Активные методы и формы обучения на уроках экономики
статья по экономике

Железцова Валентина Андреевна
В нынешних социально-экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути признанному сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения.
Основная цель экономического образования: сформировать у школьников общие представления о механизмах рыночной экономики для того, чтобы лучше подготовить учащихся к выполнению будущих социальных ролей – потребителя, производителя, менеджера, гражданина.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_metody_i_formy_obucheniya_na_urokah_ekonomiki.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

Активные методы и формы обучения на уроке экономики

           Система образования в данное время намного расширилась. Изменилось и представление о целях, задачах, содержании, методах, формах, способах, приёмах обучения. Приоритетность личностной ориентации в системе образования позволяет отметить, что главной целью является формирование личности, подготовка человека думающего и чувствующего, умеющего использовать знания в жизни. Для того, чтобы учащиеся умели осуществлять ценностно-ориентированный выбор в жизненно важных ситуациях, умели принимать важные решения в трудных ситуациях, обладали сформированными навыками общения, необходимо повышение интереса к обучению на уроке. Помочь в этом может стратегия активного обучения, которая предполагает активную форму в образовательном процессе [1].

    Активные формы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом [2]. В качестве плюсов выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность, умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

     Многочисленный арсенал педагогических воздействий, причисляемый к методам  активного обучения, можно разделить всего на три группы: индивидуальные, групповые и фронтальные.

Индивидуальные методы обучения (учебник, тетрадь, компьютер) являются активными по характеру действий, выполняемых учеником: он самостоятельно управляет процессом присвоения знаний, извлекает из имеющихся источников нужную информацию, разделяет ее на обособленные блоки, распределяет в определенной последовательности, продвигаясь при этом в удобном ему (учащемуся) режиме. Однако в педагогической практике принято к индивидуальным активным методам относить только использование компьютера. В то же время увеличение объема учебной информации, усложнение учебных программ требует создания учебников и учебных пособий нового поколения, пользуясь которыми, ученик смог бы самостоятельно, в активном режиме подготовить раздел или тему урока. Ориентируясь при этом в структуре самого курса. Хотя учебник нового поколения имеет четкие информационные характеристики (выверенный информационный объем, плотность текста, наличие системы текстовых ссылок и т.п.), он, прежде всего, должен отличаться тем, что его можно читать, начиная с любого места. Снабженный необходимыми указателями, он позволяет выделить учебные (дидактические) единицы, которые определяют конкретные результаты обучения. В целом задачу совершенствования экономической подготовки школьников помогает решать учебное пособие, все элементы структуры которого неразрывно связаны между собой и создают единство информационных потоков.

Значительную информационную работу выполняет ученик, используя рабочую тетрадь на печатной основе или обычную тетрадь. Тетрадь на печатной основе, как правило, содержит набор учебных материалов (заданий или упражнений) и инструктивный перечень действий учащегося, выполнение которых позволяет усвоить нужный объем знаний. Такие тетради можно использовать во 2- 6 классах (авторы Т.В. Смирнова, И.В. Липсиц), 9-10 (автор И.В. Липсиц) 11 классах ( - Практикум: автор А.П. Киреев). Тетрадь, которую ведет ученик, посещая уроки, играет более важную роль – при грамотном использовании она превращается в компактный справочник по всему курсу, позволяющий быстро и эффективно готовиться к экзамену или зачету, причем не только в школе, но и в других учебных заведениях.

Другие учебные средства (словари, справочники, сборники заданий и т.п.) также рассчитаны на самостоятельный поиск информации учеником и формируют навыки интерпретации словесного материала, оценивания значимости полученной информации, позволяют индивидуализировать процесс обучения и связывать его с конкретными потребностями каждого ученика.

В традиционных технологиях экономической подготовки целенаправленное формирование навыков работы с индивидуальными средствами обучения – задача учителя, который находится «между» текстом и учеником и обеспечивает «перетекание» информации от текста к ученику, снимая или уменьшая при этом возникающие информационные барьеры. Наблюдается отрицательная зависимость между информационным «качеством» учебного пособия и затратами труда учителя на ликвидацию информационных барьеров: чем выше с точки зрения информационной культуры «качество» учебного пособия, тем меньше времени учитель тратит на организацию «общения» ученика с учебным пособием.

Фронтальные  методы обучения, то есть такие, которые направлены на работу со всем классом, требует синхронизации действий ученика и учителя для достижения конкретной учебной цели.

Фронтальные методы обучения разделены на две группы. Первую группу составляют аудиовизуальные средства (опорные сигналы, музыка, телевидение, видеосъемка), а вторую – деловые игры и тренинги.

Использование аудиовизуальных средств позволяет увеличить информационную емкость урока, обеспечить пошаговое восприятие информации в заданном темпе, а также разнообразить педагогическое воздействие.

Существенное место  занимают опорные сигналы (логические схемы, рисунки, таблицы), которые существенно упрощают процесс понимания и запоминания учебного материала. В моем арсенале есть довольно много материалов такого рода.

Деловая игра на уроке повышает интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые разыгрываются и моделируются в их процессе. Изменяет отношение обучающихся к тем конкретным ситуациям, которые были предметом деловой игры и к людям, служившим персонажами в этой игре; изменяет самооценку учащихся, так как они становятся более объективными и в ряде случаев меняются оценки возможностей человеческого фактора;  улучшает взаимоотношения учеников  и учителей. Основная цель игры - подготовка учащихся к активной и осознанной деятельности в новых экономических условиях. В игре должна быть представлена модель реальной социально-экономической ситуации, в которой знакомятся школьники.

Сложность использования игр в учебной деятельности связана с противоречивым характером игровой деятельности: стремление учащихся выиграть зачастую является более важным мотивом, чем желание усвоить навыки или разобраться в ситуации (ради чего проводится игра). Тренинги в большей степени позволяют достичь учебных целей, чем игра, так как имеют жесткую содержательную ориентацию и более четкие временные рамки.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древних времен. Сегодня деловые игры необходимы для тренировки, развития творческого мышления, формирования практических умений и навыков, так как они позволяют стимулировать внимание и повышать интерес к занятиям, активизировать и обострять восприятие учебного материала. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении и самореализации. По

 Л.С. Выгодскому, игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок.

Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев)5.

Анализ педагогической практики показал, что в экономической подготовке используются ролевые, имитационные, учебные, ситуационные и организационно - деятельностные деловые игры и тренинги. В действительности проводимые мероприятия трудно строго отнести к той или иной категории – используемый материал часто имеет черты, позволяющие отнести его к нескольким классификационным группам.

Отличием ролевых игр и тренингов является четкое следование участника выбранной роли (акционер, директор предприятия, рабочий, конкурент, председатель профкома и т.п.), которая задает рамки и логику игрового поведения.

Имитационные игры в основном выполняют иллюстративную функцию, дают возможность применить уже имеющиеся знания либо освоить не который объем новой информации, получить некоторый специальный навык, выполняя определенные действия на заданном уровне сложности. В частности, все компьютерные игры имеют преимущественно имитационный характер.

Учебные игры носят характер упражнений и имеют четкую тематическую направленность.

Они позволяют быстро и легко усвоить и запомнить какие-либо экономические понятия, занимая при этом всего 10-15 минут урока.

Ситуационные игры основаны на применении «дерева решений» при анализе реальной или гипотетической (учебной) ситуации и чаще всего используются при изучении менеджмента.

 Организационно - деятельностные игры требуют значительных затрат времени и проводятся, как правило, во внеурочное время.

Групповые методы обучения  позволяют развивать аналитические и исследовательские умения школьников, способствовать развитию умения учащихся совместно работать над определенной проблемой, тренировать коммуникативные умения детей, потребность в деловом общении. Группа - это относительно устойчивая общность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами. Одним из основных признаков, которых отличают группу от случайного объединения людей, является способность участников включаться в согласованные действия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности. Группа   может состоять от 3 до 5 человек. Ребята могут работать в группах, решая какую-то проблемную ситуацию на уроке, во время игры, при написании проекта.

Основная цель образования в старших классах — формирование у подростков уважения к праву, собственности, границам. Отсюда следует, что старшеклассники должны:

  знать основные термины, понятия, определения;

  уметь видеть и проводить логические связи явлений и сущность процессов;

  иметь навыки анализа текстов, высказываний, проведения расчетов и т. п.

В старших классах наиболее действенны такие методы: дискуссия, работа в группах, метод проектов.

       В соответствии с поставленными целями и задачами на уроках я применяю различные методы и приемы обучения, направленные на формирование социальной компетенции.

1.Методы  и приемы в рамках индивидуальной работы

Индивидуальные методы обучения позволяют решить основную задачу  на уроке: обеспечение  ориентации  школьников на различные требования к усвоению материала за счет уровневой дифференциации.

1.1.Работа по разноуровневым  карточкам

Такой вид работы позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей. В структуре уровневой дифференциации по обученности выделяю три уровня: минимальный (базовый), программный и усложненный.

Для I  уровня предлагаю задания типа: «Допиши определение понятия ресурсы».

Для II уровня задание  типа: приведи примеры каждой группы ресурсов: природные -  трудовые -  , финансовые -, материальные -, энергетические- , информационные  - .

Для III уровня задание:  заполни таблицу «Ресурсы в моей жизни» .

1.2.Работа в тетради

Правильное ведение тетради организует учащихся, позволяет быстро найти нужную информацию. Но в рабочей тетради школьники не только конспектируют основные термины, понятия, но и выполняют самостоятельнее работы. После изучения раздела  предлагаю детям составить кроссворд, состоящий как минимум из 10 вопросов.

Для развития творческого потенциала личности учащимся в VIII, IX классах задаю дома написать мини-сочинение по темам: «Что такое экономика?», «Что значит быть рачительным хозяином», «Как организовать малое производство».

Очень важно на уроках экономики постоянно пополнять словарный запас детей, в этом помогают словари и справочники. Такая работа связана с  самостоятельным нахождением информации – это в свою очередь развивает способность работать с информацией.

Использование схем, таблиц позволяет наглядно увидеть и запомнить трудный  материал.

Большое внимание уделяю работе с текстом на уроке. Ученики получают задание  прочитать  и отметить знаком «+»правильные с точки зрения экономики высказывания.

Применяю индивидуальные задания для самостоятельной работы проблемного характера, для выполнения которых необходимо привлечение других учащихся. Это комплексное задание, требующее использования значительного количества информации, распределяется по нескольким учащимся или рабочим группам. Чтобы выполнить задание целиком, учащиеся или группы должны объединить свои усилия и сложить имеющиеся у них фрагменты информации в один целостный блок.

1.3.Работа с компьютером

 Мы живем во время развития информационных технологий, поэтому необходимым условием успешного усвоения материала на уроке является использование ИКТ. Для проверки знаний учащихся использую тренажеры, тесты, позволяющие быстро и эффективно оценить знания учащихся.

1.4.Работа с учебником

 Имея на уроке учебник,  дети выполняют следующие виды работ: письменно отвечают на вопросы после изучаемого раздела,  выбирают из текста понятия, относящиеся к изучаемой теме, придумывают примеры из жизни к новым понятиям, терминам. Например,  дети приводят примеры рынков по типу конкуренции.

1.5. Индивидуальные практико-ориентированные проекты, нацеленные на решение социальных проблем. Этот способ использую для  активизации знаний учащихся. Он дает возможность каждому учащемуся проявить творческую самостоятельность. Именно таковыми являются бизнес – проекты, которые выполняют учащиеся 9-го класса в рамках курса «Предпринимательство».

2. Методы и приемы в рамках фронтальной работы

По сей день, фронтальная форма обучения является в нашей школе основной.

 2.1. В старших классах я использую фронтальный опрос с предварительным обсуждением ответов (при условиях его систематического использования). За 5- 10 мин. учащимся предлагается ответить на вопросы с элементами проблемности. Задав вопрос,  отвожу 1-2 минуты на обсуждение ответа в парах, а если в классе сформировались работоспособные группы,  то и в группах. За это время пара (группа) должна предложить согласованное решение вопроса.

2.2. Еще один вариант - каждая группа готовит свой фрагмент презентации для общешкольного проекта, из этих фрагментов должна сложиться целостная, выполненная в едином ключе, без разрывов и нестыковок, презентация.

2.3.Ролевая игра

Считаю, что  ролевые  игры предоставляют детям возможность обучаться на собственном опыте, а не выслушивать мой рассказ. Учащиеся обучаются опытным путем, глубоко вовлекаются в выполнение заданий.  Игра позволяет учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто  быть наблюдателями. Игровая деятельность опирается на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределение, саморегуляции, самореализации. Ролевая игра создает потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную. Так игра «Где найти защиту Бабе Яге?» позволяет ученикам реально примерить на себя такие роли: присяжный, адвокат, судья, прокурор.

2.4. Деловая игра

На уроке в V классе  использую деловую  игру «Открываем ресторан», которая  становится  основой глубокого понимания учащимися таких экономических понятий, как «инфраструктура», «планирование», «социализация», «маркетинг», «менеджмент», знакомит детей с этапами планирования и организации своего дела; помогает глубже узнать об известных профессиях.

В VIII классе в конце года провожу игру «Аукцион». Цель игры: активизировать изучение экономических явлений, познакомить с процедурой проведения   аукциона и использования кредита под определенный процент, привлечь к самостоятельной работе по составлению вопросов для каждого тура посредством конкурса.

3.3 Методы и приемы в рамках групповой работы..  В их числе:

3.1.Учебная дискуссия

На уроках использую целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истины. Дискуссия высоко эффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций. Среди факторов углубленного усвоения материала в ходе дискуссии можно назвать следующие:

-ознакомление каждого участника в ходе обсуждения с теми сведениями, которые есть у других участников;

-допущение различных, несовпадающих мнений и предположений об обсуждаемом предмете;

-возможность критиковать и отвергать любое из высказываемых мнений;

-побуждение участников к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения.

В ходе дискуссии каждый участник свободно мыслит и выражает свою точку зрения. Я стимулирую, побуждаю участников к обмену точками зрения, выполняю следующие задачи:

1.Установление порядка в классе и постановка темы обсуждения.

2.Прояснение целей по ходу обсуждения.

3.Суммирование высказываний.

4. Посредничество и выяснение расхождений и разногласий.

5. Постановка перечня обсуждаемых вопросов.

6. Оценка продвижения класса по ходу обсуждения.

Дискуссии применяю на уроках в XI классах по темам «Многоукладность Российской экономики», «Государство и его цели», «Экономические циклы».

3.2. Самостоятельная работа в парах и в группах

 При  изучении и закреплении нового материала использую задания, сформулированные таким образом,  чтобы требовались моменты сотрудничества между учащимися, а вопрос представлял собой проблему.

  Использование на уроках наглядных схем, графиков позволяет лучше усвоить информацию. Часто в парах предлагаю перекодировать материал: изобразить материал в виде схемы, рисунка, таблицы. В V классе при изучении темы:  даю задание  нарисовать механизмы и средства передвижения, в которых используется энергия ветра.

3.3. Практические работы, проводящиеся в парах и группах

 Практические работы дополняю моментами самостоятельного группового планирования  в начале работы, и самостоятельного группового самооценивания в конце.

3.4. Групповая форма работы «Мозаика»

На уроках экономики в IX классе использую метод «Мозаика». Разбиваю учащихся класса на группы из 6 человек. Каждая группа получает один т тот же  текст, разбитый на части по количеству участников. Присваиваю учащимся и  частям в тексте  порядковый номер. Учащиеся индивидуально работают каждый со своей частью. Школьников  объединяю в новые группы по одинаковым порядковым номерам. Этот переход нужен для частично лучшего понимания текста. Разбиваю новые группы на пары, чтобы школьники обсудили  текст. Затем учащихся  вновь объединяю в прежние группы, и каждый ученик рассказывает свой материал. Таким образом, за урок дети могут быстро узнать много информации от своих товарищей.

Мы рассмотрели различные методы формирования социальной компетенции. В основе этих методов лежат активные методы   обучения ,которые помогают приобретению прочных знаний и умений, развивают такие качества детей, как умение анализировать, самостоятельно делать выводы и обобщения.

Список использованных источников

1. Активные формы обучения в образовательном процессе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://engschool16.ru/view_publication.php&id=53

2. Активные формы обучения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kotrpo.ucoz.ru/publ/aktivnye_formy_obuchenija/1-1-0-6

3. Плотникова Е.Н. Педагогические технологии в процессе обучения предмету «Экономика»: актуальные вопросы образования. современные тенденции повышения качества непрерывного образования [Текст]: сб. материалов Международной научно-методической конференции, 1–5 февраля 2016 г., Новосибирск. В 3 ч. Ч. 3. – Новосибирск: СГУГиТ, 2016. – 280 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

  Педагоги – новаторы своим трудом доказали, что учить можно хорошо в школе, не перекладывая на плечи родителей свои недоработки. Тогда...

Использование активных методов и приемов обучения на уроках русского языка и литературы

Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подач...

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ...

Использование интерактивных методов и форм обучения на уроках обществознания и экономики.

Представлена статья об опыте работы учителя обществознания. экономики....

«Активные методы и приёмы обучения на уроках русского языка и литературы»

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказа...

Нравственное и духовное воспитание в современных условиях. Активные методы и формы воспитания на уроках английского языка.

В данной работе рассмотрены понятия "национальный воспитательный идеал", "базовые ценности". Приведены примеры использования УМК "Spotlight 10" для реализации воспитатель...