Духовно-нравственное развитие студента как направление воспитательной системы в ГБПОУ "Самарский машиностроительный колледж"
статья на тему

Наталья Сергеевна Феоктистова

Статья раскрывает основные направления и формы внеадиторной работы студентов колледжа в рамках предметного кружка "Православная кульутра Самары"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное развитие студента как направление в воспитательной системе ГБПОУ «Самарский машиностроительный колледж»

Феоктистова Наталья Сергеевна,

преподаватель истории ГБПОУ

«Самарский машиностроительный колледж»

В современном обществе остро стоит проблема формирования и развития духовно-нравственных аспектов личности подростка. Такие явления как рост суицидов, набирающее обороты движение «чайлдфри», соучастие в полукриминальных группировках, распространение деструктивных молодёжных субкультур свидетельствуют о моральной дезориентации подростка. Поэтому в современном образовательном процессе ключевую роль должно играть воспитание, а именно формирование и  развитие духовных ценностей, нравственных ориентиров, гражданской идентичности и патриотизма.

В качестве одного из главного негативного фактора в решении воспитательных задач следует отметить то, что предметы, формирующие мировоззренческий пласт личности студента, зачастую воспринимаются в системе среднего профессионального образования как лишний довесок к дисциплинам профессионального цикла. Однако такие предметы как история, литература, обществознание, изъятые ныне из программ социология, политология, культурология, направлены на формирование гражданской идентичности, патриотизма и духовно-нравственное развитие студента.

Поэтому сегодня особо актуальны разнообразные формы и методы воспитательной работы, направленной на развитие позитивных духовных качеств молодёжи.

Одним из направлений воспитательной системы ГБПОУ СМК является организация внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов посредством работы предметного кружка «Православная культура Самары».

Работа предметного кружка «Православная культура Самары» направлена на решение целого комплекса воспитательных задач – формирование и развитие духовных ценностей и нравственных ориентиров студента, развитие патриотического мировоззрения и уважение к истории и культуре своей страны, развития эстетики и повышение интереса к гуманитарным предметам.

Организация предметного кружка ориентирована также на систематизацию и оптимизацию самостоятельной творческой работы студента, которая предполагает разнообразные формы внеаудиторной деятельности студента – проведение исследовательской работы, написание и оформление доклада, оформление фотоотчёта по итогам экскурсии, разработка презентации. Сами по себе эти формы самостоятельной творческой деятельности студента ориентируют его на активное участие в общественной жизни учебного заведения – проведение мастер-классов и внеаудиторных мероприятий, выступление на семинарах и конференциях различного уровня.

Также предметный кружок в своей деятельности реализует приоритетные направления воспитательной системы учебного заведения посредством организации и проведения различных мероприятий – подготовка и проведение классных часов и внеаудиторных мероприятий духовно-нравственной и патриотической тематики, организация недели предмета по истории,  проведение тематических экскурсий и встреч с интересными людьми.

За два учебных года работы кружка можно отметить его достаточно высокую результативность. Студенты, охваченные работой предметного кружка, занимаются исследовательской работой и с результатами своих исследований выступают на семинарах, конкурсах и конференциях различного уровня. В данном направлении можно отметить исследования студентов колледжа Шаламковой В. «Григорий Журавлёв – иконописец от Бога», Карасёвой Ю. «Митрополит Алексий – Небесный покровитель Самары», которые успешно выступили в ежегодном конкурсе «Я - специалист», проводимом в колледже.

В январе 2017 года  студент колледжа Скуратов Е.А. принял очное участие в Открытой Международной научно-исследовательской конференции «Образование. Наука. Профессия» с результатами своих исследований по тематике предметного кружка («Проблемы нравственности современной молодёжи»).

В рамках работы предметного кружка проводятся открытые уроки, классные часы и внеаудиторные мероприятия. В данном  направлении можно отметить внеклассное мероприятие «Страницы истории Православной Самары», методическая разработка которого приняла участие во всероссийском конкурсе «Формирование гражданской идентичности».

Одно из главных достижений в работе предметного кружка за два года работы можно считать успешное участие во всероссийском конкурсе «Серафимовский учитель», в котором методическая разработка по организации предметного кружка получила диплом победителя и поощрительную премию (по факту  третье место).

В данное время продолжается активная творческая работа –

  • проведён открытый урок «Духовно-нравственные ориентиры современной молодёжи»,
  • студентка Хусаинова М. приняла участие в IV Общероссийской научно-практической конференции «ПОГРУЖАЯСЬ В МИР НАУКИ…»  с исследованием «Стояние Зои Куйбышевской. Возможно ли чудо?»
  • исследовательские работы студентов Хусаиновой М. («Стояние Зои куйбышевской. Возможно ли чудо?») и Белова П. («Явление смердяковщины в современной России») проходят экспертную оценку Открытой Международной научно-исследовательской конференции «Образование. Наука. Профессия».

В настоящее время работа кружка продолжается по намеченным перспективным направлениям – исследовательская деятельность студентов, организация и проведение внеаудиторных мероприятий, организация экскурсий, разработка тематических классных часов.

Таким образом, предметный кружок по истории «Православная культура Самары»  имеет чёткую тематическую и содержательную направленность, но при этом решает обширные разнообразные задачи духовно-нравственного развития студентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно -нравственного воспитания в классах казачьей направленности

Программа представляет стркутурированный алгоритм организации духовно -нравственного воспитания учащихся классов казачьей направленности....

«Духовно-нравственное воспитание, развитие младших школьников» «Наши верные друзья»

- Много тысячелетий живут на планете рядом с человеком звери, птицы, рыбы. Они тоже, как и мы могут сказать: «Эта Земля моя». Мы должны научиться жить с ними в мире, не причиняя зла. ...

«Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающегося в учебно-воспитательном процессе»

Целью духовно-нравственного воспитания должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития. Эти цели конкретизируются в следующих задачах. 1. Воспитание цель...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Знакомимся с ситуациями духовно-нравственного воспитания:ь     ситуации выбора;ь     ситуации встречи с прекрасным;ь     ситуации встречи с ...

Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)

   Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...