История денег
презентация к уроку по экономике на тему

Логунова Ольга Николаевна

К уроку финансовой грамотности 5-6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_deneg.pptx584.8 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История денег Урок финансовой грамотности для 5-6 классов

Слайд 2

В древности люди обменивались товарами . К примеру, корову могли поменять на 30 куриц, или глиняный горшок на буханку хлеба. И пусть этот метод был эффективен какое-то время, были три большие проблемы П редметы для обмена было трудно переносить : « что легче принести на базар: гроздь винограда или осла ? » товары для обмена были дискретны, т.е. их было трудно дробить: « как быть, если у тебя есть коза, а тебе нужен хлеб? менять козу на буханку хлеба — это выгодно? » товары портились и теряли ценность со временем: « сколько сохраняет свежесть яйцо? нужно ли кому-то тухлое мясо? » Поэтому возник вопрос о эквиваленте обмениваемых товаров, деньгах.

Слайд 3

В разные времена и разные эпохи в качестве денег использовались и орудия труда, и сельскохозяйственные продукты, и природное сырье — камни, металлы, минералы. Деньгами были растения, морские раковины, ценные и одомашненные представители фауны в виде быков, баранов. Одно время у бедуинов общим мерилом ценности считались верблюды. В западной части Судана роль денег выполняла соль. У древних ацтеков — стручки какао. На Мальдивских островах в IX веке — морские раковины. В Виргинии уже в XVII столетии от продавца к покупателю и в обратном порядке переходил табак — только на него можно было обменять любой другой товар. Но исследователям даже из первобытных времен также известны и многие случаи, когда подделывались даже натуральные «деньги», тот самый обменный товар, который служил мерилом всех других ценностей

Слайд 4

Первое появление фальшивых денег Денег как таковых еще не было, а денежные мошенники уже объявились! Если с подделкой живых верблюдов, соли, табака представлялись неимоверные сложности, то фальшивые морские раковины и даже стручки какао уже вовсю пошли в обиход. Древние мексиканцы разрезали стручки, вынимали из них бобы, в которых, по сути дела, и заключалась вся ценность, затем заполняли стручок каким-нибудь посторонним веществом и снова склеивали. Это была одна из самых ранних денежных подделок . Постепенно животные и растительные деньги вытеснили благородные металлы — бронза, серебро, золото. «Наличность» переходила из рук в руки не только в виде пластин или колец, но и в качестве слитков, а то и природных самородков. Благородные сорта металлов завоевывали все большее предпочтение у людей, пока не стали мерилом всех остальных ценностей и товаров. После внедрения в торговую систему металлов развернулись и фальшивомонетчики , которые, проявив смекалку, оказались на высоте. Алхимики плавили благородный металл, добавляя в него не имеющие никакой ценности примеси, или придавали олову желтизну, а меди золотой оттенок и шли обменивать фальшивку на реальный товар. Такая афера еще не значилась уголовным преступлением, но за обман могли жестоко избить

Слайд 5

Первые монеты, первые фальшивки Первыми бить монету научились в Малой Азии. И сразу к денежному процессу подключились юристы. Иначе бы не появились законы, в которых оговаривалось, что правом заниматься чеканкой разрешалось только выборным представителям городских общин и больше — никому! Особое внимание заострялось на том, что первые чеканщики должны были нести строгую ответственность не только за качество металла, его пробу, но и за вес «деньги». Становится понятным, кого так опасались представители общинной власти — тех, кто мог и без их позволения самостоятельно освоить науку чеканки и заняться производством монеты в индивидуальном порядке. Первые законы о монополии на производство монеты говорили о том, что желающих бить деньгу уже было предостаточно. Понятно, что законы рождаются только после того, как появляются нарушители и возмутители общественного спокойствия .

Слайд 6

С развитием монетного дела развивался и преступный промысел. Находки археологов тому прямое подтверждение. В конце XX века при обработке пашни в Шекинском районе Азербайджана были обнаружены два кружочка из темного металла. После их исследования историки определили — эти кружочки служили деньгами, которые являлись средством платежа в эпоху правления парфянского царя Митридата (170—137 г. до н. э.). Ценнейшая находка! И вдвойне ценная потому, что одна из монет оказалась фальшивой . Дальнейший анализ показал, что парфянские фальшивки были далеко не первыми экземплярами денежных подделок

Слайд 7

Первым прообразом денег на Руси служил натуральный обмен, когда в качестве платы за желаемый товар предлагался другой, не менее ценный. Это мог быть крупный рогатый скот или пушной зверь, такой как белка, соболь, куница, медведь и другие. Русская земля славилась пушниной. Это привлекало много иноземных торговцев различными заморскими диковинами, которые стремились выменять их на « мягкую рухлядь ». Так на Руси прозвали мех. По мере того как торговля развивалась, стали использовать и первые деньги на Руси в виде металлических монет. Это были арабские дирхемы из серебра и золотые византийские монеты. На Руси за ними закрепилось название куны – кованые металлические монеты. Кунами на русской земле называли любые монеты, независимо от места их происхождения

Слайд 8

Первые деньги на Руси появились в IX веке Первые деньги на Руси появились в IX веке и были завезены на русскую землю восточными торговцами, особенно из Византийской империи, где в ходу уже были чеканные золотые монеты. Затем стали появляться монеты из других стран. Собственную чеканку монет на Руси освоили в X веке. Их прозвали златниками и сребрениками . На монетах чеканили образ князя Киевского с трезубцем, служившим гербом Рюриковичей и Киевской Руси. Эти монеты были обнаружены при раскопках кладов того времени. До этого момента считалось, что на Руси не чеканили собственных денег

Слайд 9

Киевский великий князь Владимир Святославович (980—1015 гг.) чеканил на монетах трезубец, с одной стороны изображался портрет князя, а с другой было написано: «Владимир на столе, а это его серебро». Деньги на Руси исчезли в период татаро-монгольского ига, в связи с остановкой торговли. В качестве расчётной единицы использовали раковины и серебряные слитки. Эти слитки называли гривнами. Гривна имела разную форму. В Новгороде она была похожа на брусок, а в Киеве выглядела как шестиугольник и весила 200 граммов. Позже, в Новгороде за гривной закрепилось название рубль . Половину рубля называли полтиной. Изготавливали рубль расплавкой серебра в печи, и заполняя им формы. Для заливки использовали мерную ложку – льячку. Вскоре рубли вышли далеко за пределы Новгорода . Победив татаро-монгол, чеканку монет возобновили в Москве в период правления Дмитрия Донского. Его образ с топором и саблей чеканили вместе с регалиями золотоордынского хана. Ведь земля русская ещё зависела от Золотой Орды.

Слайд 10

Монеты были серебряные и назывались деньга , что значило звонкая. Позднее, вместо изображения сабли и топора стали чеканить копьё. Отсюда и пошло название копейка . С развитием государства изображение на монетах менялось. Да и сама монета претерпевала изменения, включая и материал изготовления.

Слайд 11

В конце XIX века появилось название « полтинник», на монете надпись полтина.

Слайд 12

Источники: YA-uznay.ru www.list7i.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из истории денег

Классный час по теме история денег...

"История денег России" презентация

Материал к уроку в 11 классе по теме "Металлы"...

Из истории денег

Краткий справочно-информационный материал  для учащихся и педагогов об истории появления  и возникновения денег металлических и бумажных....

Финансовая грамотность и история денег.

Доступная и полезная информация, которая касается истории развития денежного обращения в нашей стране и основ финансовой грамотности....

Методическая разработка урока по теме "История денег"

Цель: познакомить обучающихся с историей денегЗадачи: определить значимость и функции денег, познакомить с историей названий денежных знаков, расширить кругозор обучающихся, развивать речь и коммуника...

Презентация на тему "История денег"

Презентация на тему "История денег". Первая тема в изучении финансовой грамотности....

Тест по теме "История денег"

Закрепляющий тест по теме "История денег" для учащихся 5-6 класса...