Перспективное планирование учебного материала по опытно-экспериментальной деятельности
календарно-тематическое планирование по естествознанию на тему

Писаревич Любовь Александровна

 

Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы  наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных  ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

В основе данной экспериментальной деятельности лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

                                                                    Расскажи - и я забуду,

                                                                       Покажи -  и я запомню,

                                                                       Дай попробовать - и я пойму.

                                                                            (китайская пословица)  

На современном этапе все больше внимания уделяется практической поисково – исследовательской деятельности, так как развитие и активность и мышления обнаруживаются лишь там, где есть возможность и потребность преобразовывать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержания знания.

        Поисково – исследовательская деятельность зарождается в детстве. В связи с этим особый интерес представляет детское эспериментирование  как форма этой деятельности. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает, как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему возрасту заметно нарастает. В рамках исследовательского подхода обучение идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисково – исследовательской деятельности, активного освоения мира. Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

        Данная проблема нашла отражение в ряде исследований (Д. Б. Горовикова, М. И. Лисина, С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков), в которых даны основные положения о детском экспериментировании, как особой форме поисковой деятельности.

Цель:

Создание условий для формирования основ целостного мировидения воспитанника средствами экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей  наук.
  2. Развивать умение, наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
  3. Формировать у воспитанников способы познания путем сенсорного анализа.
  4. Развивать эмоционально – целостное отношение к природе родного края.

В процессе детского экспериментирования ребята, под руководством педагога учатся выделять проблему, принимать и ставит цель, решать проблемы, анализировать объект или явления, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выделять гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы.

        Отношения на занятиях с детьми строятся на основе партнерства. Большую радость, удовлетворение и даже восторг ребята испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у юных исследователей чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования я даю детям возможность удовлетворять присущую им любознательность, помогаю почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. При этом я не вопитатель -наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности – это позволяет ребенку проявлять собственную активность

        Занятие по экспериментированию проводятся один раз в неделю. Всего 28 занятий.

        Планирование по эспериментированию составлено с учетом реализации межпредметных связей: на занятиях по изодеятельности, в свободной детской деятельности, на прогулке.

        Диагностика проводится 2 раза в год (в сентябре и мае), с .помощью которой определяю уровень овладения детьми экспериментальной деятельностью (использую рекомендации Л.Н. Прохоровой).

Перспективное планирование по экспериментированию

Сентябрь – октябрь

«Экспериментирование с песком и глиной»

Цель: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Оборудование: Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики. мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш.

Тема 1: Песочная страна

Задачи: Закрепить знания детей о свойствах песка.

Интеграция:Познание (математика) : измерение сыпучих предметов с помощью условной мерки

Тема 2: Песчаный конус.

задачи: Помочь определить, может ли песок двигаться.

Интеграция: Рисование

Тема: «Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком)

Тема 3: Глина какая она?

Задачи: Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная)

Интеграция:Рассматривание изделий из глины.

Тема 4: Песок и глина – наши помощники.

Задачи: Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия.

Интеграция: Ленка из глины по замыслу

Тема 5: Ветер и песок

Задачи Тема:: Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком.

Интеграция: Рисование

 «Песчаные художники» (сдувание песка на лист бумаги)

Тема 6: "Свойства мокрого песка"

Задачи: Познакомить со свойствами мокрого песка

Интеграция: Игры в песочнице.

Тема 7: «Песочные часы»

Задачи: Знакомство с песочными часами

Интеграция: Дидактические игры:

«Кто больше назовет названий животных (цветов и т. д.) »

«Кто больше нарежет полосок бумаги» и т. д.

Тема 8: Песок, глина и огонь

Задачи: Дать детям представление о влиянии высоких температур на песок и глину.

Ноябрь – декабрь

«Экспериментирование с воздухом»

Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Оборудование: Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки. свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины.

Тема 1: Этот удивительный воздух

Задачи: Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

Интеграция: Ручной труд

Тема: «Смешарики»

(нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевой нитью воздушного шара)

Тема 2: Парусные гонки

Задачи: Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании.

Интеграция: Рисование

Тема: «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку)

Тема 3: Вдох - выдох

Задачи: Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

Интеграция: Рисование

Тема: «Рисование мыльными пузырями»

Тема 4: Сухой из воды

Задачи: Помочь определить, что воздух занимает место

Тема 5: Поиск воздуха

Задачи: уточнить понятия детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ.

Интеграция: Придумать с родителями сказку «О воздухе»

Тема 6: Муха – цокотуха.

Задачи: Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых.

Интеграция: Конструирование

Тема: «Жуки» (из природного материала)

Тема 7: Воздух при нагревании расширяется.

Задачи: Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе.

Интеграция: Здоровье

Закаливание с помощью воздушных ванн.

Тема 8: В воде есть воздух

Задачи: Дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде.

Интеграция: Чтение художественной литературы.

«Что ты знаешь о рыбах»

Автор: Заплетная С., Курникова Т.

Январь

«Экспериментирование с водой»

Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками;

Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Оборудование: Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал, краски, травяной настой ромашки или календулы. растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер).

Тема 1: Пар это тоже вода

Задачи: Дать детям понятие о том, что пар это тоже вода.

Интеграция: Рисование :

Тема:«Волшебная вода» (колорит) .

Тема 2: С водой и без воды.

Задачи: Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) .

Интеграция: Родительское собрание. «Поможем воде стать чистой»

Тема 3: Замораживаем воду.

Задачи: Дать детям понятие о том, что снег это замерзшая вода.

Интеграция: Аппликация

Тема: «Снежинка»

Тема 4:Вода не имеет формы

задачи: Дать представление о том, что у вода принимает форму сосуда.

Интеграция:Тема: «Путешествие капельки» (рисование по- мокрому) .

Февраль

«Человек».

Цель: Формировать у детей знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении каждого органа в жизни человека. Закреплять знания детей о соблюдении личной гигиены и сохранении здоровья.

Оборудование: стетоскоп, фанендоскоп, линзы разных размеров, фонарики, музыкальные инструменты, продукты питания, поднос, вата, духи, веер.

Тема 1: Проверим слух.

Задачи: Показать как человек слышит звук.

Интеграция: Дидактические игры:

«Узнай по голосу»

«Музыкант» и т. д.

Тема 2: Наши помощники - глаза

Задачи: Помочь определить, для чего человеку нужны глаза.

Интеграция: Рисование

Тема: Братья близнецы (рисование глаз способом монотипия предметная)

Тема 3: Взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Задачи: Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Тема 4: Определение пищи на вкус.

Задачи: Развивать способность определять пищу на вкус (не глядя на нее) .

Интеграция: Лепка

Тема: Витамины

Март

«Экспериментирование с деревом»

Цель: Познакомить детей со свойствами дерева. Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта. Развивать умение определять существенные признаки и свойства (структура поверхности, твёрдость, прочность, не тонет, лёгкое). Стимулировать желание детей для самостоятельного эстетического преобразования предметов.

Оборудование: кора разных деревьев, большая миска, вода комнатные растения, цалафановые пакеты, земля, лупы, стека.

Тема 1: Тонет не тонет

Задачи: Знакомство со свойствами коры дерева

Интеграция: Рисование

 «Тема: Чудо дерево» (оттиск корой)

тема 2: Посадим деревце

Задачи: Дать детям понятие что растение добывает воду через корневую систему.

Интеграция: Подбор  пословиц и поговорок о лесе и растениях.

Тема 3: Есть ли у растения органы дыхания?

Задачи: Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Интеграция: Познание (экология)

Тема: «Лес – как экосистема»

Тема 4: Почему осенью опадают листья?

Задачи: Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги.

Интеграция: Рисование

Тема: «Пейзаж» (рисование на коре деревьев)

Апрель

«Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом»

Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Оборудование: Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы.

Тема 1: Парящий самолет

Задачи: Познакомить с физическим явлением магнитизм

Интеграция: Определение частей света с помощью компаса на прогулке.

Тема 2: Притягивает- не притягивает

Задачи: Изучить влияние магнетизма на разные предметы

Интеграция: Тема: «Помоги зайчонку» (рисование при помощи магнита и металлической пластинки, которая в краске)

Тема 3: Как достать скрепку из воды, не замочив рук.

Задачи: Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе.

Интеграция: Конструирование

Тема: «Лодочка»

(оригами)

Тема 4: Рисует магнит или нет

Задачи: Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве.

Интеграция: Тема: «Крутится, вертится… » (при помощи нескольких магнитов с разными красками)

Май

Экспериментирование с почвой.

Цель: Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

Оборудование: Почва; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, лупы, ящик для рассады, глина, песок, семена укропа, лейка, совок, палочки для рыхления.

Тема 1: «Домашняя засуха».

Задачи: Дать представление о том, что в земле есть вода.

Интеграция: Труд в уголке природы.

Тема 2: «Где лучше расти»

Задачи: Знакомство со свойствами почвы.

Интеграция: Работа в огороде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по теме «Использование экспериментально - исследовательской деятельности в подготовительной группе »

Перспективное планирование по теме «Использование экспериментально -  исследовательской деятельности  в подготовительной  группе »На 2013-2014 учебный год...

Перспективное планирование учебно-воспитательной работы инструктора по физической культуре

Перспективное планирование  учебно-воспитательной работы инструктора по физической культуре строится в соответствии с тематическим планом ДОУ...

Современный урок физической культуры, организация учебной работы, планирование учебного материала.

Современный образовательный процесс сложен и противоречив. На него влияет большое количество факторов. Это не только содержание, обучение, познавательные возможности уучащихся, учебная деятельность уч...

Календарно - тематическое планирование учебного материала на 2014-2015 учебный год для индивидуального обучения на дому, ученика 7 класса.

Данная программа выполняет две основных функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обуч...

Календарно-тематическое планирование учебного материала по физике в 7 классе по учебнику А.В. Перышкина «Физика 7» на 2015 – 2016 учебный год (2 часа в неделю, всего 70 часов)

Календарно-тематическое планирование учебного материала по физике в 7 классе  по учебнику А.В. Перышкина  «Физика 7» на 2015 – 2016 учебный год(2 часа в неделю, всего 70 часов)...

Календарно-тематическое планирование учебного материала по физике в 8 классе по учебнику А.В. Перышкина «ФИЗИКА 8» на 2015-2016 учебный год ( 2 часа в неделю, всего 70 часов)

Календарно-тематическое планирование  учебного материалапо физике в 8 классепо учебнику А.В. Перышкина «ФИЗИКА 8»  на 2015-2016 учебный год( 2 часа в неделю, всего 70 часов)...