Опыт преподавания финансовой грамотности в современной школе.
статья

Сурганова Ирина Петровна

Опыт преподавания финансовой грамотности в современной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт преподавания финансовой грамотности в современной школе.

 Сурганова Ирина Петровна,  

учитель истории, обществознания, литературы

МБОУ «ООШ с.Михайловки»  

Харабалинского района

Астраханской области

Финансовая грамотность для человека является частью современного образования. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-23 годы определяет финансовую грамотность как результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния каждого россиянина.

Дефицит знаний не позволяет большинству населения рационально распорядиться своими доходами и сбережениями, правильно оценить возможные финансовые риски.  Многие становятся жертвами финансовых мошенников. Непросвещенность и недоверие граждан к финансовым рынкам, непонимание базовых основ финансов также сдерживают развитие предпринимательской деятельности и малого бизнеса: люди не знают, как начать свое дело, оформить бизнес-проект.      

Когда я готовилась к нашему мероприятию, то натолкнулась на исследование по теме кредитования проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения. Оказывается, что более чем у половины россиян на  момент опроса был непогашенный кредит (57%),  причем на оплату кредита у многих семей уходит более 50% дохода,  две трети российских семей (65%) вообще не имеют каких-либо сбережений и живут от зарплаты до зарплаты.

        Но сегодня в нашей стране растет количество желающих получить знания, необходимые для эффективного управления личными сбережениями, и готовых стать активными участниками финансового рынка, который меняется с космической скоростью, каждый день появляется что-то новое: виртуальные карты, интернет-банкинг, электронный кошелек. Обо всем этом нужно говорить прежде всего с молодыми, с теми, кто завтра начнет самостоятельную финансовую жизнь, и кто поможет своим родителям разобраться в сложных финансовых инструментах.

     В ближайшие годы, согласно национальной Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-23 годы планируется введение в школах предмета «Финансовая грамотность».  В июне месяце этого года я и Зулпахарова Жанна Курманбаева  прошли курсы повышения квалификации в Астраханском государственном университете  по программе «Основы финансовой грамотности, методы ее преподавания в системе основного, среднего образования и финансового просвещения сельского населения».

    В процессе изучения предмета «Финансовая грамотность»  учащиеся должны овладеть основными понятиями: денежная единица, доход, кредит, вклад, налог, коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и другие. В качестве проверки усвоения материала предлагается разгадывание кроссвордов, проведение викторин, ролевые игры и проекты. Учащиеся должны научиться взаимодействию с пенсионными и страховыми фондами, рынком ценных бумаг, получению кредитов и страхованию личных имущественных рисков.

Предлагаю Вам решить вот такую задачку из олимпиады по финансовой грамотности.

Задача

Как-то в самый канун нового года, 31 декабря 2017 года, шёл Иван Царевич  со службы домой. Настроение было отличное, лёгкий морозец трещал по веткам, пушистый снег хлопьями садился на воротник, к тому же только вчера, 30 декабря, он отнёс в казну последнюю часть долга за терем, и теперь он принадлежал им с Василисой Прекрасной полностью, выкупили наконец-то! Теперь и им, и родителям, и сынку есть, где жить.  

И вдруг из-за поворота раздалось громкое тыр-тыр-тыр. Железная повозка без лошадей вывернула из-за угла. За рулём сидел счастливейший из бессмертных – Кащей. Ваня подивился: – Это что же это такое? – поинтересовался Иван.

  • Машина называется, – довольный Кащей сиял. – Без упряжи ездит, а лошадей сто в ней есть! Ходит сама, только бензину подливай.

Ваня заинтересовался, решил, что в хозяйстве пригодится.

  • И сколько отдал за неё?  
  • 1 300 000 рублей.  

Ваня присвистнул. Денег-то накопленных нет, только за терем рассчитался.

  • Да ты голову так сразу не вешай, есть решение. Сходи к Яге, она в этом теперь разбирается.

Ваня, сдвинув шапку, почесал затылок.

Быстро добежал Иван Царевич до дома, позвал Василису, рассказал ей обо всём – и отправились они к Бабе-яге. Над входом в старенькую избушку красовалась табличка: Финансовый консультант.

  • Так-так, поглядим. Говоришь, накопить надо как можно быстрее? Сейчас поглядим... – Расходы семьи приоритетны, говоришь. Ну давай считать, – и Яга занесла над листом перо.  

Доходы семьи Ивана Царевича состоят из следующих статей:

  • Заработная плата Ивана 55 000 рублей (без НДФЛ).  
  • Заработная плата Василисы 45 000 рублей (без НДФЛ).
  • Заработная плата мамы Василисы 18 000 рублей (в т.ч. НДФЛ),  но с 01.05.2018 она уходит на пенсию, увольняется с работы, и размер пенсии будет составлять 10 000 рублей.
  • Заработная плата отца Василисы 20 000 рублей (в т.ч. НДФЛ), и он  не является пенсионером.
  • Сын Ивана Царевича и Василисы – студент 3-го курса бюджетного отделения бакалавриата (обучение длится 4 года), за что получает ежемесячно государственную стипендию 3 000 рублей (стипендия выплачивается с сентября по август включительно на всех курсах обучения). В декабре 2017 года сын стал победителем конкурсного отбора IT-компании «Я.Лукоморье», поэтому с 01.09.2018 ежемесячно в течение 1 года он будет получать дополнительно негосударственную стипендию в размере 15 000 рублей (в т.ч. НДФЛ).  

Ежемесячные расходы семьи Ивана Царевича состоят из следующих статей:

  • Продукты питания – 40 000 рублей
  • Коммунальные услуги, транспортные и бытовые расходы – 20 000 рублей
  • Оплата общежития сына – 5000 рублей
  • Покупка одежды – 5000 рублей  Покупка лекарств -2000 рублей
  • Прочие расходы – 2000 рублей  
  • 30.06 ежегодно семья планирует путешествие, на которое из накопленных средств расходует 100 000 рублей

Какой расчёт предложила Баба-Яга, чтобы Иван Царевич как можно быстрее накопил денег на покупку машины?

Примечание: НДФЛ – налог на доходы физических лиц. Ставка НДФЛ равна 13%.

Все выплаты членам семьи Ивана Царевича приходят 1 числа каждого месяца,  в этот же день Иван Царевич откладывает из суммы доходов семьи деньги  на расходы текущего месяца.

    Ответ:      Семья может накопить на машину за два года к 31.12.2019.

     Теперь вы  видите, для чего нужная финансовая грамотность.

Усвоение содержания всего курса опирается на межпредметные связи с курсами математики, ОБЖ, окружающего  мира, истории, географии, обществознания.

     Как вы уже убедились,  математике отводится особая роль. Учащиеся учатся рассчитывать полную стоимость кредита, в каком банке выгоднее его взять, ежемесячный взнос в зависимости от срока погашения.

      На уроках окружающего мира ребята знакомятся с понятиями бережливости,  формированием  семейного бюджета, доходах и расходах, умении экономить и правильно тратить деньги. 

      В рамках курса «ОБЖ» учащиеся изучают различные ситуации, с которыми человек может столкнуться в финансовой сфере (финансовым мошенничеством, утратой банковской карты, сберегательной книжки, паспорта), а результатом данного обучения должно стать практическое применение полученных знаний в повседневной жизни. и т.д.

     

        Большое внимание уделяется формированию финансовой грамотности у детей на занятиях во внеурочной деятельности.  Так уже второй год учащиеся основной школы принимают участие в вебинарах «Онлайн-уроки финансовой грамотности», организатором которых выступает Центральный банк Российской Федерации. Эксперты, привлеченные Банком России к участию в вебинарах, в режиме реального времени рассказывают о личном финансовом планировании, инвестировании и страховании, о взаимодействии с налоговыми органами и пенсионной системе, об особенностях кредитования и банковских вкладах. Особое внимание уделяется правилам безопасности на финансовом рынке и защите прав потребителей финансовых услуг. 

В процессе вебинара предусмотрен интерактив. Ребята с интересом отвечают на вопросы лекторов. В 2018-2019 учебном году было проведено 9 вебинаров совместно в Центробанком. Эти уроки являются отличным дополнением к школьной программе, стимулируют детей к дальнейшему изучению вопросов финансовой грамотности и способствуют развитию необходимых компетенций и навыков.

      В рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» учащиеся нашей школы принимали участие в онлайн-марафоне по финансовой грамотности на сайте «Инфоурок». Проводился марафон дважды в рамках V недели сбережений: весной и осенью. Марафон представлял собой бесплатное онлайн-тестирование на уровень финансовой грамотности. После ответа на вопрос ученик видел правильный ответ с подробными пояснениями, которые помогли разобрать допущенные ошибки. По итогам марафона ребята получили сертификаты и грамоты.  

   25 января 2019 года на районном семинаре заместителей директоров по воспитательной работе «Совершенствование методов и форм воспитательной работы как одно из условий личностного развития и социальной компетенции школьников» мы со своими восьмиклассниками показывали мероприятие по финансовой грамотности: Заседание клуба "Юный предприниматель". Ребята разрабатывали и защищали свои бизнес-планы по открытию   кафе, автосервиса и страусиной фермы в селе Михайловка. Была проведена большая подготовительная работа по поиску места расположения объекта малого бизнеса. Производились расчеты стартового капитала, затраты на производство, количество рабочих мест, заработной платы. При этом использовались реальные цифры. Так что у нас имеются готовые бизнес-планы малого бизнеса и если кому интересно, можем их продать.

       В наступающем учебном году Министерством просвещения РФ планируется проведение олимпиады для старшеклассников по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг.

       Дети – наше будущее, и мы должны привить им основы финансовой культуры, познакомить с основными правилами личного финансового планирования и финансовой безопасности, чтобы завтра им было легче вступить во взрослую жизнь, а для кого-то - определиться с выбором будущей профессии  Нужно развивать в детях   чувство ответственности и долга во всех сферах жизни,  в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Уважаемые коллеги! Нам с вами предстоит большая работы, но если мы будем работать вместе, то сможем решить любые задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на августовской конференции , секция обществознание "Преподавание финансовой грамотности"

Выступление на августовской педагогической конференции содержит опыт преподавания финансовой грамотности в среднем и старшем звене школы с использованием проектного метода....

Урок финансовой грамотности в средней школе.

План урока финансовой грамотности в 7-8 классах....

Программа по финансовой грамотности для основной школы

Данная программа элективного курса "Финансовая грамотность" для учащихся 5-9 классов основной школы. Полезна для учителей истории и обществознания....

Преподавание финансовой грамотности в школе в рамках курса обществознания

В данной статье уделено внимание значимости формирования финансовой культуры населения современной России, изучению финансовой грамотности на уроках обществознания в школе....

Опыт внедрения основ финансовой грамотности в сельской школе

Отделение по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации в соответствии распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р «Об утверждении Страте...

Диплом I степени в номинации Лучшая методическая разработка урока по финансовой грамотности для основной школы

Диплом I степени  в номинации Лучшая методическая разработка урока по финансовой грамотности для основной школы...

Успешная социальная адаптация ребенка: опыт приобретения финансовой грамотности

Участие в работе выставки "Обучаем и развиваем вместе: взаимодействие участников образовательных отношений для повышения качества образования"...