Статья на тему:Образование и воспитание интеллигентного человека в современной России.
статья по экономике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Микитась Марина Александровна

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы образования и воспитания интеллигентного человека в современном российском обществе. Перечислены причины, ведущие к обозначенным проблемам, а также даны решения сложившейся проблемной ситуации.

Ключевые слова: интеллигентность, интеллигентный человек, мотивация, внимание, воспитание, учебный процесс, цифровая среда, культура, образование.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mikitas_m.a.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение

 «Школа экономики и права»,

Статья на тему:

Образование и воспитание интеллигентного человека в современной России.

Автор:

Микитась М.А., к.э.н.,

Учитель экономики

,

г. Санкт-Петербург, 2021


Образование и воспитание интеллигентного человека в современной России.

Ю.М. Лотман советовал определять культуру человека по одному признаку: на что ему не наплевать, а что его не трогает.

Глубоко убеждена, что воспитать интеллигентного человека могут только интеллигентные люди своим примером. Познакомить его с интеллигентностью, дать понять, что это и, как это приобретенное качество сохранить, может лишь тот, кто сам его приобрел и научился сохранять несмотря ни на что.

Сегодня возникает большой вопрос, может ли педагог воспитать интеллигентного человека в современной России. И не потому или вернее не столь потому, что ученик зачастую не способен к восприятию интеллигентности, а еще и от того, что сам учитель сегодня далеко не всегда является интеллигентным человеком.

Быть показательно вежливым в одной ситуации и абсолютным грубияном в другой – это не показатель интеллигентности. Вернее, показатель мнимой интеллигентности. А дети чувствуют ложь, впитывают именно эти двойные стандарты, а не интеллигентность.

С другой стороны, если человек искренне добр, интеллигентен и готов этому учить, чувство зависти у тех, кто этого не имеет, порождает конкуренцию за лидерство у детей. И не всегда интеллигентный человек в ней побеждает. Интеллигентность, по мнению многих сегодня, переходит в рамки рыночного товара, за которой готовы побороться, который можно продать и купить, сыграть, имитировать.

Безусловно, истинную интеллигентность не купишь, однако все сложнее в таких условиях ее сохранить, ибо окружение, так или иначе, оказывает влияние и на учителя и на ученика. Влияние бывает плохое и хорошее. Устоять педагогу сложно, но можно. Устоять ребенку, особенно в переходном возрасте почти невозможно. В итоге он поддается влиянию, которое наиболее сильно. Плохое влияние может быть очень сильным.

А между тем, учебно-воспитательный процесс значит учебный и воспитательный. То есть подразумевается, что детей нужно учить наукам, расширяя их знания по дисциплинам, развивая межпредметные связи в атмосфере доброты, справедливости, честности.

Нужно не забывать про воспитательную функцию. К сожалению, действительность такова, что именно воспитание упускают в школе, либо на него не хватает времени, либо не хватает внимания, либо оно отходит на пятое место по значимости задач. Итогом является отсутствие дисциплины на уроках, а значит и дальнейшее снижение внимания в учебе.

Что самое важное для ребенка? Любовь, внимание. В нашем обществе вообще сложно этим делиться сегодня. Любовь и внимание в дефиците. Отсюда и известные проблемы.

Также важна строгость. В идеале любовь педагога должна выражаться не в попустительстве и вседозволенности, а в строгости, максимизации внимательности, а значит в перспективе хороших результатах на экзаменах, итоговых контрольных и прочих диагностических работах.

Что же касается учебной части, то здесь нет должной конкуренции с цифровой средой по-прежнему. Более того, в школах как бы исключают присутствие этой среды в жизни ученика. Педагоги, окончательно проиграв ей, просто решили сделать вид, что среды этой нет. То есть игнорировать всеми путями. Редкие школы забирают у детей право на ношение телефона в учебное время, признавая до конца тем самым, сильное влияние и снижение концентрации учащихся от  их использования. Как правило, разрешено брать с собой телефон на занятие, хоть и доставать, использовать во время урока, пока официально не рекомендуется. И в итоге на проблему закрывают глаза, а она все больше нарастает.

Таким образом, истинно добрых отношений между учащимися становится все меньше, а общения с телефоном и цифровым миром все больше. А он, как известно, доброте не учит. Скорее наоборот.

Кроме этого, в сложившихся условиях все труднее работать с памятью человека (учащегося), ведь в цифровом пространстве ему все тяжелее фильтровать информацию, никто его в этом не помогает кроме его мозга. А он перегружен. Мало тренирован, должным образом не восстанавливается.

Ранее я уже предлагала систему, с помощью которой можно помочь детям. Однако в связи с усугублением существующей проблемы, требуются новые решения, пути, способы, методики.

Что может помочь сегодня? Считаю, что помочь сегодня может качественное внимание со стороны педагогов и изменения в структуре  урока. Однако, что имеется в виду под вниманием? Как не погрязнуть самому в цифровом мире, если уделять внимание всему, что дети смотрели, слушают, во что они вникают? Как лучше изменить структуру урока?

В отдалении от цифрового мира, а также в концентрации внимания детей, повышении их сосредоточенности могут помочь дискуссии.

Аналогично в подготовке к ЕГЭ. Именно не традиционный урок, а групповые задания, призванные наладить коммуникацию между ребятами с целью дальнейшего развития дружелюбных отношений.

Также этому будут способствовать различные коллективные задания. Они должны вовлечь ребенка в процесс самой своей сутью, действием. Действие вне цифрового мира. Что относится к таким формам? На наш взгляд, к таким формам относятся:

1.Дискуссия,

2. Интеллектуальные игры («Что? Где? Когда?», «Брейн ринг» и т.п.).

3. Игры, направленные на развитие логического мышления,

4.Различные групповые задания,

А также симбиоз всего вышеперечисленного.

Однако вернемся к понятию интеллигентности. Что есть интеллигентность? Как ее воспитать?

Д.С. Лихачев: «Лишите человека памяти, избавьте его от всех знаний, которыми он обладает, оторвите его от письменного стола и заставьте заниматься любой тяжелой работой, но если он сохранит умение понимать других людей, понимать людей иных культур, понимать широкий и разнообразный круг чужих идей, произведений искусства, уклада быта, если он сохранит навыки умственной социальности, сохранит свою восприимчивость к интеллектуальной жизни, - это и будет интеллигентность».

Интеллигентный человек интересен окружающим, это «умный человек с добрым сердцем» (Н. Бердяев), он открыт диалогу. Отсюда «интеллигентное владение языком, в котором доминируют здоровое консервативное начало», стремление к точности, ясности, афористичности, образности, самобытности речи, отторгающей «модусы, страты.».

Главное в жизни найти себя, свое, своих. Почему же человек сначала находит а потом теряет себя? Под влиянием обстоятельств. Фирма теряет лицо так как руководитель теряет себя. Можно ли потерять интеллигентность? Интеллектуальность?
Можно ли вновь обрести эти качества, если когда-то потерял.

Д.С. Лихачев подчеркивал важность умения быть терпимым в интеллектуальной сфере общения, указывал на необходимость постоянной внутренней работы над собой по сохранению духовных сил, «доброго и прекрасного»: «Многие думают, что раз приобретенная интеллигентность затем остается на всю жизнь. Заблуждение! Огонек интеллигентности надо поддерживать. Читать, и читать с выбором: чтение -главный, хотя и не единственный, воспитатель интеллигентности и главное ее «топливо».

Дети крайне погружены в интернет. Отсюда, с одной стороны, они много знают фактов (научных, ненаучных и прочих). Неизвестно какой информации они знают больше. Однако мало читают стоящей литературы.

Присутствие в интернете компенсирует им недостаток общения, внимания, и, в тоже время, заполняет их свободное время. Иногда вырабатывается даже зависимость от этого. Поэтому детям так сложно отказаться от оного и начать читать совсем другие книги, в том числе рекомендованные педагогами в школе.

У них сохранена  жажда общения. Но ввиду диспропорции общение-  потребления информации детям крайне не хватает второго. Хотя первого с избытком. Обсудить информацию на занятии в присутствии учителя и детей они затрудняются так как стесняются, отвыкают говорить, не всегда могут поддержать тему, предложенную учителем, считают, что лучше рассмешить рассказав шутку из того же интернета, чем поговорить о серьезных темах, о которых они хотят, знают , могут сказать факты.

Поэтому разговорить детей, вовлечь их в обсуждение все сложнее.
Их для этого надо:

1) изолировать от цифрового пространства во время урока,

2) заинтересовать,

3) проявить внимание к их словам, мимике, жестам,

4) дать групповое задание ( иногда усложненное вплоть до уровня на класс выше),

5) задание надо  связать с жизнью ребенка,

6) дать поспорить о том, кто и как думает на предложенную тему,

7) пояснить ошибки восприятия информации из интернета, речевые ошибки и тд.,

8) дать задание по теме на дом,

9) похвалить обязательно.

Таким образом, на сегодняшний день для того, чтобы эффективно работать с детьми, нужно полностью перекроить привычную схему построения урока.

Использовать групповые тактики, иногда ещё и справиться с плохим настроением детей, после того как у них забрали телефон. То есть нужно изолировать от интернета, вовлечь в работу, научить общаться, сделать вывод по уроку и все успеть за 45 минут.

Слишком неустойчивая детская психика сегодня заточена на восприятие информации в формате видео. Допускаю даже, что в формате видео, дети лучше бы воспринимали информацию по экономике к примеру, в виде блога и тд. Им такая подача уже ближе, чем классическая школьная.

Особенно сложно учителям не основных, а дополнительных предметов. К которым как раз и относится экономика. Если предмет не входит в основную сетку ЕГЭ, то ещё сложнее мотивировать детей к его изучению. Порой только тотальная изоляция от цифрового мира помогает погрузиться в предмет. Иначе это становится крайне сложным, почти невозможным и в итоге предмету со стороны учеников должное внимание не уделяется. Не говоря уже об интеллигентном общении.

Список использованной литературы:

1. Письма о добром и прекрасном / сост., общ. ред. Г. А. Дубровской. - М.:

Дет. лит., 1985.

2. Лихачев, Д.С. Об интеллигенции: монография / Д.С. Лихачев. – СПб.: Весцы,1997. – 148с.

3. Муштавинская И.В. Путеводитель по ФГОС основного и среднего общего образования / И.В. Муштавинская,  ред. М.О. Вайполиной. - СПб: Каро, 2018. – 176с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное образование и воспитание в образовательной системе современной России.

В статье говорится о духовно-нравственной составляющей современного общества. О необходимости возврата истинных ценностей в жизнь общества и роли школы в этом процессе. Рассказывается об организ...

Воспитание интеллигентности через системный подход в освоении культурного наследия края

Выступление на городской научно-практической конференции "Нравственность, гражданственность, духовность".Санкт-Петербург,  декабрь 2012...

Интеллигентный человек. Какой он?

Беседа с элементами дискуссии...

Статья «Духовно-нравственное воспитание личности актуальная проблема современного педагогического образования»Филиппова

Статья «Духовно-нравственное воспитание личности  актуальная проблема современного педагогического образования»  Филиппова        Высшие смыслы и ценности ...

Статья на тему "Образование как система и процесс"

Статья на тему: "Образование как система и процесс"...

Презентация программы воспитания "Будь человеком" в студии современного танца

В презентации представлен опыт воспитательной работы в детском хореографическом  объединении Студия современного танца "Коктейль-денс"....