Духовно-нравственное образование и воспитание в образовательной системе современной России.
материал по теме

Шувалова Марина Николаевна

 

В статье говорится о духовно-нравственной составляющей современного общества. О необходимости возврата истинных ценностей в жизнь общества и роли школы в этом процессе. Рассказывается об организации внеурочной деятельности  МБОУ «СОШ №11» г Алексина  как форме  духовно-нравственного воспитания личности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное образование и воспитание

в образовательной системе современной России.

Шувалова Марина Николаевна,

учитель истории и обществознания,

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

МБОУ «СОШ №11» города Алексина

Тульской области.

        Государство и общество сегодня называют школу, образование важным ресурсом, обеспечивающим переход России к демократическому и правовому государству. Образование призвано  стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений и должно решить сверхзадачу – эффективно готовить молодое поколение к жизни в социальной реальности, которая реальностью еще не стала.

        Новые требования к отечественной системе образования следующим образом зафиксированы в Концепции модернизации российского образования: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».(1)

        В качестве одной из важных целей образования определена популяризация с использованием программ общественных объединений и социальной рекламы общественных ценностей, таких, как здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, патриотизм, служение отечеству, ответственность, активная жизненная и гражданская позиция.(2)

        Решение этих аксиологических задач является целью  духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

          «Не хлебом единым жив человек». Эта старинная русская пословица, созданная самим  народом, как нельзя лучше показывает важность духовной составляющей в жизни каждого  человека. Эта духовная составляющая не появляется в человеке водночасье. Она  воспитывается  посредством  воздействия на него нравственных идеалов и ценностей, представляющих собой основу  культуры общества.

 Первичным социальным институтом, занимающимся воспитанием подрастающего поколения является семья. Именно здесь закладываются основы морально-нравственных ценностей, которыми ребенок будет руководствоваться в своей жизни. Как правило, говоря словами Себастьяна Брандта, «ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители в пример ему». Семья – это отражение общества, тех процессов, которые в нем протекают.

Другим социальным институтом, формирующим ценностный мир ребенка является школа, где проходит процесс овладения опытом предшествующих поколений, приобретаются навыки, необходимые для успешной социализации личности.

Известные события 90х годов ХХ века деформировали систему духовных ценностей, разрушили привычные идеалы российского общества, а место идеалов духовных занял культ материальных ценностей, культ денег. За 20 лет бездуховности, прямой пропаганды легкой жизни, наживы и насилия, идущей из средств массовой информации, сформировалось общество потребителей, для которых их личные интересы превыше всего, а понятия «Родина»,  «Отечество», «патриотизм» заняли далеко не лидирующие позиции в их иерархии ценностей.

         Не случайно основополагающим документом новых Федеральных Государственных образовательных стандартов является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в которой говорится:

«Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

        Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства».(3)

        Исходя из данного документа, задача школы сегодня - вернуть истинные ценности в российское общество, руководствуясь национальными идеалами, традициями, примерами беззаветного служения Родине граждан России на протяжении ее многовековой истории.  Воспитание любви к своей Родине начинается с воспитания любви к своему родному городу, родной школе, своей семье.

        В нашей школе разработана программа духовно-нравственного воспитания  «Возрождение», в которой отражены основные направления работы по формированию истинных ценностей личности школьника. В рамках этой программы в школе действует клуб общения «Патриот», членами которого являются старшеклассники и члены Совета Ветеранов города Алексина. Мы приглашаем ветеранов на открытые уроки по военной тематике, на обсуждение совместно просмотренных кинофильмов «Мы из будущего», «Обыкновенный фашизм», отрывков фильма «Школа», с последующим обсуждением и проведением дебатов. Проблемно-ценностное общение имеет большое значение для становления личности учащихся.

         В нашем образовательном учреждении  действует православный клуб «Пересвет», целью работы которого является изучение подвигов русского воинства, общение с другими православными клубами города Алексина и священнослужителями православных храмов на предмет актуальных проблем современности таких как:  «Интернет в нашей жизни», «Главное чудо жизни есть любовь», «Безнравственность в святыне». Такие беседы позволяют учащимся задуматься, переосмыслить свое отношение к окружающему миру и его ценностям.

        Новые Федеральные государственные стандарты заставляют учителя изменить подходы к процессу овладения знаниями и изменить позицию учащихся на уроке, сделав их субъектами  образовательного процесса благодаря  деятельностному подходу и  усилению исследовательской составляющей. Решением этой задачи занимается школьное научно-исследовательское общество «Фотон», которое объединяет учащихся с активной жизненной позицией, стремящихся к овладению навыками исследовательской деятельности. Ежегодно в школе проходят научно-практические конференции, где учащиеся защищают свои исследовательские работы, над которыми работали в течение учебного года.

В связи с требованиями времени, проектно-исследовательская деятельность является одной из ведущих технологий современного образования. Это тот вид деятельности, где ребенок может проявить свое творчество, самостоятельность, организованность, коммуникабельность. Результатом такой деятельности стало открытие в нашей школе музейной комнаты. В годы Великой Отечественной войны в нашей школе был расположен эвакогоспиталь №5384, но своего музея  не было. Большая исследовательско-поисковая работа, позволила собрать материал для  одной из экспозиций музейной комнаты, посвященной Великой Отечественной войне, и открыть ее 14 декабря 2011, накануне 70илетия освобождения города Алексина от немецко-фашистских захватчиков.  

Открытие музейной комнаты стало знаковым событием в жизни школы. Музейную комнату посетили  учащиеся многих классов, и ни один не остался после лекций равнодушным.

 Память – это та тонкая нить, которая связывает многие поколения в единое целое. Историческая память русского народа хранит много славных подвигов, примеров героизма и патриотизма. Наша музейная комната  – это то место, где эти тонкие нити соединяются в полотно памяти, с помощью которого мы решаем проблему духовно – нравственного становления личности школьников в нашем образовательном учреждении.

Ведь как сказал Ш.Монтескье: «…лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов».(4)

Список литературы:

1.Статья А.С.Аникеева, Т.В.Болотиной и др. «О развитии гражданского образования в России».//Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» №7, 2003 с.18

2.Концепция модернизации российского образования до 2020г.// http://www.smolin.ru/odv/reference-source/2008-03.htm

3. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России. // М., Просвещение, 2009г.

4. Военно- патриотическое воспитание в школе. //В.М. Видякин, Волгоград: «Учитель»,  2006 -280с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование духовно - нравственной культуры и эстетическое воспитание личности в условиях работы образовательно-культурного центра»

В презентации рассказывается о том, как в процессе классного руководства я, как классный руководитель формирую у учащихся духовно - нравственную культуру и эстетическое воспитание личности в условиях ...

Участие в работе III Международной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках предметов гуманитарного цикла".

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее...

" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"

Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....

" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"

Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....

Духовно-нравственное развитие студента как направление воспитательной системы в ГБПОУ "Самарский машиностроительный колледж"

Статья раскрывает основные направления и формы внеадиторной работы студентов колледжа в рамках предметного кружка "Православная кульутра Самары"...

Олимпийское образование как средство духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся гимназии.

Основная идея заключается в том, что учебно-воспитательный процесс в условиях образовательного учреждения должен реализовать свои функции не только в форме передачи детям определенных знаний, умений и...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи "Воспитание патриота, гражданина, человека"

Данная программа представлена на республиканский конкурс "За нравственный подвиг учителя" В номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания д...