Финансовая грамотность. Безопасность личных финансов
методическая разработка по экономике (7, 8, 9, 10 класс)

Бобырь Александр

Материал к уроку финансовой грамотности "Безопасность личных финансов"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Курсы повышения квалификации «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся» Методическая разработка урока “ Цифровая безопасность личных финансов ” Разработчик: А.А. Бобырь , учитель истории и обществознания МБОУ «Центр образования №69» , г. Уфа Целевая аудитория : обучающиеся 7-9 классов Уфа

Слайд 2

Цифровая безопасность личных финансов Уфа 2021 Цифровая безопасность личных финансов

Слайд 3

Актуальность темы Цифровая реальность, в которой мы все сегодня живём, уже давно распространила своё действие и на денежные отношения. Технический прогресс облегчает нашу жизнь, упрощает рутинные действия, предлагая нам больше свободного времени для полезных и приятных дел. В настоящее время к нашим услугам – разнообразные банковские и платёжные сервисы, которыми мы можем воспользоваться в рамках онлайн-услуг, в интернет-магазинах, при безналичных расчётах. Чтобы пользоваться этим многообразием предложений и функций, человеку надо ориентироваться в них. Кроме того, как и в любой сфере, здесь есть свои правила безопасности, которые совсем несложно соблюдать. Они минимизируют риски быть обманутыми мошенниками, которые пытаются добраться до чужих денег с помощью цифровых технологий.

Слайд 4

Цели урока Образовательная: создание у обучающихся представления об удобстве и рисках использования банковских цифровых продуктов, приёмах и методах защиты от посягательств на личные финансы. Развивающая: продолжить формирование навыков умственного труда, логического и аналитического мышления; грамотно формулировать и давать полные ответы, развитие способностей сравнивать и анализировать, формирование навыков безопасных безналичных расчётов. Воспитательная: содействовать воспитанию уважения к мнению других, формированию поведения человека в обществе (коллективизм, коммуникабельность, уважение друг к другу); воспитание ответственности и умения соблюдать правила безопасности при безналичных расчётах и использовании цифровых банковских продуктов. Методическая: показать применение метода проблемного обучения через организацию работы в группе при решении проблемной ситуации.

Слайд 5

Задачи урока Развитие экономического образа мышления . 2. Воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе. 3 . Приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Слайд 6

Планируемые результаты урока Личностные : 1. Осознание себя как члена семьи и общества: понимание экономических проблем семьи. 2. Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: понимание того, что можно себе сейчас позволить, а что нельзя; овладение навыками безопасных безналичных расчётов. 3. Предложение вариантов развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Слайд 7

Планируемые результаты урока Метапредметные: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Понимание цели своих действий; оценка правильности выполнения действий, самооценка и взаимооценка . Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о проведении безналичных платежей; адекватное восприятие предложений товарищей по использованию цифровых банковских продуктов; готовность слушать собеседника и вести диалог. Умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событиям.

Слайд 8

Планируемые результаты урока Предметные: Понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях принятых решений при осуществлении безналичных расчётов. Формирование социальной ответственности: оценка возможностей и потребностей в материальных благах.

Слайд 9

Технологическая карта урока Актуализация знаний. Обсуждение базовых понятий Банковская платёжная карта

Слайд 10

Банковская платёжная карта Преимущества: Удобство, безопасность, широкая география платежей, пополнение счёта в случае необходимости, финансовый контроль, гигиена, скидки и бонусы

Слайд 11

Банковская платёжная карта Каждый реквизит карты имеет значение номер чип имя держателя срок действия название банка логотип платёжной системы место для подписи держателя CVC 2 /CVV 2 /CID предупреждения, реквизиты банка Обсуждение базовых понятий. Диалог, индивидуальная работа

Слайд 12

Кто и как охотится за реквизитами карт Мошенникам нужны: Коды CVC 2 /CVV 2 /CID Имя, фамилия держателя Номер карты ПИН-код Срок действия карты Сеансовый ключ

Слайд 13

Вишинг Вишинг (английское vishing , от Voice phishing ) — один из методов мошенничества с использованием социальной инженерии , который заключается в том, что злоумышленники, используя телефонную коммуникацию и играя определённую роль (сотрудника банка, покупателя), под разными предлогами выманивают у держателя платёжной карты конфиденциальную информацию или стимулируют к совершению определённых действий со своим карточным счётом, платёжной картой . Характерные признаки: Звонок в неудобное время Вас вводят в состояние эмоционального шока Пытаются узнать личные данные, реквизиты карты Вас торопят с принятием решения

Слайд 14

Скимминг Скимминг (от английского skimming ) — кража данных карты при помощи специального считывающего устройства ( скиммера ) Характерные признаки : Механические повреждения на корпусе банкомата Неровный картоприёмник или выступы на нём Посторонние детали, прикреплённые к банкомату Не совпадают контуры деталей, отличается цвет или материал

Слайд 15

Правила безопасного использования карты Необходимо: Держать в секрете реквизиты карты Хранить карту в надёжном месте В случае утери немедленно заблокировать Иметь разные карты для разных целей Установить лимиты и СМС-оповещение Диалог, разбор примеров

Слайд 16

Платежи в Интернете Цифровые технологии дают нам больше возможностей и свободного времени Формирование умения критически оценивать свой опыт

Слайд 17

Платежи в Интернете Фишинг на поддельных сайтах Проверьте: WEB- адрес сайта Когда и на кого сайт зарегистрирован Безопасность соединения Грамматические и орфографические ошибки Надо быть осторожным, если запрашивается личная информация

Слайд 18

Надёжный пароль Пароль защищает наши финансы в цифровой среде Требования к паролям: Пароль должен быть сложным Для разных аккаунтов – разные пароли Периодически пароль нужно менять Пароль нужно держать в голове! Пароль – конфиденциальная информация!

Слайд 19

Правила безопасного использования Интернета Установите антивирусное обеспечение Не заходите на критически важные сайты или в приложения через общественный WI-FI Не оставляйте в Интернете всю личную информацию Помните, что ваш виртуальный «друг» может быть не тем, за кого себя выдаёт

Слайд 20

Мошенники на досках объявлений Нужно насторожиться : Если товар продаётся исключительно по предоплате Если слишком низкая цена Если запрашивается личная информация Мозговой штурм: «Как можно быть осторожным?» Приводят примеры

Слайд 21

Безопасный мобильный Технологии расширяют возможности пользователей мобильных телефонов Бесконтактная оплата Оплата с помощью QR -кода

Слайд 22

Безопасный мобильный Мобильный банк

Слайд 23

Безопасный мобильный Телефонное мошенничество:

Слайд 24

Безопасный мобильный Платные опции и контент Нужно: Внимательно читать все условия, на которых предоставляется услуга Не пользоваться малоизвестными сервисами Не отправлять ответные СМС Не активировать пришедшие ссылки Периодически проверять, не изменилась ли стоимость используемой вами услуги

Слайд 25

Правила мобильной безопасности Не передавайте ваш гаджет в чужие руки Установите пароль на вход в телефон Будьте бдительны при получении необычных СМС Устанавливайте мобильные приложения только из надёжных источников Установите антивирусное обеспечение В случае утери телефона срочно блокируйте СИМ-карту

Слайд 26

Подведение итогов Закрепление полученных знаний, рефлексия Обсуждаем результаты работы Оцениваем практическую значимость полученных знаний Домашнее задание ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ «ЦИФРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ» КВИЗ * «Защити свои деньги от мошенников» * В приложении к презентации



Предварительный просмотр:

Институт развития образования Республики Башкортостан

Курсы повышения квалификации

«Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности

различным категориям обучающихся»

Методическая разработка урока

Тема «Цифровая безопасность личных финансов»»

Подготовил:

Бобырь Александр Александрович, учитель истории и обществознания МБОУ «Центр образования №69», г. Уфа

Уфа

Введение

Тема выбрана для формирования первоначальных сведений у обучающихся 7-9 классов о цифровых банковских продуктах, безналичных расчётах, банковских картах, о пользе и рисках, связанных с ними, а также для формирования у них опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных практических задач.

В современном мире детям необходимо ориентироваться в сфере финансовых операций,  уметь сравнивать преимущества и недостатки различных видов банковских карт, а также  понимать свою ответственность за пользование банковскими картами.  

Что надо делать, чтобы наши деньги в цифровом мире были в сохранности, а жулики остались ни с чем? Чтобы ответить на этот вопрос, надо иметь знания о цифровых услугах, предоставляемых на финансовом рынке, уметь ими пользоваться и обеспечить при этом себе цифровую безопасность. Далее в нашей презентации именно с учетом этих моментов мы рассмотрим самые распространенные финансовые инструменты, которыми большинство из нас пользуется сегодня практически каждый день.

Основная часть

  1. Общая характеристика занятия

Место: Уфа, Республика Башкортостан

Педагог: учителя истории, обществознания и экономики

Обучающиеся: 7-9 класс

Место занятия в логике реализации предмета – занятие в курсе финансовой грамотности 7-9 классов.

  1. Характеристика условий реализации проекта

Вид деятельности учащихся: урочная деятельность

Количество занятий по теме: с учётм планирования

Тип занятия: ознакомление с новым материалом

Оборудование и/ или характеристика образовательной среды: видео поддержка, ПК

Учебник или учебное пособие для учащихся: Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик. – М.: ВАКО, 2018.

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8-9 классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О.И. Рязанова. – М.: ВАКО, 2018.

Методические материалы для учителя: Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 классы обще образоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  1. Педагогическая характеристика занятия

Тема: «Цифровая безопасность личных финансов»

Цель урока: Создание представления у обучающихся  о  пользе и рисках при использовании  банковских карт.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • осознавать потребность и готовность к самообразованию;
  • осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал, имеющий отношение к своим интересам;
  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
  • учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
  • учиться выстраивать и перестраивать стиль своего общения со сверстниками, старшими и младшими в разных ситуациях совместной деятельности, особенно направленной на общий результат;
  • учиться не только воспринимать, но и критически осмысливать и принимать новые правила поведения в соответствии с включением в новое сообщество, с изменением своего статуса;
  • учиться критически оценивать и корректировать свое поведения в различных взаимодействиях, справляться с агрессивностью и эгоизмом, договариваться с партнерами;
  • по мере взросления включаться в различные стороны общественной жизни своего региона;
  • учиться осознавать свои общественные интересы, договариваться с другими об их совместном выражении, реализации и защите в пределах норм морали и права;
  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих;
  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с разных точек зрения (нравственных, гражданско-патриотических, с точки зрения различных групп общества);
  • уметь в ходе личностной саморефлексии определять свою систему ценностей в общих ценностях;
  • осознавать и называть свои ближайшие цели саморазвития;
  • осознавать и называть свои стратегические цели саморазвития.

Предметные:

  • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
  • понимание и правильное использование экономических терминов;
  • освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
  • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
  • развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
  • развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Метапредметные:

Регулятивные

  1. Умение определять и формулировать цель деятельности:
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения;
  • умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно.
  1. Умение составлять план действия по решению проблемы.
  2. Умение осуществлять действия по реализации плана:
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
  • умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  • умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
  • умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
  1. Умение соотносить результат своей деятельности с целью:
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
  • Владение основами самоконтроля, самооценки.

Познавательные

  1. Умение извлекать информацию, определять понятия, устанавливать аналогии.
  2. Умение делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания:
  • умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
  • умение пользоваться различными источниками информации.
  1. Умения добывать новые знания, умение наблюдать, читать, слушать.
  2. Умение перерабатывать информацию:
  • умение анализировать, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
  • умение выделять главное;
  • умение сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;
  • умение применять смысловое чтение.
  1. Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя:
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение работать с текстом, таблицей, схемой, графиками, иллюстрациями и др.;
  • умение передавать информацию в сжатом или развёрнутом виде, составлять план, тезисы, конспект.

Коммуникативные

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество:
  • умение владеть приёмами монологической и диалогической речи;
  • умение работать индивидуально и в группе;
  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение использовать ИКТ-компетенции.
  1. Умение понимать другие позиции:
  • умение осознанно использовать речевые средства;
  • умение договариваться с людьми;
  • умение задавать вопросы по теме.

Технологическая карта урока:

Тема урока

Цифровая безопасность личных финансов

Дата урока

Тип урока

Ознакомление с новым материалом

Цель урока

Создание представления у обучающихся  о пользе и рисках при использовании банковских карт, цифровых банковских продуктов

Образовательные
ресурсы

Авторская презентация

План урока

1. Банковские карты, цифровые банковские продукты, использование гаджетов. Определение

2. Цифровые банковские продукты, безналичные платежи (гаджеты и Интернет, банкоматы)

3. Польза и риски в использовании карт, банковских цифровых продуктов и гаджетов.

Личностно значимая проблема

Ознакомление  и понимание  пользы и рисков при использовании банковских карт  

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные понятия

Банковская карта, дебетовая карта, кредитная карта, безналичные платежи

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: определять понятие

Банковская карта,  дебетовая карта, дебетовая карта,  кредитная карта

Получат возможность научиться: работать с видеопособием; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий

Выражают гражданскую идентичность в форме осознания рационального использования банковских карт в финансовых отношениях, осознание себя участником экономических процессов в семье, государстве и мире.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока

Время (мин)

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Моти-вация
к учебной деятельности

3

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного
в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Акту-ализация знаний

7

Изучение информации, содержащейся на банковских картах

Организует  формирование групп обучающихся на основе полученных ими кейсов, в которых имеется карта, соответствующего цвета и рабочие листы.  

 Далее проводит  беседу по вопросам:

-Дети, а знаете ли вы почему карта называется банковской?

-Дети, кто из вас видел или держал в руках банковские карты?

- Есть ли у вас своя банковская карта?

-Знаете ли вы, какие они бывают?

- Знаете ли вы о пользе и рисках в использовании банковских карт?

Рассматривают карты, розданные учителем, отвечают на вопросы.

Фронтальная работа

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Устные ответы

        1

2

3

4

5

6

7

8

III. Изучение нового

матери-ала

IV. Подведение итогов, закрепление, рефлексия

17

1Презентация «Цифровая безопасность личных финансов»

2. Работа с терминами.

  1. Работа в группах

  1. Работа с классом

1. Показывает презентацию, комментирует новую информацию.

2. Организует  работу по изучению новых терминов

3. Учитель  устанавливает время на групповую работу с кейсами. в  которых группа  формирует перечень преимуществ и рисков при использовании банковских карт. Дается пояснение для выполнения задания.

4. Учитель проводит квиз по теме «Цифровая безопасность личных финансов

1. Знакомятся
с новой инфор-мацией, задают

уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.

2. Отвечают
на вопросы,

3. Учащиеся работают с кейсами, выполняют задания.

4. Учащиеся отвечают на вопросы

1. Индивидуальная

работа.

2. Индивидуальная, фронтальная работа.

3. Групповая работа.

4.

Индивидуальная работа

Личностные: осознают ответственность человека за общее благополучие.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способы решения; осуществляют  пошаговый контроль деятельности.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного характера; осознанно и строят сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии
для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

2. Уст-
ные ответы.

3. Уст-
ные

ответы.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

вопросы, обращаются
за помощью; формулируют свои затруднения;

предлагают помощь
и сотрудничество

IV. Первичное  осмысление и закрепление изученного

11

Прочтение
и комментирование ответов в кейсах.

Закрепление материала по слайдам презентации.

Презентация с 1по 10 слайды

Организует обсуждение с учащимися о  пользе и рисках  использования банковской карты :

Польза:

  1. Простота использования
  2. Снижение риска потери денежных средств
  3. Быстрая скорость перечислений
  4. Низкая стоимость обслуживания карты
  5. Анонимность использования денежных средств

Риски:

  1. Нет гарантии платежеспособности
  2. Низкая безопасность
  3. Возможность ареста или блокировки карты
  4. Большие расходы на «карточкизацию» (изготовление, выпуск карты)
  5. Пополнение только через систему банка.
  6. Ограничение суммы оплаты товаров и услуг
  7. Сбор комиссии за банковские услуги

Выполняют корректировку записей в кейсах о рисках и преимуществах карт.

Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют  поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в записях в кейсах.

Устные ответы


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение
полученных
на уроке сведений

1.Презентация (слайд 11-12)

2.Проводит беседу по вопросам:

– Какие знания  я получил?

-Смогу ли я объяснить эту тему другу?

-Доволен ли я своей работой на занятии?

1.Отвечают
на вопросы.

2.Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний
для человека.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся
за работу на уроке

Домашнее задание

2

Повторить записи в кейсе,

Проект «Моя банковская карта»

Конкретизирует домашнее задание:  выбрать предпочитаемый вид карты и создать свой дизайн карты.

Записывают
домашнее
задание

Индивидуальная

Заключение

Методическая разработка урока  реализует на практике системно-деятельностный подход; педагог использует активные методы: кейс-задания; сотрудничество и разнообразные виды работы: работа с терминами, работа с текстом, творческое выступление. Разработка может быть использована учителем как в урочной (обществознание, финансовая грамотность), так и во внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия по финансовой грамотности подростков "Поиграем с финансами"

Данная разработка нацелена на содействие финансовому просвещению и воспитанию подростков детского дома....

Финансовая грамотность. Личная финансовая безопасность

Основные признаки и виды финансовых пирамид. Виды финансового мошенничества. Правила личной финансовой безопаскости...

Рабочая программа по основам финансовой грамотности "Азбука финансов"

Рабочая программа  по основам финансовой грамотности "Азбука финансов"...

Технологическая карта внеклассного занятия по финансовой грамотности, игра "Знатоки финансов"

Игра «Знатоки финансов», целевая аудитория: 7 класс, закрепление знаний по теме "Деньги"...

Презентация по финансовой грамотности "В мире финансов"

Данная презентация была подготовлена для внеурочного занятия по финансовой грамотности в 7 классе "В мире финансов"....

Конспект урока по финансовой грамотности "В мире финансов"

Тема урока: «В мире финансов»Цель: развитие финансовой грамотности обучающихся.Задачи:- способствовать формированию экономического образа мышления;- воспитывать ответственность и нравствен...