Главные вкладки

    Экономика и ее основные участники. Разработка урока и презентация. Методическое объединение учителей истории и обществознания социальной сети работников образования
    учебно-методический материал по обществознанию (7 класс) по теме

    Голубенко Наталья Петровна

    Архив включает в себя разработку урока обществознания в 7 классе (Раздел 3 "Человек и экономика") и презентацию, состоящую из

    21 слайда

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon ekonomika_i_ee_osnovnye_uchastniki.zip582.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок  обществознания в 7 классе.

    Тема: Экономика и ее основные участники (1-ый урок Раздела 3 «Человек и экономика»;  17 урок КТП по обществознанию в 7 классе)

    Цель обучения: сформировать у ребят представление о понятии «экономика», определить ее роль в жизни человека и общества, охарактеризовать основных участников экономики

    Цель воспитания: создать условия для формирования позитивного личностного отношения к экономике, находящейся на службе у людей

    Цель развития: содействовать расширению кругозора учащихся, обогащению их словарного запаса

    Цель социализации: создать условия для формирования умения корректно отстаивать свою позицию в процессе самооценки, взаимооценки

    Название этапа

    Дидактическая задача этапа

    Содержание этапа

    1.Организационный этап

    1. Обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на уроке.

    2. Психологическая подготовка учащихся к общению на уроке.

    1. Подготовка учащихся к работе на уроке.

    1. Проверка подготовленности кабинета к занятию.

    2. Приветствие, фиксация отсутствующих:

    Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы собрались здесь сегодня все вместе. Мы спокойны, мы добры, мы приветливы. Мы все здоровы. Что пожелаем мы сегодня друг другу? Спасибо за добрые пожелания. А теперь глубоко вдохните и выдохните вчерашнюю обиду, злобу, зависть, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечного света, чистоту морозного дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Удивляйтесь! Знания откроют вам замечательный мир! Итак, в мир знаний! Сразу отметим тех, кто по каким-то серьезным причинам не присоединился к нам в пути постижения нового!

    3. Проверка подготовленности учащихся к уроку:

    «Обратите внимание на своё рабочее место: есть ли у вас на парте учебник, тетрадь для конспектов. Если есть,  поднимите карточку зелёного цвета, если чего-то не хватает из перечисленного,  - жёлтого, если не готовы к уроку, - красного».

    2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

    - Организовать и направить к достижению целей  урока познавательную деятельность учащихся

    1. Определение  темы урока:

    - Организация внимания учащихся 7 класса: «Посмотрите внимательно на доску: для определения темы урока отгадаем загадку:

    - Это наука и  система …

    О ней сегодня наша тема.

    Ее основные проявления:

    Производство, распределение,

    Обмен и потребление…

    Даже построение маленького домика

    Рассматривает наука… (экономика).

    - Для определения основных участников экономики  используем обществоведческую арифметику:

     (ПРОИЗВОДИ + ПОТРЕБИ)  x ТЕЛЬ = ?  (ПРОИЗВОДИТЕЛЬ + ПОТРЕБИТЕЛЬ).

    - Составим план изучения нового материала к параграфу 12. (Учащиеся самостоятельно, в течение 5 минут просматривают параграф и составляют план работы на урок, записывают его в тетрадь: 1) Что такое экономика; 2) Зачем нужна экономика;

     3) Основные участники экономики (на отметку – 1-ый справившийся с заданием, записывает план на малой доске, скрытой от основной массы учащихся)  (затем – совместное обсуждение плана и оценивание работы учащегося у доски)

    3. Этап усвоения новых знаний

    - дать учащимся конкретное представление об основных аспектах экономики, ее сферах и участниках;

    - добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний;

    - на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН

    1. Организация внимания:

    - Сейчас я и группа ваших одноклассников  объясним вам новый материал, а вы, слушая нас, подумайте над ответами  на вопросы, которые записаны  на доске: 1) Как экономика служит людям?

    2) Какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики?

    3) Каким образом взаимосвязана деятельность основных участников экономики?

    Учитель: Слово «экономика» пришло к нам из Древней Греции», и означает оно в буквальном переводе «законы домашнего хозяйства». В русском языке слово «экономика» прижилось и в другом значении – как название хозяйства не только отдельной семьи, но и всей страны в целом. Можно, например, сказать «экономика России» или «экономика Франции», и все поймут, что речь идет о том, как в этих странах люди ведут свою хозяйственную деятельность, чем они обладают и как добиваются наиболее полного удовлетворения своих потребностей (желаний). Если обратиться к истории, то можно прийти к выводу, что хозяйственная (экономическая) деятельность людей возникла примерно 2,5 миллиона лет тому назад. Именно тогда люди научились изготавливать те грубые орудия  труда, которые мы с вами рассматривали в 5 классе на уроках истории. Почти в неизменном виде они прослужили людям около миллиона лет. Лишь спустя столь длительный период появились более совершенные инструменты. Так люди вступили на путь технического прогресса, по которому идут все быстрее и быстрее. Для более полного удовлетворения своих потребностей они улучшают как сами инструменты, так и способы их использования – технологию производства благ.

    Следовательно, экономика хозяйство, способы его ведения людьми, отношения между людьми в процессе производства и обмена товаров; народное хозяйство страны, включающее все виды производственной деятельности (учащиеся записывают определение под диктовку учителя в тетрадь).

    1-ый ученик: К основным проявлениям (сферам)  экономики относятся производство, распределение, обмен и потребление. Эти процессы взаимосвязаны и имеют периодически повторяющийся характер, они могут протекать не только строго последовательно, но и одновременно, параллельно, Рассмотрим это на примере удовлетворения одной из важнейших  потребностей  человека – потребности в употреблении хлеба (рисунки в учебнике на страницах 130-131 и рисунки инициативной группы учащихся). Пекарь, используя определенную технологию, выпекает, т.е. производит хлеб. (Производство). Хлебозавод поставляет одну часть продукции в детские сады, школы, а другую часть – в магазины. (Распределение). Продавец магазина продает, т.е. обменивает на деньги, хлеб покупателям. (Обмен). Учащиеся нашей школы съедают во время обеда свежий хлеб. (Потребление).   (Учитель: «Запишем определение понятия «технология» в тетрадь, найдем его в словаре учебника на с. 245: - учащийся, нашедший определение понятия быстрее всех, диктует его остальным:  технология -  последовательность операций (действий), необходимых для изготовления какого – либо продукта. Способ преобразования сырья, материалов, энергии, информации в процессе изготовления продукции, оказания услуг).

    2-ой ученик:  Функции экономики:

    1)  обеспечение жизни и деятельности человека;

    2) удовлетворение потребностей человека;

    3) поддержание и продолжение жизни людей;

    4)  создание экономических продуктов (изделий, товаров и услуг, удовлетворяющих ту или иную потребность человека),  с использованием таких форм организации или ведения хозяйства, как натуральное и товарное хозяйство.

    Учитель: Натуральное хозяйство – это способ организации жизни людей, при котором все необходимое для жизнедеятельности производится ими самими и только для собственного потребления. (хозяйство известного литературного героя Робинзона Крузо; крестьянское хозяйство средневековой Европы, Индии, Китая; российская деревня вплоть до начала XX в.; сегодня – многие племена Африки и Латинской Америки).

    Главные недостатки  этой формы хозяйствования – примитивные орудия производства, простые технологии, отсутствие торговли, обмена продуктами и услугами, низкая производительность труда (эффективность труда в процессе производства),  сомнительная возможность повышения жизненного уровня людей и, как следствие, обеспечение самых минимальных условий для выживания и низкий уровень жизни людей.

    Товарное хозяйство – способ  организации  экономической жизни общества, при котором люди, специализируясь в определенных видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом. Эта форма ведения хозяйства в большей степени отвечает целям экономики – максимально удовлетворять потребности людей. Все произведенные продукты становятся товаром, предназначенным для обмена. Производители стремятся увеличить производительность труда и улучшить качество товаров для совершения выгодного обмена. Осознание людьми преимуществ такого образа жизни привело к тому, что товарное хозяйство, сменив натуральное, стало преобладающим в экономической жизни общества.

    3-ий ученик:  читает наизусть стихотворение И. Мильберта «Экономика – наука…» (с. 133-134 учебника, рубрика «Поэтическое слово»).

    Учитель: «Ответим на вопросы к стихотворению, расположенные на с. 134 в учебнике.

    4-ый ученик записывает на доске (комментирует), остальные в тетради:

    Основные участники экономики

                                     ↓                                              ↓

                     Производитель                         Потребитель

                                                                                   

          (отдельн. чел-к,  группа людей,  предприятие, гос – во)

                                       ↓                                               ↓

         Тот, кто участвует в создании           Тот, кто использует

          товаров или оказании услуг              товары и услуги для

                                      ↓                                       удовлетворения

       заинтересован  в наименьших              своих потребностей

         затратах  всех средств  для                                ↓

          произв-ва  товаров и                             цель: извлечение

         оказания услуг                                       max пользы  от

                           ↓↓                                              потребления товаров

         Доход, прибыль и                                    и услуг, при этом

    развитие производства                              удовлетворение своих                                              

                                                                            потребностей с min

                                                                            затратами

                                                                                       ↓↓

                                                                          Сокращение расходов

                                                                           и сбережение доходов

    5-ый ученик: Вывод:   Несмотря на различия экономических интересов основных участников экономики, между ними существует тесная взаимосвязь. Производитель стремится производить те товары, которые в дальнейшем найдут своего потребителя. Он вынужден ориентироваться на его запросы и потребности. Потребитель, делая свой выбор товара или услуги, подсказывает производителю, что, сколько и какого качества необходимо производить. Такое поведение участников экономики позволяет бережно (экономно) и разумно использовать имеющиеся материальные, финансовые и трудовые ресурсы (запасы, источники чего – либо).

    Учитель: Итак, ответим на вопросы, поставленные в начале урока и записанные на доске.

    4. Этап проверки понимания учащимися нового материала

    - проверить понимание учащимися того, что является сущностью основного содержания;

    Ликвидировать неясности осмысления учащимися изученного материала

    Проверка глубины понимания учащимися учебного материала:

    1. Фронтальный опрос:

    Учитель: -  Итак, ответим на вопросы, поставленные в начале урока и записанные на доске.

    -  Составим вопросы  по изученному материалу  партнёру по варианту, зададим их и озвучим отметки за урок (с комментариями)  активно работающим

    5.Этап закрепления нового матери-

    ала

    - закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу

    Закрепление полученных знаний и умений:

    1. Работа по картине Ф. Г. Солнцева «Крестьянское хозяйство перед обедом» -  с. 135 (учебник) -  (Описание картины и ответы на вопросы к ней)

    2. Задание № 3 рубрики «В классе и дома»: Заполни таблицу «Основные сферы экономики».

    6.Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    - сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы

    Информация о д/з, инструктаж по его выполнению:

    - читать параграф 12 и отвечать на вопросы рубрики «Проверь себя» (слабые ученики);

    - читать параграф 12; выполнять зад. №2-с.136: подготовить плакат «Товар XXI в.»,  с обоснованием потребительских достоинств выбранного товара (средние ученики);

    - читать параграф 12; выполнять задание рубрики «Учимся принимать рациональное решение» (сильные ученики);

    -по желанию – сообщения и  рисунки к изученному материалу

    7.Этап подведения итогов урока

    - проанализировать, дать оценку достижения цели, задач урока и наметить перспективу на будущее

    - качественная оценка работы класса и отдельных учащихся;

    - аргументация выставленных отметок;

    -- подведение итогов учителем и самими учащимися

    8.Этап рефлексии

    - инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности, поведения  и взаимодействия с учителем и одноклассниками

    Самооценка учащихся.

    Реализация рефлексивного алгоритма:

    «Я»- как чувствовал (а) себя, с каким настроением работал (а), доволен/ довольна  ли собой…

    Сегодня на уроке я узнал (а)…

    Я понял (а)….

                                       Я заинтересовался/ заинтересовалась……

    «Мы»- комфортно ли было работать на уроке, какие затруднения возникли;

    «Дело»- достиг ли цели урок…

           Зам. директора по УВР, учитель истории высшей категории

                    Новосельского филиала МБОУ СОШ №8 с. Спасское:                                                                        Голубенко Н.П.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы методического объединения учителей истории и обществознания Шелеховского района Иркутской области

    Данный материал будет полезен руководителям школьных и районных методических объединений...

    план работы методического объединения учителей истории и обществознания

    План работы ШМО учителей истории на 2012-13 учебный год....

    План работы методического объединения учителей истории и обществознания

    План работы методического объединения учителей истории и обществознания н а2012  - 2013 учебный год...

    Гражданское образование школьников в процессе изучения обществознания. Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания

        Я убеждена, что общественные науки существуют не для того, чтобы их изучать в подростковом возрасте, а для того чтобы учёные-обществоведы, используя научные знания о социуме, ввод...

    Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин».

    Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин»....

    Выступление на Городском методическом объединении учителей истории и обществознания

    Выступление на Городском методическом объединении учителей истории и обществознания 28 августа 2014г.Тема выступления "подготовка к ЕГЭ на уроках истории и обществознания"...

    Экономика и ее основные участники. Разработка урока

    Материал содержит презентацию, видеоматериал, тестовые задания...