Рабочая программа по экономике для 7 класса
рабочая программа по экономике (7 класс) на тему

Рабочая программа разработана на основе программы непрервного социально - экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт.И.А.Сасова), учебника Л.Э.Новикова.Моё ближайшее окружение.7 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_ekonomike_7_kl..docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на ШМО:                  Согласовано:                                 Утверждаю:

Руководитель ШМО                      Зам. директора по УВР                Директор школы

………Емелюшина В.Н.                     ……..Нефедова Е.Г.                     …..Усольцева О.А.              

«….» августа 2012 г.                      «…..» сентября 2012 г.               «…» сентября 2012 г.

Рабочая программа

по экономике в  VII классе

учителя

Марковой Елены Анатольевны

2012 г.

ЭКОНОМИКА

Пояснительная записка

  1. Рабочая программа по экономике в VII классе     составлена на основе:

Программы непрерывного социально – экономического образования и воспитания   учащихся 1-8 класс (научный руководитель и редактор программы И.А.Сасова). М.:ВИТА–ПРЕСС,2010.

  1. И.И.Нагуманова .Программы по экономике ближайшего окружения.-М.:ВИТА–ПРЕСС,2010.

Цели курса:

  - дать учащимся представление о взаимосвязи, взаимозависимости всех объектов хозяйственной жизни города (села, района);

- развить у учащихся понимание того, что для достижения определенного уровня жизни необходимо множество условий, одним из которых является правильный выбор профессии;

- отразить все возможности экономики ближайшего окружения, которые могли бы заинтересовать учащихся в плане дальнейшего обучения и в профессиональном плане.

Задачи курса:

- познакомить учащихся с профессиями, наиболее распространенными в данном регионе (городе, селе, районе);

- научить пользоваться различными источниками информации для получения необходимых сведений экономического плана;

-  ввести понятие социально-экономической проблематики и развить основные знания о социально-экономическом развитии общества и факторах на него влияющих;

- раскрыть основы хозяйственного механизма города (села, района), отражая позитивные и негативные явления;

- ввести понятие «управленческая деятельность» и научить школьников, адекватно оценивая информацию, принимать необходимые решения.

Основные знания и умения

Учащиеся должны знать:

- значение основных терминов и понятий, выделенных в программе;

- основные элементы структуры хозяйства города (села, района), структуры управления;

- сходства и различия в работе предприятий различных форм собственности;

- назначение и функционирование кадровых служб; кадровая политика города (села);

- объекты и субъекты предпринимательства;

- возможности реализации профессиональных планов.

Учащиеся должны уметь:

- объяснить и правильно применять терминологию, изучаемую в процессе курса;

- понимать функционирование хозяйственного и управленческого механизма города (села);

- представлять принцип работы конкретного предприятия промышленности, транспорта, торговли, сферы услуг, культуры;

- проводить и анализировать простейшие виды социологических опросов, обрабатывать полученную, а также любую табличную, графическую и другие виды информации;

- проводить простейшие экономические расчеты;

- находить необходимую социально-экономическую информацию в различных справочных, периодических и других изданиях; использовать найденную информацию.

Учебно - тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Введение

1

1

1.1.

Город (село), в котором я живу

Историко – географические особенности нашего города (села)

3

2

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

Хозяйство города (села) – микромодель хозяйства страны

Хозяйство нашего города (села)

Структура городского хозяйства

Развитие промышленности, транспорта и торговли

Развитие инфраструктуры

13

3.

3.1.

3.2.

3.3.

Проблемы города (села) – проблемы страны

Социально – экономические проблемы

Эколого – экономические  проблемы

Финансово – экономические проблемы

9

4.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

Хозяйство города (села) в системе рыночных отношений

Роль предпринимательства в развитии хозяйства города (села)

Объекты и субъекты собственности городского хозяйства

Экономические связи в системе городского хозяйства

Федеральное и муниципальное  регулирование хозяйства города (села)

Итого

34

Содержание программы

1.Город (село), в котором я живу (3 ч.)

Основные понятия: отрасль, материальные блага, услуги, экономика ,хозяйство, предприятие.

 Наш город (село) на карте России. Выявление историко - географических  и экономических особенностей городского хозяйства. Понятие  о городском хозяйстве как совокупности отраслей промышленности, транспорта, торговли, сферы услуг.

  Экскурсия в краеведческий музей города (села) или по культурно – историческим местам.

2.Хозяйство города (села) – микромодель хозяйства страны (13 ч.)

 Основные понятия: товар, услуга, сырье, материалы, оборудование, изделия, полуфабрикаты, отрасль, хозяйства, сфера производств, отраслевая структура, предприятие, профессия, специальность, предпринимательство, бизнес –план, бизнес – проект, собственность(государственная, частная, личная), экономические потребности, экономические интересы, экономические отношения.

 Материальное производство  - одна из составляющих хозяйства города (села). Материальное производство – изготовление материальных благ: товаров народного потребления, изделий, оборудования и полуфабрикатов для промышленности, транспорта, торговли. Нематериальное производство – сфера услуг – составляющая хозяйства города (села).

Структура хозяйства – две сферы производства, три группы отраслей. Отрасли  добывающие, обрабатывающие и обслуживающие.

Развитие промышленности – одна из возможностей удовлетворения потребностей горожан и городского хозяйства. Предприятие  - основная единица промышленного производства. Целесообразность размещения промышленных предприятий в городе. Перспективы развития промышленности в городе (районе).

Необходимость обмена товарами и услугами для наиболее полного удовлетворения потребностей. Развитие транспорта, связи, торговли – необходимое условие осуществления успешного обмена.

Развитая инфраструктура – показатель эффективности городского хозяйства.

Практические занятия

Практическая работа: «Анализ структуры хозяйства города (села)»

Деловые  игры:1) «Профессионалы и специалисты»;        2)«Проблемы выбора»; 3) «Составляем бизнес – план фирмы».

 Дискуссия: «Каким я вижу будущее нашего города».

 Экскурсия в городское управление промышленности (торговли, транспорта, связи).

3.Проблемы город (села)- проблемы страны (9 ч.)

Основные понятия: социология, занятость, безработица, социальная защита, экология, технология, налоги, система налогообложения, бюджет, статистика, социологический опрос, биржа труда.

Социально – экономические проблемы: занятость и безработица, социальная защита, социальная помощь. Как осуществляется социальная защита населения  в нашем городе. взаимосвязь понятий «экономика» и «экология». Экологические проблемы города (региона): в чем их суть и как они решаются. Где городская администрация берет деньги на решение социальных и других проблем. Как формируется городской бюджет. Местные налоги в системе налогообложения. Налогообложение -экономическая проблема.

Практические занятия

Практические работы: 1)»Социологический опрос»; 2) «Экологическое исследование».

 Экскурсия на местную биржу труда или в налоговую инспекцию.

4. Хозяйство города (села) в системе рыночных отношений (8 ч.)

Основные понятия: рынок, рыночные отношения, приватизация, государственное регулирование, прогнозирование, программирование, муниципалитет, федерация, правительство, налоги, дотации, предпринимательство, банкротство.

 Частная собственность  фундамент рыночных отношений. Приватизация в городе (селе): как стать собственником. Объекты и субъекты городского хозяйства, экономические связи и отношения между ними. Роль предпринимательства в развитии городского хозяйства. Экономические и социальные аспекты малого и среднего бизнеса. Как муниципалитет и федеральное правительство влияют на развитие рыночных отношений.

Практические занятия

Практическая работа: « Статистическое исследование динамики изменения форм собственности в населённом пункте».

Деловая игра: «Если бы мэром был я..».

Дискуссия : «Как организовать свой бизнес?»


Календарно-тематическое планирование для VII класса

(1 ч. в неделю, в год 34 ч.)

№ урока

Сроки проведения

Тема урока

Параграф учебника

1

Введение

Глава 1. Потребности и их влияние на развитие города

2

Почему наши потребности относительно не ограничены

1

3

Проблема ограниченности ресурсов и экономического выбора

2

4

Три главных вопроса экономики

3

5

Резервное время

Глава 2. Что мы называем экономикой ближайшего окружения

6 - 7

Магазины и рынки. Их функции и виды

4

8

Подсобные и фермерские хозяйства

5

9

Контрольная работа№ 1

10

Предприятия питания и бытового обслуживания

6

11 - 12

Промышленные предприятия

7

13

Дом, в котором я живу

8

14

Контрольная работа № 2

15

Творческая лаборатория

16

Защита от преступников и внешних врагов

9

17

Транспорт, как потребность в защищенности

10

18

Защита здоровья. Медицинские учреждения

11

19

Защита от нищеты

12

20

Потребности в любви, дружбе и живом общении с теми, чьи интересы мы разделяем

13

21

Средства связи как способ удовлетворения потребности в общении

14

22

Досуг как удовлетворение потребности в отдыхе и общении

15

23

Образовательные учреждения

16

24

Наука и искусство. Творчество как самовыражение

17

25

Предпринимательство как удовлетворение потребности в защите, общении, уважении и самореализации

18

26

Контрольная работа № 3

Глава 3. Хозяйство города (села)

27

Структура городского хозяйства. Объекты и субъекты собственности

19

28

Управление хозяйством города. Самоуправление.

20

29

Бюджет города (села). Основные статьи доходов и расходов

21

30

Творческая лаборатория

Глава 4. Проблемы города (села)

31

Социально-экономические проблемы

22

32

Финансово-экономические проблемы

23

33

Эколого-экономические проблемы

24

34

Итоговая контрольная работа

Контрольных работ: 4.

Литература:

        

  1. Программа непрерывного социально – экономического образования и воспитания   учащихся 1-8 класс (научный руководитель и редактор программы И.А.Сасова). -М.:ВИТА–ПРЕСС,2010
  2. И.И.Нагуманова. Программа по экономике ближайшего окружения.-М.:ВИТА–ПРЕСС,2010.
  3. Экономика: моё ближайшее окружение: Учебное пособие для 7 класса общобразоват. учр./Л.Э.Новикова; под ред. И.А.Сасовой.-М.:ВИТА–ПРЕСС,2010.
  4. Л.Э.Новикова. Экономика (Мое ближайшее окружение) 7 класс:Метод. пособие/Под ред.И.А. Сасовой. .-М.:ВИТА–ПРЕСС,2010.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по экономике 10 класс

рабочая программа по экономике 10 класс, базовый уровень, расчитана на 35 часов....

Рабочая программа по экономике. 8 класс.

В данной рабочей программе представлены пояснительная записка и учебно-тематическое планирование по учебнику И.В.Липсица "Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности"....

Рабочая программа по экономике 2 класс

Рабочая программа по экономике 2 класс в соответствии с авторской программой И.А.Сасовой...

Рабочая программа по экономике 10 класс

Программа содержит пояснительную записку, содержание программы и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по экономике 10 класс

Рабочая программа по экономике  10 класс...

Рабочая программа по экономике. 10 класс.

Рабочая программа по экономике для учеников профильного (Социально - экономического) класса....