Открытый урок по экономике в 11 классе по теме "Понятия и факторы экономического рынка"
методическая разработка по экономике (11 класс)

Зайкина Антонина Валентиновна

  Цель данного урока познакомить обучающихся с понятиями экономического роста, способами его измерения, факторами, влияющими на темп экономического роста. Способствовать формированию основ экономической грамотности в условиях рыночной экономики. Урок запланирован в форме исследования. Закрепляет и систематизирует знания по теме "Экономический рост".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по экономике в 11 классе

13.02.16. подготовила: Зайкина А. В.

Тема: Понятие и факторы экономического роста.

Тип урока: урок исследование (обобщение и систематизация темы «Экономический рост»).

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

предметные

Универсальные учебные действия

I. Организационный момент.

II. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- актуализировать требования к ученику с позиции учебной деятельности;

- создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

III. Актуализация и закрепление полученных на прошлых уроках знаний, формирование навыков для решения задач по теме.

Цель: организовать более глубокое усвоение терминов и определений по теме, а также их понимание и умение применять при решении задач;

- создать условия для формирования понимания применения данных знаний в реальной жизни;

- связать термины и определения с нашей страной, регионом.

2

3

Задача

4

5

6

Рефлексия

Домашнее задание:

Оценки

 

Ƴ: Здравствуйте, садитесь

Ƴ: Притча.

Оставил отец троим своим сыновьям наследство, чтобы разделили они его поровну и распорядились по своему усмотрению.

Старший сын купил машину, о которой давно мечтал; второй отправился в кругосветное путешествие, а третий купил акции фирмы Майкрософт. Через несколько лет оказалось, что у старшего брата машину угнали, у среднего закончились деньги, а младший получил большие дивиденды и разбогател.

?- Как вы относитесь к выбору каждого брата?

?- В роли какого брата вы хотели бы оказаться?

?- Как вы думаете, младший брат разбирался в законах экономики?

Ƴ: Скорее всего, он хорошо знал экономическую теорию, термины, которые спрятаны здесь на доске.

Ƴ: Попробуйте сгруппировать слова так, чтобы получились термины.

?- Какие группы слов у вас получились?

Ƴ: Вспомнили мы их не случайно. Они помогут нам разобраться в теме сегодняшнего урока. А говорить мы будем о росте…

Ƴ: Ребята, вы обучаетесь в школе уже 11-ый год.

?- За это время вы изменились?

?- Как?

Ƴ: По-другому, количественный рост и качественный рост.

?- А в экономике, какой может быть рост?

Ƴ: Следовательно, сегодня мы с вами будем говорить о чем?

Сформулируйте тему нашего урока.

Слайд 1

Ƴ: Откройте тетради, запишите число, тему урока. В течение урока мы будем составлять с вами опорную схему, похожую на паучка. ( на доску вывешивается ватман с опорной схемой, которая будет пополняться в течении урока).

Ƴ: Когда мы сталкиваемся с чем-то неизвестным, то обычно задаем много вопросов.

1.        Что это?

2.        Как изобразить?

3.        Как определить?

4.        Что влияет?

5.        Какой бывает?

6.        Для чего?

7.        Как ускорить?

Вот такие вопросы возникли у нас по этой теме.

Но мы не можем оставить эти вопросы без ответов

?- В чем состоит цель нашего урока?

Ƴ: Таким образом, ответив на все эти вопросы, мы проведем исследование понятия «Экономический рост» и сможем увидеть его суть и значимость.

Ƴ: У каждого из вас на столах есть пронумерованные конверты с различными карточками. Отвечая на первый вопрос, вы используете конверт №1, на второй №2 и т. д. Итак! Вопрос 1: «Что это? Экономический рост?», сгруппируйте верные слова и сложите определение экономического роста.

?- Как вы понимаете эти слова?

- Дайте полный ответ на первый вопрос: «Что такое экономический рост?»

Слайд 2

Все разобрались? Покажите это, используя смайлики.

Ƴ: 2. «Как можно изобразить экономический рост?»

Слайд 3 (различные графики)

Ƴ: В конвертах вы найдете различные графики, выберете тот который отражает экономический рост.

Слайд 4 (график- тренд)

Ƴ: Все разобрались? Покажите это, используя смайлики.

Сформулируйте третий вопрос.

Ƴ: Из предложенных вам карточек составьте формулы, которые могли бы выражать измерение экономического роста?

Слайд 5 (карточки все)

Слайд 6 (верные карточки)

Ƴ: Запишите формулу по которой можно измерить экономический рост или обратное.

Слайд 7 (задача)

Имеются следующие статистические данные по Росси:

Показатели экономики

1996 г.

1997 г.

ВВП в текущих ценах (трлн. руб.)

2200

2586

Дефлятор ВВП, в % к предыдущему году

116,6%

Можно ли сказать, исходя из этих данных, что в рассматриваемый период в России был экономический рост?

?-Можно ли реальный ВВП использовать как показатель для оценки уровня жизни?

Слайд 8 (таблица)

Ƴ: Рассмотрим таблицу. Что можно сказать о жизненном уровне россиян?

Отразите через смайлики ваше отношение к ситуации, обоснуйте.

?-Как?

Ƴ: следующий вопрос: 4. «Что влияет на экономический рост?»

?- Какой из этих терминов ключевой?

Слайд 9 (факторы экономического роста)

Ƴ: Все разобрались? Отразите через смайлики.

Ƴ: Следующий вопрос: 5.«Каким бывает экономический рост?»

Вернемся к началу урока, когда мы говорили о росте. Встаньте те, кто за последние 3 года поправился хотя бы на 100 грамм.

?- Встаньте те, кто вырос хотя бы на 2 см.

?- Встаньте те, кто закончил начальную школу на отлично.

?- А теперь те, кто закончил 9-й класс на отлично.

?- А теперь те, кто в 11-м классе учится только на «5».

- Что мы наблюдаем?

Количественные изменения произошли у всех.

?- А качественные?

Экономический рост тоже бывает двух типов: качественный (интенсивный) и количественный (экстенсивный)

Слайд 10(типы экономического роста)

Ƴ: разделите факторы на две предлагаемые группы.

Ƴ: Стрелками разделите факторы на две предлагаемые группы.

Ƴ: Оцените себя. Дайте полный ответ на 5 вопрос. Все поняли? Покажите это через смайлики.

Ƴ: Следующий вопрос: 6. «Для чего нужен экономический рост?»

На схему вешается карточка.

Ƴ: Мы провели с вами исследование. Давайте посмотрим, что у нас получилось. Перед вами логическая опорная схема, проанализировав которую, вы сможете хорошо не только подготовить домашнее задание, но и качественно разобраться в теме сегодняшнего урока. Давайте охарактеризуем его ответив на несколько вопросов.

?- Какое главное понятие заложено целью нашего урока?

?- Каким бывает экономический рост?

?- Какую функцию выполняет экономический рост? Что он делает? Выразите эти действия 3 глаголами.

?- Так что же это такое, экономический рост?

?- Ну и последнее. В чем сущность экономического роста, для чего он нам нужен?

Давайте прочитаем синквейн который у нас получился.

Слайд 11

Вы видите, что один луч остался без ответа. .«Как ускорить экономический рост?»

Это ваше домашнее задание. Что вы можете сделать, чтобы жизненный уровень в России  стал выше?

Контрольные вопросы-стр. 134-135.

Катрочка-задача.

Как вы оцениваете свою работу на уроке? Покажите это через смайлики.

Приветствуют учителя, садятся.

Слушают учителя.

🖐- ответы обучающихся.

🖐- читают слова расположенные на доске (ВВП, номинальный, реальный, факторы производства, труд, земля, капитал).

🖐- 1. ВВП, номинальный, реальный;

2. Труд, земля, капитал, факторы производства. (формулируют определения данных понятий)

🖐- Мы выросли, стали выше – это физический рост.

Получили много знаний, стали умнее – это личностный рост.

🖐- экономический.

🖐- Экономический рост и факторы экономического роста.

Обучающиеся работают в тетради.

🖐- Цель нашего урока – найти ответы на все поставленные вопросы.

Обучающиеся работают с карточками.

🖐-Долговременная, тенденция, реального, ВВП

🖐- Экономический рост – это долговременная тенденция увеличения реального объема валового внутреннего продукта (ВВП) как в абсолютных значениях, так и в расчёте на каждого жителя страны

(ученик, давший верный ответ выходит к доске и вывешивает определение на ветку №1)

Показывают смайлики.

Выбирают графики, демонстрируют их и объясняют свой выбор, крепят верный график на схему.

Показывают смайлики.

🖐- 3.«Как определить или измерить экономический рост?»

🖐- Темп измерения ВВП, ,

🖐- Записывают формулу на ватмане-схеме.

🖐- Решение:

Прежде всего, приводим данные за 1997 г. к реальному значению, корректируя их с помощью индекса цен:

Индекс-дефлятор = (ВВПном /ВВПреал) • 100%, отсюда ВВПреал = (ВВПном/индекс-дефлятор(в %)) • 100%,

Темп измерения ВВП в 1997 г. составит:

Таким образом, в 1997 г. в России наблюдался незначительный экономический рост – менее 1%.

🖐-Показателем уровня благосостояния, качества жизни выступает величина реального ВВП на душу населения.

Например: Наш класс угостили пирогом. Каждому достался определенный кусок. Но вот к нам в гости зашли друзья из другого класса, и пирогом пришлось поделиться. Теперь каждому из нас достанется меньше. То есть, если говорить экономическим языком уровень нашего благосостояния снизился.

🖐- Для повышения жизненного уровня необходимо увеличить реальный ВВП.

🖐-увеличить  темп экономического роста.

Ответы обучающихся. Все карточки предложенные обучающимся подходят.(труд, физический капитал, человеческий капитал, количество и качество природных ресурсов, технический прогресс, инвестиции.)

🖐-технический прогресс, инвестиции.

Показывают смайлики

Отвечают на вопросы вставая. (физминутка)

Работают в группах по 2 человека

Заслушиваются 2-3 ответа обучающихся.

🖐- 1 у: на интерактивной доске  стрелками распределяет факторы.

🖐- Ответы обучающихся.

🖐- Улучшить условия жизни населения. Реализовать на практике достижения НТП. Увеличить производственные возможности экономики. Сгладить социальную дифференциацию доходов населения и стабилизировать экономическую систему

Экономический рост.

Интенсивный и экстенсивный.

Улучшает, реализовывает, увеличивает.

Это увеличение реального ВВП.

От него зависит благосостояние каждого из нас. ( он нужен нам для повышения уровня жизни)

Записывают домашнее задание.

ВВП- валовой внутренний продукт. ВВП измеряет рыночную стоимость товаров и услуг, учитывает конечную продукцию, произведенную внутри страны.

Номинальный ВВП выражен в текущих ценах, реальный ВВП выражен в неизменных ценах, он отражает фактическое изменение ВВП.

Уровень благосостояния граждан определяется величиной ВВП на душу населения.

Экономический рост – это долговременная тенденция увеличения реального объема валового внутреннего продукта (ВВП) как в абсолютных значениях, так и в расчёте на каждого жителя страны.

График:

В качестве показателя экономического роста может выступать только реальный ВВП или другой реальный показатель общего уровня производства. Поэтому из предложенных графиков экономический рост отражает график  на осях которого отложено время и реальный ВВП. Такой график называется –тренд.

Темп экономического роста ( темп измерения ВВП) = (

Показателем уровня благосостояния, качества жизни выступает величина реального ВВП на душу населения.

Экстенсивный экономический рост –увеличение ВВп за счет расширения масштабов использования ресурсов. Интенсивный экономический рост – увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности.

Цели экономического роста: Улучшить условия жизни населения. Реализовать на практике достижения НТП. Увеличить производственные возможности экономики. Сгладить социальную дифференциацию доходов населения и стабилизировать экономическую систему

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и обобщения, следовать им; оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую).

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое мнение, предположение

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую).

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое мнение, предположение.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя раздаточный материал, изображения на слайде, свой жизненный опыт и информацию на уроке).

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать.

Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя раздаточный материал, изображения на слайде, свой жизненный опыт и информацию на уроке

Регулятивные: уметь оценивать выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя раздаточный материал, изображения на слайде, свой жизненный опыт и информацию на уроке)

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя раздаточный материал, изображения на слайде, свой жизненный опыт и информацию на уроке).

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и обобщения, следовать им; оформлять свои мысли в устной форме

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать.

Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя раздаточный материал, изображения на слайде, свой жизненный опыт и информацию на уроке)

Регулятивные: уметь оценивать выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого урока по экономике в 6 классе

Открытый урок по экономике в 6 классе по теме "Организационные формы торговли"...

Открытый урок по географии 9 класса на тему "Западно-Сибирский экономический район"

Учебник "География России.Население и хозяйство" В.П.Дронов, В.Я.Ром...

Открытый урок по истории 11 класс "Экономическая модернизация в России: успехи и противоречия"

Экономическая модернизация в России: успехи и противоречия.Цели урока:Образовательные: ·        обобщение, анализ и синтез особенностей Российской империи в начале 2...

Методическая разработка открытого урока по экономике, тема: "Семейный бюджет", для 10 класса. Практическое занятие с элементами деловой игры.

Методическая разработка открытого урока по экономике, тема "Семейный бюджет" (для 10 класса) включает в себя:1. технологическую карту урока2. 4 варианта тестов входного контроля, разработанные  в...

Открытый урок биологии в 5 классе "Экологические факторы среды"

Цель урока: формирование общего представления об экологических факторах; продолжение воспитания эстетических чувств к живой природе,  бережного и рационального отношения к ней....

Конспект открытого урока по истории 9 класс. Тема: «Социально-экономическое развитие России в пореформенный период».

Урок составлен в рамках программы: авторской программы по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В. Торкунова (Рабочая программа и тематическое планирование курса «История...

Технологическая карта открытого урока по географии 8 класс Тема: Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы

Основные понятия: Климат, климатообразующий фактор, солнечная радиация, прямая, рассеянная, отражённая, суммарная, ветры западного переноса, муссоныОбразовательные ресурсы: Учебник: Алексеев А.И. и др...