Программа по финансовой грамотности для основной школы
рабочая программа по экономике (5 класс)

Смирнова Екатерина Геннадьевна

Данная программа элективного курса "Финансовая грамотность" для учащихся 5-9 классов основной школы. Полезна для учителей истории и обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_finansovoy_gramotnosti_dlya_5-9_klassov.docx90.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа № 9

г. Татарска Новосибирской области

Рабочая программа

«Основы финансовой грамотности»

для 5 – 9 класса, реализующих  ФГОС второго поколения

Составитель:   Смирнова Екатерина Геннадьевна

Одобрена  методическим советом

Протокол №          от                        г.

Принята на заседании педагогического совета

 Протокол  №        от                         г.

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ №       от

             Директор школы:                                                  С.В. Демьяненко

г. Татарск

                                                         2019г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа школьного курса «Основы финансовой грамотности» соответствует ФГОС ООО, ООП ООО МБОУ СОШ №9. Данная программа направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–9классов в сфере экономики семьи.

Рабочая программа ориентирована на использование учебных пособий авторского коллектива:  Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова, Е.Б. Лавренова, О.И. Рязанова в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»

Курс рассчитан на 85 часов: 17 часов в 5 классе, 17 часов в 6 классе, 17 часов  в 7 классе , 17 часов в 8 классе, 17 часов в 9 классе.

Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:

• удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;

• приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;

• воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:

• деньги, их история, виды, функции;

• семейный бюджет;

• экономические отношения семьи и государства;

• человек и финансовые организации;

• собственный бизнес.

Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература.

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Личностные результаты:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты   представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. класс

1.Умение  самостоятельно  определять  цели  обучения,  ставить  и формулировать новые        задачи в учебе и познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

  • выдвигать версии решения проблемы;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

2.Умение планировать пути достижения целей.

Обучающийся сможет:

  • находить из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выбирать из предложенных вариантов средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели

3.Умение осуществлять контроль своей деятельности.

Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии оценки своей учебной деятельности;
  • осуществлять самоконтроль своей деятельности;
  • оценивать свою деятельность;

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Обучающийся сможет: оценивать свои действия по заданным критериям в соответствии с целью деятельности;

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.

Обучающийся сможет:

  • соотносить результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • определять причины своего успеха или неуспеха;

6 класс

1.Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

  • выдвигать версии решения проблемы;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

2.Умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;определять/находить, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; выбирать из предложенных вариантов средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • определять возможные затруднения при решении учебной и познавательной задачи;
  1. Умение осуществлять контроль своей деятельности

Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов  и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • оценивать свою деятельность;
  • осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет:

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности;
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха.

Повышенный уровень:

  1. Формулировать гипотезы, прогнозировать конечный результат;
  2. Составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей.
  3. Находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  4. Самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
  5. Принимать решения в учебной ситуации и нести за него ответственность.

7класс

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет: формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи;
  1.   Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся сможет:

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

Повышенный уровень:

  1. Выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и

обосновывая логическую последовательность шагов);

  1. Устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности, по завершении деятельности.
  1. класс

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности по завершении деятельности;
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  • Обучающийся сможет:                                                                                                        анализировать        и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся сможет:

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

Повышенный уровень:

  1. Обосновывать целевые ориентиры и приоритеты, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  2. Планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

4.Систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности.

9  класс

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет:

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся сможет:

  • определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.

Повышенный уровень:

  1. Описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  2. Демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний
  3. Для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные  УУД :

  1. Класс

1.Умение обобщать, классифицировать, делать выводы.

Обучающийся сможет:

  • вычленять из текста ключевые слова;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать;
  • делать выводы на основе наблюдений

2.Умение создавать и применять знаки и символы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; строить (простую) схему, алгоритм действия

3.Смысловое чтение.

          Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться   в   содержании   текста,   понимать   целостный смысл  текста;        устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

4.Формирование и развитие экологического мышления.

Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения

5.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет: определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы

  1. класс

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы.

Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; выделять явление из общего ряда других явлений;
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • строить схему, алгоритм действий.
  1. Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся сможет: анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды; выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения 5.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет: определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы.

Повышенный уровень:

  • Объединять        предметы        и        явления        в        группы        по        определенным        признакам,        сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
  • Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки.
  • Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.
  • Самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке.
  • Создавать абстрактный или реальный образ предметами или явлениями.
  • Резюмировать главную идею текста.

 7  класс

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение,и делать выводы.

Обучающийся сможет:

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке;
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  1. Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся сможет:

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;        соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Повышенный уровень:

  • Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • Создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией.
  1. класс

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; выявлять и называть причины события, явления
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить        сложную        по        составу        (многоаспектную)        информацию        из        графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  1. Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

  • резюмировать главную идею текста; критически оценивать содержание и форму текста. 4.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся сможет:

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • выражать свое отношение к природе через сочинения, проектные работы.

5.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;        соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Повышенный уровень: 

  • Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);\
  • собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
  • Преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст.
  1. класс

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно- следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод

собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
  1. Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный текст критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся сможет: прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  1. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска.

Повышенный уровень:

  • Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • Вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником.

Коммуникативные УУД:

5 класс

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  1. Умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Обучающийся сможет:
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме план собственной деятельности; 3.Формирование ИКТ компетентности.

Обучающийся сможет:

  • искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; использовать компьютерные технологии при создании текстовых документов и презентаций.

6 класс

  1. Умение        находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.
  1. Формирование ИКТ компетентности.

Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • использовать компьютерные технологии при создании текстовых документов и презентаций; использовать информацию с учетом этических и правовых норм.

        Повышенный уровень:

  1. Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  2. Критически относится к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  3. Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  4. Выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков.

7класс

  1. Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; 

3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся сможет:

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.

Повышенный уровень:

  1. Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  2. Устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  3. Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  4. Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

8 класс

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя.
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся сможет:

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения

информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • создавать        информационные        ресурсы        разного        типа        и        для        разных аудиторий,        соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Повышенный уровень:

1.Корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

2.Использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

3.Формировать        множественную        выборку        из        поисковых        источников        для        

объективизации результатов поиска.

9 класс

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

  • корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3.Формирование        и        развитие        компетентности        в        области        использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся сможет:

  • использовать компьютерные технологии        для решения информационных и коммуникационных учебных задач;
  • создавать        информационные        ресурсы        разного        типа        и        для        разных        аудиторий,        соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Повышенный уровень:

  1. Корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  2. Использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задач инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др..

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность» в 5-7 классах:

Обучающийся научится:

• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта и валютный курс;

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;

• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

Обучающийся получит возможность научиться:

• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность» в 8-9 классах:

Обучающийся научиться:

• владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

Обучающийся получит возможность научиться:

• владение знаниями: о структуре денежной массы, о структуре доходов населения страны и способах её определения, о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи, о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции, об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц, о возможных нормах сбережения, о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных ситуаций,  о видах страхования, о видах финансовых рисков, о способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач, о способах определения курса валют и мест обмена;  о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России.

2. Основное содержание предмета, курса

5 класс

Введение в курс «Финансовая грамотность». Почему важно развивать свою финансовую грамотность. От чего зависит благосостояние семьи. Учимся оценивать финансовое

поведение людей. Учимся оценивать своё финансовое поведение.

Модуль 1. Доходы и расходы семьи. Деньги: что это такое. Из чего складываются доходы

семьи. Учимся считать семейные доходы. Исследуем доходы семьи. Как появляются расходы семьи. Учимся считать семейные расходы. Исследуем расходы семьи. Как сформировать семейный бюджет.

6 класс

Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься.

 Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься. Что такое страхование и для чего оно необходимо. Что и как можно страховать. Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит. Как определить надёжность страховых компаний. Как работает страховая компания.

7 класс

Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют.

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. Что такое налоги и почему их

надо платить. Какие бывают налоги. Учимся считать налоги . Сравниваем налоги граждан разных стран. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства. Как работает налоговая служба.  Что такое социальные пособия и какие они бывают. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. Какие социальные пособия получают люди.

Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

Для чего нужны банки. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. Какие бывают вклады. Что такое кредиты и надо ли их брать. Какими банковскими услугами пользуется семья. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. Что мы знаем о бизнесе.   Для чего нужны бизнес-инкубаторы. Что такое валюта и для чего она нужна.

8 класс

Модуль 1. Управление денежными средствами семьи.  

Тема 1. Происхождение денег.  Деньги, что это такое. Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи.

Тема 2. Источники денежных средств семьи. Какие бывают источники доходов. От чего зависят личные и семейные доходы.

Тема 3. Контроль семейных расходов. Как контролировать семейные расходы и зачем это делать.

Тема 4. Построение семейного бюджета. Что такое семейный бюджет и как его построить. Как оптимизировать семейный бюджет.

Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния

Тема 1. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. Для чего нужны финансовые организации. Как увеличить семейные доходы

с использованием финансовых организаций.

Тема 2. Финансовое планирование как способ повышения финансового благосостояния.

 Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.

9 класс

Модуль 3. Риски в мире денег.

Тема 1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца.  Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы. Чем поможет страхование.

Тема 2. Финансовые риски. Какие бывают финансовые риски. Что такое финансовые пирамиды.

Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.

Тема 1. Банки и их роль в жизни семьи. Что такое банк и чем он может быть полезен. Польза и риски банковских карт.

Тема 2. Собственный бизнес. Что такое бизнес. Как создать своё дело.

Тема 3. Валюта в современном мире.  Что такое валютный рынок и как он устроен. Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте.

Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют.

Тема 1. Налоги и их роль в жизни семьи. Что такое налоги и зачем их платить. Какие налоги мы платим.

Тема 2. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости. Что такое пенсия и как сделать её достойной.

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

5 КЛАСС

п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

Раздел 1. Введение в курс «Финансовая грамотность».

 4ч      

1

1.1.Почему важно развивать свою финансовую грамотность.

                   1ч

2

1.2.От чего зависит благосостояние семьи.

3

1.3.Учимся оценивать финансовое

поведение людей.

4

1.4.Учимся оценивать своё финансовое поведение.

Раздел. 2 Модуль 1. Доходы и расходы семьи. 

13ч

5

2.1.1.Деньги: что это такое.

6

2.1.2.Учебные мини-проекты «Деньги».

7

2.1.3.Из чего складываются доходы

семьи.

8

2.1.4.Учимся считать семейные доходы.

                   1ч

9

2.1.5.Исследуем доходы семьи.

10

2.1.6.Учебные мини-проекты «Доходы семьи»

11

2.1.7.Как появляются расходы семьи.

12

2.1.8.Учимся считать семейные расходы.

13

2.1.9.Исследуем расходы семьи.

14

2.1.10.Учебные мини-проекты «Расходы семьи»

15

2.1.11.Как сформировать семейный бюджет.

16

2.1.12.Учебные мини-проекты «Семейный бюджет».

17

2.1.13.Обобщение результатов изученного в разделах 1 и 2.

6 КЛАСС

п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

1-3

Повторение изученного в разделах 1 и 2.

Раздел 3. Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься.

                   14ч

4-5

3.2.1,2.Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься.

6

3.2.3.Что такое страхование и для чего оно необходимо.

7

3.2.4.Что и как можно страховать.

8

3.2.5.Ролевая игра «Страхование»

9

3.2.6.Контрольная работа за 1 четверть.

10

3.2.7,8Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит.

11

3.2.9.Как определить надёжность страховых компаний.

12

3.2.10.Как работает страховая компания.

13-14

3.2.11,12Учебные мини-проекты «Страхование»

15-16

3.2.14.Обобщение результатов изученного раздела 3.

17

3.2.15.Презентация «Риски потери денег и имущества, как человек может от этого защититься»

7 КЛАСС

п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

1-2

Повторение изученного в разделе 3.

Раздел 4. Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют.

 7ч      

3

4.3.1.Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.

                  1ч

4

4.3.2.Что такое налоги и почему их

надо платить.

                   1ч

5

4.3.3.Какие бывают налоги. Учимся считать налоги . Сравниваем налоги граждан разных стран.

6

4.3.4.Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства.

7

4.3.5.Как работает налоговая служба.  

8

4.3.6.Что такое социальные пособия и какие они бывают. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ.

9

Какие социальные пособия получают люди.

Раздел 5. Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

10

5.4.1.Для чего нужны банки.

11

5.4.2.Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. Какие бывают вклады.

12

5.4.3. Что такое кредиты и надо ли их брать.

13

5.4.4. Какими банковскими услугами пользуется семья.

14

5.4.5. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.

15

5.4.6. Что мы знаем о бизнесе.   Для чего нужны бизнес-инкубаторы.

16

5.4.7. Что такое валюта и для чего она нужна.

17

5.4.9.Обобщение по разделам 4 и 5.

8 КЛАСС

п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

1-2

Повторение изученного в разделах 4,5.

Раздел 6. Модуль 1. Управление денежными средствами семьи.  

 9ч      

Тема 1. Происхождение денег.  

3

6.1.1.Деньги, что это такое.

4

6.1.2.Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи.

Тема 2. Источники денежных средств семьи.

5

6.1.3.Какие бывают источники доходов.

6

6.1.4.От чего зависят личные и семейные доходы.

Тема 3. Контроль семейных расходов.

7

6.1.5.Как контролировать семейные расходы и зачем это делать.

8

6.1.6. Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы»

Тема 4. Построение семейного бюджета.

9

6.1.7.Что такое семейный бюджет и как его построить.

10

6.1.8.Как оптимизировать семейный бюджет.

11

6.1.9.Обобщение результатов работы по разделу 6.

Раздел 7 Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния

Тема 1. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.

12

7.2.1.Для чего нужны финансовые организации.

13

7.2.2.Как увеличить семейные доходы

с использованием финансовых организаций.

Тема 2. Финансовое планирование как способ повышения финансового благосостояния.

14

7.2.3.Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование.

15-16

7.2.4.Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.

17

7.2.6.Обобщение по разделу 7.

9 КЛАСС

п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

1-2

Повторение изученного в разделах 6,7.

Раздел 8. Модуль 3. Риски в мире денег.

 6ч      

Тема 1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

3

8.3.1.Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца.  

4

8.3.2.Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы.

5

8.3.3.Чем поможет страхование.

Тема 2. Финансовые риски.

6

8.3.4.Какие бывают финансовые риски.

7

8.3.5. Что такое финансовые пирамиды.

8

8.3.6.Представление проектов, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль

Раздел 9. Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.

Тема 1. Банки и их роль в жизни семьи.

9

9.4.1.Что такое банк и чем он может быть полезен.

10

9.4.2.Польза и риски банковских карт.

Тема 2. Собственный бизнес.

11

9.4.3.Что такое бизнес.

12

9.4.4.Как создать своё дело.

Тема 3. Валюта в современном мире.  

13

9.4.5.Что такое валютный рынок и как он устроен.

14

9.4.6.Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте.

Раздел 10. Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют.

Тема 1. Налоги и их роль в жизни семьи.

15

10.5.1.Что такое налоги и зачем их платить.

16

10.5.2. Какие налоги мы платим.

Тема 2. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости. 

17

10.5.3.Что такое пенсия и как сделать её достойной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок финансовой грамотности в средней школе.

План урока финансовой грамотности в 7-8 классах....

Опыт преподавания финансовой грамотности в современной школе.

Опыт преподавания финансовой грамотности в современной школе....

презентация "Формирование финансовой грамотность обучающихся основной и средней школы на уроках обществознания"

Представлены различные методические подходы к формированию финансовой грамотности обучающихся на уроках обществознания....

Опыт внедрения основ финансовой грамотности в сельской школе

Отделение по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации в соответствии распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р «Об утверждении Страте...

Диплом I степени в номинации Лучшая методическая разработка урока по финансовой грамотности для основной школы

Диплом I степени  в номинации Лучшая методическая разработка урока по финансовой грамотности для основной школы...

Финансовая грамотность в начальной школе: секреты обучения.

Все знают, что дети любят мультфильмы. А процесс обучение, если он связан с ипсользованием чего-го приятного и радостного, идет продуктивнее....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по социальному направлению «Основы финансовой грамотности в старшей школе» для 10-11 классов

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ«Основы финансовой грамотности в старшей школе»  для 10-11  классов          С цель обучения школьн...