Рабочая программа "Теория и практика написания эссе по обществознанию"
рабочая программа (обществознание , 11 класс) по теме

Представлена рабочая программа факультативного курса для учащихся 11 классов. Цель данной программы научить писать детей эссе при сдаче единого государственного экзамена

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

факультативного курса

11 класс

                                                 

        «Теория и практика написание эссе – по обществознанию »

Программа факультативного курса по «Теория и практика написания эссе по обществознанию»

Пояснительная записка

Обоснование актуальности, новизны и значимости программы

Актуальностьпрограммы на современном этапе определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания.

Представленный курс поможет подготовить учащихся к эссе, предусмотренному экзаменом в форме ЕГЭ в 11 классе.

Новизна программы - в логике построения учебного материала, для формирования навыков  анализанестандартного подхода к раскрытию проблемы,в эссе по обществознанию обязательно должны присутствовать строгая аргументация, научность и конкретизация, необходимо не только изложить научно-фактический материал по теме, но и приятно удивить нестандартностью и гибкостью своего мышления.

-в определенном планировании занятий, так как распределение часов для подготовки учащихся во многом зависит от уровня подготовленности учащихся;

- в предоставлении большого количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно.Варианты заданий и занятий в целом позволяют использовать материал в зависимости от психолого- педагогических особенностей класса;

-в акцентировании внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов;

- в систематизировании занятий для постепенного накопления умений; осмысления авторского высказывания, создание текста с опорой на образец, написание собственного текста;

Значимость программы - в углублении навыков знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.

Отбор обществоведческого материала соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию аугментации, научности и конкретизации, научно –фактического материала и письменной речи.

Разработанный материал можно использовать для проведения курса по выбору в 11 классе.

Цели данной программы:

- научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения и аргументации;

- подготовить учащихся к сдаче экзамена по обществознанию;

-оказать помощь выпускнику в формировании нравственной позиции;

- способствовать интеллектуальному развитию ученика;

- воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.

Цели и задачи образовательной области и учебного курса:

теоретические:

  1. освоение знаний по обществознанию: аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной жизни,  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,логики мышления;
  2. использование терминов, понятий, определений в эссе должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме и науке.
  3. указывать точки зрения других исследователей на рассматриваемую проблематику, дает ссылку на различные толкования проблемы и различные пути ее решения
  4. совершенствование коммуникативных умений;
  5.  овладение умением проводить аугментацию, убедительно обосновывать ,аргументы должны быть изложены в строгой последовательности, внутренняя логика изложения в эссе должна четко прослеживатьсяанализ текста; адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной моделизавершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям; совершенствовать и редактировать текст; применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией;

воспитательные:

  1. воспитание сознательного отношения к истории и обществу как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  2. воспитание интереса и любви к истории и обществу;
  3. воспитание человека, владеющего искусством  общения, культурой устной и письменной речи;
  4. воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
  5. воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.

 Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии, на которых базируется данная программа, роль и место программы в образовательном маршруте обучающегося.

 Доминирующей идеей курса «Теория и практика написание эссе по обществознанию» является формирование у учащихся высокой коммуникативной,эстетической и нравственной компетенции.

Теоретической основой данного курса являются:

-наличие конкретной темы

-характер восприятия проблемы и её осмысления

- свободная композиция, небольшой объём

-непринужденность повествования, открытость

-парадоксальность, внутреннее смысловое единство

- аргументирование своей позиции, высказывание собственной точки зрения по проблеме; факты общественной жизни  стилистический анализ текста;

- система соответствующих понятий;

- собственный опыт в качестве аргументов.

Принципы, на которых базируется программа:

- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

-уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

-комплексный подход при разработке занятий;

-вариативность содержания и форм проведения занятий;

-преемственность;

-наглядность;

-систематичность полученных знаний;

- активность и сознательность обучения.

Применяемые технологии:

-технологии исследовательской деятельности учащихся;

-технологии проблемного обучения.                                                                                            

Роль программыв образовательноммаршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:

- овладевает глубокими и систематизированными знаниями;

- способен работать над разнообразной информацией;

- может корректно выразить свое мнение по различным проблемам;

- способен аргументировано доказать собственную точку зрения.

Программа рассчитана на 34 часа.

Учебный план

Перечень разделов

Всего часов

Количество лекционных занятий

Количество практических часов

Формы контроля

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе.

Основные аспекты анализа текста. Композиция сочинения.

Обучающее сочинение по тексту.

Рецензирование и редактирование творческой работы.

Самостоятельная работа с текстами при помощи рекомендации учителя.

Самостоятельная творческая работа с текстами

3

6

6

12

3

4

2

2

2

1

4

6

10

3

4

Творческая работа

Самостоятельная работа

Творческая работа

Творческая работа

Учебно-тематический план

Перечень разделов

Всего часов

Кол-во лекц. занятий

Кол-во практ. занятий

Формы контроля

Виды контроля

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

.

8.

9.

10

11

Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе

Основные аспекты анализа текста

Композиция эссе

Обучающее эссе по тексту.

Рецензирование, редактирование собственной творческой работы.

Рецензирование творческих работ на основе примеров (эссе, написанные на основе текста)

Анализ текста. Работа с одним текстом по разным проблемам

Рецензирование и редактирование творческих работ.
Самостоятельная работа над текстами  с использованием рекомендаций учителя.

Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа над редактированием текста.

Самостоятельная творческая работа над текстами

Устное рецензирование творческих работ.

Подведение итогов курса  

3

3

3

3

3

3

2

3

3

4

3

2

1

1

1

1

1

2

2

3

2

3

2

2

3

4

3

Творческая работа

Творческая работа

Творческая работа

Творческая работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Творческая работа

Самостоятельная творческая работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная творческая работа

Тематический

Тематический

Тематический

Тематический. Текущий

Итоговый

Тематический.Текущий

Итоговый, Тематический. Текущий

Итоговый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология подготовки учащихся к написанию эссе по обществознанию

Материал содержит общие рекомендации для учителя, памятки для учащихся, клише для написания эссе...

Клише для написания эссе по обществознанию

На  3 балла эссе по обществознанию написать можно используя клише ......

Методические рекомендации к написанию эссе по обществознанию

В материале предоставлен комплекс приемов для успешного написания эссе по обществознанию....

Алгоритм написания эссе по обществознанию

Даётся алгоритм написания эссе по обществознанию (задание по ЕГЭ - С9)...

Алгоритм написания эссе по обществознанию

Материал содержит методические рекомендации по написанию эссе по обществознанию в 11 класса(задание С9)...

Методические рекомендации по написанию эссе по обществознанию.

Методические рекомендации для учащихся по написанию эссе....

Структура написания эссе по обществознанию для ЕГЭ

Материал разработан с применением четкой структуры написания эссе по обществознанию при подготовке к ЕГЭ,с готовыми примерами эссе...