Формирование логического мышления и способы его выявления в процессе обучения экономики
статья по экономике (9, 10 класс)

Как выявить уровень логического мышления ребенка среднего или старшего школьного возраста? Почему его можно определить с помощью решения экономических задач? Ответ не совсем очевиден. Ведь экономика это далеко не решение задач, а попытка разобраться в сложности взаимоотношений между людьми и улучшить жизнь каждого из нас. Работа экономиста – это постановка и проверка гипотез, а потом выработка практических рекомендаций на основе их. Но провести подобное полноценное исследование – это невозможная задача для школьника. Тем не менее, выявить наиболее подготовленных и талантливых необходимо. Для того чтобы решить такие задания, обучающимся требуется произвести несколько изящных логических выводов, и далее решить систему линейных уравнений или оптимизационную задачу от одной или нескольких переменных, предполагается, что обучающийся отлично ориентируется в базовых экономических правилах и умеет строить логические цепочки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logicheskoe_myshlenie.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование логического мышления и способы его выявления в процессе обучения экономики

Логика (др.-греч. λογική - «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος - «речь», «рассуждение», «мысль») - наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.

[http://www.braintools.ru/thinking/typology/logical-thinking/Логическое мышление]

В разных источниках понятие логическое мышление трактуется по-разному.

В одних логическое мышление определяется как один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций.

В других логическим мышлением называют процесс мышления, в котором умозаключения строго основываются на правильных суждениях. При таком мышлении явление получает убедительное объяснение, безошибочно устанавливаются причины и следствия, выявляются связи и отношения между понятиями, которые выражаются в суждениях, верность которых нельзя опровергнуть.

В словаре психологических понятий К.К. Платонова логическое мышление определяется как “вид мышления, сущность которого в ориентировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики” [Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов. – М.: Высш. шк., 1984].

В психолого-педагогической литературе “логическое мышление” практически отождествляется с понятием “абстрактное”, “теоретическое”, “понятийное”, “категориальное”, “словесно-логическое (дискурсивное)” мышление, иногда они рассматриваются как синонимы.

Но при этом все сходятся в том, что логическое мышление – есть абстрактное, аналитическое, синтетическое мышление, функционирующее на базе языковых средств, активно развивающееся у человека, начиная с определенного возраста – с началом его обучения.

Цель развития логического мышления (определенность, последовательность, доказательность мысли) достигается решением следующих задач: овладение основными мыслительными операциями, структурой логических форм мышления, переносом приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую. Организация логической подготовки базируется на принципах преемственности, учета возрастных особенностей, раскрытия общезначимости логических форм и отношений и др.; а содержание ее включает основные логические умения и соответствующие им мыслительные операции. Развитие логического мышления осуществляется посредством изучения процесса мышления, активного использования речи, соединения и взаимообогащения всех видов мышления.

В результате правильно организованного процесса обучения ребята весьма быстро приобретают навыки логического мышления, в частности, умение обобщать, классифицировать и аргументировано обосновывать свои выводы.

Развивать логическое мышление в процессе обучения экономики это значит:

 - развивать у обучающихся умение сравнивать наблюдаемые экономические процессы и явления, находить в них общие свойства и различия; вырабатывать умение выделять существенные свойства и абстрагировать их от второстепенных;

- обучать детей делать правильные выводы из наблюдений или фактов, уметь проверять эти выводы; прививать умение обобщать факты;

- развивать умение убедительно доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения; следить за тем, чтобы мысли учащихся излагались определенно, последовательно, непротиворечиво, обоснованно.

Процесс формирования логического мышления, общелогических умений, как компонента общего образования, должен быть целенаправленным, непрерывным и связанным с процессом обучения экономике на всех ее ступенях.

Практикум

Как же выявить уровень логического мышления ребенка среднего или старшего школьного возраста? Почему его можно определить с помощью решения экономических задач? Ответ не совсем очевиден. Ведь экономика это далеко не решение задач, а попытка разобраться в сложности взаимоотношений между людьми и улучшить жизнь каждого из нас. Работа экономиста – это постановка и проверка гипотез, а потом выработка практических рекомендаций на основе их. Но провести подобное полноценное исследование – это невозможная задача для школьника. Тем не менее, выявить наиболее подготовленных и талантливых необходимо. Для того чтобы решить такие задания, обучающимся требуется произвести несколько изящных логических выводов, и далее решить систему линейных уравнений или оптимизационную задачу от одной или нескольких переменных, предполагается, что обучающийся отлично ориентируется в базовых экономических правилах и умеет строить логические цепочки. Данные навыки, безусловно, важны, но это далеко не вся экономика. От реального экономиста, скорее, могут понадобиться навыки выбора определенной экономической теории для проведения исследования, формулирования гипотезы, сбора и анализа релевантной информации, а затем тестирования гипотезы на реальных данных и интерпретация результатов. Какие задания, затрагивающие эти навыки, могут быть предложены? Отличной традицией является написание экономического эссе, которое дается в таком виде: предлагается отрывок из газеты или журнала, и далее предлагается ответить на ряд вопросов по предложенному плану, опираясь на материал статьи. Также обучающимся может быть дана актуальная тема  для дебатов. При выполнении такого задания проверяется и навык работы с информацией, и навык применения теоретических конструкций к реальным данным. 

          Примеры заданий

Упражнение 1. Задачи (не требуют специальных экономических знаний)

А) Разделить 25 руб. на две части так, чтобы одна была в 49 раз больше другой.

Б) По договору работнику в первый день работы выплачивается один руб., во второй – два руб., в третий – три руб. и так далее. Сколько всего денег он получит за 100 дней работы?

В) Фирма А функционирует вдвое дольше, чем фирма Б. Известно, что, когда фирма Б просуществовала 8 лет, фирма А отметила свое 31летие. Сколько лет существует каждая из фирм?

Упражнение 2. Задачи, требующие специальных экономических знаний

Домашняя хозяйка решила открыть прачечную и рассчитывает получить годовую выручку от этого заведения, равную 120 тыс. р.

Для этого ей необходимо:

- арендовать помещение и платить годовую арендную плату в размере 30 тыс. р.;

- нанять 2-х помощников с оплатой 20 тыс. р. в год, труд которых будет оплачиваться из выручки;

- купить оборудование стоимостью 60 тыс. р.;

-  оплатить прочие расходы (инвентарь, стиральный порошок, ополаскиватели и т.д.), которые составляют 15 тыс. р. в год.

Для покупки оборудования, срок службы которого составляет 10 лет, она решила использовать семейные сбережения. Банковский процент по депозитам равен 25%, а по кредитам - 30% годовых.

Определите: величину годовых бухгалтерских и экономических издержек; величину годовой бухгалтерской и экономической прибыли.

Упражнение 3. Взаимосвязанные рынки

Задача А. Эпидемия болезни «черный стручок» поразила африканские плантации какао-бобов, которые являются основным сырьем для производства шоколада и шоколадных конфет. Что происходит на рынке какао, шоколада, карамели, маринованных огурцов?

Задача Б. Собираясь в путешествие, люди все чаще покупают дорожные сумки из современных материалов, предпочитая их традиционным кожаным чемоданам. Что происходит на рынке сумок, чемоданов, кожи, обуви?

Упражнение 4. Обучающемуся предлагается ответить на ряд вопросов:

  1. Почему рыночную экономику называют "миром компромиссов"?
  2. Почему людям все время приходится делать выбор в сфере экономики?
  3. Почему внедрение ресурсосберегающих технологий в развитых странах означает для стран, обладающих большими запасами полезных ископаемых, возможность сокращения доходов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления учащихся 5-6 классов в процессе решения развивающих заданий

В наше время очень часто успех человека зависит от его способности четко мыслить, логически рассуждать и ясно излагать свои мысли. Именно поэтому развитие мышления является основной задачей школьного ...

Формирование логического мышления на уроках математики.

О формировании логического мышления  учащихся 5-ых классов на уроках математики. (Учебник: Математика-5, Автор- Мерзляк А.Г., Полонский В.Б. и Якир М.С....

Статья "Формирование логического мышления учащихся при обучении математики"

Данная статья опубликована в сборнике статей V МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ УЧИТЕЛЕЙ, посвященной 75-летию образования физико-математического факультета ПГУ...

Работа с электронными источниками как этап формирования логического мышления учеников 9-10-х классов.

Для современного общества одной из важных проблем является развитие мыслительных способностей подрастающего поколения. Данной проблеме посвящены труды отечественных и зарубежных ученых (С.Л. Рубинштей...

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕВ наше время очень часто успех человека зависит от его способности четко мыслить, логически рассуждать и ясно излагать свои ...

Формирование логического мышления у учащихся в процессе обучения математике с применением информационных технологий.

Данная статья посвящена применению информационных технологий в образовательном процессе. В связи с этим в работе рассматриваются возможности формирование математического логического мышления при обуче...