Карманные деньги
методическая разработка по экономике на тему

Чернова Юлия Евгеньевна

Методичекая разработка, рассматривающаяя проблему карманных денег у подростков в России и в Европе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dengi_i_podrostok.docx43.47 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение проблемы наличия карманных денег у подростков в России и за рубежом

Учитель истории и обществознания

Чернова  Ю.Е

МБОУ СОШ № 10

Г Ессентуки

Краткая аннотация

Одной из важнейших потребностей современного мира является воспитание делового человека с экономическим мышлением. А умение обращаться с карманными деньгами – особый навык для формирования в будущем финансовой самостоятельности. Тем более, что существует некоторое противоречие: у подростков, в силу их возраста, нет источников дохода, но очень хочется получать карманные деньги и самостоятельно ими распоряжаться.Первой бизнес-школой для ребенка является собственная семья. Под влиянием родителей дети учатся управлять своими расходами и извлекать денежную прибыль, соотносить свои потребности с возможностями.

One of the most important needs of the modern world is breeding of businessman with economical way of thinking. Ability of using with pocket money is a special skill for forming of financial self-determination in the future. Moreover the some contradiction is that teenagers have no their own source of income because of their age but they are eager to have pocket money and spinal them by their own way. The first business school for a child is his or her own family. Under the influence of the parents children learn to manage their treatments and draw income and correlate one’s needs with possibilies.

Аннотация

Цель работы:изучить процесс получения и использования карманных денег школьниками в России и за рубежом.

Гипотеза:Если подростки живут в разных странах, имеют разные системы образования, разный менталитет, то и проблемы, которые  их волнуют, различны; если дети будут сами зарабатывать деньги, то они разумно будут их тратить.

Задачи:

  1. Изучить, что такое деньги и их функции
  2. Сравнить использование денег учащимися в России и за рубежом.
  3. Разработать рекомендации для родителей по экономическому воспитанию детей.

Методы: аналитико-статистическая работа со справочной, научно-познавательной и специальной литературой; поиск информации в интернет - ресурсах; анкетирование, анализ, сравнение, сопоставление, социальный опрос.

Выводы:

1.Проблема наличия карманных денег у подростка существовала и существует в нашей стране. У детей в странах Запада есть много вариантов заработать себе на мелкие расходы. Подростки нашей страны такой возможности не имеют, но дети хотели и хотят зарабатывать свои деньги, помогать родителям, чувствовать себя относительно независимыми и самостоятельными.Больший доступ к наличным деньгам у подростков стран Запада не означает, что они становятся более безответственными к результату накопления. Подростки Запада с осторожностью относятся к сбережению денег. Вместо пустой траты карманных денег подростки возвращаются к ситуации экономии - сохранение большей части их наличных денег.

2.Большинство учащихся правильно и грамотно расходуют свои карманные деньги; родителиправильно формирует у своих детей экономическое сознание, воспитывая тем самым правильное и бережливое  отношение к деньгам.

Практическая ценность: Получение дополнительных знаний поэкономике и страноведению стран Западной Европы.

Объект исследования: Денежные накопления.

Предмет исследования: «Карманные» деньги учащихся.

Оглавление

  1. Введение.
  2. Глава 1. Отношение подростков к карманным деньгам в странах Запада.
  3. Глава 2. Отношение российских подростков и их родителей к карманным деньгам.
  4. Заключение:

Введение.

Карманные деньги (с англ. pocketmoney) - это сумма, выделяемая детям на их собственные нужды. Цель выдачи карманных денег – не просто удовлетворить определенные потребности ребенка, а научить его правильному отношению к деньгам, должным образом распоряжаться полученными средствами.С развитием общества вперёд, современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег.

   Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» является очень интересной. Многие современные подростки имеют карманные деньги. Они делают покупки в магазине, могут одолжить деньги или просто их подарить. При этом создаётся впечатление, что не все подростки имеют представление о том, как можно расходовать деньги, а с другой стороны – что они не знают цену деньгам.

В данной работе происходит сравнение уровня экономического сознания и поведения учащихся МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В.Архангельского» и подростков стран Западной Европы.

Глава 1.Отношение подростков к карманным деньгам в странах Запада.

Социологи Евросоюз решили выяснить, в каких странах родители поощряют своих детей в денежном эквиваленте больше всего, сообщает TheLocal. Оказалось, что больше всего карманных денег получают маленькие итальянцы и французы. На третьем месте оказались испанцы. Минимальная сумма, которую дают ребенку в этой стране, колеблется от 5 до 10 евро в неделю для детей в возрасте 5-15 лет. Подростки старше 15 получают до 50 евро в неделю. Несмотря на весьма весомые поощрения, эксперты не считают их излишними. Как показывает статистика, дети, которым дают щедрые карманные деньги, более экономно и практично относятся к деньгам во взрослой жизни. Всего же на территории ЕС около 79% родителей используют данный вид поощрения. Правда, большинство из них готовы побаловать ребёнка наличными, если им хочется купить нечто особенное. И лишь 27% дают карманные деньги постоянно, независимо от обстоятельств.

Германия

Стабильная и добропорядочная Германия известна своей страстью к экономии во всем (правда, в разумных пределах, и, при этом, качество жизни от этого нисколько не страдает). Карманные деньги у детей здесь приветствуются с раннего возраста. Некоторые родители начинают давать детям деньги с 5 лет. Суммы эти, конечно же, небольшие, но условия, при которых они выдаются в некоторых семьях, учат детей распределять свои финансы. Например, предлагается ребенку на выбор какая-то сумма денег или какое-то количество конфет, купленных за эти деньги. Таким способом (либо деньги, либо конфеты) ребенок начинает осознавать ценность денег и делать выбор.

Немецкие школьники получают в среднем на свои расходы 5-20 евро. Но, при этом, многие родители сразу же забирают у детей 20% от выданной суммы (такой своеобразный налог). Делается это не потому, что родители такие жадные и не могут расстаться со всей суммой, а с определенной целью: приучить детей, что с каждой суммы денег необходимо заплатить налог. В Германии поощряется такой способ заработка детьми, как продажа на блошиных рынках своих игрушек, книжек и других уже ненужных им вещей. На эти деньги (когда накопиться нужная сумма) приобретается какая-то более крупная и необходимая ребенку вещь.

Франция

Родители приучают своих детей копить деньги и вести финансовый учет приходов и расходов с раннего детства (5-6 лет). Да еще и штрафуют за всякие детские шалости и провинности, существенно уменьшая содержимое детского кошелька. На карманные расходы французским школьникам дают 5-30 евро в неделю, и эти деньги рассматриваются больше как способ научить детей обращаться с деньгами. А если им нужно приобрести что-то более дорогое, дети, как правило, зарабатывают деньги в свободное время. Поступив в университет, многие французские дети и вовсе снимаются с денежного довольствия родителей (живут отдельно и за счет подработок).

США

Страна, в которой очень серьезно (можно даже сказать, фанатично) относятся к финансовой грамотности, и дети приучены работать с детства (например, им могут платить родители за домашнюю работу или подростки зарабатывают на мойке машин, стрижке газонов, в кафе и т.п.). Взаимоотношения родителей и детей сводятся в финансовом плане к простой схеме: родители стараются накопить себе больше на старость, чтобы не быть обузой для детей, а потому дети должны зарабатывать самостоятельно. На карманные расходы американским школьникам выдают 5-15 долларов. Системное образование по финансовой грамотности дети могут получить в специальных лагерях, где такое обучение проходит в игровой форме. Очень часто американские дети берут себе кредиты на обучение (полностью или частично).

Швеция

В этой стране деньги накопить детям очень легко и совсем не затратно для родителей. До 20 лет шведским детям платит на карманные расходы государство – 152 доллара ежемесячно. В школе питание бесплатное. А если еще родители будут «участвовать» в этакой своеобразной «программе софинансирования», то есть добавлять к сумме, накопленной от государства, такую же сумму от себя – то к 20-летию на счету ребенка уж точно наберется кругленькая сумма. И еще в Швеции дети также зарабатывают деньги на продаже своих ненужных вещей (одежды, игрушек, книг) и уже с 15-ти лет могут организовать свой бизнес. В стране очень много таких молодых бизнесменов. Но есть сладкое в Швеции дети могут только по субботам.

Англия

Англия, как оказалось, самая лояльная страна по отношению к детям. Честно признаюсь, я думала наоборот, что в чопорной и строгой Англии самые драконовские меры по отношению к детям и детскому труду. Англичане не стараются «загружать» своих малолетних детей основами финансовой грамотности. Хотя, как правило, почти во всех семьях у детей есть копилки, куда они откладывают деньги. На карманные расходы детям выдается еженедельно 8-31 доллара (в зависимости от возраста ребенка). Также практикуется система подработок у родителей. А дети постарше, которые подрабатывают самостоятельно, иногда лишаются денег на карманные расходы. И еще вот такой интересный нюанс: если дети начинают зарабатывать по-настоящему и продолжают жить с родителями, они платят родителям 10% от своего заработка (так называемый родительский сбор) на оплату коммунальных и продукты. И, тем самым, вырабатывается понимание: не все, что сам заработал, можешь потратить только на себя.

Турция

В этой стране самый приятный и легкий способ заработать деньги детям. Они получают монетки (от 0,5 до 27 долларов) с самого младенчества за то, что целуют старших родственников по большим национальным праздникам. Дети-школьники получают еженедельно 5,5-16 долларов на карманные расходы. Начинают подрабатывать позже, чем в европейских странах и США, лет с 15-16, и продолжают находиться под финансовой опекой родителей.

Венгрия

Интересен ее опыт финансового образования детей: обучают обращаться с деньгами в процессе игры (например, «Монополия») и на уроках в школе. Карманные деньги – 12 долларов в неделю.

Вывод: У подростков на Западе не существует проблемы карманных денег (наличие от 5-152 долларов), у них есть так же возможность зарабатывать и даже откладывать на будущее. Западные подростки не зависят полностью финансово от родителей. Несмотря на то, что они имеют достаточное количество наличных денег от родителей, беспокойство о жизни в долг возрастает среди подростков. Поэтому большая часть детей прилагают большие усилия, чтобы самостоятельно зарабатывать деньги на будущее.

Глава 2.Отношение российских подростков и их родителей к карманным деньгам.

Социальная статистика в России (август-сентябрь 2015 год):

Младшим (13-14 лет) подросткам дается в среднем 50-70 рублей в неделю на карманные деньги.

Средним (15-16 лет) – около 100-150 рублей в неделю, чтобы удовлетворить свои желания и потребности.

А старшим (17-19 лет), родители выделяют из семейного бюджета свыше 200-500 рублей в неделю.

Компания TNS Россия провела исследования и выяснила, что за 2015 год российские подростки (а их возраст взяли от 12 до 19 лет) потратили 6 млрд. долларов. Это почти 200 млрд. рублей. Для сравнения. В 2011 году, когда проводилось подобное исследование, выяснилось, что они потратили на 2 млрд. долларов меньше. Получается, что с каждым годом они тратят все больше и больше. (www.kp.ru/radio/stenography/67565/)

В 2005 году Фонд общественного мнения (ФОМ) провел опрос, согласно которому 65% взрослых считают, что у подростков должны быть деньги на карманные расходы, а 28% выступают категорически против.

Для изучения отношения к карманным деньгам учащихся и родителей МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В.Архангельского» было проведено несколько социальных исследований: сравнительный опрос двух поколений (дети и родители); анкета «Желаемое и необходимое»; анкета для детей; анкета для родителей. (Приложение 1.)

Исследование № 1 Опрос двух поколений (дети и родители)

Для сравнения мнения родителей и детей по вопросу наличия и использования карманных денег был проведён опрос двух поколений (дети и родители) и получен следующий результат:

Вопросы опроса

Родители (доля опрошенных)

Дети (доля опрошенных)

да

нет

да

нет

Были ли у вас карманные деньги, когда вы были подростками

100%

50%

50%

Зарабатывали ли вы сами деньги

100%

80%

20%

Результаты опроса по теме «Как  расходовали заработанные /полученные от взрослых деньги в подростковом возрасте»

Варианты расходования заработанных /полученных от взрослых денег

Родители (доля опрошенных)

Дети (доля опрошенных)

Пополняли семейный бюджет

100%

0%

Покупка мелких необходимых предметов

30%

Совершение крупных покупок в т.ч. техники

30%

Подарки

10%

Продукты питания

10%

Покупка безделушек

10%

Накопление

10%

Вывод: Подростковый периодлюбого поколения - это период первой трудовой пробы; старшее поколение (родители) много работали физически и помогали тем самым своим родителям, пополняя семейный бюджет; современные подростки расходуют карманные деньги на личное потребление.

Исследование № 2  Результаты анкетирования родителей по теме «Деньги и подросток»

Вопросы для сравнения

Нужны ли детям деньги

Даёте ли Вы детям деньги (если «да», то на какие нужды)

Посвящаете ли Вы ребёнка в вопросы бюджета

да

нет

да

нет

да

нет

50%

50%

100%:

Личные и семейные расходы

100%

Вывод: Среди опрошенных родителей нет единого мнения по вопросу отсутствия или наличия карманных денег у подростка, возможно, это связано с финансовым состоянием семейного бюджета; дети знакомым со статьями семейного потребления; родители контролируют расходование денег, которые получают от них дети.

Исследование № 3 Результаты анкетирования детей по теме «Деньги и подросток»

1.Нужны ли тебе карманные деньги: да- 50%; нет- 50%

2. Дают ли карманные деньги родители: 60%; нет- 40%

3.Желаемая сумма: 100руб.- 10%; 100-500 руб.- 20%; приличная- 10%; крупная- 10%; затруднись ответить- 50%

4.Что ты делаешь с карманными деньгами: положу на счёт- 10%; трачу- 90%

5.Как ты, в первую очередь, потратишь карманные деньги: покупка в магазине- 10%; покупка продуктов (сладости)- 10%; покупка необходимого- 20%; покупка полезного- 20%; затруднись ответить- 50%

6.Кому бы ты купил подарок на карманные деньги: родителям- 40%; родственникам- 30%; друзьям- 30%.

7. Что ты ценишь в жизни: нравственные качества- 50%; родителей- 30%; внутренний мир- 10%; деньги- 10%.

Вывод: Среди опрошенных подростков нет единого мнения по вопросу отсутствия или наличия карманных денег у подростка, возможно, это связано со степенью удовлетворения личных потребностей ребёнка в семье; большая часть опрошенных подростков имеет карманные деньги, получаемые от родителей; желаемая сумма карманных денег для подростка не имеет четкости размера; преобладающее большинство подростков тратят карманные деньги по мере необходимости, что зависит от ежедневных потребностей; с карманными деньгами подростки, как правило, легко расстаются, используя их не только для себя, но и для приобретения подарков близким людям; деньги не являются ценностью для большей части подростков, более важными считается наличие нравственных качеств.

Исследование № 4 Желаемое и необходимое

Данное исследование позволяет определить уровень рациональности использования личного бюджета, наличие или отсутствия основ финансовой грамотности, а так же умения распоряжаться деньгами.

Карманные деньги только на необходимое тратит – 20% участников анкетирования; что может являться показателем соблюдения режима жесткой экономики в связи с особенностями характера (например, рачительность, непритязательность потребностей) или трудным финансовым положением семьи (привычка экономить). 80% респондентов смогли рационально распределить предложенную сумму на приобретение желаемого и необходимого товара, что является свидетельством наличия навыков финансового планирования.

Заключение:

   Первой своеобразной бизнес-школой для ребенка является собственная семья. Под влиянием родителей дети учатся управлять своими расходами и извлекать денежную прибыль, соотносить свои потребности с возможностями. В зависимости от возраста ребенка, его можно  знакомить с основными бытовыми  тратами и счетами, подключать к планированию крупных покупок. Ведь дети на самом деле могут не знать или не понимать, как строится семейный бюджет.  Получая опыт самостоятельной «траты» денег на бытовые нужды, ребенок начинает понимать статьи расходования семейного бюджета.          В плане воспитания у детей навыков экономически выгодного поведения, важно, чтобы ребенок умел распоряжаться не только деньгами, но и собственным имуществом. Но научить ребенка грамотно распоряжаться деньгами, чтобы он вырос человеком, который сумеет добиться высокого экономического положения в обществе, ещё не достаточно.Первые заработанные самостоятельно деньги позволят подростку  вырасти уверенным в себе и ориентированным на успех человеком.

На основании результатов исследования можно сформулировать следующие рекомендации родителям по экономическому воспитанию  детей в семье:

  1. Не скрывайте от ребенка, каким способом зарабатываются семейные деньги и на что расходуются.
  2. Объясняйте ребенку, какой вид деятельности какой доход приносит.
  3. Просите ребенка купить к обеду продукты на определенную сумму в Вашем присутствии и сделайте это сами. Сравните, у кого и почему это получилось лучше.
  4. Следите за собой, не делая бессмысленных покупок.
  5. Если ребёнок был замечен в воровстве, постарайтесь выяснить причину таких его действий.
  6. Если Вы решили давать ребенку деньги на карманные расходы, то старайтесь, чтобы на игрушки он копил сам, откладывая желанную покупку на какое-то время.
  7. Не превращайте деньги в способ наказания или поощрения.
  8. Внушайте ребенку, что ничто не дается даром: надо потрудиться, чтобы заработать деньги.
  9. Учите детей понимать разницу между желаниями и нуждами. Они должны  уметь соизмерять желания с возможностями семьи и научиться  получать желаемое ценой собственных усилий.
  10. Если ребёнок в подростковом возрасте хочет найти заработок, не спешите отговаривать его, вместе постарайтесь найти безопасную и не тяжёлую работу.
  11. Читайте и обсуждайте с детьми детскую литературу экономической  направленности.

Изучение проблемы карманных денег у подростков в России и за рубежом позволяет сделать следующие выводы:

1. Больший доступ к наличным деньгам у подростков стран Запада не означает, что они становятся более безответственными к результату накопления. Подростки Запада с осторожностью относятся к сбережению денег. Вместо пустой траты карманных денег подростки возвращаются к ситуации экономии - сохранение большей части их наличных денег.

2. Проблема наличия карманных денег у подростка существовала и существует в нашей стране. У детей в странах Запада есть много вариантов заработать себе на мелкие расходы. Подростки нашей страны такой возможности не имеют, но дети хотели и хотят зарабатывать свои деньги, помогать родителям, чувствовать себя относительно независимыми и самостоятельными.

3. Большинство опрошенных родителей правильно формируют у своих детей экономическое сознание, воспитывая тем самым правильное и бережливое  отношение к деньгам. Карманные деньги воспитывают у подростка самостоятельность и ответственность. Главное ведь не покрыть деньгами все запросы ребенка, а научить его простой бухгалтерии: записывая расходы и доходы, подросток будет понимать, на что уходят его деньги и столько он может тратить каждый день, чтобы хватило на неделю. Это один из приемов воспитания, который имеет четкую цель - научить ребенка обращаться с деньгами и правильно их тратить.

4. Детям нужны карманные деньги, для того чтобы удовлетворить второстепенные потребностей (например, сладости), так как основные потребности в полной мере удовлетворяются родителями (например, дорогостоящая техника, телефон и т.д.). Эти деньги ребенок может использовать по своему усмотрению, не отчитываясь перед родителями, ведь строгий контроль над расходами с их стороны лишает обладание карманными деньгами смысла.

5. Большинство учащихся откладывают деньги в копилку,  для того, чтобы купить, что  - либо из техники, при этом, не забыв купить подарок своим родителям. Наличие у ребенка карманных денег создает для него возможность самостоятельно принимать решение о необходимости той или иной покупки. Вместо постоянных просьб что-либо купить ребенок может сам выбрать предмет, время и место покупки.

6. Большинство учащихся, умеют отделять «необходимое» от «желаемого». Ограниченность суммы вынуждает его определять приоритеты и анализировать возможные варианты расходования средств.

7. Большинство учащихся правильно и грамотно расходуют свои карманные деньги. С самого начала ребенок должен понять, почему родители дают ему деньги и какие расходы, которые раньше несли родители, ему придется покрывать из своих карманных денег в процессе взросления.

8. Большинство учащихся ставят приоритетными  духовные ценности (семья, здоровье, образование, дружба), над материальными. Деньги рассматриваются как средства платежа при удовлетворении потребностей, а не как средство сбережения или ценностного ориентира.

Деньги – это энергия. Они позволяют человеку чувствовать себя независимым и свободным. Наличие карманных денег у подростка предохраняет его от воровства.
Ребенок должен учиться тратить деньги и планировать свои расходы. Школьникам также полезно узнать, что деньги имеют свойство заканчиваться. Ребенку нужно позволить тратить свои деньги по собственному выбору. А главное, ребёнок должен сам стремиться заработать деньги, так как деньги являются платой за труд, а не даром божьим.Деньги - это мера, определяющая статус и реальную социальную значимость человека. Если он делает нечто, востребованное обществом - его деятельность оценивается деньгами. С течением времени деньги стали еще и философским понятием. Они - самооценка, средство самовоспитания и самодисциплины, критерий отношения к жизни и чувство приближения к личной свободе.

Используемая литература:

http://old.zviazda.by/ru/pril/article.php?id=116082 

mignews.ru/news/lifestyle/world/260914_145642_57848.html

ecotonkosti.ru › Семьяидети

www.kp.ru/radio/stenography/67565/

www.gazeta.ru/business/2015/05/29/6738361.shtml

www.psychologos.ru/articles/view/karmannye_dengi_dlya_rebenka

К. Дэвис и Р. Тэйлор «Дети и деньги" М., 2010

Приложение 1

Опрос двух поколений (родители и дети)

  1. Были ли у вас карманные деньги, когда вы были подростками?
  2. Зарабатывали ли вы сами деньги или вам давали деньги ваши родители?
  3. Как расходовали карманные деньги?

Анкета для родителей по теме «Деньги и подросток»

1. Нужны ли детям деньги?

2. Даёте ли Вы деньги своим детям? Если «да», то контролируете ли их расход?

3. Посвящаете ли Вы их в вопросы семейного бюджета?

Анкета для детей по теме «Деньги и подросток»

1.Нужны ли тебе карманные деньги и дают ли их родители?

2.Желаемая сумма?

3.Что ты делаешь с карманными деньгами?

4. Как ты, в первую очередь, потратишь карманные деньги?

5. Кому бы ты купил подарок на карманные деньги?

Исследование на тему: «Желаемое и необходимое».

Составьте список «необходимых» и «желаемых» продуктов, которые можно приобрести на 100 рублей в магазине

Желаемое (название товара и цена)

Необходимое (название товара и цена)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

зачем ребёнку карманные деньги

памятка для родителей...

Родительское собрание на тему:«Нужны ли ребёнку карманные деньги?»

Родительское собрание.Название: «Нужны ли ребёнку карманные деньги?»Форма проведения: диспутЦели собрания:1.     Обсуждение с родителями вопроса: «Можно ли давать ребенку деньги на...

Родительское собрание "Карманные деньги - за и против"

Цель беседы - привлечение внимания родителей к необходимости воспитания разумного отношения к проблеме денежных отношений, выявление и согласование различных точек зрения родителей по вопросу воспитан...

Беседа на тему «Карманные деньги»

Для родительских собраний....

Карманные деньги

Родительское собрание на тему "Карманные деньги"...

Проект. Карманные деньги.

Исследовательская работа "Карманные деньги" затрагивает проблему рационального использования денег подростками....