

Общие темы для 5-8 классов:

  • Музыка - оружие в борьбе за мир и свободу.
  • Музыка о войне.
  • Жизненный и творческий путь любимого композитора.
  • История одного шедевра (о любимом музыкальном произведении).
  • История создания музыкального инструмента.
  • Творческий путь любимого исполнителя.
  • Российские музыкальные коллективы и исполнители.

18

В предлагаемых проектах могут взаимодействовать формы урочной и внеурочной деятельности обучающихся, включающие в себя индивидуальное и коллективное музицирование, театрализацию (драматизацию) художественных произведений, жизненных впечатлений школьников; творческие работы: изготовление тематических альбомов, газет музыкальной тематики или материала для стендов, создание видеофильмов, электронных презентаций, музыкального сопровождения, рисунки, анкеты, графики и диаграммы и др.; составление коллекций; рисование, конструирование, литературное творчество; дидактический материал по какой-либо теме; создание музыкальной игры и её описание; музыкальные спектакли, театрализованные концерты, музыкальные гостиные и т.п.; рассказы о композиторе и его творчестве; история создания музыкального произведения или музыкального инструмента и т.п.

Критерии оценки творческих проектов: актуальность темы и предлагаемых решений, практическая направленность и значимость работы; полнота и логичность раскрытия темы; умение делать выводы и обобщения; самостоятельность суждений; творческий уровень участников проекта, оригинальность решений; умение аргументировать собственную точку зрения; художественное оформление проекта (подбор музыкальных произведений, слайдов, рисунков; изготовление альбомов, стендов, газет, фотографий, видеороликов, литературное и сценическое сопровождение защиты проекта).

19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию игровых технологий на уроках экономики

В работе раскрывается сущность метода  игровых технологий, целесообразность использования их в системе начального профессионального образования, технология и методика проведения дидактических и и...

Методические рекомендации по использованию игровых технологий на уроках английского языка для коррекционных школ 4 вида

Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования ...

Методические рекомендации по использованию игровых технологий на уроках английского языка для коррекционных школ 4 вида

Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования ...

Методические рекомендации по использованию интерактивных форм обучения на уроках музыки

Систематическое проведение уроков музыки с использованием интерактивных форм и методов обучения даёт возможность сделать вывод о том, что задача самореализации учащихся успешно решается....

"Цифровые технологии на уроках музыки" (из опыта работы)

Данная работа содержит  описание опыта использования цифровых технологий в работе учителя музыки при подготовке и проведении уроков и различных мероприятий. Материал может быть интересен всем пед...