Программа экономического воспитания дошкольников "Хваткие ладошки"
рабочая программа по экономике на тему

Сухоносова, Галина, Александровна

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.

Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.

Программа дополнительного образования экономического воспитания дошкольников «Хваткие ладошки» разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет и рассчитана на два года обучения.

Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа экономического воспитания старших дошкольников средствами игровой деятельности

 «Хваткие ладошки»

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.

Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.

Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.

Программа по экономическому воспитанию старших дошкольников средствами игровой деятельности.

Программа дополнительного образования экономического воспитания дошкольников «Хваткие ладошки» разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет и рассчитана на два года обучения.

Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.

Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.

Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.

Данная программа базируется на системе работы, по экономическому воспитанию дошкольников используя в основе сказки,
«Экономика для дошкольников» авторами Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова, а также Экономического сказочного словаря Смирновой Т.В.

«Экономический сказочный словарь» представляет собой учебное пособие по основным экономическим понятиям, наиболее интересным и доступным для детского восприятия.

Автор в привлекательной для ребёнка сказочной форме даёт объяснение основным экономическим категориям. Сказки-малютки расположены в алфавитном порядке. Каждому экономическому термину посвящена своя сказка, где на одном игровом поле встречаются герои известных литературных произведений и новые, придуманные сказочные персонажи. Этот литературный приём позволяет включить детей в процесс решения реальных экономических задач, помогает маленьким читателям понять действие экономических законов и усвоить сложные экономические категории.

Главные герои, Чумазик и Мокрохвост, объединяют отдельные сказки сквозной сюжетной линией.

Большую смысловую нагрузку несут и иллюстрации пособия.

Цели программы:

  • формирование у детей доступных экономических понятий;
  • воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства;
  • воспитание уважения к тем, кто проявляет заботу о них;
  • воспитание уважения к тому, что даёт им различные природные блага;

Этапы реализации программы:

Программа состоит из пяти связанных между собой блоков: “Моя семья”, “Мир денег”, “Мой город”. «Мир товаров», «Моя страна». см. Приложение 1.

Внутри каждого блока, в каждой игре, решается конкретная задача

Сентябрь

Моя семья.

Цель: Ознакомление детей с семейной экономикой.

В играх дети знакомятся с семейным бюджетом, доходами, расходами, заработной платой, искусством, ведением домашнего хозяйства.

Решаются педагогические задачи:

  • формируются понятия о бюджете семьи (доход и расходы);
  • даётся представление о труде взрослых: каждый человек должен работать на работе - почему нужны все виды труда;
  • ребёнок умеет выделять первоочередные потребности своей семьи, делать выбор;
  • поясняется причина существования ограниченности;
  • сравнивать и оценивать товары (качество, цена), соотносить с этим потребности и возможности семьи;

Используются игры «Семья экономиста», «Семейный бюджет», «Волшебные помощники».

Октябрь

Мир денег.

Цель: Ознакомление с деньгами, ценами. Получают представление о производстве денежных знаков, их покупательской силы.

В играх устанавливаются зависимость между качеством товара и прибылью при продаже, узнают, что деньги служат средством обмена товара между людьми

Решаются педагогические задачи:

  • формируется правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости;
  • воспитывается начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;
  • даётся представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.

Используются игры «Банк», «Банкомат», «Золотая денежка», «Монетный двор», «Универсам», «Пункт обмена валюты».

Ноябрь

Мой город

Цель: Познакомить детей  с экономикой города (населённого пункта проживания обучаемых детей),  установление цен, производство товаров, основные и современные профессии. Это учит детей уважать людей, которые честно трудятся и зарабатывают деньги.

Решаются педагогические задачи:

  • формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий;
  • учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
  • стимулировать деятельность “по интересам”, проявление творчества и изобретательности.

Используются игры «Кондитерская фабрика», «Завод Горизонтик», «Ателье «Маленькая красавица»», «Фермер», «Шофёр»

Игра «Шофёр»

Декабрь, январь

Мир товаров  

Цель: Познакомить детей с азами маркетинга и рекламы. Дети узнают о разных формах сбыта продукции: рынки, магазины, ярмарки, аукционы. А также узнают о специфике купли – продажи, учатся бережно относиться к вещам.

Решаются педагогические задачи:

  • воспитывать разумные потребности.
  • развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе;
  • дать представление о рекламе, о ее назначении;
  • учить детей правильно воспринимать рекламу ("Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение”);

Используются игры «Рынок», «Аукцион», «Ярмарка», «Реклама», «Агенство», «Магазин», «Дом книги», «Детская лотерея».

Февраль

Моя страна

 Цель: Познакомить детей с ресурсами своей страны, края. Дети получат знания о разнообразии и ограниченности природных ресурсов. Это позволяет осознать зависимость человека от природы, характер взаимодействия с ней, необходимость рационально и экономически использовать природные богатства (отношение к воде, газу, нефти), ориентироваться в экономических явлениях.

Решаются педагогические задачи:

  • получение знаний о первоочередных потребностях человека (еда, вода, жилье, безопасность и т.д.);
  • знание о личных потребностях самого ребенка, окружающих людей, растений, животных, птиц;
  • знания про основные ресурсы и их ограниченность;

Используются игры «Путешествие товаров», «Мастерская гнома эконома», «Почта гнома Эконома», «Строительство дома».

Прогнозируемые результаты.

  • Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления.
  • Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.
  • Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них.
  • Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.
  • Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша.
  • Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца.
  • Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи.

Время проведения занятий: вторая половина дня по расписанию.        

Продолжительность практических занятий: 2 раза в неделю. Длительность занятий в 5 - 7 лет – 25 мин. (всего 32 занятия).

Количество участников: воспитанники группы детского сада без специального отбора.

Возраст детей: программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста – 5-7 лет.

Формы и методы работы.

Занятия групповые. В теоретических занятиях основой для занятий является сказка. Это и предварительное ознакомление с произведением, а затем обсуждение прочитанного и использование полученных знаний в играх. Практические занятия проходят в игровой форме с использованием сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических игр.

Занятие 1. 

Тема занятия: чтение сказки «Что такое сберегательный банк и что в нем нужно сберегать»

Задача – объяснить детям понятия: сберегательный банк, что в нем нужно сберегать, с помощью использования данной сказки.

Тип занятия -  урок изучения и первичного закрепления новых знаний (1й урок из 2х)

Форма занятия – урок изучения новых знаний.

Методы – рассказ, беседа.

План – конспект (приложение 1)

Занятие 2.

Тема занятия: Закрепление полученной информации на предыдущем уроке в виде повторения изученных понятий в форме игры  

Задача – закрепить полученную информацию на предыдущем занятии через игру.

Тип занятия -  закрепление знаний

Форма занятия – урок закрепления знаний.

Методы – беседа, игра.

План – конспект (приложение 2)

План-конспект урока по экономике для малышей, или
как Миша стал бизнесменом.

Время: 25 мин.

Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие знания:

1. Ознакомиться с понятиями сберегательный банк, накопление, сберегательная книжка, вкладчики, проценты.

Развивающие цели урока - учащиеся должны развить умения и навыки:          

1. Знать, понимать значение  слов: сберегательный банк, накопление, сберегательная книжка,

2. Развивать экономическое мышление у учащихся в современном обществе, развивать умения обобщать, делать выводы, анализировать, применять.

Воспитательные цели урока - учащиеся должны овладеть следующими видами действии: 

1. Уметь строить ответы на создаваемые вопросы

2. Воспитывать деловые качества характера, воспринимать и понимать новые термины.

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод проведения урока: рассказ, беседа.

Оборудование: Сказка «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом».

Литература: Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова
«Экономика для дошкольников» часть 1

Ход урока 1й из 2х

1. Организационный этап – 4 мин.

Педагог: Здравствуйте дети! Давайте познакомимся, меня зовут Галина Александровна и вас (12 детей).

2. Мотивационный этап – 1 мин.

Педагог: Сегодня мы с вами прочитаем сказку и узнаем, много новых и интересных слов и занятий из мира взрослых.      

3. Сообщение темы урока -1 мин.

Педагог: «Что такое cбepeгaтeльный банк и что в нем нужно сберегать»

4. Изучение нового материала - 9 мин.

Педагог: Чтение сказки с заострением внимания на основных её моментах.

См. Приложение 5

5. Вопросы учащимся по прочитанному материалу  для понимания и закрепления новой информации. - 3мин.

  1. Какие новые слова дети услышали?
  2. Понятны ли новые слова?
  3. Зачем нужны сберегательные банки?
  4. Почему выгоднее хранить деньги в сберегательном банке, а не дома?
  5. Что ещё можно хранить в сберегательном банке?
  6. Что такое процент в сберегательном банке?
  7. Хотели бы дети на следующем занятии поиграть в игру в сберегательный банк?

6. Ответы учащихся -5мин.

Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок – 2мин.

Оценками являются маленькие наклейки в виде звездочек, цветков, фруктов. Оценки выставляются за внимание, дисциплину, участие.

7. Задание домашнего задания

Раздаются каждому ребёнку листочек для родителей, на котором написано, что к следующему занятию дети должны принести нарисованные детьми вместе с родителями банкноты по 3 – 7шт. и по 5 – 10 шт. картонных кружочков в виде монет.  

8. Рефлексия

Наше занятие закончено. Всем спасибо, вы были молодцы, очень меня порадовали, жду вас всех на следующем нашем занятии, до свидания!

Приложение 2.

План-конспект урока по экономике для малышей, или
как Миша стал бизнесменом.

Время: 25 мин.

Образовательные цели урока - учащиеся должны закрепить знания, полученные на прошлом уроке:

  1. Вспомнить понятия, их значение: сберегательный банк, накопление, сберегательная книжка, вкладчики, проценты.
  2. Применить знания в ходе игры.

Развивающие цели урока - учащиеся должны развить умения и навыки:          

1. Знать, понимать значение  слов: сберегательный банк, накопление, сберегательная книжка,

2. Развивать экономическое мышление у учащихся в современном обществе, развивать умения обобщать, делать выводы, анализировать, применять.

Воспитательные цели урока - учащиеся должны овладеть следующими видами действии: 

1. Уметь строить ответы на создаваемые вопросы

2. Воспроизвести в ходе игры жизненную ситуацию для воспитания деловых качеств характера, чтобы воспринимать, понимать и применять новые знания.

Тип урока: урок закрепления материала

Метод проведения урока: беседа, игра.

Оборудование: Сказка «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом», 2 столика – кассы, игрушечные деньги, игрушечные сберегательные книжки, коробка – сейф.

Литература: Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова
«Экономика для дошкольников» часть 5

Место проведения:

Заключение.

Необходимость экономической подготовки с дошкольного возраста вызвана, прежде всего, тем, что в условиях современного общества, претерпевшего глубокие социально – экономические изменения, объективной необходимостью стало экономическое воспитание, которое предполагает не только формирование деловых качеств – бережливости, расчётливости, предприимчивости – но и накопление знаний.

Показатели экономической воспитанности  ребенка

старшего дошкольного возраста после обучения по программе с использованием игровых средств:

Знает:

  • почему человек не может иметь все, что желает;
  • почему необходимо делать выбор;
  • для чего людям нужны деньги;
  • что значит дорого или дешево;
  • почему необходимы и полезны разные продукты и блюда;
  • о правилах культуры поведения.

Умеет:

  • выделять первоочередные потребности своей семьи;
  • пояснять причину существования ограниченности;
  • делать выбор;
  • сравнивать и оценивать товары (качество, цена), соотносить потребности и возможности семьи;
  • выбирать товары в соответствующем магазине;
  • ориентироваться в мире товаров с помощью рекламы;
  • определять предметы и средства труда;
  • объяснять результаты труда людей разных профессий (товар или услуга).

Понимает:

  • что человек должен постоянно работать ( на работе и дома);
  • что человек не может иметь все, что хочет;
  • что при осуществлении выбора от чего-то надо отказаться;
  • что экономия и бережливость необходимы как в семье, так и в детском саду;
  • что природа имеет дары, которые отдает людям (красоту, даровые блага, природные ресурсы) и что к ней надо относиться бережно.

Список литературы

  1. Аменд А.Ф. Экономическое воспитание младших школьников. - М., Педагогика, 1982.
  2. Ботько А.В. Экономическое воспитание школьников в условиях развития рыночной экономики: методическое пособие: в 2-х ч. Ч.1/ А.В. Ботько – Гродно/ «гродненский ОИПК и  ПРР и СО», 2003г. -94с.
  3. Буре Р. С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. М., 1981.
  4. Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя дет. сада / В. В. Гербова, Р.А. Иванкова, Р.Г. Казакова и др.; Сост. Г. М. Лямина. – М.: Просвещение, 1984. -288с., ил.
  5. Н.Г.Грама /Обучение основам экономического воспитания детей дошкольного возраста / Наша школа, 2003.-№2.-С.62.
  6. Галкина Л.Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшого дошкольного возраста. Автореф. дис. … канд.пед.наук. – Екатеринбург, 1999.- 20 с.  
  7. Дратвер Б. Поэтапность экономического образования // Директор школы. – 2001. – № 46-47. – С.10.
  8. Детская психология: Учеб. пособие/Под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько - Мн.: Университетское, 1988. - 399с..
  9. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий. - М.:ТЦ Сфера, 2002.-80 с.
  10. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинца, 1983.
  11. Мельничук, И.А. Педагогика начального образования : практикум / И.А. Мельничук.- Брест : БрГУ, 2010.
  12. Мухина В.С. Детская психология: (Учеб. Для пед. ин-тов) / Под ред. Л.А.Венгера - М.: Просвещение, 1985.
  13. Пазухина И. А.. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 - 6 лет: Пособие практических работников детских садов. - СПб.: Детство - Пресс, 2004. - 272с.
  14. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – б-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-208с.
  15. Сазонова А.В. Формирование первичного экономического опыта старших дошкольников через игровую деятельность. Автореф. дис. … канд.пед.наук. – Одесса, 2007.- 20 с.
  16. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики. - М.: Педагогика, 2003. - 264 с.
  17. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику, - СПб.: Детство – Пресс, 2001. – 176 с.
  18. Столяров В.И. Экономика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2008. -512с.
  19. Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова «Экономика для дошкольников» часть 5
  20. © 2012 Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Экономическое воспитание дошкольников Иванова Н.Г., ст. Работа с дошкольниками
  21. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 4- М.: Генезис, 1999.— 160 с: ил.

  22. Фурмина Л. С. Творческие проявления детей 5—7 лет в театрально-игровой деятельности. — В кн.: Художественное творчество детей / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1974, с. 146..
  23. Шатова А. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? //Дошкольное воспитание. -1989.-№1.-С.65.
  24. Щедровский П.Г., Щукин Н.В. Организация «игры» и исследования в «игре». // Программно целевой подход и деловые игры. Тезисы докладов и сообщений. – Новосибирск: НГУ, 1982. С.35.
  25. Азбука бережливости для дошкольников / авт. – сост. И.П Рословцева. – Мозырь: Содействие, 2008. – 58 с.
  26.  Архипова Е.А. Экономическое воспитание детей: [В системе дошкольного образования] // Пралеска. – 2000.- №6. – с. 14-19.
  27. Глазырина Л.Д. Экономическое воспитание дошкольника: справ. и метод. материалы / Л.Д. Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 84 с.
  28. Казакова Н. Мы любим рекламу!: [Экономическое образование дошкольников] // Обруч. – 1999.- №1 – с. 29-31.
  29. Как знакомить детей с денежными единицами: [Учителя Монтессори – шк. об экономическом образовании дошкольников] // Обруч. – 1999.- №1 – с. 24-25.
  30. Левчук З.К. Нравственно – экономическое воспитание дошкольников и перспективы //Актуальные проблемы теории и истории педагогики. – Витебск, 2006. – с. 158 – 161.
  31. Леонова Е.А. Педагогические аспекты экономического воспитания дошкольников /Е.А. Леонова // Семья, дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир ребенка. – Мн.,2005. – с. 128-130.
  32. Лысенко В. Встречи у гнома Эконома: [Об экономическом образовании дошкольников] // Открытый урок. Еженед. прил. к «Учит. газ». – 1997. - №15. – с.2.
  33. Нарушева Г. Экономика и дошкольник: актуально ли?: [Программа курса] // Обруч. – 1997. №4. С. 23-24.
  34. Прокофьева О.О. Мы и экономика: [формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста]/ О.Прокофьева // Пралеска. – 2006. - № 7. – с.17 -18.
  35. Прокофьева О.О. Современные подходы к определению содержания экономического образования детей дошкольного возраста //Дошкольное детство: наука – практике. – Могилев, 2006. – с.112 -115.
  36. Савкусанова Л. Экономика и человек: [О программе экономического образования дошкольников] // Обруч. – 1999.- № 1. с.27 -28.
  37. Селиванова Н. Царица Экономика: Программа и занятия // Пралеска. – 1997. - №10. – с.22-24.
  38. Шатова А.Д. Дошкольник и ...экономика //Обруч. -1999.- №1. – с. 29-31.
  39. Шатова А.Д.Программа «Дошкольник и экономика»: [О формировании у ребенка экономических знаний, экономического мышления] //Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 2000. – с. 179- 184.
  40. Шатова А.Д. Становление начал ценностных ориентаций: [Об экономическом воспитании дошкольников] // Образование и рынок. – 1997. №1. – с. 4-7.
  41. Экономическая азбука для детей дошкольного возраста / Могилев. обл. ин-т повышения квалификации и переподгот. рук. работников и специалистов образования; Сост. Солдатенко Г.Л. – Могилев, 2000.-41с.



Предварительный просмотр:

Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова
Экономика для малышей, или
Как Миша стал бизнесменом

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ
Откуда в Мишином магазине мед взялся?

О том, как непросто дело делается и от чего зависит,
много ли товаров в магазине.
 

Версия для распечатки >>>

Всю весну Мишин магазин бойко торговал мёдом: его брали как угощение для гостей, как лакомство для себя в дни веселых лесных праздников и, конечно же, как самое вкусное в мире лекарство. Тем более что продавал его Миша дешевле, чем Винни-Пух в своем магазинчике.
Но в один прекрасный день Миша неожиданно обнаружил, что его кладовка совсем опустела. Так увлекся торговлей, что не заметил, как иссякли все запасы.


Стал Миша думать, как дальше быть: не закрывать же магазин? Только торговля налаживаться стала, и на тебе - товар кончился. Вышел Миша на улицу, посмотрел вокруг, ничего придумать не может. Прикрыл он берлогу и побрел по лесной тропинке, бурча себе под нос: "Эх, непросто быть хозяином магазина. Обо всем надо заранее думать. Пустой прилавок - это самое страшное для торгового дела, прямо сказать - настоящая катастрофа". Убедился Миша на собственном опыте, что за прилавком сидеть и вежливо покупателей обслуживать - это только полдела. Хорошего хозяина ноги кормят!
"Придется идти к пчелам", - подумал Миша и отправился на опушку леса, где перед огромным лугом располагался пчелиный дом.
Подойдя к нему поближе, Миша удивился тишине и спокойствию, которые царили вокруг. Не сновали туда-сюда деловитые, подвижные пчелки, совершенно не ощущалось волшебного медового аромата, который Миша мог бы учуять и за километр. Миша даже испугался: не случилось ли чего, не разорил ли кто дружную пчелиную семью? Он осторожно заглянул в домик и немного успокоился, увидев, что все пчелы на месте.


- Пчелки, продайте мне, пожалуйста, медку, - вежливо попросил Миша, - мне совсем торговать нечем.
- Ж-ж-ж-ж-ж! - загудели пчелы не очень довольно. - Не можем. Его еще собрать надо да в улей снести.
- Ну так несите! - нетерпеливо воскликнул Миша.
Вперед выступила лучшая пчела-сборщица, которую все называли Пчелой-труженицей.
- Не так-то это просто. Сначала надо подождать, пока распустятся деревья да луг цветами покроется. Затем всем ульем надо потрудиться: с рассвета до заката с цветка на цветок летать, собирать вкусную пыльцу да сладкий нектар, носить все это на своих пушистых лапках и брюшках в улей, аккуратно там складывать в ячейки - соты. Глядишь, если лето будет теплым, а труд каждодневным, к середине лета и сможем мы набрать достаточно душистого меда, чтобы можно было с тобой поделиться. Вот тогда мы его тебе и продадим.
- А по какой цене? - спросил Миша озабоченно.
- Да дешево продадим, только чтобы полученных денег нам на жизнь хватило: еду-питье купить, одежду да детишкам игрушки.
- Ну что ж, придется ждать,- вздохнул Миша. - С медом промашка вышла. К кому же еще в гости наведаться?
Почесал он лапой лохматый затылок и отправился к белке за орехами.
Белку Дашуту застал Миша на лесной поляне. Вид у белки был очень озабоченный: не замечая медвежонка, она продолжала что-то искать в траве под старыми, прошлогодними листьями. Так и, не поняв, что она там потеряла, Миша все же отважился заговорить:
- Белочка, здравствуй! Я к тебе за орехами.
- Где же я, Миша, их возьму весной? Видишь, сама ищу то, что еще осенью припрятала. Мои запасы, которые в дупле были, уже кончились.
- А как же быть?
- Подождать надо, Миша. Скоро орешник зацветет, зеленые орешки появятся, созреют, тогда мы с детишками моими да сестрицами и потрудимся, попрыгаем по кустам, набьем орехами полные дупла. Вот тогда и приходи. Будем договариваться.
- Опять неудача. Невезучий я, что ли, такой? Может, в другой лес сходить, там счастья попытать? - стал размышлять Миша вслух.
- Не ходи, пользы не будет,- послышался откуда-то сверху уверенный, спокойный голос старого Ворона. - Время сейчас такое. Межсезонье называется. От старого урожая почти ничего не осталось, а новый еще не созрел. Если у кого и есть кое-какие припасы, вряд ли они будут с тобой делиться. Сейчас каждый то, что у него есть, придерживает. Все может случиться. А вдруг неурожайный год выдастся? Засуха, к примеру, или наоборот - дожди зарядят каждый день? Любое нарушение равновесия в природе на хозяйстве отражается. Уж я-то на своем веку много чего повидал. Так что, Миша, ты сейчас не суетись. А уж как время придет урожай собирать, вот тут - не зевай: запасов тебе нужно много, если торговым делом всерьез решил заняться.
Выслушал Миша старого Ворона и загрустил не на шутку. Чтобы ободрить его немного, старый Ворон добавил: - Ничего, Миша, не расстраивайся, первый блин всегда комом. А на ошибках учатся. И опыт в любом деле приходит постепенно. Понял Миша, что торговлей заниматься действительно не так-то просто. Прежде чем товар на прилавок положить, нужно, чтобы кто-то его создал своим ТРУДОМ: вырастил, собрал, сделал своими руками.


ЗАДАЧНИК МУДРОГО ФИЛИНА


1. Внимательно посмотри на рисунки. Определи, кто что сделал, и найди того, чьи результаты труда на рисунке не изображены.


2. Спроси у знакомых взрослых, чем они занимаются на работе, что производят.

3. Что ты делаешь дома (моешь полы, посуду, убираешь книги и игрушки и т. д.) и как делаешь (хорошо, добросовестно или кое- как)? Сэкономил ли ты время и силы мамы или бабушки, или им пришлось переделывать твою работу?



Предварительный просмотр:

Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова
Экономика для малышей, или
Как Миша стал бизнесменом

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ
Как Миша из покупателя превратился в продавца

О том, с чего нужно начинать,
если хочешь организовать свое дело,
и как определить, что в этом деле самое главное

Как-то раз, проснувшись после зимней спячки, вылез Миша из любимой берлоги и глазам своим не поверил: такая красота вокруг - просто дух захватывает! Весь лес словно вымытый стоит, переливаясь всеми цветами радуги в лучах нежного мартовскогo солнышка. Ветки берез, сосен, елей так четко вырисовываются на фоне сияющего голубизной неба, что кажется, будто они выписаны мастерской рукой художника и служат декорацией для сказочного спектакля, в котором все волшебное: и этот лес, и небо, и белый-пребелый снег, от которого, если на него долго смотреть, аж глаза зажмуриваются...


Весь день Миша катался на санках, кувыркался в снегу, и вот результат: к вечеру у него заболело горло. Срочно нужны чай с малиновым вареньем и горячее молоко! Но в берлоге ничего этого не оказалось. Побрел Миша на лесной рынок, а там уже никого нет - поздно пришел. Побежал Миша в магазин к Винни-Пуху - и тут неудача, на дверях записка: "Ушел в свой родной лес на день рождения осленка Иа". "Эх, - огорчился Миша, - был бы у меня свой магазин, всего бы вдоволь было". И решил он открыть свой магазин.
Сказано - сделано. На следующий день рано-рано утром Миша, хотя еще и чувствовал себя не очень хорошо, чисто вымел берлогу, установил посредине прилавок, поставил на него найденные на лесной свалке чугунные весы и важно уселся ждать покупателей.
Забежал к Мише Зайчик - внук старого Зайца.
- Ты что, в снежки играть не идешь?
- Не могу, я теперь - хозяин магазина. Видишь, торгую.
- Торгуешь? А чем ты торгуешь?
Почесал Миша затылок, а ответить-то и нечего и торговать нечем. Зайчик постоял-постоял, пожал плечиками и убежал. Расстроился Миша, чуть не плачет. Стал он думать-гадать: отчего же у него ничего не получается?
Думал-думал и наконец понял, что главное в магазине - не весы, не прилавок и даже не продавец, а то, чем торгуют, - ТОВАР.

ТОЛЬКО ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ!
Товар - продукт труда, произведенный для продажи.



Забегал Миша по берлоге, ищет, что выложить на прилавок. Нашел дырявый резиновый мячик, хотел его на прилавок положить, да вовремя спохватился: кому же такое старье нужно? Подумал было свою шубу продать, да шуба самому пригодится.
И вспомнил Миша, что в дальней кладовке у него несколько бочонков меда припрятано. Что может быть вкуснее и полезнее меда для любого лесного жителя!
Выкатил Миша пять бочонков из кладовки, расставил их на прилавке и уселся ждать покупателей. Глядит он на мед и думает: "Странное дело! Когда я мед в лесу собирал - это был просто мед диких пчел. Когда мед в кладовке лежал - это был просто мед запасливого медвежонка".
Миша облизнулся и стал думать дальше: "А как только я бочонок меда на прилавок поставил, он уже стал не просто медом, а товаром. Значит, товар - это то, что можно купить и продать".
Но тут Мишины думы прервал новый гость - Ежонок. Он купил баночку меда для своего любимого старого дедушки.
Так началась торговля в Мишином магазине. И скоро на прилавке этого магазина стояли не только бочонки с душистым медом, но и много других вкусных товаров. А где Миша раздобыл их? Об этом ты узнаешь в следующей истории.


А теперь мы предлагаем тебе заглянуть в одну очень умную книгу, которую начинающему бизнесмену Мише подарил мудрый Филин, узнавший от лесной сплетницы Сороки новость об открытии магазина. Он сказал, что эта книга, хотя и называется скучно "Задачник", поможет Мише (и тебе тоже) овладеть новыми знаниями в области экономики.


ЗАДАЧНИК МУДРОГО ФИЛИНА


1. Отгадай загадку:
Угадай, как то зовется,
Что за деньги продается.
Это не чудесный дар,
А просто-напросто...

2. Вспомни сказку братьев Гримм "Король-Дроздобород" - о капризной принцессе, которой пришлось продавать на базаре горшки. Как можно назвать эти горшки?

3. Внимательно посмотри на рисунок и карандашом скажи, что можно купить? Подумай, почему не все можно купить и продать. Как ты считаешь, что еше не продается и не покупается? Обсуди это с взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экономическое воспитание детей из СРЦ

Наиболее важная задача стоит перед работниками Центра - это выпуск детей в жизнь со знаниями социализации в обществе....

Тема: «Экономическое воспитание на уроках математики в коррекционной школе VIII вида»

Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы ни взяли, человек не может обойтись в ней без экономических...

Родительское собрание - практикум "Экономическое воспитание в семье"

Внутрисемейные экономические отношения. Бюджет семьи. Участие всех членов семьи в его распределении. Деньги – мера труда.Помощь родителей в становлении индивидуального образа жизни подростка. Во...

Воспитательная программа по экономическому воспитанию для старших школьников с ОВ

Социальная интеграция, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая разноуровневая программа художественной направленности "Яркие ладошки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Яркие ладошки» направлена на изучение изобразительного искусства.Программа ориентирована на форм...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебные ладошки"

Рабочая программа разработана на основе развивающей программы формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки, разработанной Н.П.Слободяник «Я учусь владеть собой» (Крюк...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Цветные ладошки»

Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)программа художественной направленности «Цветные ладошки»...