Олимпиада по русскому языку 8 класс школьный этап
олимпиадные задания по русскому языку (8 класс)

олимпиадные задания по русскому языку 8 класс школьный этап

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)

8 класс

ЗАДАНИЯ

ЗАДАНИЕ 1.

В современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах: Горчичник, булочная, античный, конечно, нарочно, библиотечный, скучно, яичница копеечная. Укажите, в каких словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв ЧН произносится как:

А) [чн ];

Б) [шн];

В) возможны два варианта произношения [чн - шн].

Максимальный  балл - 10

ЗАДАНИЕ 2.

Прочитайте поговорки и фразеологизмы из сербского языка. Подберите русские эквиваленты:

1) Ко рано рани, две среће граби! (Кто рано встает, тот в два раза счастливее)

2) Мутан кo мутна Марица (Мутен как мутная Марица)

3) Не може нога личка у ципелу бечку (Нельзя с ногой из Лики в венскую туфельку)

4) Солити памет (Солить ум)

5) Не зна ни да бекне (Даже проблеять не может)

Для выполнения задания знание сербского языка не требуется. Примечание: ћ [ч] – особая буква сербского алфавита

Максимальный  балл - 5

ЗАДАНИЕ 3

Прочитайте предложения. Сформулируйте обобщенное словообразовательное значение всей группы выделенных слов. Какое одно слово оказалось лишним? Каково словообразовательное значение составляющих его морфем?

1. Какие-то цехи строятся, монтируются, другие расширяются, дооборудуются. 

2. Не изъявляли желания доисследовать вопрос о миграции этих птиц?

3. Никак не закончу допереписывать (разг. речь)

4. Примите меры, чтобы товарищи допоняли (И.Зверев. «Горький привкус»)

5. Доигрался?! Теперь уж выкручивайся самостоятельно (С. Довлатов. «Чемодан»)

6. Довыучивай уроки и можно гулять! (разг.речь)

Максимальный  балл - 7

ЗАДАНИЕ 4

Этимология – это раздел языкознания, изучающий происхождение слов. Ниже приведены пары толкований слов, являющихся этимологически родственными. Будьте внимательны: слова из разных пар могут не являться исторически родственными! Определите слова, пользуясь данными толкованиями.

А. «Система специально подобранных физических упражнений» – «тип среднего общеобразовательного учреждения».

Б. «Крупная дробь для охотничьего ружья» – «толстая твёрдая бумага».

В. «Лицо, занимающееся доставкой» – «год обучения в университете».

 Г. «Садовое декоративное растение семейства Сложноцветные  с крупными цветками различной окраски, обычно без запаха» – «наука о небесных телах».

Максимальный  балл - 8

ЗАДАНИЕ 5

Составители проверочных работ для школьников отдали на экспертизу следующее тестовое задание: «Укажите строки, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) предохр..нять, пл..дотворный

2) сов..ршенный, посв..тить

3) отл..чать, разм..стить

4) укр..щать, об..яние

5) зап..вать, подм..сти»

Эксперт написал, что два «неудачных» слова делают всё задание целиком некорректным. Поясните мнение эксперта. Измените задание так, чтобы оно стало корректным.

Максимальный  балл - 6

ЗАДАНИЕ 6

Выпишите из ряда прилагательных как можно больше антонимических пар (речь идёт о языковой антонимии): свободный, нахальный, бурный, занятый, скромный, возбуждённый, обязательный, спокойный, богатый.

Дополнительные условия:

– одно слово может входить в несколько антонимических пар;

– некоторые слова могут не войти ни в одну антонимическую пару.

Составьте с каждой парой антонимов по два словосочетания, раскрывающие антонимические отношения в этой паре.

Максимальный  балл - 12

ЗАДАНИЕ 7

 Исправьте грамматические и речевые недочеты в следующих предложениях:

1) Скоро я обратно вернусь в этот город.

2) Девочка хорошо говорит по-немецкому.

3) Мальчик упал навзничь, то есть вниз лицом.

4) Покатавшись на катке, болят ноги.

5) Подъезжая к дому, собаки залаяли на нас.

6) Мальчик присел на пень, читавший книгу.

7) Выйдя в поле, солнце скрылось за тучей.

Максимальный  балл - 7



Предварительный просмотр:

КРИТЕРИИ И МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПОЛНЕННЫХ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

8 класс

 (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)

Критерии оценивания

ЗАДАНИЕ 1

В современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах: Горчичник, булочная, античный, конечно, нарочно, библиотечный, скучно, яичница копеечная.

Укажите, в каких словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв –ЧН произносится как:

А) [чн ];

Б) [шн];

В) возможны два варианта произношения [чн - шн].

Максимальный  балл - 10

Модель ответа:

А) Слова, где произносится [ЧН ] - античный, библиотечный.

Б) Слова, где произносится [ШН] – горчичник, конечно, нарочно, скучно, яичница.

В) Слова, где возможны оба варианта: булочная, копеечная [ЧН] монета, копеечная [ШН] душа.

Критерии оценивания:

За каждое верно указанное слово – 1 балл.

Итого: максимум 10 баллов

ЗАДАНИЕ 2

Прочитайте поговорки и фразеологизмы из сербского языка. Подберите русские эквиваленты:

1) Ко рано рани, две среће граби! (Кто рано встает, тот в два раза счастливее)

2) Мутан кo мутна Марица (Мутен как мутная Марица)

3) Не може нога личка у ципелу бечку (Нельзя с ногой из Лики в венскую туфельку)

4) Солити памет (Солить ум)

5) Не зна ни да бекне (Даже проблеять не может)

Для выполнения задания знание сербского языка не требуется. Примечание: ћ [ч] – особая буква сербского алфавита

Максимальный  балл - 5

Модель ответа:

1) Кто рано встает, тому Бог подает

2) Темная лошадка

3) Со свиным рылом да в калашный ряд /Не лезь со свиным рылом в калашный ряд!

4) Капать на мозги/ не давать покоя (пудрить мозги и проч. не годится из-за другой семантики)

5) Ни бе ни ме / не бельмеса не знает/ ни шиша не знает

Критерии оценивания:

По 1 баллу за каждый правильный ответ.

Итого: максимум 5 баллов

ЗАДАНИЕ 3

Прочитайте предложения. Сформулируйте обобщенное словообразовательное значение всей группы выделенных слов. Какое одно слово оказалось лишним? Каково словообразовательное значение составляющих его морфем?

1. Какие-то цехи строятся, монтируются, другие расширяются, дооборудуются. 

2. Не изъявляли желания доисследовать вопрос о миграции этих птиц?

3. Никак не закончу допереписывать (разг. речь)

4. Примите меры, чтобы товарищи допоняли (И.Зверев. «Горький привкус»)

5. Доигрался?! Теперь уж выкручивайся самостоятельно (С. Довлатов. «Чемодан»)

6. Довыучивай уроки и можно гулять! (разг.речь)

Максимальный  балл - 7

Модель ответа: 

Группа слов в примерах 1-4 и 6 – глаголы с приставкой до- (1 балл за выделение приставки), которая имеет словообразовательное значение завершение действия, достижение цели (2 балла за верно сформулированное словообразовательное значение). Лишним оказывается слово в примере 5 – доигрался (1 балл), в котором приставка до- совместно с постфиксом (1 балл за указание на совместность) выражает словообразовательное значение доведение действия до нежелательного результата (2 балла за верно определенное значение)

Итого: максимум 7 баллов

ЗАДАНИЕ 4

Этимология – это раздел языкознания, изучающий происхождение слов. Ниже приведены пары толкований слов, являющихся этимологически родственными. Будьте внимательны: слова из разных пар могут не являться исторически родственными! Определите слова, пользуясь данными толкованиями.

А. «Система специально подобранных физических упражнений» – «тип среднего общеобразовательного учреждения».

Б. «Крупная дробь для охотничьего ружья» – «толстая твёрдая бумага».

В. «Лицо, занимающееся доставкой» – «год обучения в университете».

 Г. «Садовое декоративное растение семейства Сложноцветные  с крупными цветками различной окраски, обычно без запаха» – «наука о небесных телах».

Максимальный  балл - 8

Модель ответа: 

А.  Гимнастика  – гимназия

Б. Картечь – картон

В Курьер – курс.

 Г. Астра  – астрономия

Критерии оценивания:

По 1 баллу за каждый правильный ответ.

Итого: максимум 8 баллов

ЗАДАНИЕ 5

Составители проверочных работ для школьников отдали на экспертизу следующее тестовое задание: «Укажите строки, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) предохр..нять, пл..дотворный

2) сов..ршенный, посв..тить

3) отл..чать, разм..стить

4) укр..щать, об..яние

5) зап..вать, подм..сти»

Эксперт написал, что два «неудачных» слова делают всё задание целиком некорректным. Поясните мнение эксперта. Измените задание так, чтобы оно стало корректным.

Максимальный  балл - 6

Модель ответа: 

В строке 2 слово ПОСВ..ТИТЬ может быть написано как через Е, так и через Я (посветить фонарём, посвятить песню).

В строке  5 слово ЗАП..ВАТЬ может быть написано как через Е, так и через И (запевать песню, запивать лекарство). Чтобы выбор написания стал очевиден, необходимо либо заменить эти слова на другие, либо поставить их в контекст, например: посв..тить (песню), зап..вать (лекарство).

Критерии оценивания:

За указание на возможность неоднозначного написания каждого слова – по 2 балла. За корректное изменение задания – 2 балла.

Итого: максимум 6 баллов

ЗАДАНИЕ 6

Выпишите из ряда прилагательных как можно больше антонимических пар (речь идёт о языковой антонимии): свободный, нахальный, бурный, занятый, скромный, возбуждённый, обязательный, спокойный, богатый.

Дополнительные условия:

– одно слово может входить в несколько антонимических пар;

– некоторые слова могут не войти ни в одну антонимическую пару.

Составьте с каждой парой антонимов по два словосочетания, раскрывающие антонимические отношения в этой паре.

Максимальный  балл - 12

Модель ответа: 

Скромный – нахальный (скромный юноша, нахальный юноша).

Скромный – богатый (скромное убранство, богатое убранство).

Спокойный – бурный (бурное море, спокойное море).

Спокойный – возбуждённый (спокойный тон, возбуждённый тон).

Свободный – обязательный (свободное посещение, обязательное посещение).

Свободный – занятый (время свободно, время занято).

*Если будут предложены иные антонимические пары, подтверждённые корректными примерами, их следует рассматривать как правильный ответ и соответствующе оценивать.

Критерии оценивания:

За каждую пару антонимов по 1 баллу. За каждые два словосочетания, раскрывающие антонимические отношения в паре, по 1 баллу.

Итого: максимум 12 баллов

ЗАДАНИЕ 7

Исправьте грамматические и речевые недочеты в следующих предложениях:

1) Скоро я обратно вернусь в этот город.

2) Девочка хорошо говорит по-немецкому.

3) Мальчик упал навзничь, то есть вниз лицом.

4)  Покатавшись на катке, болят ноги.

5) Подъезжая к дому, собаки залаяли на нас.

6) Мальчик присел на пень, читавший книгу.

7) Выйдя в поле, солнце скрылось за тучей.

Максимальный  балл - 7

Модель ответа: 

1 Скоро я вернусь в этот город.

2. Девочка хорошо говорит по-немецки.

3.Мальчик упал навзничь, то есть на спину.

4.Покатавшись на катке, я почувствовал боль в ногах.

5. Подъезжая к дому, мы услышали, как собаки залаяли на нас.

6. Мальчик, читавший книгу, присел на пень.

7.Выйдя в поле, я увидел, как солнце скрылось за тучей.

Критерии оценивания:

По 1 баллу за каждый правильный ответ.

Итого: максимум 7 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по географии 7 класс школьный этап

Олимпиадные задания для учащихся 7 класса...

Олимпиада по истории, 10 класс, школьный этап

Олимпиадные задания по истории для учащихся 10 класса....

Олимпиада по истории 5 класс школьный этап

Олимпиада по истории 5 класс школьный этап...

Олимпиада по обществознанию 9 класс. Школьный этап.

Данная разработка олимпиады собержит  задания разного уровня по обществознанию в 9 классе....

Олимпиада по истории 10 класс (школьный этап)

Олимпиада по истории 10 класс (школьный этап)...

всероссийские олимпиады по английскому языку на школьном этапе

Данная разработка олимпиадных заданий по английскому языку позволит выявить одаренных детей с 5 по 11 классы....

Олимпиада по биологии 6 класс школьный этап

Задания школьного этапа олимпиады по биологии  6 класс. Ответы на задания. Матрица ответов....