Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире финансовой грамотности"(направление личностного развития),7 класс
рабочая программа по экономике (7 класс) на тему

Казаченко Игорь Павлович

«В мире финансовой грамотности» является прикладным курсом, реализую­щим интересы обучающихся 7 классов в сфере экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

-              Деньги, их история, виды, функции;

-              Семейный бюджет;

-              Экономические отношения семьи и государства;

-              Семья и финансовый бизнес;

-              Собственный бизнес.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с кур­сами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастны­ми особенностями детей и включают задачи, практические задания, по­строение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, та­блицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и пред­ставления информации и публичных выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_mire_finansovoy_gramotnosti_7_klass.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

413111, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Минская, дом 29, тел. (8453) 95-06-50, engschool32@mail.ru

            Согласована

Заместитель директора по УВР ___________ /_________________/

                Утверждена 

Директор МБОУ «СОШ №32»

 ____________ /С.А. Рогачева/

Приказ   от _____________ №______

        

 Рабочая программа курса внеурочной деятельности                                      «В мире финансовой грамотности»  (

направление личностного развития)                                                                                       7 класс

Автор-составитель рабочей программы:

Казаченко Игорь Павлович,

первая квалификационная категория

г. Энгельс, 2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов и методических материалов:

  1.  Закон РФ «Об образовании»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  3. Программа Е.А. Вигдорчик Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы общеобразоват. орг./ Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015

Рабочая программа «В мире финансовой грамотности» для 7 класса конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов, из расчета 1 часа в неделю.

УМК:

Рабочая программа рассчитана на использование учебника:

Липсиц И.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы для общеобразовательных организаций/ И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик. – М., ВИТА-ПРЕСС, 2015;

Общая характеристика учебного предмета:

«В мире финансовой грамотности» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 7 классов в сфере экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

  • Деньги, их история, виды, функции;
  • Семейный бюджет;
  • Экономические отношения семьи и государства;
  • Семья и финансовый бизнес;
  • Собственный бизнес.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Цели:

Целями изучения курса «В мире финансовой грамотности» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

                 Результаты освоения курса «В мире финансовой грамотности».

Личностными результатами изучения курса «В мире финансовой грамотности» являются:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
  • участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «В мире финансовой грамотности» являются:

 Познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
  • формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

  • понимание цели своих действий;
  • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
  • проявление познавательной и творческой инициативы;
  • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

  • составление текстов в устной и письменной формах;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «В мире финансовой грамотности» являются:

  • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
  • понимание и правильное использование экономических терминов;
  • освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
  • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
  • развитие способностей, обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
  • развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Формы организации и методы обучения:

Предполагается использование следующих форм организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная формы, их сочетание и выбор зависят от конкретного урока и класса. При изучении курса предполагается использование активных и интерактивных методов обучения.

Содержание курса внеурочной деятельности

№ п\п

Тематический раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы организации и виды деятельности

1.

Доходы и расходы семьи

9

Деньги. Доходы семьи. Расходы семьи. Семейный бюджет.

Составление семейного бюджета.

2.

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

6

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Страхование. «Семейный бюджет».

Ролевая игра.

   3.

Семья и государство: как они взаимодействуют.

6

Налоги. Социальные пособия. Государство – это мы.

Мини-исследование.

   4.

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье?

12

Как спасти деньги от инфляции. Банковские услуги. Собственный бизнес. Валюта в современном мире. Благотворительность. Личный финансовый план.

Составление личного финансового плана.

   5.

Что такое финансовая грамотность?

1

Содержание финансовой грамотности

Тестирование.

Календарно-тематическое планирование

Тема

занятия

Всего часов

Из них аудиторные занятия

Неаудиторные с указанием формы

(экскурсии, акции, посещения музеев, праздники и т.п.)

Дата

Корректировка

                                           1. Доходы и расходы семьи (9 часов)

1.1Введение

1

Урок ознакомление с новым материалом

08.09

1.2Деньги

         1

Комбинированный урок

15.09

1.3Доходы семьи

         2

Комбинированный урок

22.09

29.09

1.4Расходы семьи

         2

Комбинированный урок

06.10

13.10

1.5 Семейный бюджет

2

Комбинированный урок

20.10

27.10

1.6 Доходы и расходы семьи

1

Комбинированный урок

10.11

2.Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6 часов)

2.1 Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

2

Комбинированный урок

17.11

24.11

2.2 Страхование

2

Комбинированный урок

01.12

08.12

2.3«Семейный бюджет»

2

Комбинированный урок

15.12

22.12

3. Семья и государство: как они взаимодействуют (6 часов)

3.1 Налоги

        2

Комбинированный урок

29.12

12.01

3.2Социальные пособия

2

Комбинированный урок

19.01 26.01      

3.3Государство-это мы

2

Комбинированный урок

02.02

09.02

4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов)

4.1 Как спасти деньги от инфляции

2

Комбинированный урок

16.02

23.02

4.2 Банковские услуги

2

Комбинированный урок

02.03

09.03

4.3Собственный бизнес

2

Комбинированный урок

    16.03

    23.03

4.4 Валюта в современном мире

        2

Комбинированный урок

    06.04

    13.04

4.5Благотворительность

2

Комбинированный урок

20.04

27.04

4.6 Личный финансовый план

2

Комбинированный урок

04.05

11.05

5. Что такое финансовая грамотность (1 час)

5.1 Содержание финансовой грамотности

1

Итоговый урок

18.05

Всего

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

УМК:

Липсиц И.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы для общеобразовательных организаций/ И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик. – М., ВИТА-ПРЕСС, 2015;

Дополнительные пособия для учителя:

Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: учебная программа. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: методические рекомендации для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: материалы для родителей. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Интернет-ресурсы:

1.        Сайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;

2.        Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» —
http://www.dostatok.ru;

3.        Журнал «Работа и зарплата» - http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-
rabota-i-zarplata;

Портал «Профориентир». «Мир профессий» - http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;

Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net/

Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php

Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. - http:// www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, на основании указанных требований разработаны требования к освоению результатов программы элективного курса

  • личностным, включающими формирование мотивации к грамотному финансовому поведению, формированию ценностно-смысловых установок, отражающих личную экономически грамотную позицию  в выстраивании положительно ориентированных ценностно-смысловых отношений в семье
  • метапредметным, включают универсальные учебные действия, такие как умение коммуникации в малой учебной группе, умение взаимодействовать с членами семьи, взрослыми людьми и сверстниками  
  • предметным, освоение основ личного финансового планирования; экономии семейного бюджета с обязательным использованием и пониманием специфических терминов по финансовой грамотности