Методическая разработка "Финансы в нашей жизни"
методическая разработка по математике

Косухина Елена Сергеевна

Методическая разработка представлена на региональный конкурс методических разработок по финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx508.95 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный конкурс методических разработок

по финансовой грамотности

«Финансы в нашей жизни»

Номинация: «Лучшая методическая разработка по финансовой грамотности для 5-9 классов»

(предмет «Математика»)

по теме: « Планирование семейного отдыха»

Автор: учитель математики

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Ивановская средняя общеобразовательная школа»

Косухина Елена Сергеевна

Введение

В последнее десятилетие в Российской Федерации все большее внимание уделяется вопросам повышения уровня финансовой грамотности населения. Так Правительство Российской Федерации разработало и утвердило Стратегию повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023гг., целью которой является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества.(Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.)

Согласно данной Стратегии финансово грамотный гражданин должен как минимум:

следить за состоянием личных финансов;

планировать свои доходы и расходы;

формировать долгосрочные сбережения и финансовую "подушку безопасности" для непредвиденных обстоятельств;

иметь представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую информацию;

рационально выбирать финансовые услуги;

жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;

знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;

быть способным распознавать признаки финансового мошенничества;

знать о рисках на рынке финансовых услуг;

знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика;

вести финансовую подготовку к жизни на пенсии. [1]

Актуальность выбранной темы занятия состоит в том, что проведение занятия способствует формированию у обучающихся практико-ориентированной компетентности формирования бюджета семьи как важной составляющей благополучия семейной жизни.

Цель данной методической разработки – формирование компетенций  грамотного расходования финансовых средств при планировании семейного отдыха, культуры обращения с деньгами.

Задачи:

-   изучить предлагаемые варианты отдыха в сети Интернет;

- создать условия для формирования у обучающихся представление о планировании семейного отдыха, о расходовании семейного бюджета на отдых;

- способствовать развитию у учащихся умения совершать рациональный выбор при планировании семейного отдыха.

Форма проведения занятия – внеурочное занятие с элементами исследовательской деятельности.

Новизна методической разработки заключается в нетрадиционном способе проведения занятия, в использовании исследовательской деятельности при планировании семейного отдыха и формирования бюджета.  Исследовательская деятельность – это особый вид деятельности, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.

Условия применения. Данную методическую разработку можно использовать не только на занятиях внеурочной деятельности по изучению финансовой грамотности, но и на уроках математики в 5 классе при изучении темы «Проценты» и 6 классе при изучении темы «Нахождение дроби от числа». Очевидны положительные стороны данной разработки: процесс исследования способствует активизации познавательной деятельности, умению самостоятельно делать выводы, сопоставлять, обобщать, работать с в группе. Кроме того, приобретенные школьниками знания и практические умения в процессе изучения темы решают проблему социализации и проблему общения среди детей. Применение полученных знаний и умений обеспечивает формирование прочной основы потребительской культуры, дает возможность обучающимся управлять своим финансовым благополучием, строить долгосрочные планы и добиваться их реализации. При проведении занятия могут возникнуть риски такие, как отсутствие Интернета или его низкая скорость (занятие надо проводить в классе с выходом в сеть Интернет), поэтому нужную информацию учитель может найти заранее и предложить ее  обучающимся.

Основная часть

Внеурочное занятие в 5 классе

Тема: Планирование семейного отдыха

Цель: формирование компетенций  грамотного расходования финансовых средств при планировании семейного отдыха, культуры обращения с деньгами.

Задачи:

Образовательная:

формировать представления учащихся о семейном бюджете,

формировать умения по планированию и рациональному использованию семейного бюджета.

Воспитательная:

воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость, расчётливость

формировать социальную активность и самостоятельность, культуру общения.

Развивающая:

развивать творческие способности обучающихся,

развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать.

формировать у учащихся метапредметные умения;

Планируемые результаты усвоения темы:

- метапредметные умения:

познавательные: осуществлять поиск и извлечение информации в соответствии с учебным заданием, извлекать информацию в соответствии с целью,

регулятивные: анализировать условия достижения цели, планировать пути достижения цели;самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи при планировании,  учитывать условия и средства их достижения.

коммуникативные: работать в группе, участвовать в диалоге.

-предметные умения: уметь объяснять основные термины, иметь представление  об  источниках семейного дохода,

уметь  планировать семейный бюджет (расходы на отдых), находить статьи экономии семейного бюджета, уметь анализировать  и рационально планировать семейный бюджет

Организация пространства: компьютерный класс с выходом в сеть Интернет, раздаточный материал

Технология обучения: исследовательская деятельность.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Форма работы и контроля

1.Организационный этап

Приветствие обучающихся. Проверка готовности класса к занятию. Делит класс на3 группы.

Приветствие учителя. Рассаживаются по группам к компьютерам с выходом в Интернет

2.Выбор темы исследования, определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы

Предлагает ответить на вопросы:

- Что такое семья, сколько человек в вашей семье?

-На что расходуются деньги в вашей семье?

-Планируете ли отдых в вашей семье, если да, то какой и в какое время года? О каком отдыхе вы мечтаете?

 - Получается ли осуществить запланированный отдых или нет, по какой причине?

Далее учитель сообщает, что Курскстат опубликовал на официальном сайте «Социально-экономическое положение Курской области» на январь 2020 года: в Курской области средняя зарплата составила более 41 тысячи рублей.

Гипотеза: Если бы мои родители имели доход, равный средней зарплате в Курской области, то можем ли позволить отдых на берегу моря в течении 7 дней:

а)в Турции

б)на курорте Краснодарского края

в)в Крыму.

Что будет являться объектом исследования? (Семья)

Предметом исследования? (доходы и расходы семьи на отдых)

Отвечают на  вопросы и рассуждают о семейных расходах, о планировании семейного отдыха, с помощью учителя выдвигают гипотезу, определяют объект и предмет исследования

Фронтальная,индивидуальная

3.Определение цели и задачи исследования

Прежде чем перейти к дальней шей работе, определите цель и задачи исследования.

Цель:

выяснить, хватит ли денег на отдых при таком доходе.

Задачи:

1.Определить доход и расходы семьи и остаток на отдых

2. Изучить предложения по отдыху

3.Рассчитать расход на отдых и сделать вывод.

На экране презентация – слайд 1 (Рис.1)

Рассмотрите материал, который лежит у вас на столах (Рис.2), заполнить только цветные квадраты. На листке у вас «семья», определен состав семьи. Вы должны проанализировать и рассчитать бюджет вашей «семьи»: доходы и расходы за месяц, вычислить остаток.

Обучающиеся с помощью учителя формулируют цель исследования и задачи.

 Далее работают в группах. У каждой группы одинаковая карточка.

Знакомятся с материалом и

заполняют таблицу (Рис.2), заполняют только цветные клетки, предварительно делают пояснение как выполнить расчет, определяют способ действия.

Групповая, индивидуаль

ная

4.Поиск информации

Учитель предлагает каждой группе найти нужную информацию для заполнения таблиц.

Для этого предлагает пройти по ссылке

https://www.mirturizma46.ru/poisk-turov-on-line-v-kurske/.

Учитель предлагает выбрать турфирму «Мир туризма» в г.Курске

Обучающиеся проходят по ссылке, осуществляют поиск информации, заполняют таблицу для каждой группы (Рис.3.)

Групповая, индивидуальная

5.Обработка результатов исследования

Учитель предлагает 1 группе проанализировать расходы на отдых в Турции, 2 группе – расходы на море в Краснодарский край (Анапа), автобусный тур,

3 группе – расходы на  море в Крыму (Феодосия), автобусный тур.

Учитель помогает каждой группе в поиске и отборе информации

После заполнения таблицы представители группы рассказывают о своем выборе и расчетах, делают выводы о наличии денежных средств.

Групповая

6.Формулирование вывода.

Рефлексия

Подведение итогов.

Какие выводы вы можете сделать? Опровергаете или подтверждаете гипотезу, опираясь на ваши исследования?

Насколько вы успешно выполнили задание?

Обсуждение полученного результата. На основе полученных результатов  нескольких групп обучающиеся делают вывод, подтверждающий или опровергающий гипотезу.

Фронтальная

Список использованных источников и литература.

  1. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71675558/
  2. https://yandex.ru/search/?text
  3. https://www.mirturizma46.ru/poisk-turov-on-line-v-kurske/

Приложения

C:\Users\user\Desktop\ea2bef6dbd60c3aebf4c4ab131b51531.png

Рис.1

Семейный статус

Доходы семьи

Расходы семьи

Остаток

(можно потратить на отдых)

Подоходный налог, 13%

Коммунальные услуги 30%

Питание, 40%

(Рассчитать на 20 дней)

  1. Муж

 

 

  1. Жена

 

 

  1. Дочь (обучающаяся 3 класса)

 

 

  1. Сын (студент 1 курса ВУЗа, стипендия 2000 руб)

 

 

Итого

Рис.2.

Турция

Ваш выбор

(отель с описанием)

Стоимость тура

Перелет, стоимость билетов

 Итого

Ваши средства

Вывод

                                                                       

Краснодарский край, Анапа

Ваш выбор

(отель с описанием)

Стоимость тура

Стоимость билетов, проезд

 Итого

Ваши средства

Вывод

Крым, Феодосия

Ваш выбор

(отель с описанием)

Стоимость тура

Стоимость билетов, проезд

 Итого

Ваши средства

Вывод

Рис.3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический сценарий урока по английскому языку "Животные в нашей жизни"

Урок разработан по УМК М.З.Биболетовой для учащихся 6 класса.Основной целью урока является систематизация лексических навыков по теме и активизация Present Perfect  Tense в устной и письменной ре...

Методическая разработка урока по теме "Телевидение в нашей жизни" для учащихся XI класса.

Урок-зачет в системе уроков по теме "Средства массовой информации" с использованием современных педагогических технологий: интерактивной технологии диалогового общения, критического мышления, проблемн...

Методическая разработка программы курса по выбору "Яды в нашей жизни"

     Курс является межпредметным, так как интегрируются знания по химии, экологии, биологии, истории, медицине и т.д. В ходе изучения содержания курса познакомятся не только с ра...

Методическая разработка урока по биологии в 8 класса "Кровь - река нашей жизни"

Методическая разработка урока по биологии в 8 класса "Кровь - река нашей жизни"...

Методическая разработка открытого занятия на тему "Книги в нашей жизни. Мой любимый писатель."

Методическая разработка включает введение, психолого-педагогическую характеристику группы, диагностику ЗУНов, содержание занятия, самоанализ, приложения....

Методическая разработка урока английского языка в 6 классе "Животные в нашей жизни"

Методическая разработка урока английского языка в 6 классе  "Животные в нашей жизни"...

Тематический урок " Свет в нашей жизни. Как сберечь энергию?" ( в рамках Всероссийский урок " Свет в нашей жизни.")

В рамках совместного плана действий Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует организовать проведение во всех образовательных организациях Российской Федерации 15 декабря 2015 ...