Финансы в нашей жизни
классный час по экономике (9 класс) на тему

Чернова Юлия Евгеньевна

Классный час "Финансы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_finansy.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Финансы»

Сегодня в нашей школе проводится день финансовой грамотности. Как вы понимаете – Что такое финансы простым и понятным языком? Финансы — это многогранное понятие, которое включает в себя и наличные деньги, и безналичные денежные ресурсы, также — финансовые отношения, связанные с расчетами денежными средствами,это не только наличные деньги, и денежные средства на счетах в банках, и чеки, и аккредитивы, и др. финансовые инструменты

Вообще слово «финансы» произошло от латинского «financia» и переводится как наличные средства, доход. Если же переводить слово «finances» с французского языка, то финансы — это денежные средства.

   Финансовая грамотность – принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.

Вопрос о том, как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных в современной жизни. Многие из нас хотели бы знать, как приумножить свое состояние. Копить или тратить — что поможет стать богаче и счастливее? Для этого и нужна финансовая грамотность.

Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. С детства знаем, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает. Но мало кто задумывается о таинственной силе этих обычных цветных бумажек. Откуда они взялись? Как к ним относиться? Чего больше – добра, или зла приносят они людям?
Ученые утверждают, что деньги – это величайшее изобретение человечества, без которого невозможен был бы прогресс. Но в то же время жажда денег толкает людей на преступления, развивает жадность, зависть, делает накопительство смыслом и целью жизни..

В старину считали, что деньги – это порождение нечистой силы. Путешествие в историю денег. Деньги родились около 7 тысяч лет назад, когда у людей появились излишки изделий и продуктов и можно было обменивать их на другие необходимые вещи. Но тут-то и возникла проблема. Как обменять барана на лепешку? Или яйца на глиняный горшок? Додумались наши предки, что надо выбрать какой-то один товар и сравнить его ценность с другими. Этот товар и стал выполнять роль денег. Роль первых денег у многих народов выполняли домашние животные. Их считали по головам. У кого много было голов, тот и был богатым. Слово капитал как раз и произошло от латинского caput, что значит «голова». Разные предметы использовались в качестве денег: рыба, меха, жемчужины, зубы собак, кенгуру и дельфинов, бруски соли, железные прутья и так далее. При обмене возникали большие сложности. Например, лодка стоила полкоровы – не будешь ведь рубить скотину напополам! И тут появились драгоценные металлы: золото и серебро – они легко превращаются в слитки, делятся на части и мало изнашиваются. Первые металлические монеты появились 27 веков назад в античном государстве.

В нашей стране первоначальной денежной единицей была гривна - серебряный слиток определённого веса. Гривну можно было разрубить на 4 части, и тогда получались рубли. А если рубль разбить на 2 части, получались 2 полтины. Дальше рубль можно было рубить на 50 резаней. На сто частей рубль не разрежешь, поэтому сделали копейку. Эта маленькая монета получила такое название потому, что на ней был изображен святой Георгий на коне и с копьём в руке.  А слово «деньги» произошло от  слова «деньга» – это была серебряная монета времен Дмитрия Донского. Но деньги из металла создавали новые проблемы: например, Ломоносов, получив от императрицы премию в 2000 рублей, не смог их в кармане отнести домой – премия тянула на 3 с лишним тонны! А это – целый грузовик!
Бумажные деньги впервые  придумали в Китае в VIII веке. А через 1000 лет они появились в России при Екатерине II. Ее портрет украшал сторублевую купюру, которую ласково называли «катенькой».Как видим, ничего демонического, сверхъестественного, и уж тем более божественного, деньги в себе не несут. Хотя есть люди, для которых деньги стали религией.
Многие богачи говорят, что деньги для них – не цель, а средство для самоутверждения, для проявления своих способностей. Как правило, эти люди живут скромно, не балуют детей, жертвуют огромные суммы на религию, образование, помощь бедным. В Америке дети миллионеров не гнушаются стоять за прилавком, ремонтировать машины, торговать газетами. Это не жестокость, не жадность, а норма жизни, признак культуры в обращении с деньгами.
В западных странах человек учится обращаться с деньгами с раннего детства: учится скромности, выдержке, самоограничению.  Вот, например история жизни самого богатого человека Америки Джона Рокфеллера, который родился в бедной семье.
Он начал свой бизнес в раннем детстве: покупал фунт конфет, делил его на маленькие кучки и с наценкой продавал собственным сестрам, ловил диких индюшат и выкармливал для продажи. Вырученные деньги будущий миллиардер складывал в копилку – потом давал в долг отцу под разумный процент. Получив образование, Рокфеллер с трудом устраивается на работу помощником бухгалтера. Он не пьет (даже кофе!), не курит, не ходит на танцы и в театр. Всего себя он подчиняет одной цели – обязательно разбогатеть.
Он женился на подруге детства, когда стал очень богатым человеком. Но свадьба была скромной, и дом для семьи Рокфеллер снял по дешевке. На слуг он тоже не тратился.
Все подчиненные боялись Рокфеллер как огня, хотя он был очень выдержанным человеком и никогда не повышал голоса. Скоро Рокфеллер вошел в двадцатку самых могущественных людей страны, был признан самым богатым человеком в мире.

Но детей своих он воспитывал очень строго: заставлял колоть дрова, работать в огороде, помогать по дому. Его дети получали по одному кусочку сыра в день, а по воскресеньям не читали ничего, кроме Библии. Компанию Рокфеллера «Стандарт Ойл» называли «величайшей, мудрейшей и самой НЕЧЕСТНОЙ из всех». Богатство Рокфеллера строилось на спекуляциях, аферах и приводило к разорению множества конкурентов.
Но при этом Джон Рокфеллер помог основать Чикагский университет, учреждал стипендии, выплачивал пенсии. Порой он вздыхал: «Богатство — или великое благословение, или проклятие».

«Чего нельзя купить на деньги» Есть такие вещи на земле, которые ни за какие деньги не купишь.Читаю начало предложений, заканчивайте фразы (можно хором)

– за деньги можно купить часы… (но не время)

– за деньги можно купить книгу… (но не мудрость)

– за деньги можно купить телохранителя… (но не друга)

– за деньги можно купить еду… (но не аппетит)

– за деньги можно купить дом… (но не семью)

– за деньги можно купить положение в обществе… (но не уважение людей)

– за деньги можно купить лекарство… (но не здоровье)

– за деньги можно купить поцелуй… (но не любовь)

– за деньги можно купить развлечения… (но не счастье)

– за деньги можно купить икону… (но не веру)

– за деньги можно купить целый континент… (но не Родину)  

– за деньги можно купить орден… (но не подвиг, не честь)  

– за деньги можно купить клоунов… (но не хорошее настроение)

Правила  обращения с деньгами. «Осторожно – деньги!»

Деньги, богатство сами по себе не содержат ничего злого или доброго. Но при неправильном обращении они могут превратиться в разрушительное оружие для человека. Как же избежать этого? Какие можно выработать правила обращения с деньгами?

1. Не делай из денег кумира, не ставь деньги превыше всего

2. Зарабатывай честно.

3. Соизмеряй свои «хочу» и «могу».

4. Не хвастайся заработанными деньгами и не считай деньги прилюдно.

5. Старайся не влезать в долги.

6. Не играй в лотереи, азартные игры.

Я бы всем детям посоветовала не забывать пословицу: «Доброе имя дороже богатства».

«Старайтесь быть разумным, а не богатым. Богатства можно лишиться, разумность всегда с тобой.»(Эзоп)

13 советов управления деньгами для ребенка:

1.Старайтпесь планировать бюджет и следовать ему.

2. Будьте аккуратными в трате денег , старайтесь не растратиться.

3. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.

4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратны, чем желания.

5. Попросите открыть банковский счет на ваше имя  и можете регулярно вкладывать на него деньги вместо копилки.

6. Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь, которая вам не по карману,  найди более дешевую альтернативу. Это тоже отличное решение и, к тому-же, за меньшие деньги.

7. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок.так вы сможете накопить сбережения.

8.Купите  игру Монополия (или аналог) ирегулярно играйте в неё . Это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.

9. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых  нуждаетесь. Если  выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.

10. Старайтесь не «брать взаймы».нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги. Удержитесь и от  желания жить в кредит.

11. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов.

12. Старайтесь тратить деньги с умом, ведь родители зарабатывают свои деньги  тяжелым трудом.

13.что такое регулярные платежи? (комуслуги, телефон, интернет и т.д.) Узнайте, какое количество денег расходуется ежемесячно. Как ведется  семейный бюджет?Что нужно для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство?

Чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет. Скажите, пожалуйста, кто из вас ходит часто в магазин за покупками?

- Сколько стоит буханка хлеба? 1 кг сахара? Пачка соли? Мыло? Зубная паста?

- Все вы что-то.да покупаете. А на что? Откуда берёте деньги? Кто из вас слышал, что такое « Семейный бюджет» ?

- Вот сегодня мы откроем вам тайны семейного « финансирования», т.е. узнаем, что такое «семейный бюджет» и из чего он складывается и нужно ли его беречь и как. Вы когда-нибудь задумывались над тем, сколько денег тратят ваши родители на ваше содержание?
Молодые люди любят ходить в кино, на дискотеки, концерты, в кафе, покупать сладости, жевательные резинки и т. д. Еще недавно единственным источником доходов школьников были доходы родителей. Сейчас многие школьники имеют постоянный или разовый заработок. В практике известны случаи, когда школьники зарабатывают немалые суммы.
Пример:
В одной из школ Санкт-Петербурга ученик открыл свою фирму и в свой выпускной вечер подарил школе набор мягкой мебели. Вспомните, что нефтяной магнат Рокфеллер с детских лет вел расходную книжку, которая помогла ему впоследствии стать богатейшим человеком в США.

Почему богатые люди контролируют свои расходы и имеют хорошие привычки в отношении денег? Потому что они богаты? Нет, не поэтому. Наоборот, они стали богатыми благодаря этим привычкам. Привычка считать свои деньги, планировать свои доходы и расходы и максимально эффективно использовать денежные ресурсы — это первая ступень на пути к финансовому благополучию. В этом вам и поможет семейный бюджет.(слайды.

Давайте попробуем решить  простую семейную задачу:

Папа принес з/п20000 + мама з/п 10000+ бабушкапенсию8000+ 1000 пособие на детей =   итого 39000

Мама стала распределять необходимые расходы: Продукты  - 15000   и Коммунальные -5000

Все сказали: нам нужны деньги на  телефоны, интернет =1000

Одежда, обувь,  бытовая химия и др. =  5000

Общественный тр-т  - = 1000

Дети:   кафе,кино,парк, диски  = 2000

Бабушка сказала :Лекарства лечение = 3000

Папа сказал :Содержание автомобиля = 2000

Мама сказала : А  про Кредит  забыли ? =3000

Папа  сказал: Кран сломался, замок надо поменять и т.д. (Непредвиденные расходы) = 2000

Итого :    39000   распределены все  до копеечки.

 В этом месяце опять не удастся что-нибудь  отложить  в Накопления. Значит нужно на чем-то  экономить. Подумайте.

А сейчас предлагаю вам логические загадки на тему финансовой грамотности.

-Делать это ни в чужом, ни тем паче в своём доме не стоит: деньгу выжить можно.

Ответ: Свистеть.

-Для всех мы в обилии рождаемся на свет.У одних нас много, а у других нас нет.

Ответ: Деньги.

И очень длинная табуретка, и маленький магазин. Что это?

Ответ: Лавка

Как не берегутся, а растрясутся.

Ответ: Деньги

Какое животное всегда при деньгах?

Ответ: Свинья – у нее всегда есть пятачок.

Кругло, мало, всякому мило.

Ответ: Монета.

Кто считает миллионы тысячами?

Ответ: Миллиардер.

Маленькая, кругленькая,Из кармана в карман скачет.

Ответ: Монета.

Нумизматы ценят в купюрах год выпуска, а все остальные – количество ... Чего?

Ответ: Нулей.

У какого русского художника-иконописца была "валютная" фамилия?

Ответ: У Андрея Рублева.

Чем богачи гребут деньги?

Ответ: Лопатой.

Что проверяют, не отходя от кассы?

Ответ: Деньги.

Что стоит дёшево, а ценится очень дорого?

Ответ: Вежливость.

Что считать в чужом кармане нехорошо, но очень интересно?

Ответ: Деньги.

Что сколачивают из денег?

Ответ: Капитал.

Как не берегутся, а растрясутся.

Ответ: Деньги.

Молотком побьют и нам дают.

Ответ: (монеты в древности,деньги)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа – наши корни, начало нашей жизни

Экологическая игра для 6 класса...

Хлеб – наша жизнь и наше богатство

Цели:Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;Воспитывать у учащихся бережное отношение и уважение к хлебу и людям,...

Наш район, наша жизнь, наши достижения.

Сейчас много пишут о том, что у нас в школе «не так», забывая о положительных сторонах нашей жизни. В данной статье мне хотелось чуть «окрасить» в светлые тона нашу действительность! Статья была напис...

Тематический урок " Свет в нашей жизни. Как сберечь энергию?" ( в рамках Всероссийский урок " Свет в нашей жизни.")

В рамках совместного плана действий Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует организовать проведение во всех образовательных организациях Российской Федерации 15 декабря 2015 ...

Мультимедийная презентация "Финансы в нашей жизни"

Интеллектуальная игра представлена в виде презентации, похожей на известное телешоу "Своя игра". Вопросы взяты из открытых источников сети Интернет и ориентированы на учащихся 5-х классов. С...

Методическая разработка "Финансы в нашей жизни"

Методическая разработка представлена на региональный конкурс методических разработок по финансовой грамотности...