Рабочая программа по экономике. 8 класс.
рабочая программа по экономике (8 класс) по теме

Дульская Галина Петровна

В данной рабочей программе представлены пояснительная записка и учебно-тематическое планирование по учебнику И.В.Липсица "Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomika._8_klass.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

1.  Нормативно-правовая база.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • базисный учебный план 2004г., утверждённый приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004г.;
  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Минобразования РФ №1089 от 05.03.2004г;
  • федеральные программы, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом от 07.12.05г. №302;
  • образовательный стандарт основного общего образования по экономике;
  • примерная программа по учебным предметам. Экономика 7-8 классы. - И. В. Липсиц «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности».

2.  Кому адресована программа.

Программа адресована учащимся 8 класса МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М.».

3.  Цели и задачи обучения, воспитания и развития.

   Цель программы состоит в формировании у школьников систематического представления об основах организации хозяйственной деятельности и истории  возникновения различных институтов рыночной экономики.

   Исходя из цели программы, можно выстроить систему задач:

Образовательные:  

  • формирование основ экономических знаний о народном хозяйстве, потребностях человека и общества, путях их удовлетворения, закономерностях производства продуктов и услуг, товарообменных процессах;
  • формирование знаний прикладного характера, т.е. знания простейших основ хозяйственной жизни; знакомство с принципами ведения семейного бюджета;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач.

Развивающие:

  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
  • подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
  • освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
  • развитие экономического образа мышления; способности к личному самоопределению и самореализации.

Воспитательные:

  • формирование коммуникативных навыков.
  • воспитание ответственности за экономические решения;
  • потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин;
  • воспитание уважения к труду и предпринимательской деятельности.

Валеологические:

  • обеспечение комфорта учащихся;
  • сохранение здоровья школьников.

4.  Характеристика предмета.

Содержание основного общего образования  на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:
        •  человек и фирма;

•  человек и государство;

•  экономика домашнего хозяйства.

 Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.

 Программа ориентирована на изучение базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процесcах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего, экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Система уроков в 7-8 классах призвана дать учащимся основы экономических знаний, сформировать у них представление об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики. Для решения этих задач курс построен таким образом, что органично сочетает объемный материал по экономической истории с описанием современных способов осуществления хозяйственной деятельности.

5.  Ведущие принципы с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с вхождением во взрослую жизнь. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я–концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико–синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Очень важное значение имеет, возникающее у подростка, чувство принадлежности к особой „подростковой“ общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.

Интеллектуальные особенности:

В подростковом возрасте происходят изменения в мышлении. Ребенок требует фактов и доказательств, он больше не принимает с готовностью все, что ему говорят, и подвергает все критике, начинает мыслить абстрактно. Возрастает способность к логическому мышлению. Подросток способен к сложному восприятию времени и пространства.
        Данные возрастные и психологические особенности детей данного возраста  эффективно используются на уроках экономики, так как для данного возраста очень важна социализация, вхождение во взрослую жизнь. Уроки экономики решают именно эту задачу.

6.  Формы текущего и итогового контроля.

В программу заложены различные формы контроля: кроссворды, тесты, экономические игры, задачи и т. п. Задачи и тесты берутся из специальных сборников, перечисленных в разделе «Литература для учителя и учащихся», также из интернет-ресурсов. Примеры тестов, уроков игр и другие формы контроля представлены в Приложении.

Для проверки знаний учитель использует следующие формы контроля и измерители:

o       Самостоятельная работа

o       Контрольная работа

o       Тестовые задания

o       Опорный конспект

o       Фронтальный опрос

o       Написать вывод

o       Практические   занятия 

o       Тренировочные задания

o       Сообщения, рефераты, доклады.

o       Ситуационные  задачи

o       Беседа по вопросам

o       Монологические ответы на вопросы в учебнике

o       Терминологические диктанты.

o       Выполнение рисунков, схем.

o       Игровые ситуации: «вертушка» и т.п.

o       Составить фразу, продолжить фразу

o       Перцептивные тесты.

o       Творческие работы

  •    Исследовательские эссе.

Оценочные практические работы:

Тема «Торговля – союзник производства»

1.  Что мы узнали о торговле.

Тема «Деньги и цены»

2.  Что мы узнали о деньгах.

Тема «Банки и банковское дело»

3.  Как работает электронная карта.

4.  Кредитование.

Тема «Труд и экономика»

5.  Как люди зарабатывают деньги.

6.  Как найти работу.

Тема «Экономика: как все это работает вместе»

7.  Увлекательный мир экономики.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название урока

Кол-во часов

Вид занятия

Примечание

теорет.

практич.

1.Тема/количество часов

Тема 1. Мир экономики.

3

1.1

Как возникла экономика. Зачем нужна экономика. 

1

+

1.2

Как устроена хозяйственная жизнь человечества.

1

+

1.3

Как организуется производство благ.

1

+

Тема 2. Торговля – союзник производства.

5

2.1

Торговля – союзник производства.

1

+

2.2

Какая бывает торговля. Торговля для потребителя

1

+

2.3

Зачем нужна оптовая торговля.

1

+

2.4

Что мы узнали о торговле

1

+

2.5

Зачем нужна биржа.

1

+

Тема 3. Деньги и цены.

7

3.1

Что такое деньги, их функции. Деньги – помощник торговли.

1

+

3.2

Денежное обращение. Денежная масса, товарная масса.

1

+

3.3

Краткая история звонкой монеты.

1

+

3.4

Что такое цена и её функции.

1

+

3.5

Как образуется цена. Рыночная цена. Спрос и предложение.

1

+

3.6

Инфляция. Механизм цен.

1

+

3.7

Что мы узнали о деньгах.

1

+

Тема 4. Банки и банковское дело.

5

4.1

Зачем люди придумали банки.

1

+

4.2

Банковские деньги. Как бумажные деньги стали главными.

1

+

4.3

Невидимые деньги. Как работают безналичные деньги

1

+

4.4

Электронные деньги. Деньги и банки в век электроники.

1

+

4.5

Банк и кредитование

1

+

Тема 5. Труд и экономика.

6

5.1

Сущность и содержание труда. Виды труда и трудовой деятельности.

1

+

5.2

Качество труда. Производительность труда. Квалификация.

1

+

5.3

Заработная плата. Как люди зарабатывают деньги.

1

+

5.4

Профессия, заработки, карьера.

1

+

5.5

Как найти работу.

1

+

5.6

Творческий труд и интеллектуальная собственность. Как производство помогает творцам.

1

+

Тема 6. Собственность и приватизация.

5

6.1

Собственность и зачем она нужна, формы собственности.

1

+

6.2

Как люди становятся собственниками

1

+

6.3

За что можно лишиться собственности.

1

+

6.4

Отношения собственности. Приватизация.

1

+

6.5

Как стать собственником и защитить свою собственность.

1

+

Тема 7. Экономика: как все это работает вместе.

3

7. 1

Экономика: как всё это работает вместе.

1

+

7. 2

Увлекательный мир экономики.

1

+

7. 3

Обобщение и систематизация знаний по курсу.

1

+

Резервное время

0

Основное содержание учебного предмета

Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. VIII КЛАСС

(34 ч,  1 ч в неделю)

Тема 1.  Мир экономики (1 час)

Экономика. Зачем люди создали экономику. Когда появилась экономика.  Нужды и потребности. Технология. Богатство. Цивилизация.

Натуральное хозяйство. Разделение труда. Рынок. Организация хозяйственной деятельности. Продолжительность жизни. Уровень жизни.

Как и когда возникла экономика. Производственные ресурсы. Производительность труда. Отрасль. Сырье.

Экономические ресурсы: природные ресурсы, капитал, труд. Технология. Предприниматель. Менеджер. Производство.

Тема 2. Торговля - союзник производства. (5 часов)

Обмен. Торговля. Факторы развития торговли. Роль торговли в хозяйственной жизни человечества.

Розничная торговля. Факторы успешности продаж. Задачи владельца магазина. Выручка от продаж. Расходы на содержание магазина.

Торговая сеть. Универмаг. Специализированные магазины. Фирменный магазин. Безмагазинные формы торговли.

Оптовая торговля. Причины возникновения оптовой торговли. Скидка. Выгода.

Конвейер. Функции оптовых торговцев. Развитие оптовой торговли в России.

Биржевая торговля. Биржевые товары. Рынок. Спекуляция. Дилер: «быки» и «медведи». Российская биржевая торговля.

Тема 3. Деньги и цены. (7 часов)

Товарные деньги. Бартер. Причины изобретения денег. Возникновение монет. Цена. Деньги. Монеты.

Российская монетная система. Чеканка монет. Национальные монетные системы.

Банк. Возникновение первого банка. Противники банков. Кредит. Услуги банков. Банковская система России.

Частные деньги. Банковские деньги. Номинал. Чек. Банкнота.

История бумажных денег. Банковские и государственные бумажные деньги. Закон Грэшема.

Безналичные денежные расчеты. Факторы возникновения безналичных расчетов. Ассигнация. Банкнота. Золотомонетный  (металлический) стандарт.

Чек. Механизм платежей с помощью чеков. Чековый счет. Роль банков в жизни государства.

Платежные карточки. Механизм использования банковских карточек. Кредитная и дебетная карточки.

Сбережения. Склонность к сбережению. Процент. Депозит. Банковские обязательства.

Принципы кредитования. Проценты по кредиту. Доход банка. Роль банков в экономике.

Тема 5. Труд и экономика. (6 часов)

Сущность и содержание труда. Виды труда и трудовой деятельности.

Доход. Заработная плата. Возникновение заработной платы. Премия. Сдельная и повременная зарплаты. Комиссионные. Льготы.

Профессии, которые оплачиваются повременно. Механизм регулирования повременной оплаты. Профсоюзы.

Факторы, формирующие размер заработной платы. Интеллектуальный капитал. Вакантные рабочие места. Резюме. Общение, как фактор успеха в карьере и личной жизни.

Зависимость заработков от образования. История профессионального образования. Университеты и бизнес-школы.

Профессиональная карьера. Основные этапы профессиональной карьеры. Подходы к формированию своей карьеры.

Гонорар. Аванс. Причины особенностей в оплате труда людей творческих профессий.

Копия. Роялти. Интеллектуальная собственность. Плагиат. Законодательная защита продуктов творческого труда.

Тема 6. Собственность и приватизация. (5 часов)

Собственность. Движимая и недвижимая собственность. Частная и общественная собственность. Виды частной и общественной собственности.

Способы приобретения собственности. Права собственников. Границы прав собственников.

Законодательные основания изъятия собственности. Банкротство. Значение банкротства для обеспечения нормального функционирования экономики. Долг.

Тема 7. Экономика: как все это работает вместе. (3 часа)

Потребности как отправная точка хозяйственной деятельности. Маркетинг. Прибыль. Стартовый денежный капитал. Превращение производственных ресурсов в товары. Организация продажи готовых товаров. Прибыль.

Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат

Данная программа реализуется в течение 2013 – 2014 учебного года и предусматривает 34 часа; занятия 1 раз в неделю.

В результате реализации программы  учащиеся  должны:

Знать/Понимать

Экономическая сфера жизни общества. История возникновения экономики. Товары и услуги. Торговля – союзник производства, формы торговли. Разделение труда и специализация. Собственность. Деньги.  Рынок. Спрос и предложение.
Банки, Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережений населения: банковские вклады, ценные бумаги, наличная валюта. Выбор между надежностью и доходностью сбережений. Предпринимательство. Затраты, выручка, прибыль. Акции и другие ценные бумаги. Фондовый рынок (биржа).
Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.
Выполнение простейших расчетных задач с экономическим содержанием.
Опыт экономической деятельности в пределах дееспособности подростка. Опыт рационального поведения в качестве потребителя, члена семьи, собственника ресурсов. Опыт оценки своего поведения с точки зрения его экономической эффективности
.

 

         Формируется понимание:

o       как возникло разделение труда

o       как организовано производство благ

o       почему торговля – союзник производства,

o       зачем нужны и как работают биржи и банки

o       что такое деньги и как их зарабатывают

o       как складывалась хозяйственная деятельность.

 

 Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

o       приводить примеры: разделения труда, действия рыночного механизма,

o       описывать: экономическую сферу жизни общества, рациональное поведение потребителя, рациональное поведение человека, размещающего свои сбережения, действие рыночного механизма,  роль конкуренции, деятельность предпринимателя, формы заработной платы и стимулирования труда;

o       объяснять: происхождение денег, взаимовыгодность добровольного обмена, выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по найму.

o       применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

o       работать с источниками экономической информации

o       написания творческих работ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исполнения типичных экономических ролей;
  • решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
  • осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации. 

Результативность

        Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;

Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;

Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;

Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;

Оценка «1» - материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.

Критерии оценки эссе.

1. Определение четких рамок  подхода к заявленной теме.

2. Приведение примеров: мнение других людей, ссылка на авторитет, типичный случай, избыточная деталь (цель – вызвать интерес).

3. Умение анализировать, обобщать (краткий образ, итог).

4. Умение выявлять эффективность профессиональной деятельности по заявленной проблеме (перспективы иного решения).

 Название эссе должно отражать его главную содержательную мысль.

Объём эссе в пределах 3 страниц (лист А4) печатного текста

Литература для учащихся и учителя

1. Учебник И.В.Липсица «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности»

2.  Пособие для учителя к учебнику И.В.Липсица «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности»,  Вита-пресс, Москва 2008, Н.А.Заиченко

3.  Липсиц ИВ, Экономика, ч.1, ч.2,  М., 1999, 2003.

4.  Микро- Макро-экономика. Практикум, задачи, тесты, ситуации. Санкт-Петербург, 1997г.

5. Л. Л. Любимов, И. В. Липсиц. Основы экономики. М., 2003.

6.  Журнал «Вопросы экономики»,

7.   Журнал «Экономика в школе». М., Издательский дом МПА-Пресс

8. Б. А. Райзберг. Введение в экономику.  М.,1993

9. Г.Гловели. Деньги. Занимательные экскурсы в историю экономики. М., Издательский дом МПА-Пресс.

10. О.Ю.Макарова, В.А.Раев. Тесты по экономике под рук. И.В.Липсица. Методическое пособие. М. Вита-Пресс.

11. И.В.Ермакова, Т.А.Протасевич. Начала экономики. Учебное пособие для 5-6кл., Москва, ВИТА-Пресс, 2003г.

12.  И.В.Ермакова, Т.А.Протасевич. Начала экономики. Учебно-методическое  пособие для преподавателя. Москва, ВИТА-Пресс, 2003г.

13. Э.М.Немыкина, А.В.Немыкин. Азбука экономики, дидактические и интеллектуальные игры для младших школьников. ГУПП «Русская Лапландия», г.Кола Мурманской обл.,1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экономике для 10 класса

Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник д...

Рабочая программа по экономике для 5 класса

Рабочая программа разработана на основе прогаммы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова),учебника Новожилова Н.В.Экономика(моя семья). 5 к...

Рабочая программа по экономике для 6 класса

Рабочая программа по экономике разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова), учебника Т.С.Терюкова. Экономика м...

Рабочая программа по экономике для 7 класса

Рабочая программа разработана на основе программы непрервного социально - экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт.И.А.Сасова), учебника Л.Э.Новикова.Моё ближайшее окружение.7 ...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш  мир»7 класс...