Рабочая программа элективного курса по экономике. 9 класс.
календарно-тематическое планирование по экономике (9 класс) на тему
Рабочая программа содержит основные цели, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждено» «Согласовано»
Директор Председатель м/о
_____________Кругляков К.М. ___________Пантюхина О.Н.
Протокол №2
«_30__»_августа__________2016 г.
«_30_»_августа____________2016г.
Рабочая программа
учителя истории и обществознания Федоровой Елены Викторовны
курса внеурочной деятельности по элективному курсу
«Основы экономических теорий»
Количество часов в неделю ___1___, в год ___34___
Учебные пособия: Автономов В.С. Введение в экономику, 2008.
Планирование составлено на основе Программы
общеобразовательных учреждений «Обществознание, экономика, право.» 9–11 классы. М.; Просвещение. 2011 г.
Программы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф., Матвеева А.И.
2016-2017 учебный год.
Пояснительная записка.
Обоснование актуальности курса.
Современное общество настойчиво требует от выпускников школ не слепого подражания и бездумного соблюдения инструкций и правил, а вдумчивого, творческого подхода к действительности. Осознанный выбор будущей профессии, самостоятельность, умение нестандартно мыслить, ставить перед собой задачи и принимать решения, эффективно сотрудничать в коллективе – все это становится необходимым для сегодняшних старшеклассников.
Все эти приоритетные задачи образования во многом решаются во время обучения на старшей ступени средней полной школы, которая в течение 10 последних лет работает в режиме профильного обучения. В условиях профильного образования в средней школе «Экономика» может преподаваться в рамках курса «Обществознание» либо являться самостоятельной учебной дисциплиной в рамках соответствующего профиля. Однако далеко не всегда выбор профиля осуществляется обучающимися осознанно. Чтобы помочь старшеклассникам сделать собственный выбор, в 9 классе предлагаются курсы по выбору (элективные). Одним из них является элективный курс «Введение в экономику». Также он может быть реализован в 10 классе в рамках профильного обучения.
В условиях постоянной нехватки часов учебного плана, многие школы отказываются от ведения экономики как самостоятельной учебной дисциплины. Вместе с тем, статистика конкурса на экономические специальности в ВУЗы (ТГУ, ТПУ) показывает, что они по-прежнему являются востребованными. Кроме этого, рыночная экономика, в условиях которой мы живем, требует от каждого человека в обыденной жизни понимания экономических явлений и процессов.
Вышеуказанные проблемы можно эффективно решать, включив в учебный план элективный курс «Введение в экономику». Программа данного элективного курса разработана в контексте школьного обществоведческого образования и предполагает теоретическое и практическое знакомство обучающихся с основными экономическими субъектами и их деятельностью. Элективный курс может оказать помощь обучающимся как будущим наемным работникам, предпринимателям, управленцам.
Экономическая деятельность тесно связана с умениями поиска, отбора, критического осмысления полученной информации, поэтому ряд занятий курса направлены на дальнейшее формирование у обучающихся навыков работы с информацией.
Содержание курса направлено на совершенствование коммуникативных навыков деятельности, в том числе устной коммуникации.
Требования к возрасту обучающихся:
Программа элективного курса рассчитана на обучающихся 9-х классов, и может быть реализована как в рамках предпрофильной подготовки обучающихся, так и в рамках профильного обучения.
Возрастные особенности шестнадцати - семнадцатилетних юношей и девушек характеризуются тем, что старшеклассники оценивают учебный процесс с точки зрения жизненных перспектив. В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. Характерным для учебного процесса является систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. Все это создает почву для овладения общими законами природы и общественной жизни, что приводит к формированию научного мировоззрения. Именно эта нацеленность на перспективу, стремление к осознанному и правильному выбору жизненного пути делает элективный курс «Введение в экономику» актуальным именно для старшеклассников.
Межпредметные связи.
«Экономика» в контексте школьного профильного образования тесно связана с другими учебными дисциплинами и науками. Экономические процессы невозможно объяснить, не изучив психологию и социологию (поведение людей, их поступки, мотивы их действий). На экономику большое влияние имеет политика, которая может создавать условия для ускорения роста экономики, а в некоторых случаях наоборот тормозить процессы развития.
Экономика тесно связана с историей, ведь понимание особенностей экономического развития страны соотносится с пониманием особенностей эпохи. Также экономика взаимодействует со статистикой, которая предоставляет факты, свидетельствующие об экономической жизни страны или отдельного человека. Понимание глобальных экономических процессов и международного взаимодействия не может обойтись без географии. А знания в области математики способствуют пониманию обучающимися экономических законов и экономических моделей. Кроме этого, экономическая сфера жизни общества взаимодействует с правовой, поэтому навыки правового поведения в экономике поможет сформировать курс «Правоведение».
Объем учебной нагрузки
Объем курса – 34 часа в год (1 час в неделю, 4 часа в месяц).
Нормативно – правовое обеспечение программы
- Закон РФ «Об образовании»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»
- Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413«Об утверждении федерального государственного стандарта среднего (полного) образования».
- Примерные основные образовательные программы начального, основного общего и среднего (полного) образования
- Демонстрационные варианты КИМ ЕГЭ по обществознанию
- Приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 г. №.2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 учебный год»
- Приказ Минобрнауки России от 3 июня 2011 г. N 1994 «О внесении изменений в
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004г. №1312
- Федеральный Закон от 1 декабря 2007 г. № 309 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (в ред. Федеральных законов от 18.07.2009 г. № 184 – ФЗ, от 10.11.2009 г. № 260 – ФЗ;
- Поручение Президента Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № Пр-2505, распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2010 г. № 246-р о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
- Постановление правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 61 О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы.
Для создания программы использованы:
- Программа «Основы экономических знаний», автор: Любимов В.В.
- Программа «Основы экономических знаний», автор: Липсиц И.В.
- Программа «Основы предпринимательства», автор: Липсиц И.В.
- Программа «Основы экономической теории», авторский коллектив под руководством С.И. Иванова
Цели элективного курса:
- Формирование и развитие экономического образа мышления, потребности обучающихся в получении экономических знаний в контексте современного состояния экономики страны и интереса к изучению экономических дисциплин с точки зрения их практической значимости
- Создание условий для выявления индивидуальные образовательных потребностей ребенка, способствующих личному самоопределению и самореализации
- Воспитание уважения к человеческому труду и предпринимательской деятельности
- Развитие информационных компетенций обучающихся
- Получение позитивного опыта применения полученных знаний и умений для будущей трудовой деятельности в качестве наемного работника или собственника-предпринимателя
Задачи элективного курса:
- Ознакомление обучающихся с экономической сферой как базовой подсистемой общества
- Выявление специфики профессий и специальностей социально-экономической направленности на современном рынке труда, а также требования, предъявляемые обществом к ним
- Предоставление обучающемуся возможности стать субъектом экономических отношений в ходе моделирующих упражнений и деловых игр, имитирующих реальные явления и процессы в экономике
- Создание условий для формирования у обучающихся компетентностного подхода к работе с информацией по направлениям:
- Определение недостаточности информации для совершения действия/принятия решения (определения пробелов информации)
- Выявление разнообразных способов получения информации, представленных различными носителями
- Выработки понимания необходимости критического осмысления полученной информации
- Обработки и интерпретация информации
- Совершенствование коммуникативных компетенций (устная коммуникация, коммуникативное взаимодействие в микрогруппах и парах, межгрупповое взаимодействие)
- Выработка первоначальных навыков решения экономических задач и применения их на практике
Формы проведения занятий:
- Лекция
- Моделирующее упражнение
- Создание мини-проекта
- Решение экономических задач и построение графиков,
- Практикум
- Деловая игра
- Экскурсия
- Защита творческих работ и рефератов
Содержание программы
Тема 1. Фундаментальные проблемы экономики. 5 ч. Уроки 1-5
Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов создают проблему выбора. Свободные и экономические блага. Факторы производства и доходы от их использования. Практическое применение экономических знаний в современном обществе.
Тема 2.Рыночный механизм. 3ч. Уроки 6-8
Какими способами решаются фундаментальные проблемы экономики. Рынок и его функции. Кругооборот доходов и расходов в рыночной экономике. Плюсы и минусы чисто рыночной системы. Спрос и предложение. Взаимодействие спроса и предложения установление рыночных цен. Изменение рыночного равновесия.
Тема 3.Домашнее хозяйство как субъект рыночных отношений. 3 ч. Уроки 9-11
Основные субъекты рыночных отношений. Роль домашнего хозяйства в экономике. Домашнее хозяйство и частные инвестиции. Домашнее хозяйство собственники трудовых ресурсов. Домашнее – налогоплательщик и потребитель товаров и услуг.
Бюджет семьи.
Тема 4.Фирма - основной субъект рыночной экономики. 16 ч. Уроки 12-27
Историческая эволюция товарного производства. Разделение труда. Рождение капиталистических предприятий. Производительность. Условия деятельности фирмы. Право собственности. Управление фирмой. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Прибыль и затраты. Виды прибыли и виды затрат.
Конкуренция и типы рыночных структур. Поведение фирмы в условиях конкуренции.
Значение рекламы в деятельности фирмы. Стратегия продвижения товара.
История успешных предпринимателей.
Труд как фактор производства. Наем на работу в фирму.
Тема 5. Современные проблемы макроэкономики. 4 ч. Уроки 28-30
Государство и его роль в современной экономике. Общественные товары и услуги. Пределы вмешательства государства в экономику.
Деньги. Закон денежного обращения. Функции денег.
Тема 6. Итоговое повторение и обобщение. 3ч. Уроки 32-34
Календарно-тематическое планирование.
Номер урока | Тема | Дом. задание | Кол-во часов | Время проведения (неделя/месяц) |
1 | Что такое экономика и почему человечество не может без нее обойтись? | Записи в тетради | 1 | 1-2.09.2016 |
2 | Экономические специальности на российском рынке труда | Презентации | 1 | 05-09.09 |
3 | Может ли экономика удовлетворить все потребности людей или экономическое применение «пирамиды Маслоу» | Составление схемы | 1 | 12.16.09 |
4 | Реальная экономика нашего города (региона) | Доклады | 1 | 19-23.09 |
5 | Что такое экономические ресурсы и кто получает доходы от владения ими? | Таблица | 1 | 26-30.09 |
6 | Рынок | Записи в тетради | 1 | 10-14.10 |
7-8 | Как рождается цена в условиях рынка? | Индивидуальное выполнение графиков на основе знаний о функциях спроса, предложения, равновесной цены | 2 | 17-28.10 |
9 | Основные экономические субъекты | Схема «Взаимодействие экономических субъектов» | 1 | 31.10-04.11 |
10 | Хозяйственно-экономические функции семьи. Домашнее хозяйство. | Конспект | 1 | 07.-11.11 |
11 | Составление семейного бюджета как проявление экономической функции семьи. | План доходов и расходов с использованием Интернет – ресурсов и программы Ехеl | 1 | 21-25.11 |
12 | От ремесленной мастерской – к современной фирме. | Конспект | 1 | 28.11-02.12 |
13 | «Фабрика». Деловая игра | Расчет производительности труда | 1 | 05-09.12 |
14-15 | Мировые бренды – история успеха. | Мини – проекты и их презентации | 2 | 12-23.12 |
16 | Основные экономические цели деятельности фирмы | Записи в тетради | 1 | 26.30.12 |
17 | Кто может управлять фирмой? | Таблица | 1 | 09-13.01 |
18 | Почему фирма не всегда приносит прибыль? | Выполнение математических расчетов для определения минимальных и максимальных объемов производства | 1 | 16.20.01 |
19-20 | Понятия прибыли и издержек. Решение задач по теме «Экономическая и бухгалтерская прибыль». | Решение экономических задач | 2 | 23.01-03.02 |
21 | Конкуренция или сотрудничество – кто выигрывает от нее? | Таблица | 1 | 06-10.02 |
22 | Реклама в жизни фирмы. | Сообщения обучающихся с использованием слайд-шоу (по выбору обучающихся) | 1 | 13-17.02 |
23 | Рекламный вампир | Творческая работа | 1 | 27.02-03.03 |
24-25 | Я – наемный работник фирмы. Как подготовить резюме? | Подготовка резюме | 2 | 06-17.03 |
26 | Я – наемный работник фирмы. Собеседование. | Творческая работа | 1 | 20-24.03 |
27 | Как занять вакантную должность? | Выполнение практических задач | 1 | 27-31.03 |
28 | Почему современной экономике не обойтись без государства? | Выполнение заданий к тексту о роли государства в экономике | 1 | 03-07.04 |
29 | Деньги каждому нужны, деньги разные важны… | Сообщения | 1 | 17-21.04 |
30 | Угрозы современной экономике – мифы или реальность? | Презентации | 1 | 24-28.04 |
31-32 | «Каждому об экономике необходимо знать, что….» | Создание творческих работ (сочинения), индивидуальных и групповых мини-проектов и их презентация | 2 | 01-12.05 |
33 | Итоговое занятие «Что я еще хотел бы узнать об экономической сфере жизни общества»? | Эссе | 1 | 15-19.05 |
34 | Резерв. | 1 | 22-26.05 |
Список рекомендуемой литературы для учителя:
- Зайдель Х., Темен Р. “Основы учения об экономике” / Пер. с нем. –М.: Ассоциация “Профессиональное образование”, 1992.
- Зайченко Н.А. “Экономика. Задачи, упражнения, тесты, кроссворды”. Санкт-Петербург, 1998 год.
- Липсиц И.В. «Экономика», 2001.
- Меньшикова О., Попова Т. “Нужны ли детям экономические сказки // Проблемы теории и практики управления”. -1992.
- Романовская Н.И. “Экономическая игротека”. Москва, 1994 год.
- Самоукана Н.В. “Игры в школе и дома” - М.: Новая школа, 1993.
- Сандерс Ф. и др. “Основные экономические понятия. Структура преподавания”. – М.: Аспект-Пресс, 1995.
- Смирнова Т.О., Т.Н. Проснякова. “Методические рекомендации в помощь учителю экономики 2–4 классов” (ФНМЦ им. Л.В.Занкова) “Белка и компания. Экономика в сказках, играх и задачах” – учебник, задачник-тетрадь в 2-х частях. Самара, корпорация “Федоров”, 2000 год.
- Стейнлек Дж.Ф. “Экономика для начинающих” // пер с англ. –М.: Республика, 1994.
Список рекомендуемой литературы для учащихся:
- Автономов В.С. Введение в экономику, 2008.
- Основы предпринимательской деятельности, книга для учителя 10–11 классы, 1997.
- Райзберг Б.А. “Твоя экономика”. Москва, 1996 год.
- Розанова Н.М. «Моя фирма». Москва, 2006 г
- Хесс Карл. “Капитализм для детей. Как стать предпринимателем”. - М.: Вагриус, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"
Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого ст...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/16/picture-48994-1353083609.jpg)
Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Рабочая программа предназначена для 11 класса. Составлена по программе С.И. Львовой. Рассчитана на 34 часа....
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/06/picture-75454.jpg)
Рабочая программа элективного курса для 10 класса "Гражданин современной России"
Элективный курс по обществознанию для учеников 10 класса по теме "Гражданин современной России" раскрывает особенности современного гражданского общества в России...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/12/picture-254123-1368384908.jpg)
рабочая программа элективного курса в 9 классе "Художественная обработка природных мсатериалов и текстиля"
Данный курс расчитан на 17 часов, ориентирован на учащихся, склонных к художественному творчеству...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-286447-1389260323.jpg)
Рабочая программа элективного курса в 8 классе «Мой дом, родная школа, мой город в прошлом, настоящем и будущем »
рабочая программа элективного курса по истории...
Рабочая программа элективного курса в 11 классе.
"Решение нестандартных задач по математике."...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/30/picture-1182167-1572457177.jpg)
Рабочая программа элективного курса по экономике
Элективный курс "Оновы экономических знаний", 10 класс....