Методическая разработка урока по теме "История денег"
методическая разработка по обществознанию (7 класс)

Хавхунович Жанна Витальевна

Цель: познакомить обучающихся с историей денег

Задачи: определить значимость и функции денег, познакомить с историей названий денежных знаков, расширить кругозор обучающихся, развивать речь и коммуникативные навыки

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: История денег 2019 г. Девиз нашего урока «Знаешь – говори, не знаешь – слушай»

Слайд 2

Как у наших у ворот чудо дерево растет. Чудо, чудо, чудо, чудо расчудесное! Не листочки на нем, не цветочки на нем, А чулки и башмаки словно яблоки! Мама по саду пойдет, мама с дерева сорвет Туфельки, сапожки, новые калошки. Папа по саду пойдет, папа с дерева сорвет Маше — гамаши, Зинке — ботинки, Нинке — чулки. А для Мурочки такие крохотные, голубые Вязаные башмачки! И с помпончиками! Вот такое дерево, чудесное дерево! (К. И. Чуковский)

Слайд 3

Цель урока: познакомить обучающихся с историей денег Задачи: 1.определить значимость и функции денег; 2.познакомить с историей названий некоторых денежных знаков; 3.расширять кругозор обучающихся; 4.развивать речь и коммуникативные навыки

Слайд 4

План: Как появились первые деньги? Какие бывают деньги? Как появились монеты? Для чего они нужны? Что такое деньги?

Слайд 5

Какими были первые деньги?

Слайд 6

Первые деньги на Земле Сушёная рыба Буйвол Раковины Каури (Исландия) (Индия) (Приморье) Соль (Африка) Перья (Океания) Чай (Китай)

Слайд 7

Какие были первые деньги в русском государстве?

Слайд 8

Какие были первые деньги в русском государстве? Деньгами служили шкуры животных – песца, белки, соболя, куницы, которые назывались куны.

Слайд 9

ИГРА «Найди и обменяй» на одной стороне карточки нарисована картинка-предмет, т.е. тот товар, который принадлежит игроку А на другой стороне написано слово-название, которое необходимо получить в обмен на этот товар

Слайд 10

Почему люди перешли к деньгам из золота и серебра?

Слайд 11

Почему люди перешли к деньгам из золота и серебра? Куски золота Золотые слитки Золотые монеты

Слайд 12

Где и когда появились первые монеты?

Слайд 13

Где и когда появились первые монеты? В древнем государстве Лидия (располагалось на территории современной Турции) В 7 веке до н.э. Геродот упоминает в своих рукописях о первых лидийских монетах 687 года до нашей эры. Они изготавливались из кусков электры (естественный сплав серебра и золота). Электра была найдена в горных ручьях Лидии. Этот сплав нагревали, чтобы смягчить, помещали на пластине и обрабатывали молотом. Изображение выбитое на одной стороне заготовки и определяет их как монеты.

Слайд 14

Почему металлические деньги назвали монетами?

Слайд 15

Почему металлические деньги назвали монетами? В Древней Греции в VIII веке до н.э. в храме богини Юноны-Монеты был первый монетный двор. В честь богини Юноны-Монеты куски золота и серебра с чеканкой стали называть монетами.

Слайд 16

Что такое монета?

Слайд 17

Что такое монета? Монета – это денежный знак из металла на котором методом чеканки изображён рисунок Аверс – лицевая сторона монеты Реверс – оборотная сторона монеты Гурт – ребро монеты Золотые 5 рублей 1899 г. аверс Золотые 5 рублей 1899 г. реверс

Слайд 18

Какую форму имели монеты?

Слайд 19

Какую форму имели монеты? В Древнем Китае были монеты разной формы до 60 см в длину. Деньги-колокольчики Деньги-рыбы Деньги-мечи Деньги-рубашки Деньги-ключи Деньги-амулеты

Слайд 20

Что такое гривна?

Слайд 21

Что такое гривна? Гривна – первая денежная единица на Руси XI-XIII в. Форма Гривны – серебряная полоса или украшение до 200 гр.

Слайд 22

Откуда появилось слово рубль?

Слайд 23

Откуда появилось слово рубль? От слова рубец. При отливке рублей на слитке металла оставался шов от литейной формы. Этот шов назывался «руб» или «рубец». «Рубль» — это слиток со швом.

Слайд 24

XIV век на Руси Начали чеканить мелкую монету, которая называлась деньга

Слайд 25

Откуда появилось слово копейка? В XIV веке при Ивана III на монете из серебра чеканили рисунок всадника с копьём и всадника с саблей. Отсюда пошли названия копейка и саблянница.

Слайд 26

Денежная реформа Петра I 1704 год Монета обрела вид правильного круга Введена десятичная денежная система, т.е в 1 рубле 100 копеек. Выпущены деньги разного достоинства от рубля до копейки.

Слайд 27

Где и когда появились первые бумажные деньги?

Слайд 28

Где и когда появились первые бумажные деньги? Китай – родина бумажных денег В 812 году

Слайд 29

Когда появились первые бумажные деньги в России?

Слайд 30

Когда появились первые бумажные деньги в России? В середине XVIII века при Екатерине II

Слайд 31

Деньги - это всеобщий эквивалент, выражающий стоимость товаров и служащий при обмене их друг на друга.

Слайд 32

Самопроверка. Если высказывание верное, поставьте знак «+», если неверное, поставьте знак «-» Прямой обмен одних товаров на другие – это купля-продажа Плата за работу – это зарплата Деньги, которые откладывают на будущее, - это сбережения Оборотная сторона монеты – это гурт Надпись на монете называется легендой Решка – это искаженное и сокращенное произношение слова «решетка» Сторона, на которой изображен герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс»

Слайд 33

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИ Я: 1.Игра «Собери пословицу» 2.Рассмотреть монеты на столах 3.Игра «Денежные пазлы» 4.Игра «ПАУЧОК» 5.Составить синквейн 6. Самопроверка. Если высказывание верное, поставьте знак «+», если неверное, поставьте знак «-» ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: - выучить новые слова по записям в тетради



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме:

История денег

Класс – 7 класс

Формы работы: фронтальная, в паре, в группе

Оборудование:  компьютер, проектор, толковый словарь им. Ожегова, металлические деньги,  дидактический материал, карточки для практической самостоятельной работы.  

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: познакомить  обучающихся  с   историей денег

Задачи:  

Определить значимость и функции денег,    познакомить с историей названий некоторых денежных знаков; расширять кругозор   обучающихся, развивать речь и коммуникативные навыки  

Планируемые результаты: обучающиеся научатся понимать роль денег, объяснять, что такое деньги и различать денежные единицы, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Личностные: умение определять, высказывать свое мнение, выражать свои эмоции, формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Предметные: содействовать усвоению понятия «деньги»; развитию у обучающихся представлений о товарно-денежных отношениях, о функциях денег в жизни человека.

Метапредметные:

Регулятивные – умение точно выражать свои мысли, определять цель деятельности на уроке, определять успешность своего задания, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью, учиться давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные - добывать новые знания, находить ответы на вопросы, перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные - учиться работать в паре, команде, приходить к общему решению в совместной деятельности, слушать других.

Ход урока

1.Организационный момент

(1 минута

Учитель: Девиз нашего урока «Знаешь – говори, не знаешь – слушай»  

2.Самоопределение к деятельности обучающихся (1 минута)

Учитель: прочтите стихотворение на слайде и определите тему урока сегодня.

Как у наших у ворот чудо дерево растет.

Чудо, чудо, чудо, чудо расчудесное!

 Не листочки на нем, не цветочки на нем,

А чулки и башмаки словно яблоки!

Мама по саду пойдет, мама с дерева сорвет

Туфельки, сапожки, новые калошки.

Папа по саду пойдет, папа с дерева сорвет

Маше — гамаши, Зинке — ботинки,

 Нинке — чулки.

А для Мурочки такие крохотные, голубые    

Вязаные башмачки! И с помпончиками!

Вот такое дерево, чудесное дерево!

(К. И. Чуковский)

Ученики: деньги

Учитель: правильно, а теперь разгадываем кроссворд, который находится у вас на парте ( Дети разгадывают кроссворд в паре )

  1. Работник налоговой службы. ( инспектор)
  2. Та сумма, что заплатит покупатель,

Та сумма, что устроит продавца;

Как мера для обмена всех товаров,

На рынке называется…(цена)

  1. Что собирали татаро-монголы? ( дань)
  2. Специалист, начисляющий зарплату? (бухгалтер)
  3. Человек, который выдает деньги? (кассир)

д

и

н

с

п

е

к

т

о

р

ц

е

н

а

д

а

н

ь

б

у

х

г

а

л

т

е

р

к

а

с

с

и

р

(5 минут)

  1. Работа над новой темой .

Учитель:  на какие вопросы вы планируете получить ответы на уроке сегодня?

Составляем план урока:

План:

  • Как появились первые деньги?

  • Какие бывают деньги?

  • Как появились монеты?

  • Для чего они нужны?

  • Что такое деньги?

(1 минута)

Самые первые деньги совершенно не были похожи на современные.

В глубокой древности люди обменивались продуктами своего труда. Они обменивали товар на товар. И это получило название товарно-денежные отношения. Со временем, при обмене выбирался какой-то товар, который становился равнозначным ко всем товарам. То есть, все товары, которыми торговали в данной местности, приравнивались к определенному количеству этого товара.  

Учитель: Таким образом, чем больше появлялось различных товаров, тем становилось сложнее их обменивать друг на друга. Если хотели рыбу обменять на овцу, необходимо было наловить очень много рыбы для того, чтобы обмен был равноценным. Далее нужно было найти того, кому нужно было так много рыбы и успеть её обменять, чтобы рыба не испортилась. С ценой тоже было сложно: например, мешок сахара можно было обменять на 2 топора, а на следующий день уже за три топора и наоборот.

Учитель:  у нас появилось новой слово «бартер»  (обмен товара на товар)  

Учитель: Ребята! Как вы думаете, удобны ли такие деньги? (ответы детей).

Люди пришли к тому, что стало ясно, деньги должны быть постоянными. Деньги не должны портиться, легкими по весу, но не теряли своей ценности.

(3 минуты)

Учитель: Я вам сейчас предлагаю поиграть и представить себе, что мы живем в давние времена и нам нужно что-то приобрести.

Игра «Найди и обменяй» (детям раздается по одной карточке, на которой на

одной        стороне        нарисована        картинка-предмет,        то        есть        тот        товар,        который

принадлежит        игроку,        а        на        другой        стороне        написано        слово-название,        которое

необходимо получить в обмен на этот товар, далее дети начинают искать у игроков

товар, который им нужен).

(4 минуты)

Учитель: А теперь поговорим о том, как же появились монеты.

Ребята, может быть, кто-то из вас знает, как появились монеты или есть какие-то предположения? Деньги появились в результате длительной тысячелетней торговле. В древних государствах Египет и Междуречье пользовались слитками металла различной формы, так как металл не портился, и не нужно было много места при перевозке или хранении. Металл легко делился на части и эти части использовались для мелких торговых операций. Но находились люди, которые жульничали, и пытались добавить медь и олово в слиток из чистого золота или серебра, или делали его облегченным. Тогда приходилось снимать пробу металла и проверять его на вес.

Для того, чтобы предотвратить подделку денег, их стали клеймить. Так появились монеты. До наших времен дошли сведения о том, что первые монеты чеканили в государстве Лидии в VII веке до нашей эры. Их изготавливали из электра- это сплав золота и серебра.  

Учитель: Постепенно общим эквивалентом становятся золото и серебро. Такие новые деньги сильно упростили торговлю за счет своего удобства и расширили границы.

(3минуты)

Учитель: как же стали называть, величать деньги?

На римских монетах, выбитых еще в 45 году до нашей эры, на лицевой стороне изображена голова богини Юноны и написано слово: «монета». Слово: «монета» - это одно из прозвищ богини Юноны. Юнона Монета означало Юнона Предупредительница.  Был храм, носящий её имя, и в нем была расположена мастерская по чеканке денег, и поэтому стали называть их монетами. Вот так и появилось слово «монета».

Учитель:

Монеты имеют разные названия, например, древнегреческая монета – драхма

получила свое название от пучка железных прутьев, которые использовались до появления самих монет.

У римлян была весовая единица – либра. Далее это слово перекочевало к византийцам, но уже в измененном виде и стало - литра, а к итальянцам – лира. А у англичан фунт стерлингов означал фунт серебра.

(2 минуты)

Учитель:

На Руси деньги имели свою историю. Ученые изучали монеты, и им стало ясно, что на Руси деньги появились с 9 века и возникли самостоятельно.  На Руси существовала весовая единица-гривна, куна, резана и ногата. Со временем гривну стали называть денежной единицей.

А вот происхождение слова «рубль» связано со словом «рубить». Дело в том, что денежные слитки рубили на отдельные кусочки. Впервые слово «рубль» встречается в берестяных грамотах 13 века. В то время рублями называли новгородские гривны - серебряные слитки весом около 200 грамм. В 14 веке рубль становится счетной единицей равной 200 московских денег или 100 копейкам, но как самостоятельная монета рубль впервые появился только в середине 17 века. Но изготавливалась эта монета недолго, и лишь в начале 18 века царь Петр Первый возобновил чеканку монет достоинством в один рубль. И с тех пор рубль является денежной единицей нашего государства. Сегодняшний рубль равняется 100 копейкам. А само слово «копейка» произошло от изображения всадника с копьем.

Еще на Руси была обменная монета - серебряная гривна-брусок. Если какой-то предмет стоил меньше гривны, то от гривны отрубали кусок.

(2 минуты)

Учитель:

При царе Иване IV стали выпускать деньги, на которых был изображен всадник с копьем в руках. Что же появилось? (ответы детей).

Со временем люди перешли к чеканке монет из драгоценных металлов, далее придумали бумажные деньги, которые обеспечивались драгоценными металлами. Но у металлических денег оказались недостатки -они тяжёлые и занимают немало места. Но люди придумали выход - золото сдавали в банк на хранение, а взамен брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Вот так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых было написано какому количеству золота, хранящегося в банке, они равны. И лишь при Екатерине II появились бумажные деньги, их еще называли «катенька».  (1 минута)

4.Работа с источником (толковый словарь Ожегова)

Учитель: 

Ребята, так что же такое деньги? (ответы детей). Давайте найдем в толковом словаре        определение        слова         «деньги».                 Соотнесите        ваше

определение с тем, что нашли в словаре.

(2 минуты)

Учитель: А теперь я предлагаю поиграть в парах.

Игра «Собери пословицу»   (у детей на столах конверты, в которых находятся листочки с пословицами. Листы разрезаны на части, детям необходимо «собрать» пословицы)

Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

Тот без нужды живет, кто деньги бережет.

Трудовая денежка всегда крепка.

Уговор дороже денег.

Деньги счет любят.

На деньги ума не купишь.

Здоров буду — и денег добуду.

На деньги друга не купить.

Гулянку деньгами, как бездонную кадку, не наполнишь.

Деньги смогут много, а правда – все.

В чужом кармане трудно деньги                                            проверять.

Копейка дороже рубля.

Деньги не грибы – можно и зимой найти.

Деньги – что галки, все в стаю сбиваются.

Деньги – хороший слуга, но плохой         хозяин.

Из чужого кошелька легко платить.

Как деньги при бедре, так помогут при беде.

Когда деньги говорят, тогда правда молчит.

Когда кошелек легок – на душе тяжело.

(3 минуты)

5. Практическая работа в парах.

Учитель: Ребята, у каждого из вас на столах есть монеты разного достоинства: 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей.

Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на монетах? (ответы детей). Сравните их. (1 минута)

Далее найдите на монетах лицевую и оборотную сторону, ребро, номинал и легенду. Я вам объясню значение непонятных слов и покажу на монетах.

Оборотная сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство, называется «реверс» или «решка». Кто из вас знает, почему «решка»? (ответы детей)

Решка – это сокращенное или искаженное от слова «решетка». Во время денежной реформы, которая произошла при царе Петре Первом в обращение ввели серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Это очень напоминало решетку, и так в разговоре появилось слово «решка».

Сторона монеты, на которой изображен герб, портрет или какой-то другой рисунок- лицевая. Она называется «аверс» или «орел». Ребро монеты называется «гурт», а надпись на монете называется «легенда».  (2 минуты)

6. Игра «Денежные пазлы».

Учитель: А сейчас я вам предлагаю немного поиграть. Ваша задача как можно быстрее собрать пазлы. У вас на партах лежат конверты, в которых находятся отдельные части разных купюр. Какие купюры у вас получились? ( 50 рублей, 10 рублей, 500 рублей, 100 рублей, 1000 рублей) (2 минуты)

  1. Закрепление изученного материала.

«Паучок» (работа в группах – мальчики и девочки)

Мы с вами поработали, узнали много нового, и хотелось бы узнать, кто же лучше усвоил новый материал. Давайте с вами ответим на вопрос, какие же бывают деньги с помощью «Паучка», а также, какие предметы заменяли деньги в древности ? (используя метод «Паучок», дети фиксируют на доске все варианты ответов и составляют схему) (2 минуты)

  1. Рефлексия

Работа в парах. Составление синквейна. 

1 строка – имя существительное, обозначающее тему урока

2 строка – имена прилагательные, раскрывающие признаки данного предмета

3 строка – три-четыре глагола, раскрывающие действия данного предмета

4 строка – фраза, раскрывающая суть предмета темы (пословица, поговорка, фразеологический оборот)

5 строка – имя существительное, как итог, вывод

(3 минуты)

Дети в группах составляют синквейн и представляют его.

Например:

Деньги!

Хрустящие и звенящие.

Заработать, вложить, приумножить.

Деньги любят счет.

Центрбанк!

9.Итог урока (2 минуты)

На столах лежат зелёного цвета листочки, а там задание  (самопроверка)

  • Если высказывание верное, поставьте знак «+», если неверное, поставьте знак «-»
  • Прямой обмен одних товаров на другие – это купля-продажа (-)

  • Плата за работу – это зарплата (+)

  • Деньги, которые откладывают на будущее, - это сбережения (+)

  • Оборотная сторона монеты – это гурт (-)
  • Надпись на монете называется легендой (+)

  • Решка – это искаженное и сокращенное произношение слова «решетка» (+)

  • Сторона, на которой изображен герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс» (+)

 10.Д/З

- выучить новые слова по записям в тетради

Список литературы:

  1. Ожегов С. «Толковый орфографический словарь русского языка». - М.: 2009г.

  1. Энциклопедия «Всё обо всём».
  1. История денег. Рассказы для детей. Пётр Кошель
  2. Остальский Андрей - Краткая история денег. Изд. дом: Амфора, 2008 г.

Интернет- ресурсы:

  1. https://my.1september.ru/
  2. https://infourok.ru/
  3. https://multiurok.ru/

  1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota
  2. http://uchitelya.com/nachalnaya-shkolа
  3. http://readbookz.com/pbooks/book-25/ru/chapter-1174/
  1. https://www.russian-money.ru/history


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока по производственному обучению «Документальное оформление операций по учету движения наличных денег в кассе»

Отработка навыков заполнения кассовых документов: приходный ордер, расходный  ордер, платежная ведомость, кассовая книга....

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...

Методическая разработка урока «Лучшая методическая разработка по ФГОС» Тема . Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации.

Цель урока: изучить технологии получения, обработки и использования информации, т.е. дать представление о сущности информации и формах её материального воплощения.Задачи:- образовательные:...