Программа элективного курса "Деньги"
элективный курс по экономике (11 класс) на тему

Программа элективного курса "Деньги"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dengi.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

«Деньги»

Пояснительная записка

Сегодня никому не нужно доказывать необходимость экономических знаний. Невозможно представить современного человека, не столкнувшегося с проблемами рыночных отношений. Экономическое образование является неотъемлемой, важной частью общего среднего образования. Взаимосвязь экономики с математикой, историей, географией, обществознанием и другими школьными дисциплинами позволяет создать у обучающего адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина. Важно, чтобы экономическое мышление, профессиональная ориентация и компетентность стали отличительной чертой детей. И чем раньше они проявят интерес к проблемам экономики, постоянную потребность в экономическом знании, тем легче им будет строить свою взрослую жизнь. Этот элективный курс также поможет молодым людям определить сферу своих интересов.

Изучая механизмы рыночной экономики в курсе экономики в 9 классе, на тему «Деньги» отводится лишь 6 часов. Данный же курс рассчитан на 17 часов и даст возможность учащимся более глубоко подойти к теме, рассмотреть предмет с разных сторон, прослеживается межпредметная связь – история, география, математика, право и обществознание.

Начиная с истории денег, изучая их функции, свойства и обращения, учащиеся смогут дойти до вычисления всей денежной массы страны. Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. Они раньше всех феноменов хозяйственной жизни привлекли к себе внимание человеческой жизни. На сегодняшний день этой проблеме посвящено более 12 тысяч специальных работ. Но он до сих пор остается во многом загадкой.

Данная программа предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательных школ, для обучения основам экономических знаний.

Календарно-тематический план программы составлен таким образом, чтобы объем изучаемого материала позволял учителю проверить знания по ранее изученной теме, а также проводить экономические игры, конкурсы, тесты для активизации усвоения новых понятий и связей между ними.

По завершению изучения данного курса учащиеся на итоговом уроке представляют свои работы: выполненные и защищенные рефераты, компьютерные презентации и т.д.

Основные цели курса:

  • Познакомить учащихся с основными понятиями и категориями экономики;
  • Формирование основ экономических знаний;
  • Познакомить учащихся с закономерностями  экономических процессов;
  • Привитие навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях;
  • Дать начальные понятия о цивилизованном бизнесе и рыночных отношениях;
  • Профильная ориентация и развитие способностей школьников к деятельности в сфере экономики.

Задачи курса:

  • Развитие интереса к новому предмету, освоение основ знаний о современной экономике и самое главное – расширение кругозора у учащихся.

Формы проведения занятий

  • Уроки
  • Семинары
  • Научно – практическая конференция
  • Практические занятия

Основные знания и умения:

Учащиеся должны:

 иметь представление об экономике как науки, как хозяйства, как отношений между людьми.

знать основные понятия: товарные деньги, бумажные деньги, наличные и безналичные денежные средства, монета, эмиссия денег, бартер, ликвидность, деньги, денежная масса, скорость обращения денег, разменность, защищенность, прочность, портативность, валютный курс, сбережения, валюта, виды, формы, функции и свойства денег, относительная ценность товаров, обеспечение банкнот, казначейские билеты, инфляция, стоимость жизни.

уметь: различать деньги от денежной массы, приводить примеры активов и определять их ликвидность. Вычислять котировку валюты, переводить одни денежные единицы в другие. Анализировать последствия инфляции на покупательскую способность  денег. Устанавливать взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим уровнем цен.

Овладеть навыками: вычислять денежную массу страны и скорости обращения денег, владеть количественной теорией денег, также информацией о рыночной цене курса валюты на данный момент времени.

1. Содержание программы

Введение. Что такое экономика (1 ч.)

Экономика как основа хозяйственной жизни общества. Экономика как наука.

История возникновения денег (6ч.)

Причины возникновения денег. Разные товары в качестве денег. История происхождения денег разных стран. История рубля, копейки. Древнерусские монеты. Ассигнации. Разновидности денежных единиц. История доллара, франка, фунта стерлингов, евро. Конвертируемая, неконвертируемая валюта. Валютный курс. Вычисление котировки валюты.

Функции денег в экономике (5 ч.)

Деньги как средство обмена. Понятие о денежном товаре. 4 формы денег. Деньги как средство соизмерения различных товаров. Бартер и причины его распространения при расстройстве денежного механизма. Деньги как средство сбережения. Понятия об активах и их ликвидности. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег. Эмиссия денег. Шотландский финансист Джон Ло и его система денежного обращения. Золотой стандарт в Западной Европе ХVII–XIX в. Количество золота в мире. Где оно добывается? Установление цены на золото.

Основы денежного механизма (5 ч)

Факторы, определяющие необходимую стране массу денег. Понятие о скорости обращения денег и метод её определения. Биография Ирвинга Фишера. Закон обмена и его использование для анализа ситуации в денежном хозяйстве страны. Причины возникновения инфляции и её влияние на покупательскую способность денег.

2. Календарно-тематический план

Название разделов и тем

Кол-во

часов

Лекции

Семинар

Практ. занятия

Форма контроля

I. Введение

1

Что такое экономика. Экономика как основа хозяйственной жизни общества. Экономика как наука.

1

1

Собеседование

II. История возникновения денег

6

Причины возникновения денег

1

1

Родословная денег

1

1

Защита рефератов

Деньги как язык торговли

1

1

Игра

История возникновения денег на Руси

1

1

Компьютерные презентации

Денежные единицы других стран

1

1

Защита рефератов

Обменный курс валюты

1

1

Тест

III. Функции денег в экономике

5

Функции, свойства денег

2

1

Форма денег

1

1

Тест

Эмиссия денег

1

1

Золотой стандарт

2

1

Кроссворд

IV. Основы денежного механизма

5

Закон денежного обращения

1

1

Сообщения учащихся, компьютерная презентация

Скорость обращения денег

1

1

Инфляция

1

1

Викторина

Гиперинфляция

1

1

Защита рефератов

Итоговый урок

1

1

Создание слайдов и буклетов

Раздел I. Введение .

Урок 1. Что такое экономика. Экономика как основа хозяйственной жизни общества. Экономика как наука. Понятие о микро- и макроэкономике.

Раздел II. История возникновения денег

Урок 2. Причины возникновения денег. Разные вещи в качестве денег.

Урок 3. Родословная денег. Три основные роли денег: средство обращения, мера стоимости, средство сбережения. История происхождения денег на Руси.

Урок 4. Деньги как язык торговли. Относительная ценность товаров. История рубля, копейки. Древнерусские деньги.

Урок 5. Денежные единицы других стран. Разновидность денежных единиц. История доллара, франка, фунта стерлингов, евро.

Урок 6. Обменный курс валюты. Конвертируемая и неконвертируемая валюта. Валютный курс. Вычисление котировки валюты.

Раздел III. Функции денег в экономике

Урок 7. Функции денег. Деньги как техническое средство, облегчающее обмен товарами. Понятие о денежном товаре.

Урок 8. Свойства денег. Деньги как средство соизмерения различных товаров. Бартер и причины его распространения при расстройстве денежного механизма.

Урок 9. Форма денег. Четыре формы денег.

Урок 10. Деньги как средство сбережения. Понятия об активах и их ликвидности. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег.

Урок 11. Эмиссия денег. Шотландский финансист Джон Ло и его система денежного обращения.

Урок 12. Золотой стандарт.  Количество золота в мире. Где оно добывается? Установление цены на золото.

Раздел IV. Основы денежного механизма

Урок 13. Закон денежного обращения. Ирвинг Фишер.

Урок 14. Скорость обращения денег.

Урок 15. Инфляция. Причины возникновения инфляции и её влияние на покупательскую способность денег. Стагфляция. Дефляция.

Урок 16. Гиперинфляция. Инфляция с особо высокими темпами роста общего уровня цен.

Урок 17. Итоговое занятие.

3. Оценка результатов изучения элективного курса

3.1. По окончанию изучения элективного курса учащиеся должны приобрести знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и в будущей деятельности, также успешной профессиональной карьеры по его окончанию, освоить такие навыки как:

  • Работа в творческой группе
  • Работа с информацией
  • Решение поставленной проблемы
  • Выбор направления
  • Индивидуализация мышления

3.2. Формы контроля уровня достижений и критерии оценки:

  • текущий, промежуточный и итоговый контроль достижений учащихся осуществляется в форме оценок «2,3,4,5».
  • текущий, промежуточный и итоговый контроль достижений учащихся осуществляется в форме «зачтено»/«незачтено».

3.3. Методы контроля текущей успеваемости учащихся: 

  • наблюдение активности на занятиях;
  • беседа с учащимися;
  • анализ творческих, исследовательских работ;
  • результаты выполнения диагностических тестовых заданий и контрольных работ

3.4. Методы итогового контроля:

итоговая аттестация по результатам изучения элективного курса проводится по мере завершения его изучения с помощью специальной зачетной работы (зачет, тест, защита проекта или реферата).

4.  Учебно – методическое обеспечение:

4.1. Темы рефератов

  • Деньги как универсальные весы
  • История возникновения доллара
  • История возникновения франка
  • История возникновения фунта стерлингов
  • История возникновения евро
  • Способ создания устойчивых денег В.Тарновского

4.2. Темы сообщений

  • Экономика в лицах: Джон Ло
  • Экономика в лицах: Ирвинг Фишер
  • Экономика в лицах: Владимир Тарновский
  • Экономика в лицах: Юрий Агапов
  • Экономика в лицах: Давид Юм
  • Экономика в лицах: Милтон Фридмен

4.3. Темы компьютерных презентаций

  • История монет
  • Деньги разных стран
  • Какие бывают деньги
  • Какие деньги были на Руси
  • Шотландский финансист Джон Ло
  • Биография Ирвинга Фишера.
  • История рубля, копейки.
  • Древнерусские монеты.

4.4. Список литературы: 

Липсиц И.В. Введение в экономику и бизнес, “Вита-пресс”, Москва, 2000.

Липсиц И.В. Экономика. Часть 1., Вита-пресс”, Москва, 1998.

Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе, “Вита-пресс”, Москва, 2000.

Трунин В.И. Самостоятельные и контрольные работы по экономике, “Вита-пресс”, Москва, 1999.

Липсиц И.В. Экономика без тайн. Москва «ДЕЛО» 1993г.

Белоусов Р.С. и др. Я познаю мир. Экономика, “Олимп”, Москва, 1999.

Борисов Е.Ф. Основы экономики, “Высшая школа”, Москва, 2001.

Популярная экономика. Деньги, банки, финансы, “Мир книги”, Москва, 2002.

Травин Е.Н. Уроки экономики в школе, “Академия развития”, Ярославль, 2003.

Фирсов Е.Г. Интеллектуальные игры для школьников, “Академия развития”, Ярославль, 1998.

4.5. Список  литературы для учащихся:

Райзберг Б.А. Введение в экономику. Учебное пособие для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и колледжей. М.: МП «Новая школа», 1992.

Фрейнкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс. М.: Начала-пресс.1993.

Автономов В.С. Введение в экономику. М.Вита-Пресс.1999.

Липсиц И.В. Экономика без тайн. Москва «ДЕЛО» 1993г.

Липсиц И.В. Введение в экономику и бизнес, “Вита-пресс”, Москва, 2000.

Липсиц И.В. Экономика. Часть 1., Вита-пресс”, Москва, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)

Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

Знакомство с программой Visio. Программа элективного курса по информатике.

Элективный курс "Visio" по  информатике ориентирован на преподавание в 10-11 классах средней общеобразовательной школы....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...