Разработка внеклассного мероприятия в форме деловой игры «Выбор целевого сегмента» по дисциплине «Маркетинг»
методическая разработка по экономике по теме

Никитина Алесия Львовна
Разработка внеклассного мероприятия в форме деловой игры «Выбор целевого сегмента»
по дисциплине «Маркетинг» 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВОРОНЕЖСКИЙ ФИЛИАЛ

ФАКУЛЬТЕТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Разработка внеклассного мероприятия

в форме деловой игры «Выбор целевого сегмента»

по дисциплине «Маркетинг»

составлена преподавателем  Никитиной А.Л.

Воронеж 2012


Цели игры

1. Усвоить понятия «сегмент рынка», «географическая сегментация», «целевой сегмент», «конкуренция на сегментированном рынке», «емкость целевого сегмента».

2. Ознакомиться с табличным способом представления и анализа географических сегментов рынка.

3. Приобрести элементарные навыки выбора лучшего сегмента рынка в условиях конкуренции.

Правила игры

  1.  Каждый студент выступает в роли фирмы, продающей хлеб, которая стремится получить сегмент рынка с большей емкостью.
    Рассматривается рынок хлеба в микрорайоне, представленный в
    табл.
  2.  Выбор фирмой сегмента сводится к указанию координат клетки,
    в которой фирма размещает свой магазин. Эта и соседние клетки
    образуют целевой сегмент.
  1.  Игра проводится в два этапа.
  2.  На первом этапе игры каждый продавец выбирает один целевой
    сегмент и получает сегмент рынка определенной емкости. На
    этом этапе в случае возникновения конкуренции емкость «спор
    ной» клетки делится поровну между конкурирующими фирмами,
    каково бы ни было их количество.
  3.  Емкость сегмента, полученная фирмой на первом этапе, трактуется как ее капитал. Чем больше это число, тем крупнее, тем сильнее фирма. В начале игры все фирмы имеют равный капитал.

На втором этапе игры учитывается емкость сегментов, полученных фирмами на первом этапе. Теперь емкость «спорной» клетки
делится поровну между конкурентами лишь в том случае, когда
объемы выручки (капитала), полученные на первом этапе, равны.
В противном случае вся емкость «спорной» клетки достается
клетке, добившейся лучшего результата на первом этапе. Иными словами, покупатели предпочитают более крупную, более «солидную» фирму.

  1.  На втором этапе игры каждой фирме разрешается создать один
    филиал или объединиться с другой фирмой. Однако это не обязательно.
  2.  Создать филиал рекомендуется фирме, получившей относительно большую емкость сегмента на первом этапе игры. Фирма, создающая филиал, произвольно делит свой капитал (емкость сегмента, полученную на первом этапе) между «материнской» и «дочерней» фирмами, а также устанавливает координаты обоих магазинов. Подчеркнем, что у фирмы, создавшей филиал, два целевых сегмента.
  3.  Объединение рекомендуется фирмам, получившим относительно небольшие емкости сегментов на первом этапе игры. Объединение повышает их конкурентоспособность на рынке и помогает
    избежать закрытия. Объединяющиеся фирмы суммируют свои
    капиталы и совместно устанавливают координаты общего магазина. Расположение нового магазина может не совпадать с расположением какого-либо старого магазина.

  1.  Емкость сегмента (выручка, капитал) объединенной фирмы делится поровну между обоими совладельцами независимо от их
    доли в капитале фирмы.
  2.  При подведении итогов игры учитываются емкости сегментов,
    полученные на втором этапе игры независимо от результатов
    первого этапа игры. Фирмы — совладельцы объединенных фирм
    рассматриваются раздельно. Результатом деятельности фирмы,
    открывшей филиал, является сумма емкостей обоих целевых
    сегментов.
  3.  Баллы назначаются по следующим правилам:

а)        пять баллов. Получает фирма с объемом продаж, равным максимальной величине, — 81. Такого результата можно добиться,
если на втором этапе разместить магазины в клетках В6 и F4 и
при этом выиграть конкурентную борьбу во всех «спорных»
клетках. Емкость первого сегмента равна 42, второго — 39;

б)        четыре балла. Получают фирмы с суммарным объемом продаж
от 43 до 80. Этого можно добиться, если на втором этапе игры
открыть два магазина и успешно конкурировать с другими
фирмами;

Географическая сегментация рынка

1

2

3

4

5

6

7

A

3

3

3

12

9

B

3

3

12

9

C

3

12

D

5

5

10

E

5

5

16

F

6

G

10

9

9

6

6

Выбор целевого сегмента и его емкость

Фирма

Этап 1

Магазин

Емкость сегмента

Этап 2

Простой

Магазин

Емкость сегмента

Этап 2

Филиал

Маг.1

Кап.1

Емк.1

Маг.2

Кап.2

Емк.2

Этап 2

Слияние

Маг.

Фирма 2

 Кап.2

Кап.

Емк.

Емк.1


Первый этап. Выбор целевых рынков

№ п/п

Фирма

ИП

Магазин

Емкость

Второй этап. Выбор целевых рынков

№ п/п

Фирма

ИП

Магазин

Емкость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие в форме познавательной игры "Суд над вредными привычками".

Это внеклассное мероприятие  поможет учителю провести беседу по профилактике вредных привычек в форме познавательной игры....

Внеклассное мероприятие по информатике. Деловая игра "Мой друг компьютер"

Цели игры: Проверка знаний учащихся, их сообразительности и находчивости;Развитие чувства солидарности и здорового соперничества;Сплоченность между одноклассниками;Формирование умения работать в групп...

Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме викторины, посвященного Дню Победы. Тема: "Сороковые, роковые..."

Методическая разработка внеклассного мероприятия предназначена для проведения заочной исторической викторины среди обучающихся школы с 1 по 11 класс (вопросы и задания представлены разного уровня слож...

Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме викторины по предмету "Информатика и ИКТ"

Викторина по по предмету «Информатика и ИКТ» выполнена в виде презентации, добавлен файл для подсчёта результатов и вопросы для викторины в формате PDF...

Внеклассное мероприятие в форме ролевой игры "Суд над коррупцией"

Улучшение информированности подростков о  коррупции...

Разработка внеклассного мероприятия в форме квеста

Предлагается сценарий внеклассного мероприятия "Рождественский квест" для учащихся 5-6 классов. Данный квест проводился в рамках недели иностранных языков. предложенные задания универсальны ...

Внеклассное мероприятите в форме квест - игры

Внеклассное мероприятиепо истории математики и физики для учащихся8 классов в форме физико-математического квеста.Цели мероприятия:повышение интереса обучающихся к математике и физике;мотивация обучаю...