Главные вкладки

    Методическая разработка программы курса по выбору "Яды в нашей жизни"
    методическая разработка по химии (9 класс) на тему

    Георгиева Татьяна Григорьевна

           Курс является межпредметным, так как интегрируются знания по химии, экологии, биологии, истории, медицине и т.д. В ходе изучения содержания курса познакомятся не только с разновидностями ядовитых веществ, их классификацией, но и с историческими фактами использования ядов человеком. Будут рассмотрены случаю и примеры, когда достаточно знакомые в обиходе вещества могут оказать негативное (отравляющее) действие на организм человека при неправильном применении и несоблюдении правил техники безопасности. Также будет рассмотрена тема алкогольных, токсических и наркотических отравлений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_kursa_po_vyboru_yady_v_nashey_55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «БЛАГОЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

    РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

    КУРСА ПО ВЫБОРУ

    «Яды в нашей жизни»

    ( 16 часов)

    Разработана учителем химии и экологии: Георгиевой Т.Г.

    п.Благоево

    2014г.

    Пояснительная записка.

                Яды сопровождали и сопровождают человека с древнейших времен. Более того: сама жизнь на Земле зародилась в результате "отравления" ее атмосферы кислородом… Именно благодаря зыбкости границы между живым и неживым, химией и историей, яды вызывали такой жгучий интерес во все времена. Фараоны и президенты, могучие воины и секретные агенты, утонченные философы и заурядные обыватели - все могут пасть жертвой этих "тихих убийц". Причем не всегда они убивают по чьему-то злому умыслу: на протяжении веков люди окружали себя множеством вещей, не подозревая о смертельной опасности, которая в них таится. Ведь одно и то же вещество зачастую может оказаться и ядом, и лекарством - все дело в дозировке и способе применения.

        Цель данного курса - осознание учениками значимости здоровья человека.

            Задачи:

    • познакомить учащихся с понятием яд, ядовитые вещества;
    • рассмотреть классификацию ядовитых веществ и их воздействие на организм;
    • научить определять состояние отравления по внешним признакам и оказывать первую доврачебную помощь;
    • воспитание здорового образа жизни.

           Курс является межпредметным, так как интегрируются знания по химии, экологии, биологии, истории, медицине и т.д. В ходе изучения содержания курса познакомятся не только с разновидностями ядовитых веществ, их классификацией, но и с историческими фактами использования ядов человеком. Будут рассмотрены случаю и примеры, когда достаточно знакомые в обиходе вещества могут оказать негативное (отравляющее) действие на организм человека при неправильном применении и несоблюдении правил техники безопасности. Также будет рассмотрена тема алкогольных, токсических и наркотических отравлений.

       Курс рассчитан на 19 часов для учащихся 9 классов, имеющих начальные знания по химии. В содержание курса включены лекционные занятия, диспуты, практические занятия, экскурсии. Итогом занятия на курсе будет являться защита групповых творческих проектов учащихся.

           Ожидаемый результат - осведомленность учащихся о ядах, окружающих человека в повседневной жизни; усиление интереса к здоровому образу жизни; сокращению случаев употребления алкоголя и табачных изделий учащимися; в дальнейшем - сокращение случаев отравления по неосторожности.

                           Учебно-тематическое планирование. Всего 19 часов.

    № занятия

    Тема занятия

    Количество часов

    Форма занятия

    1.

    Колодец времени.

    2

    Лекция. Диспут.

    Презентация

    2

    Понятие яд. Классификация ядов.

    2

    Лекция.

    Презентация.

    3.

    Растительные яды.

    3

    Лекция.

    Диспут. Пр/работа

    Подготовка презентации в рамках акции «Здоровый образ жизни» - «Курить или не курить ?».

    4.

    Животные яды.

    2

    Лекция.

    Диспут.

    5.

    Синтетические яды.

    2

    Лекция.

    Диспут.

    6.

    «Бытовые» яды.

    2

    Лекция.

    Диспут.

    Пр/работа.

    7.

    «Пищевые» яды.

    2

    Лекция. Диспут. Пр/работа.

    Фильм «Плесень»

    8.

    Первая доврачебная помощь при отравлениях.

    1

    Лекция. Пр/ занятие.

    9.

    Яды на службе человека.

    2

    Лекция.

    Экскурсия в аптеку с целью ознакомления с препаратами на основе  токсичных (ядовитых) веществ.

    10.

    Итоговое занятие.

    1

    Практическое занятие.

       

    Содержание программы.

    Тема 1. Колодец времени. Рассказ об истории использования ядов человечеством – охота древних племен, борьба с хищниками. Древние алхимики и аптекари.

    Великие отравители прошлого - Екатерины Медичи, Лукреция Борджиа, Нерон.

    Тема 2.  Понятие яд. Классификация ядов.  Что такое отравление? Суть понятия «отравление». Виды отравлений. Классификация ядовитых веществ по химической природе и воздействию на организм человека.            

    Тема 3. Растительные яды. Природа растительных ядов. Ядовитые грибы и растения. Зависимость содержания ядовитых химических соединений от места произрастания.

    Табак - как разновидность ядосодержащих растений. Химические вещества в табаке. Наркотические вещества в растениях.

    Практическая работа «Выделение смол из сигарет. Определение содержания смолистых веществ в 1 сигарете».

    Тема 4. Животные яды. Виды животных ядов, происхождение и воздействие на организм. Токсин ботулизма – опасный сосед продуктов. Змеиный и пчелиный яд - плюсы и минусы. Примеры использования пчелиного и змеиного ядов в медицине.

    Тема 5. Синтетические яды. Виды синтетических ядов - алкалоиды. Экотоксины. Радиоизотопы. Тяжелые металлы. Пестициды. Диоксины.

    Тема 6. «Бытовые яды». Средства бытовой химии - как разновидность отравляющих веществ. Хлорсодержащие препараты – последствия использования. Отравления средствами бытовой химии при неправильном, или чрезмерном, использовании.

    Практическая работа «Определение химического состава средств бытовой химии».

    Тема 7. «Пищевые яды». Продукты питания - как источник отравляющих веществ. Пищевые отравления – симптомы. Плесень.

    Практическая работа «Выращивание плесневых грибов на продуктах питания».

    Тема 8. Практическое занятие «Первая доврачебная помощь при отравлениях». Симптомы отравления. Способы оказания первой доврачебной помощи при отравлениях различного рода.

    Тема 9. Яды на службе человека. Использование ядовитых веществ в медицине - змеиный и пчелиный яд. Иод. Использование ядосодержащих веществ для борьбы с вредителями в сельском хозяйстве.

    Экскурсия в аптечный киоск. Беседа с провизором на тему «Лекарственные средства на основе ядов».

    Тема 10. Итоговое занятие. Защита творческих и исследовательских работ учащихся.

    Перечень компетенций, формируемых в результате обучения:

    - метапредметные компетенции - освоение учащимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. 

     - ценностно-смысловые компетенции - формирование ценностных ориентиров ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;

     - информационных компетенций – обеспечивающих формирование  навыков деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире;

    - компетенции личностного самосовершенствования - данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности

    Список используемой литературы:

    1. «Яды - вчера и сегодня» Н.Толоконцев, И.Гадаскина, изд. Наука, Ленинград 1988г.
    2. «Экология», сборник для ВУЗов, изд.   1997г.  
    3.  «Краткая история химии» Азимов А. М.: изд. «Мир», 1983г.
    4. «Химическое и биологическое оружие. Прошлое и настоящее» Вестинг А.Х., изд.Прогресс, М.,1985г.
    5. «Общая и неорганическая химия», Н.С.Ахметов, учебник для Вузов,изд. Высшая школа, М. 1981г.
    6. «Яды в нашей пище» Эйхлер В., изд.Мир, М., 1982г.
    7. http://medicinform.net/
    8. http://otrava-smert.ru/
    9. ru.wikipedia.org – интернет – энциклопедия «Википедия».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка программы элективного курса по теме "Проценты в нашей жизини"

    представлена программа элективного курса ,тематическое планирование для 9 классаов на 9 часов и на 34 часа.,  презентация, графики в Excel...

    Разработка урока английского языка "Животные в нашей жизни"

    Цель урока: формирование самостоятельной познавательной деятельности учащихсяЗадачи урока:Учебные: Формировать лексические навыки, совершенствовать навыки аудирования, устной монологической и диалогич...

    Методическая разработка урока по теме "Телевидение в нашей жизни" для учащихся XI класса.

    Урок-зачет в системе уроков по теме "Средства массовой информации" с использованием современных педагогических технологий: интерактивной технологии диалогового общения, критического мышления, проблемн...

    Разработка урока 6 класс "Животные в нашей жизни"

    Урок посвящен проблеме редких и исчезающих видов животных, учит стратегиям выполнения заданий по чтению в формате ГИА....

    Разработка урока по теме: «Животные в нашей жизни»

    Форма урока: урок-обобщение  для учащихся 6 класса. Цели: 1.     Обобщение изученного материала по теме «Животные в нашей жизни».2.     Развитие грамм...

    Методическая разработка урока по теме: "Музыка в нашей жизни"

    Методическая разработка урока по английскому языку: "Музыка в нашей жизни" Защита проектов: "Мой любимый стиль музыки", " Музыкальные предпочтения учеников и учителей&quo...

    Методическая разработка музейно-педагогического занятия "Музей в нашей жизни"

    Цель занятия познакомить учащихся с понятием музей, условиями бытования экспонатов в музее, с теми, кто помогает экспонатам жить,кому они раскрывают свои истории и тайны, чем различаются музеи между с...