Конспект занятия «Профессии в действии: экономист, финансист. Игра «Финансовый компас».
план-конспект по экономике

Середа Мария Николаевна

Цель: знакомство с профессиями экономиста и финансиста и развитие практических навыков обращения с личными финансами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_praktika.docx154.7 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕРИАЛ КОНКУРСА «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ» В 2022 ГОДУ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МБУ ДО ДДТ СТ. КАЛИНИНСКОЙ  

СЕРЕДА М.Н.

Тема занятия: «Профессии в действии: экономист, финансист.

 Игра «Финансовый компас».

Цель: знакомство с профессиями экономиста и финансиста и развитие практических навыков обращения с личными финансами.

Задачи:

  • Рассмотреть особенности профессий «экономист», «финансист»;
  • Узнать, какие качества необходимы представителям данных профессий;
  • Обсудить привычные для ребенка ситуации, связанные с деньгами;
  • Научить осознанно выявлять ситуации, требующие финансового решения;
  • Научить оценивать последствия финансовых решений;
  • Обучить основам личного финансового планирования.

Тип занятия: комбинированный.

Оборудование, наглядные и дидактические материалы: мультимедийное оборудование, теоретический материал, бланки участников игры, ручки, презентация.

Форма занятия: лекция, игра.

Форма работы: коллективная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, игровой.

Время проведения: 2 академических часа (2 занятия по 45 минут с 15-минутным перерывом).

Ход  занятия

1. Организационный момент

- приветствие учащихся;

- проверка посещаемости;

- сообщение темы, цели, задач занятия.  

2. Основная часть.

Проведение экспресс-опроса. (Приложение 2)

- объяснение новой темы:

Экономист — профессия современности. Хотя само слово «экономика» было придумано в Древней Греции и означало «домоводство», то есть экономическому анализу подвергалось ведение домашнего хозяйства. Первым экономистом считается Аристотель, который строил теории насчёт обмена товаров, их стоимости и полезности. 

 Моментом  рождения экономики можно читать тот период примерно 10 тысяч лет тому назад, когда в Месопотамии, в плодородной и теплой долине между могучими азиатскими реками Тигр и Евфрат, люди занялись сельским хозяйством. Это значит, что вместо привычного им на протяжении тысяч лет сбора плодов растений они стали целенаправленно выращивать эти растения на своих полях. А вместо того чтобы охотится на диких животных, люди приучили их и стали пасти. Обществу впервые удалось решить самую сложную и важную экономическую задачу – использовать имеющиеся производственные ресурсы с большим, чем прежде результатом, т. е. добиться производительности своего труда. 

Этот успех принципиально изменил образ жизни людей. Они, наконец, получили возможность жить на одном месте, не опасаясь голода. Более того, когда продуктов питания стало больше, в семьях увеличилось число детей, а смертность от голода и порожденных недоеданием болезней сократилась. Возросшее число рабочих рук позволило людям начать разделять между собой обязанности. Постепенно в некоторых поселениях ремесленников стало больше, чем крестьян. Так родились первые города.

Перемены в жизни человечества начались с торговли – после 1400 г. она стала развиваться всё быстрее. Появление новых рынков и торговых путей оказалось следствием крестовых походов, не разрушивших, а, напротив, укрепивших торговые связи Азии и Европы. Затем были открыты морской путь в Индию в обход Африки и, наконец, Америка. В итоге на европейских рынках появились новые товары, а европейская торговля достигла небывалого расцвета.

В 1750 году началась «эпоха изобретателей», или, как её иначе называют, Промышленная революция. Она резко изменила хозяйственную жизнь человечества, и, прежде всего производство продукции сельского хозяйства. Внедрение этих и других изобретений позволило резко повысить производительность труда в сельском хозяйстве, что привело, к существенно возросшей производительности труда и появление « лишних рук». В поисках заработка сельские жители потянулись в город, где их охотно брали на работу владельцы быстро растущих фабрик и заводов. Так начался бурный рост городов и падение доли сельского населения. Например, в начале XX в. Россия была страной с преимущественно сельским населением, а сегодня на селе живет только 1/4 населения.

       Иными словами, с конца XVIII в. человечество вступило в новый этап развития экономики – этап индустриализации, т.е. обгоняющего роста промышленности. Первоначально быстрее всех стала развиваться текстильная промышленность. В XIX в. начался рост тех отраслей, которые добывают природные ресурсы (металлы, нефть, соли), а также металлургии и машиностроения. XX век знаменует собой расцвет химической и электротехнической промышленности.

 –               Вот такая история появления экономики. А кто же такой экономист?

Ответы детей.

- Многие считают, что профессия экономиста сродни профессии бухгалтера. Ведь работают и те и другие с цифрами, касающимися работы организации, ее эффективности и результатов.

Разница между экономистом и бухгалтером состоит в том, что бухгалтер осуществляет фактический сбор и систематизацию документации и ее содержимого, а экономист должен провести анализ и оценку результатов работы за конкретный период, выявить недочеты и на основании того, что получилось, составить прогноз. Да-да, экономист — это, своего рода, предсказатель, который основывается на фактах.

    Что нужно знать для работы экономистом?

Ответы детей: уметь считать, разбираться в рыночном спросе и рекламе и др.

-  В первую очередь работа экономистом подразумевает тесное общение с цифрами, формулами и разного рода соотношениями. Поэтому знание математики и ее основ обязательно. Тому, кто не в состоянии найти процент от заданного числа, просто нечего делать в этой сфере. Желательно, вернее, даже обязательно, чтобы человек обладал аналитическим складом ума. Ведь на основании выведенных данных нужно оценить сложившуюся на предприятии ситуацию и представить отчет руководителю.

Пример работы экономиста — доказать, какое из выбранных направлений деятельности рентабельно, а какой проект следует приостановить или совсем закрыть.

Сейчас в подавляющем большинстве профильных высших учебных заведений, техникумов и училищ есть факультеты, которые готовят экономистов. Это связано с тем, что профессия имеет большую популярность у молодежи.

Суть профессии экономиста состоит в том, чтобы знать всю подноготную предприятия, каждый «винтик», который можно «вкрутить» в систему, с тем, чтобы увеличить отдачу.

И, конечно же, в современных условиях каждый специалист должен знать компьютер. И далеко не на уровне пользователя. Продвинутый пользователь программ Microsoft Office – это минимум того, что нужно для работы, обычно еще требуют знание продуктов 1С.

- Как найти работу начинающему экономисту?

На должность экономиста устроиться, особенно с «нуля», без опыта работы, очень сложно, практически нереально. Для этого нужен счастливый случай. Эту работу новичкам можно получить альтернативным способом – начинать трудиться на предприятии в другой должности, параллельно обучаясь в вузе по специальности экономиста. Руководство обязательно заметит стремление сотрудника к совершенствованию и, при первой же возможности, предоставит желаемую должность.

Обычно руководители, принимая на эту должность новичков, не предъявляют серьезных требований. Просят предъявить диплом об образовании и задают несколько вопросов о наличии знаний в той области, в которой работает предприятие. Справится кандидат со своими обязанностями или нет, предстоит выяснить во время испытательного срока. Для всех работников — это три месяца, для управленческого состава период может быть продлен до полугода. В это время руководство предприятия может принять решение об увольнении работника в связи с тем, что он не справляется с обязанностями. Поэтому, кроме потерянного времени, директор предприятия ничем в этой ситуации не рискует.

Главное, на что обращают особенное внимание руководители при приеме на работу на любую должность – это доброжелательность, правильная постановка речи и коммуникабельность соискателя.

Плюсы и минусы профессии экономиста

К плюсам профессии можно отнести то, что экономист является независимым ни от кого, кроме директора, работником. К тому же, люди, которые решили посвятить себя этой профессии, это личности, которые во главу угла ставят творческий подход к деятельности. Возможность видеть то, что не видно другим, усовершенствовать структуру и кадровый состав, с тем чтобы направлять усилия на достижение поставленных целей — это действительно интересно.

Недостатков в этой работе я не вижу. Единственный минус, свойственный подавляющему большинству предприятий в наше время — это нагружать того, кто справляется со своими обязанностями, максимальным количеством дополнительных, отвлекающих от основного процесса, функций.

- Ребята, а если говорить о второй профессии, что же означает слово – финансист?

- С чем связана работа финансиста?

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать финансист?

- Финансист - это термин, характеризующий человека, который имеет дело обычно с крупными суммами денег и как правило который занимается кредитованием (финансированием проектов), крупномасштабными инвестициями (инвестированием), а также может заниматься крупномасштабным управлением капитала. Термин французский и происходит от слова - финансирование.

Чтобы по достоинству оценить профессию финансиста и вклад, вносимый им в повышение эффективности хозяйственной деятельности и ее результативность Международный конгресс бухгалтеров в 1946 г. утвердил герб счетного работника, предложенный знаменитым французским ученым Ж. Б. Дюмарше. Солнце символизирует бухгалтерский учет, который освещает хозяйственную деятельность, ясность и прозрачность финансовой деятельности. Весы - бухгалтерский баланс. Кривая Бернулли – символ непрерывности и вечности учёта, а, значит, и экономического анализа.

К индивидуальным особенностям специалиста входят:

- Аналитический склад ума;

- Хорошая оперативная память;

- Усидчивость, умение много и напряженно работать;

К личностным особенностям специалиста входят:

- Нервно-психическая устойчивость;

- Развитые счетно-аналитические способности;

- Высокая работоспособность;

- Способность к концентрации и распределению внимания в течение длительного времени.

  1. Давайте посмотрим с вами видео, в котором рассказывается о профессии. https://ok.ru/video/1706830533100 

- практическая часть:

Не важно, выберите ли вы профессию экономиста или финансиста, но каждый человек должен быть своего рода экономистом в области планирования личных финансов.  Сейчас я вам предлагаю игру «Финансовый компас», в ходе которой вы получите практические навыки обращения с личными финансами.

Игра «Финансовый компас»

Краткая характеристика игры

Игра рассчитана на учащихся 5-11 классов. Игра не является командной, каждый ребенок играет за себя. Педагог зачитывает ситуации, с которыми дети могут сталкиваться ежедневно, и предлагает принять решение в каждой из них. Какие-то действия принесут выгоду, какие-то приведут к потерям, но окончательно это станет известно только к концу игры.

Игра рассчитана на 45 – 60 минут (включая около 15 минут на подсчет участниками своих результатов и их озвучивание). Вместе с тем она легко масштабируется: количество ситуаций может быть больше или меньше (можно убрать некоторые из предложенных ситуаций) в зависимости от резерва времени, отведенного на мероприятие.

Также параметры игры могут меняться в зависимости от региона, возраста детей и их социальных особенностей: рассматриваемые ситуации и указанные суммы денег легко адаптируются к аудитории.

План проведения игры:

  1. Вступление.

Педагог рассказывает правила игры и определяет тайминг.

  1. Основная часть.

Педагог зачитывает поочередно каждую игровую ситуацию, просит детей сделать выбор и записать его на листе бумаги, либо в готовом бланке формы участника. (Приложение 1)

  1. Подведение итогов.

Педагог зачитывает расшифровку результатов для каждой игровой ситуации. Дети отмечают финансовый результат рядом с каждой ситуацией и подсчитывают сумму. Педагог озвучивает, какой минимальный и максимальный финансовый результат можно получить в игре, предлагает детям озвучить свой результат.

Порядок проведения игры

Необходимо обозначить участникам игровую ситуацию, в которой они находятся.

Представьте, что родители выдают Вам 50 рублей каждый будний день на карманные расходы. Стандартный обед в школе стоит 30 руб., Вы покупаете его каждый день, а оставшиеся 20 рублей можете использовать на свое усмотрение.

Также дома у Вас есть копилка, в которой лежит 500 рублей – деньги, оставшиеся со дня рождения.

Игра длится одну игровую неделю. Вам будут зачитываться ежедневные ситуации, происходящие в течение игровой недели (по 2-3 ситуации за день), и Вы будете принимать решение о том, как поступить в каждой из них. Предполагается, что у Вас в каждой игровой ситуации есть достаточное количество денег для того, чтобы выбрать любой из предложенных вариантов ответа.

На листе бумаги или бланки участника (Приложение 1) необходимо будет отмечать порядковый номер игровой ситуации, ее краткое название и рядом – выбранный Вами вариант ответа.

Не нужно угадывать правильный вариант ответа, отвечайте так, как поступили бы на самом деле. Только в этом случае результаты игры будут иметь для Вас смысл.

Основной этап игры

Для эффективного проведения игры необходимо, чтобы участники не догадывались о том, что в игре можно копить деньги. Не сообщайте участникам цель игры, напротив, обратите их внимание на то, что отвечать нужно честно, как бы они поступили на самом деле в каждой ситуации.

Понедельник

  1. «Прогулка»

Вы вышли погулять с другом (подругой). Он (она) говорит: «Что-то жарко, давай по мороженому? Я угощаю».

А) Соглашусь, Б) Откажусь.

  1. «Няня» (рекомендовано для возраста 14+)

Ваша тетя, живущая в соседнем доме, просит присмотреть один час за ее ребенком, пока она будет проводить важную видео-конференцию в другой комнате. Вы уже договорились провести время с друзьями, но мама проси Вас помочь тете.

А) Соглашусь, Б) Откажусь

Вторник

  1. «Котенок»

На улице девушка предлагает взять породистого котенка абсолютно бесплатно. Котенок с виду очень милый, Вы всегда мечтали именно о таком. Родители не против, но мама предупреждает: «Будешь ухаживать за ним сам(а)». Вы думаете: «Буду кормить его едой со стола. А если надоест, то можно его продать, он же породистый, а достался бесплатно».

А) Возьму котенка, Б) Нет, все-таки не возьму.

  1. «Работа» (рекомендовано для возраста 14+)

Друг предлагает: «Пойдем, поработаем на автозаправке, принадлежащей моему дяде, будем стекла мыть машинам. Я там вчера 50 рублей заработал за 2 часа». Родители не запрещают, но и не в восторге: «Лучше поучи уроки или книгу почитай».

А) Пойду, попробую заработать денег, Б) Откажусь, такая работа не для меня

  1. «Монетка»

 Вы идете с друзьями, видите в траве монету 5 рублей. Возьмете?

А) Да, лишней не будет, Б) Нет, как-то неудобно перед друзьями.

Среда

  1. «Выгода»

Друг сообщает вам, что знакомый старшеклассник играет на форексе: вкладываешь 20 рублей, получаешь через неделю 60 рублей. Гарантирует, что вернет деньги, многие уже заработали!

А) Соглашусь, сумма небольшая, можно заработать, ничего не делая, Б) Откажусь.

  1. «Квест»

В соседнем доме, в подвале открылся квест «Пещера страха»: промо-предложение, только 3 дня в честь открытия 100 рублей за вход, потом будет 200 рублей. Друзья собираются идти.

А) Пойду, выгодное предложение, Б) Не пойду.

  1. «Спиннер»

У вас есть навороченный спиннер, который был куплен год назад за 300 рублей и уже вам надоел. Вы лишь изредка достаете его из рюкзака. Школьник из параллельного класса как-то заметил его, подошел и говорит, что всегда хотел такой, готов купить за 50 рублей.

А) Продам, Б) Отдам даром, все равно он уже надоел, В) Оставлю себе, все-таки он 300 рублей стоил.

Четверг

  1.  «Пицца»

Одноклассник предлагает: «Надоели эти школьные обеды, давай по пицце купим?» Пицца стоит 50 рублей. На самом деле Вам хочется разнообразия, хоть раз в неделю можно же себе позволить.

А) Куплю пиццу, Б) Возьму стандартный обед за 30 рублей.

  1.  «Прогулка 2»

Во время прогулки друг (подруга) говорит: «Пожевать бы чего-нибудь. Угостите сухариками друга? (на двоих 40 рублей)».

Если в понедельник на «Прогулке»(ситуация №2), согласились за счет друга съесть мороженое, то купите сухарики себе и другу, запишите «А». Если нет, то выбирайте – А) куплю или Б) уклонюсь от покупки.

Пятница

  1.  «Мусор»

В подъезде Вам встретилась соседка. Она заговорила с Вами и сообщила, что недавно родила ребенка и ей сейчас неудобно самой выносить мусор. Она предлагает Вам ежедневно помогать ей с выносом мусора, обещает давать 10 рублей в день.

А) Вежливо откажусь, не хочу, чтобы друзья видели меня с мусорным пакетом. Б) Соглашусь. В) Буду помогать бесплатно, мне не сложно.

  1.  «Долг»

Одноклассник должен был вам 20 рублей, обещал отдать через неделю. Прошло уже 2 недели, но он ничего не говорит - наверное, забыл. Вам немного обидно и хотелось бы вернуть деньги.

А) Напомните ему, Б) Не будете напоминать: может все-таки сам вспомнит, а если нет – то и не жалко, сумма небольшая.

  1.  «Слайм»

Ваша одноклассница профессионально делает слаймы: стоит он копейки, всего 20 рублей, а в магазине точно такие по 100 рублей. Будет чем руки занять, да и одноклассницу выручу.

А) Куплю, Б) Нет.

Суббота

  1. «Лотерея»

Вы идете из школы и обращаете внимание на то, что рядом с домом появился киоск. Вы слышите, как продавец громко объявляет: «Беспроигрышная лотерея! Выигрывает каждый второй билетик! Выигрыш от 5 до 100 рублей!». Вы подходите посмотреть. Билетик стоит всего 5 рублей. На ваших глазах незнакомый мужчина купил билетик и выиграл 50 рублей. У Вас в кармане 30 рублей. Сколько билетиков Вы купите?

Варианты ответа: от 0 до 6.

  1. «Лазер»
    В моду вошли лазерные указки, светящиеся разным цветом. У всех вокруг они есть и вам хочется, продаются на каждом углу, стоят недорого - 50 рублей.

А) Куплю, Б) Нет.

Воскресенье

  1.  «Магазин».

Мама отправила вас в магазин за хлебом, дав 50 руб. Хлеб стоит 45 руб. Но у продавца совсем нет мелочи, он вопросительно смотрит на вас.

А) Скажу, чтобы оставил себе, наверно, для мамы не так важны эти 5 руб. Б) Буду ждать, пока продавец найдет сдачу. 

  1.  «Няня 2» (рекомендовано для возраста 14+)

 Если Вы согласились присмотреть за ребенком тети в ситуации 2, то Ваша тётя, порекомендовала Вас своей соседке, которой нужны периодически услуги няни по уходу за ребенком. Та просит Вас присмотреть сегодня час за ее малышом, обещая заплатить 100 рублей. Ваша мама не возражает. Если в понедельник (в ситуации № 2), Вы отказались, выбрав ответ «Б», то запишите себе ответ «Б». Если согласились ответ «А», то выбирайте – А) Соглашусь, Б) Откажусь, все-таки быть нянькой – это не мое.

Конец игры.

Подведение итогов

Педагог зачитывает расшифровку ситуаций и просит участников отметить рядом с каждой ситуацией свой результат в рублях.

№ п/п

Расшифровка

Вариант ответа и результат

1

«Прогулка». Независимо от Вашего выбора, Вы ничего не потратили, поскольку Вас угощали.

А) 0

Б) 0

2

«Няня». Если Вы согласились посидеть с ребенком, тетя отблагодарила Вас денежной суммой в 50 руб.  

А) +50

Б) 0

3

«Котенок». К сожалению, котенок заболел. За поход к ветеринару и капли от конъюнктивита пришлось отдать 100 рублей из копилки. Ветеринар сообщает, что котенок вовсе не породистый, так что продать его вряд ли получится.

А) -100

Б) 0

4

«Работа». Если согласились пойти на автозаправку, заработали 50 рублей.

А) +50

Б) 0

5

«Монетка». Не постеснялись поднять монетку – в кармане прибавилось 5 рублей.

А) +5

Б) 0

6

«Выгода». Игрок на форексе сообщает, что его вложения не окупились, деньги он вернуть не может, за что очень извиняется.

А) -20

Б) 0

7

«Квест». Либо идете с друзьями, либо экономите деньги.

А) -100

Б) 0

8

«Спиннер». Можно было избавиться от ненужной вещи и при этом заработать.

А) +50

Б) или В) 0

9

«Пицца». Если купили пиццу за 50 руб., а не стандартный обед за 30 руб., то разница в цене (20 руб.) увеличила Ваши расходы.

А) -20

Б) 0

10

«Прогулка 2». Угощать друга или нет – решать Вам, но если он недавно Вас угощал, то выбора у Вас уже нет.

А) -40

Б) 0

11

«Мусор». 10 рублей – немного, но за несколько дней набежит сумма побольше.

А или В) 0

Б) +30 (по 10 руб. в день, начиная с пятницы)

12

«Долг». Если Вы напомните, то знакомый вернет деньги, если нет – то нет.

А) +20

Б) 0

13

«Слайм». Еще одна небольшая покупка, или все-таки бережем деньги?

А) -20

Б) 0

14

«Лотерея». Ни один Ваш билетик не выиграл. Выигрышных билетов вообще нет, а выигравший на Ваших глазах 50 рублей мужчина был подставным лицом.

0) 0

1) -5

2) -10

3) -15

4) -20

5) -25

6) -30

15

«Лазер». Быть в тренде или сэкономить деньги.

А) -50

Б) 0

16

«Магазин». Если вы принесли сдачу домой, мама разрешила оставить ее себе.

А) 0

Б) +5

17

«Няня 2».

Если в ситуации 2, Вы согласились посидеть с ребенком, то тётя порекомендовала Вас своей знакомой. И если Вы согласились на предложение знакомой, то заработали 100 рублей.

А) +100

Б) 0

Прибавьте к своему результату:

  • 100 рублей (50 рублей дают родители по будням, минус обеды по 30 рублей)
  • И еще 500 рублей, которые были в копилке

Итого, Вы получите количество денег в копилке по итогам недели.

Участники подсчитывают, сколько у них по итогам недели денег. Для справки можно сообщить им следующую информацию:

  • Если ничего не делать и отрицательно отвечать на все вопросы, то за эти 7 дней накопится 100 рублей (50 рублей дают родители по будням, минус обеды по 30 рублей). В копилке будет 600 рублей.
  • Максимальный проигрыш: минус 280 рублей (380-100). В копилке останется 220 рублей. Итог: еще одна такая неделя и в копилке будет пусто!
  • Максимальный выигрыш: плюс 410 рублей (100+310). В копилке: 910 рублей. Если продолжать в том же духе, то еще через три недели в копилке будет более 2000 рублей!

Участники могут поднять руку и озвучить свой результат.

Далее предлагаем обсудить результаты игры с участниками следующим образом:

Каждая ситуация, в которой Вы имеете дело с деньгами, пусть с небольшими суммами, должна рассматриваться Вами как финансовая ситуация. А решение, которое Вы в ней принимаете – как финансовое решение.

Как Вы убедились из игры, даже за одну неделю, принимая финансовые решения относительно расходов и экономии мелких сумм денег, можно потерять или наоборот заработать большую сумму денег.

Помимо денег Вы теряете или наоборот укрепляете свою репутацию финансово грамотного человека в глазах друзей, родителей и других людей. К примеру, сравните 2 итога поведения:

Пример 1: Иван не знает, зачем ему копить деньги. Он получает 50 руб. от родителей ежедневно, 30 руб. тратит на обеды в школе, оставшиеся – тратит на жвачки, сухарики, походы в кино и прочие развлечения. Он ничего не сберегает. Не имея никаких сбережений, Иван постоянно дополнительно просит деньги у родителей на мелкие покупки. Родителей беспокоит эта ситуация. За месяц накопил 0 руб, за полгода – 0 руб.

Пример 2: Иван хочет купить через полгода гироскутер. Он получает 50 руб. от родителей ежедневно, 30 руб. тратит на обеды в школе, оставшиеся 20 руб. кладет в копилку. Он договорился с соседями о выносе мусора за 10 руб. каждый день, и также складывает эти деньги в копилку. За месяц Иван накопил 700 рублей (20 руб.*20 учебных дней+10 руб.*30 дней), за полгода – 4200 рублей. Видя старания сына и поощряя его ответственное поведение, родители согласились добавить ему недостающие для покупки гироскутера деньги.

Итак, для того чтобы накопить деньги, нужно:

  1. Иметь цель. Примеры целей: получить новые знания, освоить дополнительные предметы (курсы английского языка/ программирования, театральная/художественная студия, студия вокала, платные спортивные секции), совершить путешествие, пойти на концерт любимой группы, сходить в кафе/ресторан, приобрести желанную вещь (телефон, часы, аксессуары, косметика, одежда), потратить деньги на хобби (купить гитару, фотоаппарат, скейт), сделать приятное близкому человеку (купить духи маме на день рождения).

Важно: а) цель должна быть привлекательной лично для Вас; б) цель должна ставиться на определенный горизонт (месяц, полгода, год). Если у вас несколько целей, необходимо расставить приоритеты и рассчитать, какую цель необходимо достичь в первую очередь, а какая может быть реализована позже.

  1. Далее есть только 2 пути накопить деньги: а) Увеличить приход денег, б) Сократить расход денег.

Как заработать больше денег:

- платные услуги для соседей/знакомых (вынести мусор, купить что-то и принести домой, помыть машину, , присмотр за домашними животными, помощь в уборке помещений и пр.). Следует, отличать ситуации заработка от ситуаций, когда мы предлагаем свою помощь бесплатно тем, кто в ней по-настоящему нуждается, например, пожилым людям.

- что-то производить и продавать (слаймы, украшения из бисера, лимонад, вязаные вещи);

- продать что-то ненужное (пример со спиннером из игры);

- по возможности, на праздники выбирать не подарок, а деньги;

- некоторые работодатели предлагают официальное трудоустройство с 14 лет с письменного согласия одного из родителей, например, возможно получится устроиться почтальоном, няней, аниматором, промоутером, работать на автозаправке, ухаживать за придомовыми территориями, собирать урожай и т.д.

Обратите внимание, что любые варианты дополнительного получения денег должны согласовываться с родителями. Работа не должна мешать Вашему образованию.

Теперь давайте обсудим, как мы теряем деньги. Ведь самый простой способ накопить больше денег – свести к минимуму свои финансовые потери.

Для этого необходимо сократить незапланированные (импульсивные) расходы: приходить в магазин только со списком необходимых покупок и строго его придерживаться; не носить с собой денег больше, чем вы хотели бы потратить.

Ненужные траты (снеки – чипсы/сухарики/газировка, ненужные развлечения; всем нужным, как правило, обеспечивают родители). В игре ситуации: «Квест», «Пицца», «Прогулка 2», «Лазер», «Слайм».

Упущенная выгода: ситуации, когда Вы могли получить деньги, но сами от них отказываетесь (например, «Спиннер», «Долг»).

Недальновидные поступки, которые кажутся нам бесплатными, но несут потери в будущем. В ситуации «Прогулка», соглашаясь быть угощенным, нужно предвидеть, что в следующий раз угощать придется Вам. В ситуации «Котенок» взяв котенка быть готовым к дополнительным расходам по уходу за животным. Помним истину, которую озвучил устами своего героя в повести «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери: «Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили».

Недобросовестные участники финансового рынка. Чтобы избежать потерь, отвечайте «нет» на любые предложения получить или потратить деньги, которые кажутся не на 100% ясными, вызывают у вас хоть малейшее сомнение. Ситуация «Выгода».

Также мы можем терять деньги или упускать выгодные возможности из-за желания быть как все или боязни слишком отличаться от сверстников. Например, ситуации «Монетка», «Квест» и «Лазер».

Сиюминутные удовольствия или отложенная выгода:

В нашей игре для того, чтобы собрать деньги, приходилось отказывать себе во многих радостях жизни: не купить слайм и лазерную указку, не пойти в «Пещеру страха», не есть сухарики и мороженое, не играть на деньги и т.д. Но если Вы можете сказать себе в таких ситуациях «нет», то через несколько месяцев Вы накопите крупную сумму денег на покупку своей мечты, что доставит Вам гораздо больше удовольствия.

Этот навык – отказываться от мелкой сиюминутной выгоды ради крупного выигрыша в будущем, - является одним из решающих в Вашей жизни. Как показывают исследования психологов, те, кто умеет отказаться от удовольствия сейчас ради того, чтобы получить удвоенную выгоду потом, имеют больше шансов преуспеть в жизни.

Это не значит, что нужно все время себе во всем отказывать. Совершать мелкие траты можно. Но делать это с пониманием того, что каждая мелкая трата чуточку отдаляет Вас от достижения крупной цели.

- закрепление изученного материала: Итак, с личными финансами мы разобрались, а чтобы увидеть работу экономистов и финансистов в организации, мы отправимся на экскурсию в отделение Сбербанка России в ст. Калининской. (экскурсия проводится по согласованию с руководителем отделения в ст. Калининской)

3. Заключительная часть

       Подведение итогов занятия. Рефлексия. Проведение экспресс-опроса. (Приложение 2). Определение перспектив последующей работы.

Список используемых источников:

  1. https://infourok.ru/znakomstvo-s-professiej-ekonomist-5357101.html 
  2. https://infourok.ru/klassniy-chas-na-den-finansista-professiya-finansist-891433.html 
  3. https://doligra.ru/myfin 
  4. https://ok.ru/video/3178759590218 
  5. https://ok.ru/video/1706830533100 

Приложение 1

Бланк участника игры

Название игровой ситуации

Ваш ответ

Расшифровка

1

Прогулка

2

Няня

3

Котёнок

4

Работа

5

Монетка

6

Выгода

7

Квест

8

Спиннер

9

Пицца

10

Прогулка 2

11

Мусор

12

Долг

13

Слайм

14

Лотерея

15

Лазер

16

Магазин

17

Няня 2

Приложение 2

Экспресс-опрос

Ответь на предлагаемые вопросы «Да» или «Нет»

  1. Знаешь ли ты кто такой «экономист», «финансист»?_____
  2. Привлекают ли тебя данные профессии? _____
  3. Знаешь ли ты что такое «финансовая грамотность»?_____
  4. Хотел(а) бы ты узнать о финансовой грамотности еще что-нибудь?_____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия на элективном курсе «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС»

Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС...

Конспект занятия "Профессии"

Конспект занятия по теме "Профессии"...

Методическая разработка занятия кружка по финансовой грамотности. Тема занятия: «Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций»

В повседневной жизни человеку ежедневно приходится принимать решения финансового характера по формированию своего бюджета по доходам и расходам, определяя сколько он может или должен потратить, а скол...

Методическая разработка занятия кружка по финансовой грамотности. Тема занятия: «Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций»

В повседневной жизни человеку ежедневно приходится принимать решения финансового характера по формированию своего бюджета по доходам и расходам, определяя сколько он может или должен потратить, а скол...