Открытый урок "Экономика и её основные участники"
материал по обществознанию (10 класс) по теме

Шаповалова Светлана Викторовна

Экономика затрагивает все сферы жизни...

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

нужно ли нам изучать экономику?

Слайд 3

ПЛАН Что такое экономика ? Этапы воспроизводства продукта Участники экономики Покупательские мотивы Роль экономики

Слайд 4

древнегреческое «искусство ведения хозяйства» отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров наука о хозяйстве, способах его ведения людьми

Слайд 5

какие процессы изображены на с.89-90. Приведите собственные примеры

Слайд 6

производитель тот, кто участвует в создании товаров или оказании услуг потребитель тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей назовите, что между ними общего, в чем различия в случае затруднения прочитайте с.94

Слайд 9

Семья из 3-х человек. Мама, папа и двое детей-школьников. Мама с детьми в выходной день отправилась за покупками. Кроме продуктов к ужину, они купили школьный ранец для сына, джинсы для дочери, кофеварку и новые занавески для гостиной. Предположите, каковы были мотивы этих покупок? Покупательские мотивы делятся на рациональные и эмоциональные (см. с.95 учебника).

Слайд 10

продолжите фразу в стране политический кризис, экономисты предсказывают …

Слайд 11

продолжите фразу ожидается теплая зима, экономисты предсказывают …

Слайд 12

продолжите фразу вышел новый диск популярной группы, экономисты предсказывают …

Слайд 13

продолжите фразу упали цены на нефть, экономисты предсказывают … докажите, что экономика затрагивает все сферы жизни

Слайд 14

нужно ли нам изучать экономику?

Слайд 15

 8, термины, выберите «товар 21 века» и обоснуйте его достоинства с точки зрения производителя и потребителя



Предварительный просмотр:

Урок «Экономика и её основные участники»

Цели урока:

  1.  подвести учеников к пониманию роли экономики в жизни человека, в  развитии общества и государства
  2. Выяснить роли основных участников экономики в создании, распределении и потреблении различных экономических продуктов
  3.  Продолжить формирование умений анализировать документы, аргументировать свою  точку зрения
  4. Воспитание культуры общения при работе в группе

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал

Ход урока.

  1. Организационный момент, сообщение темы урока

Мы начинаем изучать новый раздел – «Экономика». Это занятие – первый урок по данной теме, в ходе изучения которой узнаем, что такое экономика, какова  её роль в жизни человека и  общества,  познакомимся с новыми терминами и понятиями.

  1.  Изучение новой темы.

           План урока.

  1. Что такое экономика.
  2. Зачем нужна экономика. Натуральное и товарное хозяйство
  3.    Основные участники экономики

1.   Что такое экономика.

  Изучение первого раздела параграфа «Что такое экономика» направлено на формирование у семиклассников представления о содержании понятия «экономика». Предложенные в учебном тексте определения, трактующие это понятие в узком и широком смысле, в хорошо подготовленном классе можно дополнить другими. Так, автор книги «Экономикс» П. Самуэльсон предлагает следующие определения экономики: «Экономика — это:

1) виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми;

 2) использование людьми редких и ограниченных ресурсов и распределение их между членами общества в целях потребления;

 3) повседневная деловая жизненная деятельность людей, извлечение ими средств к существованию и использование этих средств;

 4) налаживание и осуществление потребления и производства;

5) богатство».

    (слайд 1-2)

Обсуждение с семиклассниками вопросов: почему автор предлагает различные определения? Как в этих определениях проявляются различные стороны экономической жизни общества? Какое из определений, с которыми вы познакомились на уроке, можно считать наиболее полным? Запишите в тетради.

   (слайд 3)

«Экономика – это знания о …»

«Экономика – это умения …»

2.Зачем нужна экономика

Изучение следующего раздела «Зачем нужна экономика» строится в значительной степени с опорой на знания из истории (например, материал о переходе от средневекового натурального хозяйства к товарному хозяйству).

(слайд 4)

Проверить степень усвоения учащимися основных понятий изученных разделов и закрепить учебный материал можно на основе выполнения нескольких познавательных и практических заданий. (работа с классом)

 Задание 1

Познакомьтесь с понятиями, найдите главный смысловой ряд. Определите «выпадающее понятие», относящееся к другому смысловому ряду:

потребности, хозяйство, налоги, производство, обмен, товар.

Ответ: налоги.

Задание 2

Сгруппируйте слова, относящиеся к экономическим проявлениям жизни общества:

республика, традиции, собственность, поколение, технология, народность, торговля, творчество, мировоззрение, услуга, образование, судопроизводство.

Ответ: собственность, технология, торговля, услуга.

Задание 3

Составьте небольшие тексты (3—4 предложения) с использованием следующих понятий: «потребности», «экономика», «производство», «товарное хозяйство».

Практическое задание

Проследите путь учебной книги от природы (как ресурса производства) до потребителя и определите соответствующие экономические единицы на данном пути (сырьё, предприятия, технологии и др.).

3.   Основные участники экономики

Следующий шаг в работе — знакомство с разделом «Основные участники экономики». Его изучение можно построить путём сочетания комментированного чтения текста учебника и объяснения учителя с привлечением материалов словаря, иллюстраций к уроку, выполнения различных практических, творческих задач с опорой на социальный опыт учащихся.

(слайд 5-9)

Выявить специфику характера деятельности основных участников экономики помогут примеры в учебном тексте, а также выполнение следующих тестовых заданий.

1. Человек в роли потребителя проявляет себя в процессе:

а) сельскохозяйственных работ;

б) участия в экономическом форуме;

в) создания произведения искусства;

г) использования в быту света и тепла;
Ответ: г.

2. Человек в роли производителя проявляет себя в процессе:

а) участия в выборах;

б) покупки товара;

в) реставрации памятников;

г) получения денег в банке.
Ответ: в.

Знакомство по тексту учебника с понятиями «производитель», «потребитель» целесообразно сопроводить выполнением нескольких практических заданий, направленных на их более успешное усвоение.

Задание 1

Вы собираетесь позавтракать в кафе быстрого обслуживания (например, в «Макдоналдсе»). Примените к данной ситуации понятия «товар», «производитель», «потребитель», «обмен».

Задание 2

Приведите примеры товаров индивидуального и общественного потребления.

Задание 3

Что может быть целью производителя:

а) использование машин и оборудования;

б) повышение качества продукции;

в) снижение материальных потребностей;

г) получение дохода;

д) снижение затрат производства;

е) использование природного сырья.
Ответ: б; г; д.

Особого внимания заслуживает вывод о взаимосвязи и взаимозависимости целей и результатов экономической деятельности её основных участников. Глубже понять и усвоить его поможет включение учащихся в обсуждение следующих проблемных вопросов: как потребление товаров и услуг влияет на производство? Зависит ли уровень потребления от уровня производства?

III.Закрепление

Закреплению основных понятий и материала рассматриваемого раздела параграфа будет способствовать выполнение учащимися задания 5 рубрики «В классе и дома». Его можно дополнить рядом заданий на усвоение понятий «потребитель» и «производитель».

Задание 1

Назовите 3—4 термина, наиболее тесно связанных с понятиями «потребитель» и «производитель».

Задание 2

Расположите в правильной последовательности этапы поведения думающего (рационального) потребителя:

решение о покупке, осознание потребности, оценка других возможных вариантов выбора, поиск информации о товаре.

Ответ: осознание потребности, оценка других возможных вариантов выбора (альтернатив), поиск информации, решение о покупке.

 IV. Рефлексия.

Наш урок заканчивается, и я хочу сказать…

-  На этом уроке я узнал…

-  На уроке я научился…

-  Я задумался…

Домашнее задание: § 12,

 1) Ответить на вопросы с.71

 2) Заполнить таблицу  в тетради " Основные стадии движения продукта"

    (задание 4)

 3) устно ответить на вопрос: " Экономика – это сама жизнь во всём её многообразии?" (подобрать несколько аргументов).

   

  Аспектный анализ урока обществознания в 7 классе

«Экономика и её основные участники»

Цель анализа:  проследить, каким образом учитель формирует общеучебные умения и навыки учащихся  с использованием ИКТ на всех этапах урока

Ф.И.О. учителя: Шаповалова С.В

Класс: 7

 Тип урока: урок новых знаний

Межпредметные связи:

- история

     - экономика

Оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, карточки.

Цели и задачи  урока

сформировать представление об экономике как сфере
жизни общества, её основных проявлениях и участниках;

— раскрыть роль и значение экономики в обеспечении важнейших потребностей и жизнедеятельности людей;

— выявить специфику и взаимосвязь основных сфер экономической жизни, характера деятельности её участников;

— помочь учащимся усвоить достоинства и недостатки различных форм хозяйствования (натуральное и товарное хозяйство);

— способствовать успешному освоению учащимися рациональной модели поведения в экономической сфере жизни и деятельности.

Введение в анализ урока

  1. Урок дан в соответствии с тематическим планированием
  2. Тема урока  предполагает привлечение иллюстративного материала
  3. Использование компьютерной презентации оправданно

Роль компьютера на уроке

  1. Работает для учителя и учащихся на всех этапах урока
  2. Обсуждаемые проблемы выносятся на компьютер. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся разобраться в сути вещей, сравнить, проанализировать, сделать выводы, увеличивает процент наглядности, снимает стресс, т. к. ПК является для детей типичным носителем информации
  3. Учителю компьютер - подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, ПК - иллюстратор  и аниматор, следовательно, это работает на  повышение уровня усвоения материала учащимися
  4. Компьютер позволяет сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению.

   

Структура урока характерна для данного типа и вида урока и рациональна для достижения поставленных целей.

При планировании урока «Экономика и её основные участники»  учитель обращает внимание  на практическую направленность, доступность, выделение главного в содержание, высокую информированность, быстрый темп, развитие навыков самостоятельной работы, использование технических средств обучения.

Для учебной деятельности учащихся при закреплении и совершенствовании знаний характерна больше самостоятельность.

Методические приемы.

Так как  данная организация урока интересна и класс по своей подготовленности сможет принять активное участие в учебной деятельности, было выбрано сочетание следующих средств и методов работы: проблемный, иллюстративный, частично-поисковый, осмысление и поиск вариантов в выполнении заданий, учащиеся проявляли умение использовать мыслительные операции сравнения, обобщения.

 Формы обучения: Блиц- опрос, работа в парах и индивидуально, самопроверка, взаимопроверка, устная работа,  выполнение теста   с выбором ответа, заполнение таблицы.

Такое сочетание форм делает урок динамичнее, интереснее, не дает накапливаться усталости, однообразию.

 Контроль усвоений знаний умений и навыков был предусмотрен в ходе всего урока, результаты своей работы каждый заносил в листы отчетности и в конце урока мог самостоятельно оценить себя.

На уроке целесообразно использовались возможности компьютера.

Высокая работоспособность и доброжелательная психологическая атмосфера на уроке поддерживалась за счет разнообразия заданий, за счет постоянной смены наглядности, нетрадиционной формы проведения урока, эмоциональной подачи материала, смены деятельности и темпа урока.

Программа наблюдения:

 1. Организационный момент.

+ использование презентации организовало учащихся, дало положительный настрой на урок

2. Введение в тему

+ с помощью, представленных на экране заданий учителю удалось добиться того, чтобы учащиеся сформулировали тему урока и цели урока

3.Этап актуализации знаний и постановка проблемы.

                           

+закрепляют полученные знания

+активизирует внимание

+ наличие индивидуальной и групповой работ

+использование исследовательского метода

проблемного обучения

+ расширение и углубление знаний по предмету                                                                                                    

4.  Первичное закрепление                    

+самостоятельность выполнения заданий                                                                                                                                 +  глубина знаний и  умений

+ учащиеся приходят к выводу, как важно иметь                                                             прочные знания  по данной теме                                                      

  1. Рефлексия урока.

+ развитие умения оценивать результат работы на уроке

+ определение необходимости дальнейшей

Работы

Вывод: учителю в ходе всего урока удалось систематизировать знания учащихся, развивать практические умения и навыки, что говорит о методической грамотности учителя.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экономика и её основные участники

Урок обществознания в 7 классе...

Урок обществознания с использованием интерактивной доски Elite Panaboard "Экономика и ее основные участники", 7 класс

Ссылка "Экономика и ее основные участники"Разработка урока выполнена в ПО Easi Teach Next Generatio...

Экономика и ее основные участники. Разработка урока и презентация. Методическое объединение учителей истории и обществознания социальной сети работников образования

Архив включает в себя разработку урока обществознания в 7 классе (Раздел 3 "Человек и экономика") и презентацию, состоящую из21 слайда...

Экономика и ее основные участники

Презентация к уроку обществознания в 7 классе (учебник Л.Н.Боголюбова)...

7 класс, глава 3, п.12. Экономика и ее основные участники

Презентация к уроку по обществознанию в 7 классе по теме "Экономика и ее основные участники" (к учебнику Боголюбова)...

Тест по теме: «Экономика и её основные участники», обществознание, 7 класс

Тест по обществознанию в 7 классе по разделу "Экономика" позволяет подготовиться и закрепить материал по этому параграфу....