Рабочая программа по экономике. 10 класс.
рабочая программа (экономика, 10 класс) по теме

Зеленина Лилия Александровна

Рабочая программа по экономике для учеников профильного (Социально - экономического) класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno_10_a_ekonomika.docx47.72 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska_po_ekonomike.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по экономике 10- А класс

п/п

Тема урока

№ урока

Количество часов

Характеристика видов деятельности обучающихся (к разделу)

Элементы содержания к теме урока

Диагностика (вид контроля)

Даты проведения

Примечание

план

(пропечатана)

факт

(от руки)

Экономика – наука и практика (5)

1

Экономика как наука.

1

1

1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач.

Экономика. Производство. Распределение. Обмен. Потребление. Объект труда. Средства труда.

Опрос

2

Главные вопросы экономики.

2

1

Материальные блага.

Опрос

3

Ресурсы и факторы производства.

3

1

Факторы производства. Земля. Труд. Капитал.

С/р

4

Международное разделение труда (МРТ).

4

1

Разделение труда. Специализация. Рента.

Опрос

5

Итоговый урок.

5

1

Тест

Требования к уровню подготовки (знания, умения к разделу):

- знать: основные понятия экономической теории, главные вопросы экономики, сущность закона редкости и закона роста потребностей, главные факторы производства.

 - уметь: вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, анализировать различные экономические процессы, осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, решать познавательные и проблемные задачи.

Экономическая система государства (4)

6

Исторические типы экономических систем.

1

1

1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач.

Экономическая система. Традиционная, рыночная, командно-директивная, смешанная экономика.

Опрос

7

Смешанная экономика.

2

1

Смешанная экономика.

Опрос

8

Прямые и косвенные формы и методы регулирования.

3

1

Государственное регулирование экономики. Прямые и косвенные  методы регулирования.

Опрос

9

Итоговый урок.

4

1

Тест

Требования к уровню подготовки (знания, умения к разделу):

- знать: знать основные понятия, основные типы экономических систем, структуру и строение смешанной экономики, прямые и косвенные формы и методы регулирования.

- уметь: вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, анализировать различные экономические системы, осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, решать познавательные и проблемные задачи.

Спрос (5)

10

Рынок.

1

1

1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач.

Рынок. Конкуренция. Функции рынка. Суверенитет потребителя.

Опрос

11

Спрос и его содержание.

2

1

Спрос. Закон спроса. Величина спроса.

Опрос

12

Величина спроса.

3

1

Кривая спроса.

С/р

13

Эластичность спроса.

4

1

Эластичность спроса. Товары-заменители. Дополняющие товары. «Благо Гиффена».

Опрос

14

Итоговый урок.

5

1

Тест

Требования к уровню подготовки (знания, умения к разделу):

- знать: основные понятия, основные функции рынка, закон спроса.  

- уметь: вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, анализировать взаимосвязанные товары (товары-заменители и дополняющие товары), осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, решать познавательные и проблемные задачи.

Предложение (4)

15

Объем  предложения.

1

1

1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач.

Рыночное предложение. Закон предложения. Кривая предложения. Издержки производства. Выручка.

Опрос

16

Равновесная цена.

2

1

Равновесная цена. Банкротство.

С/р

17

Эластичность предложения.

3

1

Эластичность предложения. Жесткое предложение.

Опрос

18

Итоговый урок.

4

1

Тест

Требования к уровню подготовки (знания, умения к разделу):

- знать: основные понятия, суть закона предложения, основные факторы, ограничивающие рост предложения рынке.

- уметь: вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, анализировать соотношение между спросом и предложением на рынке, осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, решать познавательные и проблемные задачи.

Цена и стоимость (7)

19

Цена товара.

1

1

1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач.

Цена.

Опрос

20

Функции цен.

2

1

Функции цен. Средние затраты. Совокупные затраты. Производственные затраты.

Опрос

21

Ценовой механизм.

3

1

Ценовой механизм. Мировые и внутренние цены. Базисные и контрактные цены. Оптовые и розничные цены.

Опрос

22

Стоимость товара.

4

1

Стоимость товара. Общественная стоимость.

С/р

23

Альтернативная стоимость.

5

1

Альтернативная стоимость.

Опрос

24

Добавленная стоимость.

6

1

Добавленная стоимость.

Опрос

25

Итоговый урок.

7

1

Тест

Требования к уровню подготовки (знания, умения к разделу):

- знать: основные понятия, виды цен на современном рынке.

- уметь: вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение,  анализировать взаимосвязь понятий «цена» и «стоимость», осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, решать познавательные и проблемные задачи.

Конкуренция. Типы рынков (6)

26

Понятие и сущность конкуренции.

1

1

1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач.

Конкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция. Демпинговые цены. Недобросовестная конкуренция.

Опрос

27

Рыночные структуры.

2

1

Рыночные структуры.

Опрос

28

Модели современного рынка.

3

1

Свободная (совершенная) конкуренция. Абсолютная монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Естественная монополия.

Опрос

29

Несовершенная конкуренция.

4

1

Несовершенная конкуренция. Картель. Трест.

С/р

30

Антимонопольная политика.

5

1

Антимонопольная политика.

Опрос

31

Итоговый урок.

6

1

Тест

Требования к уровню подготовки (знания, умения к разделу):

- знать: основные понятия, виды конкуренции, модели современного рынка.

- уметь: вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение,  осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, решать познавательные и проблемные задачи.

Доходы, расходы, сбережения. Заработная плата (7)

32

Доходы.

1

1

1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач.

Доходы. Первичные, вторичные доходы. Факторные доходы. Социальные трансферты.

Опрос

33

Расходы.

2

1

Постоянные (обязательные) и переменные (произвольные) расходы. Потребительская корзина.

Опрос

34

Закон Энгеля.

3

1

Закон Энгеля.

Опрос

35

Сбережения.

4

1

Сбережения.  

С/р

36

Заработная плата.

5

1

Заработная плата. Реальная и номинальная заработная плата. Повременная и сдельная заработная плата.

Опрос

37

Практическое занятие.

6

1

Опрос

38

Итоговый урок.

7

1

Тест

Требования к уровню подготовки (знания, умения к разделу):

- знать: основные понятия, виды и формы заработной платы на современно рынке труда.

- уметь: вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение,  анализировать взаимосвязь уровня сбережений, доходов и расходов, осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, решать познавательные и проблемные задачи.

Банки и банковская система  (5)

39

Банки.

1

1

1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач.

Банк.

Опрос

40

Формирование банковской системы.

2

1

Ипотечные, акционерные, кооперативные, коммунальные банки. Активные, пассивные, комиссионные операции. Эмиссия.

Опрос

41

Кредиты.

3

1

Кредиты. Банковская гарантия.

С/р

42

Депозиты.

4

1

Депозит.  

Опрос

43

Итоговый урок.

5

1

Тест

Требования к уровню подготовки (знания, умения к разделу):

- знать: основные понятия, звенья современной банковской системы, типы банков, основные функции центрального банка, сущность принципов кредитования, основные виды депозитов.

- уметь: вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение,  осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, решать познавательные и проблемные задачи.

Деньги и финансы  (5)

44

Происхождение и функция денег.

1

1

1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач.

Деньги. Функции денег.

Опрос

45

Закон обращения денег.

2

1

Закон обращения денег.

Опрос

46

Денежная масса .

3

1

Денежная масса. Наличные деньги. Чековые депозиты.

С/р

47

Денежный рынок.

4

1

Денежный рынок. Инвестиционный капитал.  Равновесие на денежно-финансовом рынке. Норма обязательных резервов ЦБ. Ставка рефинансирования ЦБ.

Опрос

48

Итоговый урок.

5

1

Тест

Требования к уровню подготовки (знания, умения к разделу):

- знать: основные понятия, функции денег, роль бумажных денег в экономике, основные задачи  центрального банка.

- уметь: вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, анализировать взаимосвязь процента по кредитам, предоставляемым коммерческими банками фирмам и населению, и ставки рефинансирования ЦБ, осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, решать познавательные и проблемные задачи.

Фондовая биржа  (4)

49

Фондовые биржи, их деятельность.

1

1

1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач.

Фондовая, товарная, валютная биржи. Эмитент. Брокер.

Опрос

50

Основные операции на фондовой бирже.

2

1

Арбитражные сделки. Пакетные сделки.

Опрос

51

Фондовый рынок (рынок ценных бумаг).

3

1

Фондовый рынок. Ценные бумаги. Фондовые инструменты.

Опрос

52

Итоговый урок.

4

1

Тест

Требования к уровню подготовки (знания, умения к разделу):

- знать: основные понятия, функцию современных бирж, виды бирж, виды ценных бумаг.

- уметь: вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, решать познавательные и проблемные задачи.

Страхование  (1)

53

Страхование и страховые услуги.

1

1

1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач.

Страхование. Страховщик. Страхователь. Страховка.

Опрос

Требования к уровню подготовки (знания, умения к разделу):

- знать: основные понятия, сущность и основные задачи страхования, виды страховых услуг.

- уметь: вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, решать познавательные и проблемные задачи.

Фирма – главное звено рыночной экономики (6)

54

Фирмы и их задачи.

1

1

1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач.

Фондовая, товарная, валютная биржи. Эмитент. Брокер.

Опрос

55

Виды фирм.

2

1

Арбитражные сделки. Пакетные сделки.

Опрос

56-57

Акционерное предприятие.

3-4

2

Акционерное общество. Корпорация. Транснациональная корпорация.

С/р

58

Факторный доход. Прибыль, издержки, инвестиции.

5

1

Факторный доход. Экономическая прибыль. Закон убывающей отдачи. Предельный продукт и предельные издержки.

Опрос

59

Итоговый урок.

6

1

Тест

Требования к уровню подготовки (знания, умения к разделу):

- знать: основные понятия, функции и виды фирм, виды бирж, преимущества акционерных обществ по сравнению с другими формами собственности.

- уметь: вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, решать познавательные и проблемные задачи.

Менеджмент и маркетинг  (8)

60

Общие понятия о менеджменте.

1

1

1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач.

Менеджмент.

Опрос

61

Исторические этапы становления менеджмента.

2

1

Школа научного управления. Административная школа управления. Школа человеческих отношений и разработки поведенческих наук. Школа человеческих отношений на базе поведенческих наук. Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) и публичные отношения.

Опрос

62

Современные тенденции менеджмента.

3

1

Модернизация управления. Смешанная система управления.

Опрос

63

Маркетинг.

4

1

Маркетинг. Сбытовые операции. Рыночная концепция управления.

С/р

64-65

Банкротство фирмы.

5-6

2

Банкротство. Реорганизация. Ликвидация предприятия – должника. Мировое соглашение.

Опрос

66

Практическое занятие.

7

1

Опрос

67

Итоговый урок.

8

1

Тест

Требования к уровню подготовки (знания, умения к разделу):

- знать: основные понятия, типы менеджмента, этапы становление маркетинга как сферы управленческой деятельности, отличия маркетинга от менеджмента, основные принципы маркетинга.

- уметь: вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение,  анализировать случаи, при которых по законодательству РФ фирма может быть признана банкротом, осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, решать познавательные и проблемные задачи.

Контроль реализации программы:

Модуль (раздел)

Количество часов

Сроки прохождения материала

Форма и вид контроля

Дата по плану

Дата по факту

1

Экономика – наука и практика.

5

Тестовая работа

2

Экономическая система государства.

4

Тестовая работа

3

Спрос.

5

Тестовая работа

4

Предложение.

4

Тестовая работа

5

Цена и стоимость.

7

Тестовая работа

6

Конкуренция. Типы рынков.

6

Тестовая работа

7

Доходы, расходы, сбережения. Заработная плата.

7

Тестовая работа

8

Банки и банковская система.

5

Тестовая работа

9

Деньги и финансы.

5

Тестовая работа

10

Фондовая биржа.

4

Тестовая работа

11

Страхование.

1

Опрос

12

Фирма – главное звено рыночной экономики.

6

Тестовая работа

13

Менеджмент и маркетинг.

8

Тестовая работа

Материально-техническое обеспечение

Печатные пособия

№ п/п

Наименование

Авторы

Год издания

Издательство

1

Экономика (профильный уровень) 10 класс

Р.И. Хасбулатов

2012

ДРОФА

2

Экономика (профильный уровень) 10-11 класс

С.И. Иванов

2009

ВИТА

3

Методика преподавания экономики

И.Г. Жадан, Н.В. Зеленко, Е.В. Крыжанстовская

2010

АГПУ

Технические средства обучения

1

Анимированные таблицы

2

Программные средства обучения

1

Программа - библиотека

2

Программы - репетиторы

Цифровые образовательные ресурсы

1

Презентации по экономике



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по экономике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы по экономике для 10-11 классов. Рабочая программа предназначена для учащихся старшей школы, изучающих профильный курс экономики.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса, определяет набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.

Программа предлагает определенную последовательность и глубину изучения экономических концепций, позволяющую обеспечить преемственность со следующей ступенью образования (средним или высшим профессиональным образованием).

Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Содержание среднего (полного) общего образования на профильном уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:

  • основные концепции экономики;
  • микроэкономика;
  • макроэкономика и международная экономика;
  • прикладная экономика.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для будущей работы в экономической сфере.

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего, экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо будущему экономисту.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществоведения, математики, истории, географии, права, литературы и др.

Профильное экономическое образование предполагает развитие начальных профессиональных умений и навыков, а также освоение базовых навыков для будущей работы в экономической сфере.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов на профильное изучение предмета «экономика» на этапе среднего (полного) общего образования, а именно в 10-11 классах из расчета 2 часа в неделю. Данная программа рассчитана на 68 учебных часов.

Нормативные документы:

- Обязательный минимум содержания образования федерального компонента государственного стандарта общего образования;

- Конституция РФ;

- Закон РФ «ОБ образовании»;

- Национальная доктрина развития образования;

- Концепция модернизации российского образования на период до 2015года;

-Закон «Об образовании в Ростовской области»;

- Государственный образовательный стандарт. Федеральный         компонент. Региональный компонент;

- Примерные программы основного общего образования.

Цели курса и задачи курса (компетенции):

Изучение экономики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
  • воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
  • освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения правоведения ученик должен:

              

Знать/Понимать

  • смысл основных теоретических положений экономической науки;
  • основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;

Уметь

  • приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли;
  •  описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
  • объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;
  • сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
  • вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;
  • применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исполнения типичных экономических ролей;
  • решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
  • осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации. 

                     

                      Нормы выставления оценок:

Отметка «5» -

     материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;

Отметка «4» -

      в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;

Отметка «3» -

     в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;

Отметка «2»-

    основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экономике для 10 класса

Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник д...

Рабочая программа по экономике для 5 класса

Рабочая программа разработана на основе прогаммы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова),учебника Новожилова Н.В.Экономика(моя семья). 5 к...

Рабочая программа по экономике для 6 класса

Рабочая программа по экономике разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова), учебника Т.С.Терюкова. Экономика м...

Рабочая программа по экономике для 7 класса

Рабочая программа разработана на основе программы непрервного социально - экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт.И.А.Сасова), учебника Л.Э.Новикова.Моё ближайшее окружение.7 ...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш  мир»7 класс...