Главные вкладки

    Олимпиады по экономике 10-11 класс. Школьный этап
    олимпиадные задания по экономике (10, 11 класс) на тему

    Юдинцева Ольга Владимировна

    Школьный этап всероссийской олимпиады школьников  по экономике для 10-11 классов с ОТВЕТАМИ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по экономике 10-11 кл  2016-2017 учебный год

    Школьный этап всероссийской олимпиады школьников в Холмогорском районе

    2016-2017 учебный год

    Предмет ЭКОНОМИКА

    10-11 классы

    Время выполнения - _60_ минут                Максимальное количество баллов - _60_

    ЗАДАНИЯ:

    Тестовые задания

    1. Тест 1.

    Верно/ неверно (подчеркнуть)
    1. Для определения альтернативной стоимости решения необходимо знать, от чего человек отказывается, принимая это решение. 

    Верно                                         Неверно

    2. Источником интенсивного способа решения производственных возможностей экономики является освоение новых месторождений полезных ископаемых.

    Верно                                         Неверно 

    3. Процент по кредиту обычно выше процента по депозиту.
            
    Верно                                         Неверно

    4. Демпинг означает ослабление национальной валюты.

    Верно                                         Неверно

    5. Естественный уровень безработицы в развитых странах равен нулю.

    Верно                                         Неверно

    6. Все точки, лежащие на кривой производственных возможностей, соответствуют эффективному использованию ресурсов.

    Верно                                         Неверно

    7. Любая мера эластичности независима от используемых единиц измерения
    дохода, цен и количества товара.

    Верно                                         Неверно

    8. Если цена растет, а выручка от продажи падает, то мы имеем дело со спросом неэластичным по цене.

    Верно                                         Неверно

    Критерии оценивания:

    Тестовая часть включает в себя 8 вопросов, каждый из которых имеет однозначный  ответ «да» или «нет». Задача участника олимпиады  – ответить правильно. За верное выполнение  каждого задания выставляется 1 балл.

    Максимальное число баллов, которое можно получить по результатам решения тестов, – 8.

    1. Тест 2.

    Выбрать единственно правильный ответ. Каждый правильный ответ – 2 балла.

    1). Звонарь получает 30 рублей в будний день за работу и 70 рублей в праздники. Альтернативная стоимость дня отдыха для него составляет…

    А) 30 рублей.

    Б) 50 рублей.

    В) 70 рублей.

    Г) может быть и 30 рублей, и 70 рублей.

    Д) невозможно определить, так как звонарь, отдыхая, теряет разную сумму.

    2) Экономика не дает ответа на вопрос

           А)Что произвести?                Б)  Какую использовать технологию?

           В) Кто будет потребителем? Г) Какую социальную значимость имеет данный   продукт?

    3) Закон спроса предполагает, что:

    А) превышение предложения над спросом вызовет снижение цены;

    Б) с уменьшением цены товара объем спроса увеличивается;;

    В) кривая спроса имеет положительный наклон;

    Г) с ростом доходов потребителей увеличивается покупаемое ими количество товаров

    Д) с уменьшением цены товара объем спроса уменьшается.

    4). Функция рыночного спроса на товар имеет вид Qd=3-p, где р - рыночная цена. Функция предложения имеет вид: Qs=2p. Определите, чему равна равновесная цена?

    А) 1        Б) 4                В) нет верного ответа.

    5). Что из перечисленного является иностранной валютой? Найдите два правильных ответа

    A) Йена              Б) Тута               B) Вона                      Г) Здеся              Д) Тама

    6). К общественным благам относятся

         А) Кабельное телевидение                                       Б) Железнодорожный транспорт

         В) Концерт на набережной в честь Дня Города     Г) Электроэнергетика

    7). Верно ли суждение?

              В современном мире

      А.  в развитых государствах преобладает смешанная  экономика        

      Б. сохраняется в некоторых странах традиционная экономическая система         

               А) оба неверны         В) верно только Б                                          

               Б) верно А и Б.         Г) верно только А  

    8). На рынке частного блага две группы потребителей, спрос первой из них описывается уравнением http://gigabaza.ru/images/35/69660/432e5edf.gif, спрос второй – уравнением http://gigabaza.ru/images/35/69660/4be190a7.gif. По какой максимальной цене потребители готовы купить в общей сложности 54 единицы продукции?

    А) 45;                Б) 44;                В) 46;                Г) 47;                Д) ни по какой.

                                            

    9). Если государство установит нижнюю границу цены на шоколад на уровне выше равновесного, то:

    А) равновесная цена шоколада поднимется;

    Б) на рынке образуется избыток шоколада;

    В) предложение шоколада вырастет;

    Г) все ответы верны.

    10). Преуспевающий менеджер 4 раза в месяц делает покупки в магазине "Седьмой континент". В среднем стоимость одного похода в магазин составляет Х рублей. Магазин предлагает своим постоянным покупателям приобрести 10%-ную дисконтную карточку за 200 рублей (при наличии карточки каждая покупка обходится на 10% дешевле). Срок действия карточки - 1 месяц. Считая уровень цен и среднюю стоимость покупки менеджера неизменной, при каком минимальном значении Х менеджер не откажется приобрести дисконтную карточку, если банк не принимает вклады на срок меньше месяца?

    А) 500 руб.;        Б) 800 руб.;          В) 1000 руб.;        Г) 1600 руб.;                Д) 2000 руб.

    Таблица ответов теста № 2

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    Г

    Г

    Б

    А

    А и В

    В

    Б

    А

    Б

    А

    Критерии оценивания:

    Тестовая часть включает в себя 10 вопросов общетеоретического характера, каждый из которых имеет 4-5 вариантов ответа. Задача участника олимпиады  – выбрать один правильный. За верное выполнение  каждого задания выставляется 2 балла.

    Максимальное число баллов, которое можно получить по результатам решения тестов, – 20.

    1. Тест 3. (10 терминов, 10 баллов)

    Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение и запишите в ответы в таблицу  в бланке ответов.

    Таблица ответов теста № 3

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    Д

    А

    Г

    Б

    З

    Е

    В

    И

    К

    Ж

    Критерии оценивания:

    Тестовая часть включает в себя 10 терминов и 10 понятий. Задача участника олимпиады  – подобрать термины к соответствующим понятиям. За верное выполнение  каждого задания выставляется 1 балла.

    Максимальное число баллов, которое можно получить по результатам решения тестов, – 10.

    Понятие

    1. Величина спроса.
    2. Блага-субституты.
    3. Нормальные блага.
    4. Равновесное количество блага.
    5. Принцип убывания предельной полезности.
    6. Предложение.
    7. Дефицит блага
    8. Блага
    9. Труд
    10. Экономическая система

    Определение

    А) Блага, которые могут быть использованы вместо других благ с аналогичными свойствами.

    Б) Количество блага, которое покупается по равновесной цене.

    В) Явление, возникающее, когда величина спроса на благо превышает величину предложения вследствие того, что цена блага оказывается ниже равновесной цены.

    Г) Блага, спрос на которые растет по мере увеличения доходов покупателей.

    Д) Количество блага, которое покупатели хотят и могут приобрести при данном уровне цены.

    Е) Зависимость между ценой блага и величиной предложения этого блага.

    Ж) Способ организации общества для решения стоящих перед ним экономических вопросов.

    З) Принцип, в соответствии с которым потребление каждой последующей единицы блага приносит потребителю меньшее удовлетворение полезность, чем потребление предыдущей.

    И) Средства, удовлетворяющие потребности общества.

    К) Совокупность физических и интеллектуальных возможностей человека, которые могут быть использованы при производстве благ.

    1. ЗАДАЧИ
    1. ЗАДАЧИ

    Задача 1. (8 баллов)

    Предложить механизм формирования розничной цены на токарные станки, если известно, что на производство 5 станков потрачены материалы на сумму 550 тыс. рублей. Заработная плата рабочему персоналу составила 230 тыс. рублей. Управленческие и общехозяйственные расходы составили 120 тыс. рублей.

    Решение: Для формирования розничной цены одного токарного станка следует сначала найти затраты на изготовление одного станка. Издержки складываются из двух составляющих: переменные издержки (затраты на материалы, заработная плата рабочих) и постоянные издержки (управленческие и общехозяйственные расходы).

    Расходы на материалы на производства 5 станков составили 550 тыс. рублей, следовательно материальные затраты на производство одного токарного станка составили 550/5=110 (тыс. руб.) (1 балл).

    Оплата труда производственных рабочих составила 230 тыс. рублей, значит на один станок пришлось в 5 раз меньше. 230/5=46 тыс. руб. (1 балл).

    Управленческие и общехозяйственные расходы 120 тыс. руб, значит на один станок пришлось 120/5=24 тыс. руб. (1 балл).

    Рассчитаем общие издержки на изготовление одного токарного станка.

    110+46+24=180 тыс. руб. (1 балл).

    Цена продажи не может быть ниже 180 тысяч рублей, поскольку иначе производство будет убыточным. Можно предложить 2 варианта назначения розничной цены на токарный станок. 1 вариант: исходя из рыночных цен (но не ниже себестоимости производства). 2 вариант: исходя из фиксированной наценки, т.е. желаемой прибыли предприятия.

    Для назначения цен по первому варианту – следует проанализировать цены конкурентов и выбрать конкурентоспособную цену (не выше уровня цен конкурентов).

    Для определения цен по второму варианту – следует выбрать процент желаемой прибыли. Предположим, что руководитель хочет получить 30% прибыль.

    Издержки на единицу товара составили 180 тыс. рублей (1 балл).

    Процент желаемой прибыли 30%. (1 балл).

    Цена продажи станка равна 180 000 + 0,3*180 000 = 234 000 (рублей) (1 балл).

    Ответ: Цена продажи станка при заложенном уровне прибыли в 30% составила 234 тыс. руб. (1 балл).

    Итого: 8 баллов.

     

    Задача 2. (6 баллов)

    Население страны составляет 100 млн. человек. Численность занятых – приблизительно 50% от всего населения. В качестве безработных зарегистрировано 8% от занятых. Численность нетрудоспособных и обучающихся с отрывом от производства – 36 млн. человек. Численность неработающих и нежелающих по каким-либо причинам работать составляет 4 млн. человек.

    Определить уровень безработицы в стране по методике Международной организации труда (МОТ).

    Решение:

    Число занятых = 100 * 50% /100% = 50 млн. чел. (1 балл)

    Число безработных = 50 * 8% /100% = 4 млн. чел.(1 балл)

    Нетрудоспособных = 36 млн. чел.(1 балл).

    Нежелающих работать = 4 млн. чел.(1 балл)

    Уровень безработицы = Число безраб. / Рабочая сила * 100% = 4 млн. /(100 млн. – 36 млн.) * 100% = 6,25% (2 балла)

    Итого: 6 баллов

    Задача 3. (8 баллов)

    Валовой национальный продукт в условиях полной занятости составляет 20 млрд. ден.ед. фактический объем ВНП равен 16 млрд. ден.ед. Сумма налогов составляет 10% от величины ВНП. Государственные расходы на товары и услуги равны 1,8 млрд. ден.ед.

    Определите, сводится ли государственный бюджет с дефицитом или с излишком и установите его размеры.

    Решение:

    Налоговые поступления составляют 16 млрд. долл. * 10% = 1,6 млрд. долл.(2 балла) Дефицит бюджета составляет 1,8 – 1,6 = 0,2 млрд. долл.(2 балла)

    При полной занятости налоговые поступления от ВНП составили бы 20 млрд. долл. * 10% - 2 млрд. долл. (2 балла). Тогда госбюджет имел бы профицит в размере 2-1,8 = 0,2 млрд. долл. (2 балла).

    Итого: 8 баллов.

    Максимальное число баллов, которое можно получить по результатам решения задач, – 22.

    Общее количество баллов за работу – 60.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Олимпиада по кубановедению 8-11 класс (школьный этап)

    Задания по кубановедению 8-11 классы...

    Задания олимпиады по истории для 5 класса (школьный этап)

    Задания разработаны с учётом методических рекомендаций и посильности для обучающихся 5 классов....

    Задания олимпиады по истории для 6 класса (школьный этап)

    Задания составлены с учётом методических рекомендаций и посильности  обучающихся 6-х классов....

    ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 5 класс (школьный этап) 2013/2014 учебный год

    ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 5 класс (школьный этап)  2013/2014 учебный год...

    Олимпиада по литературе 5-11 класс. Школьный этап.

    Методические рекомендации  по проведению всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2015-2016 уч.г. Задания для обучающихся 5-11 классов. Ключи и критерии проверки....

    Всеросссийская олимпиада школьников по литературе 7 класс школьный этап

    Разработка содержит задания и ответы  школьного тура олимпиады по литературе для 7 класса...

    Школьный этап олимпиады по экономике 7-8 классы в 2016-2017 учебном году с ответами

    Школьный этап всероссийской олимпиады школьников  по экономике для 7-8 классов с ОТВЕТАМИ...