эссе по обществознанию
презентация к уроку по экономике (10, 11 класс) на тему

Железнова Ирина Викторовна

Презентация содержит рекомендации по выполнению задания 29 ЕГЭ по обществознанию: "Написание эссе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_po_obshchestvoznaniyu.pptx239.7 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЕГЭ по обществознанию. Задание 29. Обществоведческое эссе . Формы работы. Типичные ошибки и советы

Слайд 2

Изменили формулировку задания и критерии оценки . (Эти изменения были в прошлом 2018 году) Было. Стало.

Слайд 3

Что изменилось : (в 2018 году) «Проблема» в условии задания больше не упоминается. В задании отдельно прописали требования к теоретической и к фактической аргументации. Фактическая аргументация теперь должна иллюстрировать положения, сформулированные в теоретической аргументации.

Слайд 4

Критерии оценивания задания 29 (2018год) Теперь сочинение оценивается по четырем критериям : Критерий 29.1. Раскрытие смысла высказывания (1 балл). Если не выполнен, соответствие другим критериям не учитывается и за все задание ставится 0 баллов. В новой демоверсии добавили условие: чтобы раскрыть смысл высказывания, нужно выделить основную идею или сформулировать тезис в контексте высказывания. Критерий 29.2. Теоретическое содержание мини-сочинения (2 балла) Этот критерий оценивает связность аргументации: объяснения ключевых понятий, рассуждения и теоретические положения должны пояснять сформулированный тезис или идею. Критерий 29.3. Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов (1 балл) В аргументации не должно быть ошибочных утверждений. Критерий 29.4. Качество приводимых фактов и примеров (2 балла) Как и раньше, нужно привести примеры из двух разных источников: СМИ, другие школьные предметы, факты личного опыта. Примеры с фактическими и смысловыми ошибками не засчитываются. Новое требование: если оба примера не сформулированы развернуто или не связаны с положениями теоретической аргументации, по критерию выставляется ноль баллов.

Слайд 5

Что изменилось : (2018 год) Трудности вызывала расплывчатая формулировка «раскрытие смысла» в первом критерии. Оценка по этому критерию была субъективной и зависела от личности эксперта. Теперь добавили объективное условие: чтобы раскрыть смысл, нужно выделить идею или сформулировать тезис. Критерий стал более понятным. Качество теоретической аргументации теперь оценивается по двум критериям, за теоретическую аргументацию дают больше баллов. Ужесточились требования к фактической аргументации: примеры должны быть развернутыми и иллюстрировать положения теоретической аргументации.

Слайд 6

В ЕГЭ 2019 детализирована формулировка задания 29 и усовершенствована системы его оценивания . Что появилось нового В задании добавлена фраза: « По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга )». Конкретнее стали критерии по оцениванию теоретического материала. 2 балла можно получить за объяснение ключевых понятий и корректность теоретических положений, и 1 балл за теоретические рассуждения и выводы. Примеры социальных фактов должны быть из разных источников (так и было) . Добавлено : они не должны дублировать друг друга , то есть каждый аргумент должен с разных точек зрения раскрывать и доказывать идею (идеи) цитаты. Внимание: особо в критериях отмечено, что если в аргументах допущена фактическая ошибка , то они не учитываются.

Слайд 7

Начинать писать эссе в 11 классе поздно. (15-20 эссе) Пример задания из ГИА по обществознанию С6. Существует мнение, что производство «бесплатных» благ тормозит экономическое развитие страны. Согласны ли Вы с этим мнением? Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в обоснование своей позиции. Приём ПОПС Позиция. Я считаю, что … Обоснование: … потому что… Подтверждение . Я могу подтвердить это… Следствие. Следовательно, …

Слайд 8

Шаблон мини-сочинения по обществознанию Выбрать высказывание, в котором обозначена идея, наиболее близкая и понятная, при раскрытии которой можно проявить свои знания, эрудицию, творческие способности. На черновике выписать ряд обществоведческих понятий, которые вы будете вводить в мини - сочинение. Текст мини - сочинения 1. В данном высказывании автор (например, Аристотель) затрагивает тему…(указать какую) В высказывании содержится идея (идеи) ... Автор убежден в том, что … Автор обращает наше внимание на ……………. Раскрыть затронутую автором тему, идеи. Описать различные точки зрения на затронутую автором тему или различные подходы к ее решению (аспекты). 2. Теоретически обосновать свою позицию, применив обществоведческие знания по данной теме, корректно используя необходимые термины и понятия. 3. Привести конкретные примеры в подтверждение своей позиции. Примеры (не менее 2-х) следует приводить, используя имеющиеся знания по истории, обществознанию, литературе и другим наукам, а также используя факты и примеры из общественной жизни, личный социальный опыт. В качестве аргумента можно привести следующий факт из общественной жизни... Данная ситуация подтверждается жизненной практикой… Эти идеи прослеживаются в произведении ... Каждый пример должен быть явно связан с темой, затронутой автором. 4. Заключение: Таким образом, приведенные научные положения (принятые в науке точки зрения, теории, данные и т.д.), факты и примеры из общественной жизни и моего личного социального опыта подтверждают, что …(пересказать мысль автора своими словами).

Слайд 9

Формы работы при подготовке к написанию эссе Изучить критерии оценивания. Оцените собственное эссе. Оцените чужие эссе (из интернета, друг у друга) Отработать отдельно формулирование идеи, тезиса (это самое сложное!) Создание Банка аргументов (литература, история, СМИ ит.д.)

Слайд 10

Типичные ошибки и советы 1. Целесообразно заранее выбрать блок, высказывания из которого будет отрабатывать учащийся. (Совет: лучше выбирать Экономику или Социологию. Нежелательно выбирать Философию) 2. В интернете есть много примеров готовых эссе. Многие начинаются со слов «« Я согласна с автором…», « Я не согласен с мнением автора…». Начинать эссе с этих слов нельзя! Начинать следует с раскрытия смысла высказывания!

Слайд 11

3. Объём эссе. Чётких требований нет. На работу с эссе эксперты рекомендуют оставлять 1,5 часа 4. Формулировка собственной позиции и её пояснение . 5. Теоретический уровень аргументации. Аргументация на теоретическом уровне отсутствует или используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой – 0 баллов.

Слайд 12

6. Качество фактической аргументации. Аргументировать нужно свою точку зрения, а не мнение автора! 7. Важно, чтобы фактическая и теоретическая составляющая ответа находились в органической взаимосвязи. Очень часто выпускники забывают делать мини-выводы после каждого абзаца, содержащего аргумент. (Изложение должно быть логично и последовательно. Не забывайте делить текст на абзацы.) 8. Аргументов должно быть два. Если аргументы из одного источника: СМИ, литература, собственный опыт – ставится 1 балл. 9. Вывод. В конце делается качественный вывод на основе тезиса, просто записывая его же другими словами, с «оттенком» законченности. Нельзя переписывать афоризм !

Слайд 13

Пример. Экономика: «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей ) Люди по своей натуре стремятся продавать и покупать. Купля-продажа свойственна не всем и не всем она легко дается. Некоторые легко покупают, но продают с трудом, а другие – наоборот. Мне кажется, что искусство расходовать во мне преобладает над искусством покупать. Нередко что-нибудь купив, я задумываюсь: а не обманули ли меня, не подсунули ли мне дешёвую подделку. И меня всю дорогу мучает этот вопрос. Но в той мере, как я начинаю наслаждаться качеством товара, мне становится спокойнее. Как известно, продается и покупается не все на свете. Но некоторые люди так не думают. Такое мнение бытует среди тех, у кого много денег, и они ошибаются. В мире есть вещи, которые не продаются и не покупаются: здоровье, жизнь. Последнюю в наше время уже, наверное, можно продать.

Слайд 14

Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать следующие материалы : www.fipi.ru ege.edu.ru 4 ege . ru ehsse-obshchestvo . r u Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года ( и ЕГЭ прошлых лет) на сайте ФИПИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология подготовки учащихся к написанию эссе по обществознанию

Материал содержит общие рекомендации для учителя, памятки для учащихся, клише для написания эссе...

методическая разработка урока "Учимся писать эссе по обществознанию"

Данный урок посвящен формированию  умения написания эссе...

методическая разработка урока "Учимся писать эссе по обществознанию"

Урок посвящен формированию умения написания эссе...

Рабочая программа "Теория и практика написания эссе по обществознанию"

Представлена рабочая программа факультативного курса для учащихся 11 классов. Цель данной программы научить писать детей эссе при сдаче единого государственного экзамена...

Учимся писать эссе по обществознанию.

Задание С9 в ЕГЭ по обществознанию предусматривает написание эссе. В материале представлена разработка урока по данной теме, презентация. В приложениях дана схема, помогающая в написании эссе и вариан...

Подготовка к ЕГЭ.ЭССЕ по обществознанию.

Данная презентация поможет в подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Включает в себя алгоритм написания ЭССЕ. Предназначена для учителей обществознания 9-11 классов.Была составлена для РМО учителей истори...

Учимся правилно писать эссе по обществознанию

В данной статье вы узнаете, как написать эссе по обществознанию. Примеры прилагаются.Прежде всего необходимо уяснить, что для того, чтобы научиться писать эссе по обществознанию, необходимо довол...