Образовательная программа
рабочая программа по естествознанию по теме

Ромашова Светлана Михайловна

 Фенология – наука о сезонном развитии природы, обусловленном сменой времён года. Она изучает и регистрирует сроки наступления сезонных изменений, зависящих от условий погоды: прилёт и отлёт птиц, пробуждение зимовавших насекомых, цветение растений и т.д.

Человек неотделим от природы. Он учится у природы. Природа-это кни­га, которая не имеет последней страницы. Здесь вспоминаются замечательные строки писателя Леонида Леонова: «Человек, который понимает природу, благо­роднее, чище. Он не сделает дурного поступка, он прошел душевный универси­тет». В последнее время всё больше уделяется внимание именно отделению человека от естественного, природного. Телевизор и компьютер закрывает природу для детей. Обществу в свою же очередь требуются активные, созидающие, а не разрушающие, несущие ответственность за свои поступки личности. Программа «Юный фенолог» учит понимать природу и любить, ценить и уважать, через свое видение и опыт многих поколений. 

Цель: овладение знаниями о фенологии, проблемах экологии окружающей среды, социальном окружении и культуре родного края, воспитание эстетических и нравственных качеств личности, понимающей свое единство с окружающим миром, подготовку воспитанников к сознательному выбору вида деятельности, связанной с фенологическими наблюдениями

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_mkoudodebc.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение                        

дополнительного образования детей эколого-биологический центр

г.Николаевска-на-Амуре Хабаровского края

Обсуждено

на методическом совете рекомендовано для использования

от _________________________

_______________________

                             (методист)

Утверждена _________________________

___________________________________         Протокол № ________________________

________________________

.                                  

                                          

Образовательная программа    

дополнительного образования детей                                                              «Юный фенолог»

Педагог дополнительного образования

Ромашова Светлана Михайловна

Срок реализации программы: 2 год

Возраст воспитанников: 8 – 12 лет

2012 год

Пояснительная записка

 Фенология – наука о сезонном развитии природы, обусловленном сменой времён года. Она изучает и регистрирует сроки наступления сезонных изменений, зависящих от условий погоды: прилёт и отлёт птиц, пробуждение зимовавших насекомых, цветение растений и т.д.

Человек неотделим от природы. Он учится у природы. Природа-это книга, которая не имеет последней страницы. Здесь вспоминаются замечательные строки писателя Леонида Леонова: «Человек, который понимает природу, благороднее, чище. Он не сделает дурного поступка, он прошел душевный университет». В последнее время всё больше уделяется внимание именно отделению человека от естественного, природного. Телевизор и компьютер закрывает природу для детей. Обществу в свою же очередь требуются активные, созидающие, а не разрушающие, несущие ответственность за свои поступки личности. Программа «Юный фенолог» учит понимать природу и любить, ценить и уважать, через свое видение и опыт многих поколений.  

Цель: овладение знаниями о фенологии, проблемах экологии окружающей среды, социальном окружении и культуре родного края, воспитание эстетических и нравственных качеств личности, понимающей свое единство с окружающим миром, подготовку воспитанников к сознательному выбору вида деятельности, связанной с фенологическими наблюдениями.

Задачи:

I. Образовательные:

  1. Формирование целостного научного мировоззрения, экологического мышления и гуманистической направленности личности школьников.
  2. Теоретическое и практическое обучение воспитанников основам исследовательской деятельности в полевых и лабораторных условиях.
  3. Обучение основам фенологических знаний и понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.

II. Развивающие:

  1. Личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности и дарования детей.

III. Воспитательные:

  1. Совершенствование нравственных основ культуры воспитанников: фенологической, экологической, художественной, культуры жизненного определения.
  2. Воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края.
  3. Воспитание ответственности за слова, дела, поступки.
  4.  Включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность

       Возраст воспитанников 8 – 12 лет. Программой предусмотрено два года обучения, проведение занятий 3 раза в неделю по 2 часа, 45-10-45 (всего 216 часов).

Методологической основой является интегративно-гуманитарный подход к обучению, включающий принципы сопричастности, ответственности, благодаря которому все знания проецируются на личность учащихся, делаются для него значимыми, а значит интересными.

По характеру содержания программа является образовательной, воспитательной. По подходу обучения и воспитания - личностно-ориентированная. В ее основу заложена педагогика сотрудничества.

Особенности возраста воспитанников и содержание программы отражаются на выборе форм, методов и приемов его изучения. Широко используются методы, основанные на общении, диалоге педагога и воспитанников, развитии творческих способностей. Это объяснительно-иллюстративный, эвристический, репродуктивный, проблемный, поисковый, проектный. Реализация методов достигается за счет включения таких форм обучения, как классическое занятие и его инновационные формы: урок – путешествие, урок – аукцион, урок – соревнование, конверт вопросов, а также интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях (биологии, экологии, географии, литературы), практические занятия с натуральным, иллюстрированным материалом.

Программа модифицирована на основе программы для внешкольных учреждений и образовательный школ «Исследователи природы» Москва, Просвещение -1983г   рассчитана 1 год   и дополнена вторым годом обучения.

В программу, в связи с возрастными особенностями и увеличением количества часов, мною были внесены некоторые изменения. Темы  поставлены в соответствии со временами года. Тема «Фазы развития растений», как более широкая, включает в себя подтемы «Весеннее пробуждение растений», «Цветение растений», «Распространение семян растений», «Лист и листопад», «Зимний покой у растений». Добавлена тема «Времена года», в ней раскрываются изменения каждого наступающего времени года и месяца, а так же отражение периода в приметах, народном фольклоре, искусстве на основе регионального компонента.  Знания по данной теме будут базовыми для остальных. «Природоохранные и массовые мероприятия» - это различные мероприятия, посвящённые природоохранным операциям и праздникам.

В процессе первого года обучения воспитанники получают следующие знания, умения и навыки:

  1. Знать существенные признаки (внешние) изучаемых групп объектов окружающего мира, растений, животных;
  2. уметь классифицировать окружающие предметы и явления, обобщать полученную информацию в простых семах и таблицах;
  3. освоить простейшие фенологические наблюдения за живыми и неживыми объектами природы;
  4. участвовать в природоохранных операциях эколого-биологического центра, выпускать листовки, бюллетени и мини-газеты по природоохранной деятельности.

В процессе второго года обучения воспитанники получат следующие знания, умения и навыки:

  1. Знать взаимосвязи  человека и природы;
  2. уметь выявлять основные признаки, проводить  их анализ и сравнение, формулировать выводы, проводить простейшую научную деятельность по изучению природы и её явлений;
  3. уметь совершать экологически грамотные поступки (действия), конструировать отношения на основе доброжелательного отношения с окружающим миром;
  4. участвовать в экологических акциях и движениях предполагающих просветительскую и практическую деятельность по охране окружающей среды.

Основные требования реализации программы

  1. Атмосфера на занятии - одно из главных требований в реализации программы.
  2. Важным на занятии является смена деятельности: от теории к практике, от бесед и рассказов к игре.
  3. Новый материал краток и понятен, цель доступна каждому.
  4. Выразительная наглядность - обязательное условие каждого занятия.
  5. На каждом занятии уделять внимание  практической работе.

Условия для реализации программы

  1. Наличие учебного кабинета;
  2. Обеспечение воспитанников объединения раздаточным материалом: гербарии, муляжи;
  3. Большое количество дидактического материала, наглядных пособий: рисунки, плакаты, таблицы, фотографии, и др.

Контроль усвоения осуществляется через разнообразные индивидуальные и групповые творческие задания, тесты. Определяющее значение в проверке результативности имеют коллективные формы контроля: творческие работы, викторины, соревнования.

 

Ожидаемые результаты:

  1. Наличие положительной мотивации для широкой и разнообразной практической деятельности учащихся, связанной с природоохранными мероприятиями.
  2. Сформированные знания о фенологии, основных понятиях, значении.
  3. Сформированные умения находить взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями природы и её отдельными объектами.

Тематический план первого года обучения

Тема

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

2

2.

Времена года

86

44

42

3.

Сезонные метеорологические и гидрологические явления

8

4

4

4.

Грибы

6

3

3

5.

Кустарниковые и травянистые растения

8

4

4

6.

Древесные растения

8

4

4

7.

Сезонные явления в жизни насекомых

8

4

4

8.

Сезонные явления в жизни земноводных и рептилий

8

4

4

9.

Сезонные явления в жизни птиц

20

10

10

11.

Сезонные явления в жизни млекопитающих

16

10

6

12.

Фазы развития растений

20

12

8

13.

Сезонность сельскохозяйственных работ

6

3

3

14.

Природоохранные и массовые мероприятия

18

8

10

15.

Итоговое занятие

2

2

216

114

102

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-й год обучения (216 часов, по 6 часов в неделю)

Вводное занятие (2 часа)

Фенология, её цели, задачи, практическое применение. Организационные вопросы, обсуждение плана работы объединения.

Времена года (86 часов)

Приметы времён года, сезонные изменения в природе и жизни людей, месяца, явления погоды. Природа в народном фольклоре и искусстве.

Практическая работа: ведение дневника погоды, изготовления альбомов, газет. Фотоохота. Экскурсии с целью наблюдении за изменениями в природе и жизни людей.

Итог: защита творческих работ.  

Сезонные метеорологические и гидрологические явления (8 часов)

Продолжительность дня. Температура воздуха и её влияние на жизнь растений и животных. Вскрытие и замерзание водоёмов. Жизнь растений и животных подо льдом. Начало и конец весеннего паводка, его значение в природе.

Практическая работа: ведение фенологических наблюдений, измерение температуры воздуха, высоты снежного покрова.

Итог: игра «Поле чудес».

Грибы (6 часов)

Строение грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Отдельные представители высших грибов как объекты для наблюдений, их хозяйственное значение.

Практическая работа: работа с определителями, изготовление газет и листовок, написание призывов и загадок.

Итог: творческая работа.

Кустарниковые и травянистые растения (8 часов)  

Знакомство с отдельными представителями как объектами для фенологических наблюдений. Их биология. Лекарственные растения.

Практическая работа: с гербарным материалом, определителями. Ведение фенологических наблюдений.

Древесные растения (8 часов)

Дикорастущие и культурные древесные растения. Отдельные представители, являющиеся объектами для фенологических наблюдений; их биология и хозяйственное значение.

Практика: экскурсия с целью создания списка деревьев и кустарников, растущих в городе, работа с определителями, оформление папки, ведение фенологических наблюдений.

Итог: Игра «Травянистые, кустарниковые, древесные растения».

 Сезонные явления в жизни насекомых (8 часов)

Общая характеристика класса насекомых. Отдельные представители, являющиеся объектами для фенологических наблюдений; их биология и хозяйственное значение (осы, шмели, бабочки, оводы, слепни, жуки, муравьи и др.)  

Практическая работа: с коллекцией насекомых, ведение фенологических наблюдений. Изготовление поделок насекомых из различных материалов.

Итог: круглый стол.

Сезонные явления в жизни земноводных и рептилий (8 часов)

Общая характеристика земноводных и рептилий. Биология; хозяйственное значение отдельных представителей: змей, ящериц, лягушек, жаб. Зимовка земноводных и пресмыкающихся. Весеннее пробуждение.

Практическая работа: с определителями, коллекционным материалом. Ведение фенологических наблюдений.

Итог: игра.

Сезонные явления в жизни птиц (20 часов)

Общая характеристика классов птиц. Биология отдельных представителей: синицы, трясогузки, чайки, утки, гуся, журавля, кукушки, стрижа, дятла, снегиря и др. Перелёты птиц. Весенний пролёт и прилёт. Гнездование. Кладка яиц, насиживание яиц. Появление и вылет птенцов. Последняя песня (крик) летом. Линька. Вторичное гнездование птиц. Появление зимующих птиц. Сезонная местность обитания птиц. Хозяйственное значение.  

Практическая работа: с определителями. Фенологические наблюдения. Экскурсия в природу. Выставка рисунков и работ.

Итог: викторина.

Сезонные явления в жизни млекопитающих (16 часов)

Общая характеристика классов птиц. Биология отдельных представителей: заяц, медведи, соболь, белка, лиса, ондатра, лось, мышь, бурундук, хорёк, рысь. Линька, спячка, выведение потомства. Ареал обитания. Хозяйственное значение.

Практическая работа: написание и защита реферата. Фенологические наблюдения. Выставка рисунков и работ.

Итог: защита работ.

Фазы развития растений (20 часов)

Весеннее пробуждение растений. Начало сокодвижения у деревьев и кустарников. Набухание почек. Развёртывание первых листьев. Цветение. Опыление. Роль насекомых-опылителей. Созревание плодов и семян. Опадание завязей и незрелых плодов. Функции листа. Цвет листьев осенью, конец листопада. Классификация плодов: сухие и сочные, сборные и сложные, соплодия. Распространение плодов и семян ветром, водой, животными, птицами, муравьями и т.д. Зимний покой у растений.  

Практическая работа: составление календаря природы. Рассматривание различных плодов и семян. Фенологические наблюдения.

Сезонность сельскохозяйственных работ (6 часов)

Основные сельскохозяйственные культуры, сев, посадка, сбор урожая.

Практическая работа: фенологические наблюдения.

Итог: игра.

Природоохранные и массовые мероприятия (18 часов)

Природоохранные операции: «Гроздь рябины», «Зимующие птицы», «Ёлочка», «Здравствуйте, птицы», «Первоцветы», «Дни защиты от экологической опасности» и др.  

Итоговое занятие (2 часа)

Подведение итогов работы за год. Выбор летнего задания.

 

Тематический план второго года обучения

Тема

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

2

2.

Времена года

62

20

42

3.

Сезонные метеорологические  явления

12

4

8

4.

Гидрологические явления

12

4

8

5.

Фенологические фазы развития деревьев и кустарников

12

4

8

6.

Фенологические наблюдения над птицами

24

10

14

7.

Наблюдения за ходом сельскохозяйственных работ

16

4

12

8.

Наблюдения за природными явлениями

20

8

12

9.

Исследовательская деятельность в полевых условиях

36

-

36

11.

Природоохранные и массовые мероприятия

18

8

10

12.

Итоговое занятие

2

2

216

64

152

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2-й год обучения (216 часов, по 6 часов в неделю)

Вводное занятие (2 часа)

Фенология, её цели, задачи, практическое применение. Организационные вопросы, обсуждение плана работы объединения.

Времена года (62 часов)

Приметы времён года, сезонные изменения в природе и жизни людей, месяца, явления погоды. Природа в народном фольклоре и искусстве.

Практическая работа: ведение дневника погоды, изготовления альбомов, газет. Фотоохота. Экскурсии с целью наблюдении за изменениями в природе и жизни людей.

Итог: защита творческих работ.  

Сезонные метеорологические  явления (12 часов)

Погода. Климат. Разнообразие климатических условий в крае и на Земле. Движение воздуха. Ветер. Атмосферное давление. Образование облаков. Осадки. Температура воздуха. Ведение метеорологических дневников. Экскурсии наблюдения.

Гидрологические явления (12 часов)

Свойства воды. Вода – растворитель. Очистка питьевой воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для жизни организмов. Реки. Озёра. Подземные воды. Установление снежного покрова. Ледостав и ледоход на реке. Снеготаяние. Малые реки и озера нашего района. Охрана водных ресурсов.

Фенологические фазы развития деревьев и кустарников (12часов) Начало сокодвижения (устанавливается по появлению капелек сока в отверстиях, сделанных на солнечной стороне ствола, при установлении температуры воздуха свыше +5°). Распускание плодовых почек. Развертывание первых листьев. Зацветание (отмечается днем, когда появляется несколько раскрывшихся цветков 3—4 деревьев или куста данной породы). Массовое цветение. Начало созревания плодов и семян. Начало осеннего окрашивания листвы. Начало листопада. Полное осеннее окрашивание листвы. Конец листопада. Вторичное цветение плодовых деревьев и кустарников. При этом отмечается: название вида, одиночное или массовое цветение, характер местоположения вторично зацветших растений от не цветущих.

Фенологические наблюдения над птицами (24 часа)

 Весенний перелет птиц (отмечается весенний отлет птиц, зимовавших в данной местности, и весенний пролет —пролетные стаи и массовый пролет птиц). Весенний прилет (массовое определение  птиц, прилетевших на свои гнездовья). Начало постройки гнезда. Появление первых птенцов. Осеннее стаение птиц. Осенний перелет птиц (отмечается отлет — день исчезновения птиц с мест гнездовий, пролет — день массового пролета и прилет птиц). Точечный метод наблюдения за птицами. Маршрутный метод наблюдения за птицами. Природоохранная операция «Зимующие  птицы».

Наблюдения за ходом сельскохозяйственных работ (16 часов)

 Начало весенних полевых работ по обработке почвы (отдельно указываются дни начала пахоты, боронования, культивации и других работ). Начало посевных работ (отдельно указываются дни начала посева и посадки культур в грунт, посева культур в парники, высадки рассады, высадки плодовых деревьев и кустарников). Начало ухода за культурами (отдельно указываются дни начала подкормки озимых и других культур, боронования зерновых, пропашных и технических .культур, прополки, подошва, обрезки плодовых деревьев и кустарников).Уборка (отдельно указываются дни начала уборки зерновых, пропашных, технических и огородных культур, сбор плодов садовых культур).  Начало осенней обработки почвы. 

Наблюдения за природными явлениями (20 часов)

 Этапы весны, лета, осени, зимы. Первые проталины. Появление первых кучевых облаков. Первый весенний дождь. Первая весенняя гроза. Последний заморозок в воздухе (дата последней температуры 0° или ниже). Последний заморозок на почве. Исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность в полевых условиях (36 часов)

Природоохранные и массовые мероприятия (18 часов)

Природоохранные операции: «Гроздь рябины», «Зимующие птицы», «Ёлочка», «Здравствуйте, птицы», «Первоцветы», «Дни защиты от экологической опасности» и др.  

Итоговое занятие (2 часа)

Подведение итогов работы за год. Выбор летнего задания.

 

Методическое обеспечение программы:

Задания для среза по программе

(первый год обучения)

I. Внимательно прочитайте вопрос и выбери правильный ответ.

1.Растёт ли дерево зимой?

А) да;

Б) нет;

В) до определённого времени.

2. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег?

А) тетерева, куропатки, рябчики;

Б) воробьи, вороны, глуби;

В) снегири, синицы, клесты.

3. След, какого хищного зверя похож на человеческий?

А) тигра;

Б) волка;

В) медведя.

4. С какого дня по календарю начинается астрологическая зима?

А) 1 декабря;

Б) 22 декабря;

В) 15 ноября.

5. Вьют ли гнёзда наши перелётные птицы зимой на юге?

А) да, вьют;

Б) нет, не вьют;

В) некоторые виды

II. Продолжите поговорку.

  1. Декабрь год кончает, ………………. .
  2. Декабрь глаз снегом тешит, да  ……………………………  .
  3. Зимой небо ясное – к ……… .

III. Прочтите внимательно текст и найдите в нём фенологические ошибки.

Прогулка в зимнем лесу

( фенологический рассказ)

            В классе только и было разговоров о том, будет ли в воскресенье мороз или оттепель.

            Проснулись утром и первым делом посмотрели на термометр: за окном -4 градуса мороза. Едим! Взяли лыжи, палки, не забыли термос с горячим чаем и бутерброды положить в рюкзак -  и в дорогу.
Поезд привёз нас к  лесу часов в 9. Кто-то уже прошёл на лыжах, и нам было легко идти по наезженной дороге. Тихо зимой в лесу. И только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Накануне выпал снег, и хорошо были видны следы некоторых жителей леса.

           Вот пробежал заяц.

- А это чьи следы возле просеки?

- Это, наверное, следы ежа, - сказал Петя.

- Нет, это не ёжик пробежал, а суслик, - возразила Маша.

           Неожиданно мы вышли к опушке, где росли одинокие лиственницы. Зелёные иголки деревьев выглядывали из под снега. Решили отдохнуть под большим дубом.

- Что-то не видно белок, - сказала Маша.

- А ты что, не знаешь, что белки спят в дупле? -  ответил ей Петя.

          Откуда-то сверху доносился размеренный стук – это дятел искал под корой личинки жуков-короедов. Неожиданно на ветке мы увидели гнездо и в нём какую-то птицу.

- Кто же это насиживает яйца зимой?

- Это сойка! – Петя и это знал.

Между берёзами мы увидели кормушку, в которой лежало сено, а рядом соль-лизунец.
        Это лесники заготовили корм для лесных зверей, чтобы не  было им голодно зимой.

         Солнце уже приближалось к горизонту, и мы двинулись к станции. Подходя к полю, мы увидели много звериных следов около стога снега.

- Наверное, это волк ловит мышей в сене, - сказал кто-то.

         Через несколько минут поезд уже набирал скорость. Немного усталые, но довольные мы подъезжали к городу.

Задания для итогового среза по программе (первый год обучения)

I. Внимательно прочитайте вопрос и выбери правильный ответ.

  1. Каково значение снежного покрова для растений?

А) Снежный покров поддерживает  питание растений в зимний период;

Б)  Защищает растения от мороза;

В) Снежный покров мне имеет никакого значения для растений.

2. Какие из ниже перечисленных грибов относятся к пластинчатым?

А) Подосиновик;

Б) Сыроежка;

В) Белый.

3. Какие из ниже перечисленных земноводных занесены в Красную книгу?

А) Дальневосточная лягушка;

Б) Жаба серая;

В) Дальневосточная квакша.

4. Когда происходит день весеннего равноденствия?

А) 1 марта;

Б) 21 марта;

В) 22 апреля.

5.  Семена, каких из ниже перечисленных растений распространяются ветром?

А) Репейник (лопух);

Б) Берёза;

В) осот огородный.

II. Закончи предложение.

  1. Метеорологическая весна начинается - ……………………
  2. Ледяная корочка на поверхности снега называется - ………………..
  3. Лёд пристывший к краю берега и ко дну называется -………………..

III. Дайте определения следующим понятиям.

  1. Что изучает наука ФЕНОЛОГИЯ -  
  2. Кто такой  ОРНИТОЛОГ -  

Задания для итогового среза

(второй год обучения)

I. Внимательно прочитайте вопрос и выбери правильный ответ.

  1. Где зарождается циклон?

           А) В горах;

           Б)  В море;

           В)  В лесу.

          2.  Приборы необходимые  для определения погоды.

           А) Барометр;

           Б) Термометр;

           В) Метроном.

 3. Какие из ниже перечисленных озёр относятся к Николаевскому                                                           району?

  А) Байкал;

  Б) Катек;

  В) Павлиново.

 4.  Какие методы наблюдения за птицами тебе известны?

  А) Астрологический;

  Б) Маршрутный;

  В) Точечный.

 5. Основное свойство почвы?

  А) Влагозадержание;

  Б) Плодородие;

  В) Защита для почвенных животных.

II. Закончи предложение.

  1. Перед ухудшением погоды вечером становится теплее, чем ………….
  2. Волнистые облака (типа ряби на песке) к - …………………………
  3. Багрово-красное небо на западе после захода к - ……………………..

III. Дайте определения следующим понятиям.

  1. Что изучает наука  МЕТЕОРОЛОГИЯ -  
  2. Что такое ГУМУС –

Бланк для записи явлений природы

По теме: Метеорология

Место наблюдения___________________________________________

Наблюдатель________________________________________________

Год_____________число________месяц наблюдения______________

Перечень явлений-признаков погоды

Что наблюдать

  1. Форма и движение облаков
  2. Осадки
  3. суточный ход ветра
  4. оптические явления
  5. движение дыма
  6. давление
  7. другие

Предполагаемый характер погоды на завтра

Общая характеристика погоды за истекшие сутки(заполняется после 20.00)

Какие признаки из записанных оправдались, какие нет.

Второй год обучения Тема: Гидрологические явления

Задание для группы № 1

  1. Найти материал и подготовить рассказ о значении воды в жизни человека.
  2. Посчитайте, сколько воды использует семья из 4 человек в месяц (30 дней), если в день она расходует примерно 150 литров?

Желаю успехов в работе!

Задание для группы № 2

  1. Найти материал и подготовить рассказ о значении воды в жизни растений.
  2. Если высушить 1кг. арбуза, то его сухое вещество составит 20г. Посчитайте, сколько воды содержит арбуз массой 5 кг?

Будьте внимательны!

Задание для группы № 3

  1. Найти материал и подготовить рассказ о значении воды в жизни животных.
  2. Какие приспособления к жизни в воде имеют животные. Продемонстрируйте эти приспособления на картинках.

Стремись узнать больше!

Игра – соревнование «Птицы- украшение природы»

    Соревнования начинаются с игры «Что я за птица». Каждая команда изображает пантомиму о птицах. Кто быстрее отгадает как называется птица, которую изображала команда, так называется команда.

  1. Приветствие команд.

  1. Команда должна нарисовать свою эмблему.

Ведущий: Воробей самая знакомая птица, которую мы видим каждый день. Он наш сосед. Какой он?

(Детям предлагается дать словесный портрет воробья: общительный, сообразительный, смелый, осторожный, памятливый, шустрый). За что воробушек считают драчливыми птицами? - За их шумное и торопливое поведение.

Какие еще птицы живут в нашем поселке? (Галки, вороны, сороки, голуби) А в лесах? (Дети называют птиц) За что вы любите птиц? (Ответы детей) Птицы украшение Природы. Нам нравится слушать пение птиц. Оно благотворно влияет на здоровье человека.

Какую ещё пользу приносят птицы? (ответы детей)

Птицы полезны. На сегодняшний день каждому десятому виду птиц на Земле угрожает опасность исчезновения!

Почему птиц становится меньше? (Люди беспокоят птиц во время гнездования, охотятся на них, вырубают леса, загрязняют леса и озера, уничтожают насекомых и т. д.)

Сегодня мы будем говорить о птицах. Особенно о тех, которые занесены в «Красную книгу».

  1. Конкурс «Птицы «Красной книги»».

Надо написать птиц, занесенных в «Красную книгу».

Птицы: черный аист; малый или тундрянной лебедь; гуси: горный, белошей, сухонос, краснозобая казарка, белощекая казарка; утки: хохлатая, пеганка, чешуйчатый крохаль, мраморный чирок, мандаринка, савка; чешуйчатый дятел, выхухоль.

  1. Конкурс «Отгадай кто я?».

Командам раздаются листы с изображением птиц и животных, занесенных в «Красную книгу».

Пока команды отгадывают, ведущий предлагает детям поиграть в «Драчливых петушков».

Приглашаются 4 человека. На полу чертится мелом 2 круга диаметром 1 – 1,5 м. «Петушки» встают в круг, захватывают правой рукой свою левую ногу (или на оборот) и пытаются вытолкать соперника за пределы круга.

  1. Конкурс «Угадай птицу по описанию».

  1. Верх головки серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пестренькие. Вверху на крыльях – белая полоска. Под шейкой большое черное пятно, совсем как бант или широкий галстук. Так кто это?    (Воробей)
  2. Головка в черной шапочке, на шее и на груди длинный галстук, спинка, крылья и хвост – темные, а грудка ярко – желтая, будто в желтый жилетик нарядилась.    (Синица)
  3. Похожа эта птица на небольшого ястреба, величиной поменьше галки, но с длинным хвостом. Окраска серая, снизу светлей, и вся в темных пестринках. Гнезда не вьет, яйцо у нее похоже на яйца многих птиц.     (Кукушка)
  4. Какой он нарядный! Головка и спинка черные, на затылке – ярко – красное пятно, ана серых крыльях – белые пятнышки и полоски. Весь пестрый. Летает за ним много крылатых нахлебников.      (Дятел)

  1. Конкурс «Чье перышко?»

Приглашаются 2 человека от команд. Им даются по 2 -3 пера. По ним надо отгадать каким птицам принадлежат перья.

  1. Шуточная мини – викторина.

- Каким гребнем голову не расчешешь?  (Петушиным)

- Петух снес яйцо, кому достанется оно?  (Петухи не несут яйца)

- Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить)

- От чего гусь плавает?  (От берега)

- Почему птицы летают?   (По воздуху)

- Что будет делать ворона, прожив три года?   (Будет жить четвертый)

- Какой город носит название птицы?  (Орел)

- Отчего петух, когда поет, глаза закрывает?  (Хочет показать, что поет наизусть)

  1. Подведение итогов соревнования.

Юмористический конкурс «Эти забавные птицы»

         

Ведущий:    дорогие ребята, сегодня у нас очень весёлый конкурс под названием «Эти забавные птицы»!

    И в начале конкурса я вам говорю «Трям!», что в переводе с тилимилитрямдинского обозначает – хором- здравствуйте! Итак, трям, дорогие участники и зрители. Я прошу команды под дружные аплодисменты болельщиков занять свои места.

Дорогие ребята, я с вами поздоровалась. А теперь нас поприветствуют участники нашего весёлого соревнования

Задание № 1.   Представьте, что вы – вежливые птицы, которые всегда здороваются. Придумайте и покажите, как могли бы приветствовать друг друга:

  1. грустные пингвины.
  2. боевые петушки.
  3. хмурые орлы.

Ведущий:  пока команды готовятся вопросы для болельщиков.

  Назови в кого превращались:

  1. Одиннадцать братьев принцев      (в диких лебедей)
  2. Айога из нанайской сказки      (в гусыню)
  3. Юра Баранкин и Костя Малинин  (в воробьёв)
  4. Принцесса в сказке Калиф-аист  (в сову)
  5. Мать непослушных детей из ненецкой сказки  (в кукушку)
  6. Гадкий утёнок   (в лебедя)
  7. Невеста Ивана дурака в сказке «Иди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что»      (в горлицу)
  8. Царевна в «Сказка о царе Салтане»       (лебедя)
  9. Молодец Финист     (в сокола)

     Задание № 2.   Определить настроение птицы очень трудно, а вот повадки у всех птиц разные.  Изобразите характерные особенности:

  1. сороки.
  2. аиста.
  3. орла.

Ведущий:  пока команды готовятся вопросы для болельщиков.

   Назови недостающее имя птицы.

  1. Курочка  (ряба)
  2. Сорока   (белобока)
  3. Серая     (шейка)
  4. Гусь  (Мартин)
  5. Попугай  (Кеша)
  6. Гуси  (лебеди)
  7. Аист  (калиф)

Задание № 3.  Дорогие участники и болельщики, я прошу вас послушать стихи, но стихи не обычные, к ним требуется юмористический перевод. Послушайте стихи из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»:

Варкалось, хливкие шарьки

Пырялись по новее.

И глюкотали зелюки,

Как мумзики в мове.

А теперь ребята, вам представляется возможность придумать фантастическую птицу:

- зелюку,

- мумзику,

- шарьку.

Ведущий:    пока команды готовятся вопросы для болельщиков.

  1. Перед какой погодой птицы перестают петь?   (перед дождём)
  2. Пингвин птица или нет?  (да)
  3. Какая птица подбрасывает свои яйца в другие гнёзда?  (кукушка)
  4. Зимуют ли птицы в скворечниках?  (нет)
  5. Почему снегиря так назвали?   (прилетает с первым снегом)
  6. Где зимой и осенью спят вороны?    (в садах и рощах)
  7. С прилётом, каких птиц мы считаем, что началась весна?   (грачей)
  8. Какая птица выводит птенцов зимой?   (клёст)
  9. Самая маленькая птичка России?   (королёк)
  10. Для чего птице хвост?    (управлять полётом)
  11. Какая птица имеет очень длинный хвост?    (сорока)
  12. Какую пользу приносят синицы?  (поедают жуков и личинок)
  13. Назовите любимое лакомство аистов?  (лягушки)
  14. Какая птица умело подражает голосам птиц?  (скворец)
  15. У какой птицы самый длинный язык?  (у дятла до 15 см)
  16. Какая птица любит семена репейника?  (щегол)
  17. Кто кукует у кукушки самка или самец?   (самец)
  18. Какая птица может летать хвостом вперёд?  (колибри)
  19. Когда температура тела воробья ниже летом или зимой?  (одинаковая)
  20. Какая птица достаёт себе пищу подо льдом?    (оляпка)
  21. Какая птица в мире самая большая?   (страус)
  22. Какую птицу весной берёза поит?  (дятла)
  23. Какая птица выше всех летает?    (орёл)
  24. Какие птицы выводят птенцов три раза за лето?  (воробьи, овсянки)
  25. Как называется осенний отлёт птиц?   (миграция)
  26. Какие птицы могут спать на лету?  (стрижи)
  27. Что изучает наука орнитология?  (птиц)

Задание № 4.    А теперь конкурс капитанов. Каждый капитан должен ответить на вопрос, как называется:

  1. дом птицы,   (гнездо)
  2. «руки» птицы,   (крылья)
  3. птичьи дети,      (птенцы)
  4. «рот» птицы,      (клюв)
  5. «ноги» водоплавающей птицы     (лапы)
  6. Составьте название, из данных букв, красивой лесной птицы, которая с наступлением зимы собирается в стаи и предпринимает кочёвки в поиске ярких плодов калины и рябины.  (свиристель)

Задание № 5.     Найдите рифму (на листке дано задание)

Как у нашего Мирона, на носу сидит……. (ворона)

Задание № 6.     Прочитайте эти строки с различной интонацией:

Жили у бабуси

 Два  весёлых гуся:

Один – белый,

 другой – серый,

Два весёлых гуся.

  1. интонация встревоженная
  2. интонация таинственная
  3. интонация плачущая.

Ведущий:   наши соревнования подходят к концу. Жюри подводит итоги, а мы пока послушаем стихи про птиц.

Награждение победителей.

   

Экскурсия – беседа «Краски осени»

Ход мероприятия:

 Добрый день, ребята! На улице прекрасная погода и я приглашаю вас на прогулку. В нашем городе много деревьев. Осень необычное время года и, гуляя по улицам нашего городка, не хочется заходить домой. Вспомните, как описывает А.С. Пушкин осень.

 (Если ребята затрудняются ответить, помочь им. Напомнить первую строчку.)

Унылая пора – очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

(А.С. Пушкин)

   Воспитанники совершают прогулку по городу. Проходя по улицам обратить внимание какими красками осень окрасила деревья. Первая остановка на мостике через речку Куегда. Рассмотреть растения, растущие по берегу речушки. Обратить внимание на цвет листьев. У какого дерева цвет листьев красивее. Собрать букет из листьев .

   Следующая остановка у березок. Если дует ветер, то обратить внимание на то, что веточки березки с желтыми листьями похожи на золотистые косы девушки. Возвратившись в кабинет центра, побеседовать о красках осени.

   Сейчас мы с вами выберем дерево за которым будем наблюдать.

(Детям выдаются заготовки: «Наблюдение за осенним деревом». Заготовки выполнены заранее.)




Вид дерева

Появление

желтых листьев

Изменения

окраски всех

листьев

Осыпание листьев

Полный сброс

листьев

 

Продолжение беседы:

Как вы относитесь к осени?

Что вы особенно любите в осени?

Что вам вспоминается прежде всего, когда мы говорим «приближается осень» или «осень наступила?

  Ответы детей:

«Я не люблю осень, потому что осенью становится холодно. Небо часто покрыто тучами»

«Я люблю дождливую погоду. В это время мне нравится лежать в теплой комнате и читать книгу»

«А я люблю осенью бродить по лесу, слушать шуршание листьев, любоваться яркими красками, наслаждаться запахами грибов»

 и другие ответы.

Вопросы учащимся:

Какого цвета листья у деревьев осенью?

Когда идете по опавшим листьям, что вы слышите?

Какие ягоды, овощи можно собрать осенью?

Какое небо осенью?

На кого похожа осень? (на художника)

 А теперь попробуем наполнить слово «осень» различными красками, вкусом и звуком, переживаниями.

 Педагог  пишет на доске пример:

Осень – это желтые листья.

Осень – это сладкие яблоки.

Осень – это золотистые березы.

Воспитанники делятся на две группы и сочиняют стихотворения. Зачитывают их.

Стихи, сочиненные учащимися.

1.Скоро осень золотая

Пройдет как ясный день.

Стоят леса багряные,

Бросая вокруг тень.

Листва кружится желтая,

Летит и падает вокруг.

И птицы все весенние

Летят быстрей на юг.

2.Осень – это запах яблок и морошки.

Осень – это стаи лебедей.

Осень – это багряные закаты.

Осень – это золотистая листва,

Осенние седые туманы.

Осень – это дождь холодный и густой.

Осень – это красная вкусная клюква.

Осень – это желтый листопад

И запах осенних овощей.

3.Осень – это запах яблок и морошки.

Осень – это стаи лебедей.

Осень – это желтые дорожки

И в синем небе крики журавлей.

        Вечерние багряные закаты

        И по утрам холодные дожди.

        Осеннего грома раскаты.

        В лесу душистые грибы.

Художник Осень – ты прекрасна!

Преображая всё кругом,

Как Фея из волшебной сказки,

Своим невидимым крылом.

4.Осень –  красные гроздья рябины.

Осень – полезные ягоды калины.

Листвой покрытые дорожки

И запах клюквы и морошки.

        Осень – золотистые косы березы,

        В синем небе осенние грозы.

        Багряно – красные леса вокруг

        И стаи птиц, летящие на юг.

Осень – опята на каждом стволе

И белка рыжая в дупле,

И ежик с яблоками на иголках,

И паутина на зеленых елках.

        А как красиво осенью кругом!

        Звучит высоко в небе гром.

        И пахнет в воздухе дождем,

        А мы уже зимы все ждем.

 

    Сегодня мы с вами вовремя прогулки по городу увидели краски осени, вспомнили её особенности, отличия от других времен года, изменения, происходящие в природе. Но самое главное, мы с вами были поэтами и сочинили прекрасные стихи. Наша прогулка подошла к концу и закончим мы её теми же словами, что и начинали

Унылая пора – очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

                   (А.С. Пушкин)

Тема: «Осенние хлопоты человека»

Цель: дать детям понятие об осенних  приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; воспитывать желание помочь взрослым в заготовке овощей, фруктов на зиму; развивать  эстетическое восприятие окружающего.

Материалы и оборудование:

Картинки с изображением овощей различных групп, листы бумаги. Цветные карандаши, краски, цветная бумага.

Методы и приемы  :

Беседа, рассказ, наглядный, практический.

Ход занятия:

-Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима?

Что было бы?

(Птицы не успеют улететь на юг, животные не успеют приготовиться к холоду и погибнут,  насекомые не успеют спрятаться и зимой не проснуться, люди не смогут убрать урожай с полей, садов, огородов, плоды и зерно погибнут и т.д.)

-Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью, постепенно усиливаются морозы, и только то где наступает зима.

Осень - очень важный период года. Осенью все трудятся: и птицы, и насекомые, и звери, и мы, люди, тоже много трудимся, чтобы подготовиться к суровой зиме.

-А  как же  готовятся  люди  к зиме? (ответы детей)

-Правильно, прежде  всего, это сбор урожая.

(Дети рассматривают иллюстрации с изображением уборки зерновых)

-В жаркие летние дни убирают земледельцы драгоценное зерно с полей. Осенью им предстоит заложить это зерно в хранилище. Ученые разрабатывают современные методы борьбы с болезнями зерна.

Богаты закрома земли русской, всю зиму народ будет питаться полезными и вкусными крупами, манной и пшеном, гречкой и перловой, овсяными, пшеничными и ячневыми хлопьями. Нужна мука - покупай в магазине на любой вкус: пшеничная, ржаная, кукурузная.(показ куп).

Будет сохранено зерно зимой - будет и мука, будет мука – будут макароны, и лапша, рожки и спагетти.

Будут и хлеб, и булки, и  пряники, и  печенье, и пироги.

-Какие овощи собирают на полях?

(Помидоры,  огурцы,  картофель, баклажаны, свеклу и морковь, капусту, чеснок, горох,  фасоль, перец, тыкву, редьку и др.)

Рассматривание картинок и рассказы детей о том, какие овощи собирали в деревне и на даче.

-Как в вашей семье хранят овощи зимой?

(Картофель ссыпают в погреба, морковь и свеклу хранят в песке, лук и чеснок сплетают в косы, огурцы и помидоры засаливают в банках, капусту солят в бочках и т.д.)

- Однажды я зашла в деревне к бабушке, вижу: у нее много в доме разных пучков трав висят – сушатся, а в доме стоит такой чудесный травяной аромат.

- Кто догадался, что за траву насушила бабушка на зиму?  (ответы детей)

-Правильно, это лекарственные травы и плоды, которые зимой очень пригодятся.

Рассказ воспитателя о лекарственных травах  ( чабрец, зверобой, душица, липа, плоды рябины, боярышника, крапива)

Хорошо в морозный день посидеть у теплой печки, да попить отвара из душистых трав с пахучим медом.

- А в вашей семье заготавливают лекарственные растения?

Осенью у человека еще очень много разных дел.

В огороде люди убирают сухую ботву, убирают листья, золой удобряют почву, вносят удобрения,  перекапывают землю, обрезают ветви.

- Сегодня на прогулке мы займемся посадкой растений, украсим наш участок новыми деревьями.

-А что нужно сделать,  чтобы подготовить дом и квартиру к зиме?

(В деревне утеплить коровники и курятники, приготовить уголь и дрова для отопления дома, оклеить окна, утеплить двери и др.)

-Звери меняют свою шубку к зиме, а человеку что необходимо?

(Купить теплое пальто, связать шапку, варежки и др.)

- Молодцы, ребята! Мы хорошо подготовились к зиме.

- Спасибо тебе, земля- матушка, за щедрые дары твои! Не страшна людям зима лютая.

II ч. Прикладная деятельность

- А сейчас я предлагаю сделать заготовки на зиму, законсервировать,  кто что хочет – ягоды, овощи, фрукты. Педагог  дает шаблон банки  и дети по желанию (рисуют овощи, наклеивают фрукты, варенье и т.д.)

 

Список литературы

Для педагогов:

Догель В.А., Иванова Т. В. Зоология беспозвоночных, М.: Высшая школа,

1981.

Дубровская С.В. Календарь народной мудрости. – М.: РИПОЛ классик, 2009.  

Жданова А.С., Островская М.Д. Календарь народных примет, обычаев и обрядов. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.

Жизнь животных в 6 томах         под ред. Зенкевич Л.А., М.: Просвещение,

1969.

Жизнь растений в 6 томах под ред. Федоров А.А., М.: Просвещение. 1974.

Ляхов П.Р. Энциклопедия грибов. – М.: Издательство Эксмо, 2005.

Нечаев А.П. Зелёные стрелы: Рассказы амурского ботаника. – Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2009.

От осени до лета / сост. Л.А. Владимирская. – Волгоград: Учитель, 2006.  

Русские пословицы и поговорки / Под ред. В. Аникина; - М.: «Художественная литература», 1988.

Тихонова А.Е. Твой родной край, Хаб. Кн. изд.. 1982.

Усенко Н.В. Деревья и кустарники Дальнего Востока Хаб. Кн. изд. 1969.

Усенко Н. В. Дары уссурийской тайги Хаб. кн. изд. 1975.

Шлотгауэр С.Д. Времена года: Хрестоматия дальневосточной природы. – Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2002.

Яхонтов В. В стране птиц, Хаб. кн. изд., 1979.

Для воспитанников:

Бианки И.В. Лесная газета - М., 1986.

Кучеренко С.П. Рассказы о животных. – Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2003.

Плешакой А.А, Мир вокруг нас, М.: «Просвещение». 1996.

Сысоев В.11. Удивительные звери. Хабаровск 1973.

Усенко Н. В. Дары уссурийской тайги Хаб. кн. изд. 1975.

Яхонтов В. В стране птиц, Хаб. кн. изд., 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.

В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...