рабочая программа по экономике 10-11 класс
рабочая программа по экономике (10, 11 класс) по теме

  Мамаева Галина Юрьевна

рабочая программа по экономике для 10-11 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomika_prof._10-11.docx59.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа      Бутурлиновского муниципального района Воронежской области     397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71

 тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31,

эл.  адрес: but-school@mail.ru

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания  МО учителей

от _____ 201_  года № 1

___________          _________

     подпись руководителя МО            Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________________    

 подпись                             Ф.И.О.

__________ 201_  года

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора школы

__________     Штельцер И.Е.

№______  

 

 от _________        201__г .

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По    _экономике______________________________________________________________________

(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) ______профиль__10 - 11_____________________________________  

                                             (начальное общее,    основное общее образование    с указанием классов)

Количество часов _102  часа________              

Учитель    __Мамаева Г. Ю._______________________________________________________

Программа разработана на основе фундаментального ядра содержания среднего (полного) образования и требований к результатам обучения, представленных в Федеральном государственном стандарте среднего (полного) образования (раздел «Экономика»).

2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                    

Рабочая программа написана на основе фундаментального ядра содержания среднего (полного) образования и требований к результатам обучения, представленных в Федеральном государственном стандарте среднего (полного) образования (раздел «Экономика»).

Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся и включает:

•        пояснительную записку, в которой дается общая характеристика учебного предмета, раскрываются особенности содержания курса и последовательность изложения материала, место предмета в учебном базисном плане, а также требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию — личностные, предметные и метапредметные;

•        содержание курса по классам

•        тематическое планирование по классам

•        материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Программа опирается на учебник Р. И. Хасбулатова «Экономика» для средней (полной) школы (10—11 классы).

Курс «Экономика» (10 и 11 классы) призван сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, а также создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности учащихся.

 Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществознания, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.

Предметные результаты освоения курса на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России, направлен на формирование у учащихся общих представлений об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере.

Предметные результаты освоения курса на углубленном уровне ориентированы на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитию индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого освоения основ экономики, систематических знаний и способов действий.

Заканчивая школу и вступая во взрослую жизнь, молодые люди должны быть подготовлены к реалиям современной жизни. Экономические преобразования, происходящие в настоящее время в российском обществе, требуют от выпускников умения быстро адаптироваться и эффективно действовать в постоянно меняющейся экономической среде. Вне зависимости от выбранной специальности каждому человеку необходимо знать основы экономики и финансов, поскольку любая сфера человеческой деятельности связана с проблемами финансирования. В то же время выпускники должны быть готовы к тому, что во взрослой жизни им придется столкнуться с жесткими законами конкуренции в сфере трудовых отношений. Это касается любой сферы деятельности. Конкурентная борьба в сфере трудовых отношений непрерывно возрастает. Знание экономики откроет путь не только в науку и предпринимательство, но и в большую политику. Без знания законов экономики невозможно познать сложнейшие процессы, происходящие в современном мире.

Курс экономики рассчитан на 2 года обучения и предназначен для углубленного уровня обучения (68 часов в 10 классе и 34 часа в 11 классе).  

Тематическое планирование 10 класс (70ч.)

Тема

количество часов

1

 Экономика — наука и практика

4

2

Экономическая система государства

5

3

Спрос

4

4

Предложение

5

5

 Цена и стоимость. Альтернативная стоимость

4

6

Конкуренция. Типы рынков

7

7

Доходы, расходы, сбережения. Заработная плата

9

8

Банки и банковская система

7

9

Деньги и финансы

4

10

Фондовая биржа

5

11

Страхование

2

12

Рынок труда. Безработица. Профсоюзы  

4

13

Учебный модуль «Фирма — главное звено рыночной экономики»

7

14

Итоговое повторение

3

Тематическое планирование 11 класс (34 ч.)

Тема

количество уроков

1

Менеджмент. Маркетинг. Банкротство фирмы

5

2

Государственные финансы

4

3

Государство и экономика

3

4

Основные макроэкономические показатели

2

5

Экономический рост

2

6

Цикличность развития экономики

3

7

Международная торговля. Валютные курсы

3

8

Альтернативные системы и модели современной экономики

3

9

Российская федерация в системе мирового хозяйства

1

10

Глобальные экономические проблемы и индекс развития человеческого потенциала  

4

11

Итоговое повторение

4

Содержание программы 10 класс (70 ч, 2 ч в неделю)

Тема 1. Экономика — наука и практика

Экономика как наука. Главные процессы экономического развития: производство, распределение, обмен, потребление. Основные средства (факторы) производства: земля, труд, капитал. Знания и технологии. Производительные силы общества. Процесс производства материальных благ и услуг: процесс труда и экономические отношения работников в процессе трудовой деятельности. Объекты труда. Средства труда. Основные вопросы экономики. Производство, распределение и реализация материальных благ. Товары и услуги. Экономика страны. Закон редкости. Закон роста потребностей. Модель «разумного потребления».

Экстенсивные и интенсивные факторы производства. Типы экономического роста: преимущественно экстенсивный и преимущественно интенсивный. Цена. Затраты и издержки. Предпринимательская способность. Производительность труда. Интенсивность.

Разделение труда. Международное разделение труда (МРТ). Специализация.

Распределение доходов в обществе. Взаимозависимость и взаимосвязь продуктивности различных ресурсов (факторов). Земельная рента: дифференциальная и абсолютная.

Тема 2. Экономическая система государства

Экономическая система. Исторические типы экономических систем: традиционная, рыночная (капиталистическая); планово-директивная, командная (социалистическая); смешанная. Соответствие экономических систем государственному строю. Смешанная экономика: рыночная база и социальная ориентированность. Роль государства в условиях смешанной экономики.

Прямые формы и методы регулирования. Косвенные формы и методы регулирования. Структура и строение смешанной экономики: домашние хозяйства; частный предпринимательский сектор; государственный сектор экономики; различные формы кооперации, коллективные предприятия и пр.

Россия как страна с переходной экономической системой.

Тема 3. Спрос

Понятие о рынке. Рыночный механизм: модель кругооборота факторов производства. Структура рынка. Классификация рынков: по виду продаваемого товара, масштабам охвата территории, уровню конкуренции, уровню легальности. Рынки ценных бумаг: первичные и вторичные. Основные рынки. Экономические функции рынка: информирование о спросе и предложении, регулирование производства того или иного товара, ценообразование. Рыночная конкуренция. Суверенитет потребителя.

Спрос: индивидуальный (личный) и рыночный. Величина спроса. Закон спроса: эффект нового покупателя; эффект замещения; эффект дохода. Совокупный спрос. Эффективный спрос. Кривая зависимости спроса от цены. Закон убывающей предельной полезности экономических благ. Зависимость между спросом и ценами на взаимосвязанные товары. Типы взаимосвязанных товаров: товары-заменители и дополняющие товары. Объем продаж. «Благо Гиффена». Эластичность спроса.

Тема 4. Предложение

Рыночное предложение и его объем (величина): понятие, содержание.

Кривая предложения. Закон предложения. Шкала предложения. Рыночное предложение. Издержки производства. Выручка.

Равновесная цена. Равновесие на рынке. Эластичность предложения. Жесткое предложение. Эластичный и неэластичный товар. Банкротство.

Тема 5. Цена и стоимость. Альтернативная стоимость

Цена товара. Функции цен: информационной, стимулирующей, ориентирующей и распределительной.

Факторы, влияющие на цену. Концепции формирования цены. Средние затраты. Совокупные затраты. Производственные затраты.

Ценовой механизм. Стоимость товара. Мировые и внутренние цены. Базисные и контрактные цены. Оптовые и розничные цены. Цена спроса. Цена предложения. Стоимость. Общественная стоимость. Общественно необходимое время. Средняя умелость. Интенсивность труда.

Альтернативная стоимость. Добавленная стоимость.

Тема 6. Конкуренция. Типы рынков

Понятие конкуренции, ее сущность. Условия для конкуренции. Ценовая и неценовая конкуренция. Недобросовестная конкуренция. Достоинства и недостатки конкуренции.

Рыночные структуры. Историческая эволюция рыночных структур. Модели современного рынка. Характерные черты основных моделей рынка. Рынок совершенной (свободной) конкуренции. Чистая монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия.

Несовершенная конкуренция. Антитрестовская (антимонопольная) политика. Российское антимонопольное законодательство. Федеральная антимонопольная служба (ФАС): основные функции.

Тема 7. Доходы, расходы, сбережения. Заработная плата

Доходы. Потребление: производственное (производительное) и непроизводственное (непроизводительное). Первичные и вторичные (социальные трансферты) доходы. Факторный доход. Прибыль. Дивиденды. Заработная плата. Структура доходов.

Расходы. Структура расходов домашних хозяйств: постоянные (обязательные) и переменные (произвольные) расходы. Потребительская корзина. Закон Энгеля.

Заработная плата. Системы заработной платы: повременная и сдельная. Оклады, бонусы, компенсации. Реальная и номинальная заработная плата, индекс стоимости жизни. Минимальная заработная плата.

Тема 8. Банки и банковская система

Банки. Формирование банковской системы. История становления банков и банковских систем. Современные банки и банковская система. Банки как центры хозяйственно-финансовой жизни. Классификация банков: по функциям и характеру деятельности, по форме собственности. Банковские операции: пассивные, активные и комиссионные.

Кредиты (ссуды) коммерческих банков. Кредитование физических и юридических лиц. Краткосрочные и долгосрочные кредиты. Ссуды под залог недвижимости. Ссуда частным лицам. Ссуды под ценные бумаги. Сельскохозяйственные ссуды. Кредитная карта. «Кредитная история». Принципы кредитования: срочность, платность, возвратность, гарантированность, целевой характер. Лизинг и факторинг. Банковская прибыль. Банковская гарантия.

Депозиты. Вклады. Доходы по вкладам. Банковский депозит и его виды. Депозитарий.

Тема 9. Деньги и финансы

Происхождение и функции денег. История денег. Концепции происхождения денег: рационалистическая и эволюционная. Основные функции денег: мера стоимости; средство обращения; средство платежа; мировые деньги; сокровища. Закон денежного обращения. Бумажные деньги и законы их обращения. Векселя, банкноты, чеки.

Денежная масса (M1): наличные денежные средства и чековые депозиты. Денежный (финансовый) рынок. Структура и механизм денежного рынка. Деньги и ценные бумаги (акции и облигации), дивиденды. Финансовый риск. Равновесие на денежно-финансовом рынке. Инвестиционный капитал. Норма обязательных резервов ЦБ. Ставка рефинансирования ЦБ. Политика «дорогих денег». Политика «дешевых денег».

Тема 10. Фондовая биржа

Фондовые биржи, их деятельность. История появления фондовых бирж. «Быки» и «медведи». Биржи в России. Современная фондовая биржа. Основные виды торгово-финансовых бирж: фондовая, валютная и товарная. Биржа труда. Основные операции на фондовой бирже. Фондовые ценности. Спекулятивные сделки: простая спекуляция, биржевая игра. Биржевые индексы. Брокеры и дилеры. Листинг. Система рынков фиктивного капитала. Организационно-правовые формы фондовых бирж. Фондовая биржа как объект государственного регулирования.

Фондовый рынок (рынок ценных бумаг). Ценные бумаги: акции, облигации. Первичный и вторичный (биржевой и внебиржевой) рынок ценных бумаг. Фондовые инструменты. Акции. Конвертируемые облигации. Облигации. Депозитарные расписки. Варранты. Опционы. Фьючерс. Депозитный сертификат. Сберегательный сертификат. Вексель. Чек. Рынок государственных ценных бумаг и рынок корпоративных ценных бумаг. Основные участники фондового рынка: эмитенты, финансовые посредники, инвесторы, органы госрегулирования, частные компании и саморегулирующиеся организации. Инфраструктура рынка ценных бумаг — консультационные и информационные фирмы, регистраторы, депозитарные и расчетно-клиринговые сети. Внебиржевый рынок ценных бумаг.

Тема 11. Страхование        

Страхование как система экономических отношений. Обязательное и государственное страхование. Добровольное страхование. Страхование личной безопасности. Имущественное страхование. Страхование ответственности. Бессрочное (или пожизненное) и временное страхование. Страхователь (полисодержатель). Страховые взносы (страховые премии). Страховка. Страховщик.

Тема 12. Рынок труда. Безработица. Профсоюзы  

Труд и рынок рабочей силы. Труд как основной фактор производства. Рабочая сила как товар. Особенности рынка рабочей силы и занятость. Качество рабочей силы как фактор роста. Рабочая сила и теория человеческого капитала. Структура рынка труда.

Безработица. Полная занятость. Уровень безработицы. Естественный уровень безработицы.. Типы (формы) безработицы: фрикционная, структурная и циклическая. Сезонная безработица. Скрытая безработица.

Профсоюзы. Основные функции профсоюзов. Преимущества и недостатки участия в профсоюзном движении. Рыночная власть профсоюзов. Классификация факторов эластичности А. Маршалла. Специфика профсоюзов в РФ.

Тема 13. Фирма — главное звено рыночной экономики

Фирмы и их задачи. Предприятие. Организационно-правовые формы предприятия: государственное предприятие, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество, товарищество, индивидуальное частное предприятие, производственный кооператив, муниципальное, унитарное предприятие. Предприниматель Предпринимательство. Субъекты предпринимательства в России.

Основные признаки фирмы: наличие единого имущества, стремление к эффективности, направленность на лидерство, нейтральность. Фирма и отрасль. Виды фирм: по масштабу деятельности, по форме собственности.

Оптимальность размера фирмы. Преимущества и недостатки мелких фирм. Транснациональные корпорации (ТНК).

Акционерное предприятие. Типы акционерных обществ. Преимущества и недостатки крупных корпораций. Транснациональные корпорации (ТНК).

Факторный доход. Физический и финансовый капитал. Инвестиционный капитал: личный и заемный. Затраты и издержки. Издержки фирмы в процессе производства и сбыта товаров. Явные и неявные (вмененные) издержки. Постоянные и переменные издержки. Общие, или валовые, издержки производства. Себестоимость продукции. Прибыль (нормальная, экономическая (чистая). Закон убывающей отдачи (доходности). Экономическая эффективность. Рентабельность. Система показателей экономической эффективности производства. Пути повышения доходности бизнеса.

Содержание учебного курса

11 класс   (34 ч, 1 ч в неделю)

Тема 1. Менеджмент. Маркетинг. Банкротство фирмы

Общее понятие о менеджменте. Исторические этапы становления менеджмента. Школа научного управления (Ф. Тэйлор). Административная школа управления (А. Файоль). Школа человеческих отношений и разработки поведенческих наук (М. Фоллет и Э. Мэйони). Теории системного анализа. Концепция социальной ответственности бизнеса. Международный характер менеджмента.

Современные тенденции менеджмента. Модернизация управления. Горизонтальная, вертикальная и конгломератная структуры корпораций. Соответствие структуры основным принципам. Внедрение компьютерных технологий в управленческие системы. Менеджмент в России.

Маркетинг как рыночная концепция менеджмента. Основные понятия и содержание маркетинга. Усиление связи производства с распределением и конечной реализацией продукции. Этапы развития маркетинга. Основные взаимосвязанные звенья в системе управления маркетинговыми операциями: управление торгово-посреднической сферой (системой) в деятельности корпораций; управление производственной сферой (системой), ориентированной на рынок; управление обслуживающей сферой (системой). Основные принципы маркетинга. Направленность на максимизацию прибыли. Реклама. Маркетолог.

Банкротство фирмы. Процедура банкротства. Внешние признаки. Кредиторы. Судебное решение. Несостоятельность предприятия. Принудительное банкротство. Добровольная ликвидация. Реорганизация. Ликвидация. Мировое соглашение. Преднамеренное или умышленное банкротство. Внешнее управление. Законодательство РФ о банкротстве.

Тема 2. Государственные финансы

Государственные финансы. Финансовая система страны. Министерство финансов. Государственный бюджет. Бюджетные принципы: принцип единства, принцип полноты, принцип реальности, принцип гласности. Баланс бюджета. Закономерность роста государственных расходов. Функции бюджета: фискальная, экономического регулирования, социальная. Сбалансированный государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета. Эмиссия. Инфляция. Внутренний и внешний государственный долг. Пути преодоления задолженности государства. Реструктуризация долга.

Налоги. Историческая эволюция налогообложения. Экономическая сущность налогов. Фискальная, экономическая, социальная и распределительная функции налогов. Социальные налоги. Социальные фонды. Ставка налога. Налоговая льгота. Система налогообложения. Налоговый механизм. Государственная налоговая политика. Принципы нейтральности, справедливости и эффективности.

Виды налогов. Прямые и косвенные налоги. Таможенные сборы, акцизы, пошлины. Государственные и местные налоги. Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная системы налогообложения. Признаки налоговой системы страны с развитой рыночной экономикой: прогрессивный дифференцированный характер налогообложения; частые изменения ставок налогообложения в зависимости от экономических условий, складывающихся в стране; определение начальных сумм, не облагаемых налогом. Особенности налоговой системы современной России. Рациональная система налогов как компромисс между интересами различных групп общества с учетом региональных интересов, твердых и однозначных правил построения налоговых систем.

Тема 3. Государство и экономика

Причины государственной экспансии в экономику. «Закон Вагнера». Экономические функции государства. Формы участия государства в экономике в современных условиях. Государственная собственность, ее типы. Значение государственного сектора. Суть теоретических споров об участии государства в экономике.

Приватизация, национализация. Государственное регулирование экономики: прямые и косвенные методы. Виды национализации: социалистическая и капиталистическая (кейнсианская). Степени и формы участия государства в экономике. Экономическая политика. Особенности экономической политики в РФ. Национальные программы. Национальные проекты.

Тема 4. Основные макроэкономические показатели

Валовой внутренний продукт (ВВП). Валовой национальный продукт (ВНП). Методы подсчета ВВП и ВНП. Добавленная стоимость. Реальный и номинальный ВВП. Дефлятор ВВП. Индекс покупательных цен (ИПЦ). Сопоставление ВВП разных стран и обменные курсы валют. Паритет покупательной способности (ППС). Международный валютный фонд (МВФ).

ВВП и ВНП на душу населения. Национальный доход (НД). Развитые и развивающиеся страны. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Национальный доход (НД). Трудовые, рентные и предпринимательские доходы. Прибыли корпораций и чистый процент. Фактор цены и стоимости товара в исчислении ВВП. Индекс цен. Индекс потребительских цен (ИПЦ). Стоимость потребительской корзины. Инфляция. Темпы инфляции. Темпы роста ВВП. Динамика ВВП России. Система национальных счетов (СНС). Кругооборот доходов и расходов (двух-секторная модель экономики) в национальной экономике. Расширенная (четырехсекторная) модель кругооборота в экономике. Реальный, бюджетный, денежный и внешний сектора экономики. Положительный и отрицательный баланс. Платежный баланс, его назначение.

Тема 5. Экономический рост

Понятие экономического роста. Факторы экономического роста: рост населения и численности рабочей силы (фактор спроса и фактор эффективности); накопление капитала; земля; технологический прогресс; знания, опыт, инновации. Взаимодействие факторов роста. Инвестиции. Предпосылки инвестиционного процесса: финансовый ресурс; развитый финансовый рынок, высокая (или приемлемая) доходность от инвестиций. Зависимость экономического роста от нормы сбережений и эффективности инвестиций. Влияние научно-технического прогресса и образования на экономический рост. Экстенсивное и интенсивное развитие.

Основные пути повышения производительности труда. Экономический рост и проблема защиты окружающей среды.

Современная трактовка экономического роста. Концепция устойчивого роста. Мультипликатор и акселератор.

Опасность обратного эффекта. Теория устойчивого экономического роста и развития: учет экологических факторов, устойчивости и стабильности роста, развитие (отраслевая и социальная сбалансированность).

Тема 6. Цикличность развития экономики

Циклическое развитие как свойство капиталистической экономической системы. Неизбежность кризисных спадов и депрессий. Торговые кризисы. Кризисы перепроизводства. Стандартная модель экономического цикла. Периодичность кризисов. Мировые кризисы XX века.

Фазы экономического цикла: кризис, оживление, подъем, спад. Сущность экономического кризиса. Механизм циклического движения и кризис. Формы классического экономического кризиса: перепроизводство товарного капитала; перенакопление производительного капитала; перенакопление денежного капитала. Решение противоречий в ходе кризиса. Факторы, влияющие на протекание кризиса: государственная экономическая политика, действия агентов рынка, уровень менеджерского искусства, методы действия крупных банков и корпораций, их устремленность к максимизации прибылей.

Мировой финансово-экономический кризис 2008— 2010 гг. Предпосылки кризиса. Основные причины кризиса. Этапы развертывания мирового финансово-экономического кризиса. Антикризисные действия государств. Роль международных организаций. Кризис неолиберальной экономической доктрины. Необходимость участия государства в экономике.

Тема 7. Международная торговля. Валютные курсы

Международная торговля. Внешняя торговля страны. Экспорт. Импорт. Внешнеторговый оборот. Сальдо внешней торговли. Главные торговые объединения и страны в международной торговле. Международное разделение труда (МРТ). Рост степени открытости рынков. Укрепление финансово-хозяйственных связей стран. Абсолютные и сравнительные преимущества. Интернациональная стоимость. Теория трудовой стоимости.

Валютные курсы. Современная международная валютная система. Валютный коридор. Колеблющийся, «плавающий», фиксированный курс валюты. Номинальный и реальный курсы валюты. Свободно конвертируемая валюта. Метод котировки. Кросс-курс.

Свободная торговля и протекционизм. Всемирная торговая организация (ВТО): цели, структура, руководящие органы. Вступление России в ВТО. Позиции России в международной торговле. Структура внешней торговли РФ.

Тема 8. Альтернативные системы и модели современной экономики

Альтернативные экономические системы. Система свободного предпринимательства. Монополии (олигополии). Усиление экономических функций государства, его регулирующей роли. Мировая социалистическая система как альтернативная мировая экономическая система. Главные признаки экономической системы социализма. Победа обновленного капитализма. Общее и особенное в развитии национальных типов (моделей) капитализма. Общая экономическая база и методологические принципы: принцип частной собственности, отсутствие директивной системы управления экономикой, действие конкурентных механизмов, основанных на законах спроса и предложения. Отличительные признаки экономик развитых стран.

Национальные модели современной экономики. Количественные и качественные характеристики и особенности. Западноевропейская модель. Французская и германская модели. Американская модель. Шведская (скандинавская) модель.

Японская модель экономики. Китайская модель как особый тип социалистического рынка. Незавершенность российской модели капитализма, ее основные характеристики.

Тема 9. Российская федерация в системе мирового хозяйства

Место Российской Федерации в системе мирового хозяйства. Общая характеристика экономики России. Основные макроэкономические показатели России. Динамика ВВП. Факторы роста в российской экономике 2001—2008 гг. Место России в мировой экономике. Товарная структура экспорта и импорта страны. Основные торговые партнеры России. Индексы концентрации и диверсификации экспорта и импорта России. Индекс условий торговли. Диверсификация экономики. Приоритетные направления внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

Тема 10. Глобальные экономические проблемы и индекс развития человеческого потенциала  

Глобальные экономические проблемы современности. Проблема бедности. Продовольственная и энергетическая проблемы. Обострение экологической проблемы. Неравномерная структура распределения. Неравное потребление. Усиление социального расслоения. Основные направления решения проблем бедности и нищеты: новые модели потребления, социализация, коллективизм и солидарность.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Понятие «концепция развития человеческого потенциала». Реализация основных базовых ценностей: прав человека, общественного благосостояния, равенства, справедливости. Оценка ИРЧП: продолжительность жизни человека, уровень образования и доходы. Индекс нищеты населения. ИРЧП в России.

Результаты освоения курса

Изучение экономики направлено на:

•        формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации;

•        понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;

•        формирование навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для экономической науки;

•        формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;

•        формирование умений обобщать, анализировать и оценивать информацию (теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем) с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;

•        овладение знаниями по многообразию взглядов и теорий экономической науки.

Личностными результатами выпускников средней (полной) школы, формируемыми при изучении содержания курса по экономике, должны стать:

• российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной;

•гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

•готовность к служению Отечеству, его защите;

•сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

•сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

•толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

•нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

•осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;  отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

• экологическое мышление, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;

•ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Предметными результатами освоения интегрированного учебного предмета «Экономика» должны стать:

•сформированность системы знаний об экономической сфере, определяющей жизнь общества, а также пространства, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

•понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; уважительного отношения к чужой собственности;

•формирование экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

•владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения, анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

•сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

•умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика и т. д.);

•способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

•понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.

• представление об экономической науке как системе теоретических и прикладных знаний; особенностях ее методологии и применимости экономического анализа в других социальных науках; понимание эволюции и сущности основных направлений современной экономической науки;

•владение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;

•владение приемами работы со статистической, фактической и аналитической экономической информацией; умение самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач;

•умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;

Метапредметными результатами изучения экономики выпускниками основной школы являются:

•умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

•умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

•владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применение различных методов познания;

•готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

•умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач;

•умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

•умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей;

•владение языковыми средствами — способность ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя адекватные языковые средства;

•владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Литература:

Программа курса экономики для 10—11 классов образовательных организаций (автор Г. И. Грибанова)

УМК «Экономика. 10 класс»

1.        Экономика. 10 класс. Учебник (автор. Р. И. Хасбулатов) М. Дрофа,2014.

2.        Экономика. 10 класс. Методическое пособие (автор Г. И. Грибанова).

3.        Электронное приложение к учебнику.

УМК «Экономика. 11 класс»

1.        Экономика. 11 класс. Учебник (автор. Р. И. Хасбулатов). М. Дрофа,2014.

2.        Экономика. 11 класс. Методическое пособие (автор Г. И. Грибанова).

3.        Электронное приложение к учебнику.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://www.libertarium.ru/library — библиотека по экономической литературе;

http://www.finansy.ru — информация по социально-экономическому положению и развитию России;

http://www.ise.openlab.spb.ru/cgi-ise/gallery — галерея экономистов;

http://www.almaz.com/nobel/economics — лауреаты Нобелевской премии по экономике;

http://www.cbr.ru — официальный сайт Центрального банка России (аналитические материалы);

http://www.rbc.ru — РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера);

http://www.budgetrf.ru — мониторинг экономических показателей;

http://www.ereport.ru — обзорная информация по экономике;

http://www.stplan.ru — экономика и управление;

 http://www.catback.ru — научные статьи и учебные материалы по экономике.

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ

  1. Разрабатываем рекламную кампанию для нового товара.
  2. Совершенствуем систему управления в своей школе.
  3. Реформируем налоговую систему страны.
  4. Наша область (город) на внешнеэкономическом рынке: что покупаем, что продаем?  
  5. Оцениваем место своего региона в системе народного хозяйства России.
  6. Выбираем профессию с учетом специфики рынка труда (страны, региона, города).
  7. Берем кредит в банке.
  8. Составляем бюджет школы.
  9. Планируем семейный бюджет.

10.Открываем свой бизнес.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа      Бутурлиновского муниципального района Воронежской области     397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71  тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31,

эл.  адрес: but-school@mail.ru

  СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________     ______

           подпись                               Ф.И.О. 

_____________ 20__  года

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по _____________экономика  (профиль)________________________________________

(указать учебный предмет, курс)

Класс    _________10________________________________________________________

Учитель __________Мамаева Г. Ю. ___________________________________________

Количество часов: всего _____70____ часов;  в неделю _____2______ часа;

2017 год


                                     Календарно-тематическое планирование    10 класс

                   Содержание

Кол-во часов

Дата

план

факт

гл.1 Экономика: наука и практика (4ч.)

1-2

Экономика как наука

2

02.09

07.09

3-4

Факторы производства, производительность труда

2

09.09

14.09

гл.2 Экономическая система государства(5ч.)

5-6

Экономические системы.

2

16.09

21.09

7-8

Смешанная экономика

2

23.09

28.09

9

Экономика как наука и система хозяйствования

1

30.09

гл.3 Спрос(4ч.)

10-11

Понятие о рынке. Спрос и его содержание

2

05.10

07.10

12-13

Величина спроса

2

12.10

14.10

гл.4 Предложение(5ч.)

14-15

Объём предложения

2

19.10

21.10

16-17

Равновесная цена. Эластичность предложения

2

26.10

09.11

18

Спрос и предложение

1

11.11

гл.5 Цена и стоимость. Альтернативная стоимость ((4ч.)

19-20

Цена товара. Функции цен.

2

16.11

18.11

21-22

Ценовой механизм. Стоимость товара

1

23.11

23-24

Альтернативная стоимость. Добавленная стоимость

1

25.11

гл.6 Конкуренция. Типы рынков(7ч.)

25-26

Понятие конкуренции.

2

30.11

02.12

27-28

Рыночные структуры. Модели рынка

2

07.12

09.12

29-30

Несовершенная конкуренция. Антимонопольная политика

2

14.12

16.12

31

Конкуренция и монополия

1

21.12

гл.7 Доходы, расходы, сбережения. Заработная плата(9ч.)

32-33

Доходы

2

23.12

28.12

34-35

Расходы. Закон Энгеля

2

36-37

Сбережения

2

38-39

Заработная плата

2

40

Доходы и расходы

1

гл.8 Банки и банковская система(7ч.)

41-42

Банки. Формирование банковской системы

2

43-44

Кредиты

2

45-46

Депозиты

2

47

Банковская система

1

гл.9 Деньги и финансы (4ч.)

48-49

Происхождение и функции денег

2

50-51

Денежная масса. Денежный рынок

2

гл.10 Фондовая биржа (5ч.)

52-53

Фондовые биржи, их деятельность

2

54-55

Фондовый рынок (рынок ценных бумаг)

2

56

Деятельность фондовой биржи

1

гл.11 Страхование (2ч.)

57-58

Страхование и страховые услуги

2

гл.12 Рынок труда. Безработица. Профсоюзы

(4ч.)

59-60

Труд и рынок рабочей силы

2

61-62

Безработица. Профсоюзы

2

Гл.13 Фирма- главное звено рыночной экономики

(7ч.)

63-64

Фирмы и их задачи

2

65-66

Акционерное предприятие

2

67-68

Факторный доход. Прибыль. Издержки. Инвестиции

3

69-70

Итоговое повторение

2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа      Бутурлиновского муниципального района Воронежской области     397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71  тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31,

эл.  адрес: but-school@mail.ru

  СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________     ______

           подпись                               Ф.И.О. 

_____________ 20__  года

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по _____________экономика (профиль)_____________________________________

(указать учебный предмет, курс)

Класс    _________11________________________________________________________

Учитель __________Мамаева Г. Ю. ___________________________________________

Количество часов: всего _____34______ часов; в неделю _____1_____ час;

2017 год

Календарно-тематическое планирование 11 класс

Содержание

Кол-во часов

Дата

план

факт

1.Менеджмент и маркетинг(5ч.)

1

Общее понятие о менеджменте.

Исторические этапы развития менеджмента.

1

02.09

2

Современные тенденции менеджмента.

Менеджмент в России.

1

09.09

3

Маркетинг.

1

16.09

4

Банкротство фирм

1

23.09

5

Менеджмент и маркетинг.

1

30.09

2.Государственные финансы(4ч.)

6

Государственные финансы. Министерство финансов. Государственный бюджет.

1

07.10

7

Налоги – главный источник государственного бюджета. Историческая эволюция налогообложения.

1

14.10

8

Виды налогов. Механизм налогообложения

1

21.10

9

Государственные финансы.

1

11.11

3.Государство и экономика(3ч.)

10

Причины государственной экспансии в экономику. Экономические функции государства.

1

18.11

11

Виды национализации. Формы участия государства в экономике в современных условиях.

1

25.11

12

Государство и экономика.

1

02.12

4.Основные макроэкономические показатели(2ч.)

13

Основные макроэкономические показатели.

1

09.12

14

ВВП и ВНП на душу населения. Национальный доход (НД).

1

16.12

5.Экономический рост (2ч.)

15

Экономический рост. Факторы экономического роста.

1

23.12

16

Современная трактовка экономического роста. Мультипликатор и акселератор.

1

6.Цикличность развития экономики (3ч.)

17

Циклическое развитие – свойство капиталистической экономической системы.

1

18

Фазы экономического цикла. Кризисы.

1

19

Мировой финансово-экономический кризис 2008 – 2010 гг.

1

7.Международная торговля. Валютные курсы. (3ч.)

20

Международная торговля.

1

21

Валютные курсы.

1

22

Свободная торговля и протекционизм.

Всемирная торговая организация (ВТО).

1

8.Альтернативные системы и модели современной экономики(3ч.)

23

Альтернативные экономические системы.

1

24

Национальные модели современной экономики.

1

25

Японская, китайская и российская модели смешанной экономики.

1

9.Российская Федерация в системе мирового хозяйства(1ч.)

26

Место Российской Федерации в системе мирового хозяйства.

1

10.Глобальные экономические проблемы и индекс развития человеческого потенциала(4ч.)

27-28

Глобальные экономические проблемы современности.

2

29

Индекс развития человеческого потенциала.

1

30

Поиск путей решения глобальных проблем

1

31-34

Итоговое повторение

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экономике для 10 класса

Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник д...

Рабочая программа по экономике для 5 класса

Рабочая программа разработана на основе прогаммы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова),учебника Новожилова Н.В.Экономика(моя семья). 5 к...

Рабочая программа по экономике для 6 класса

Рабочая программа по экономике разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова), учебника Т.С.Терюкова. Экономика м...

Рабочая программа по экономике для 7 класса

Рабочая программа разработана на основе программы непрервного социально - экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт.И.А.Сасова), учебника Л.Э.Новикова.Моё ближайшее окружение.7 ...

Рабочая программа по экономике для 8 класса

Рабочая программа разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания  учащихся 1-8 классов(авт.И.А.Сасова), учебника Л.Э.Новикова .Моя роль в обществе...

Рабочие программы по экономике 10-11 классы

Рабочие программы по экономике для 10-11 кл....

Рабочие программы по экономике 10-11 классы

Рабочие программы по экономике для 10-11 кл....