Интегрированное внеклассное мероприятие "Полет в космос"
учебно-методический материал по естествознанию по теме

Сафина Венера Миргасимовна

Интегрированное внеклассное мероприятие (физика+астрономия+химия) "Полет в космос" способствет расширению знаний обучающихся о космосе, увеличивает познавательный интерес к предметам, развивает творческие и коммуникативные интересы. В процессе проведения выявляется степень усвоения изучаемых тем и вопросов  и умение применять их для объяснения различных явлений. В данной методической разработке использовались игровые и ИКТ-технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_vneklassnoe_meropriyatie_polet_v_kosmos.rar535.4 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное внеклассное мероприятие-вечер «Полет в космос»

                                                                          ”Per aspera ad astra!”

Развивающие цели: 

  1. побуждение учащихся к познавательной деятельности;
  2. развитие логического мышления;
  3. реализация межпредметных связей физики и химии, информатики и астрономии;
  4. развитие сообразительности.

Воспитательная цель игры: воспитание любознательности, наблюдательности, внимательности, коллективизма.

Подоконник ладонями стиснув,
Ты стоишь, запрокинув голову,
И летят позывные мыслей
К дальним звёздам – белые голуби.
Где-то там, в беспредельной темени,
За границами звёздной Арктики,
В недоступном пространстве и  времени
Проплывают иные галактики.
Я уверен: в каком-то созвездии
Есть планеты, как наша, зелёные,
И живут там твои ровесники –
Космонавты, поэты, учёные.
И в такую же полночь лунную,
Запрокинув мечтательно голову,
Загрустила ровесница юная
На планете в созвездии Голубя.

                                                                                                                /Борис Дворный. «Мечта»/.

      Веками человек смотрел в небо. Он ходил по земле и не боялся уплывать далеко в море, но небо было огромным и непонятным для него. Человек поселил в небе богов. Но человеку хотелось подняться туда самому. И тогда возникали сказания о людях, которые могут летать, появлялись фантастические романы, конструировались летательные аппараты, так и оставшиеся на земле.

     И вот наступил ХХ век. Уже летали в небе самолёты, а в космос поднялись первые ракеты. Люди верили, недалёк тот день, когда в космос полетит человек.

     Сегодня мы совершим путешествие в космос.

     Наше путешествие будет проходить через семь планет-станций нашей солнечной системы. На каждой планете вас ожидает масса интересных заданий. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать  жетон. По результатам этих конкурсов и будут выявлены  победители.

     Мы с вами живем на планете Земля. Земля – это третья планета от Солнца. Чтобы отправиться в путешествие, необходимо проверить готовность к полету.

Этот конкурс – своеобразный экзамен перед стартом. Итак,  начинаем. /Презентация/

I. Блиц-опрос:

  1. Что означает слово «астрономия»?     (Наука о звёздных законах)
  2. Когда был запущен 1 космический спутник Земли?     (4 октября 1957 г.)
  3. Когда американские астронавты впервые ступили на поверхность Луны?   (В июле 1969 г.)
  4. Сколько звёзд в Солнечной системе?    (Одна – Солнце)
  5. С какой наукой тесно связана астрономия?     (С физикой)
  6. Основной астрономический прибор для наблюдений.   (Телескоп)
  7. Доказательством чего является смена дня и ночи на планете?     (Вращения Земли вокруг оси)
  8. В каком направлении вращается наша Земля?             (С запада на восток)
  9. Что означает слово «зодиак»?        (Круг животных)
  10. Назовите дату весеннего равноденствия.         (21 марта)
  11. Что означает слово «космонавтика»?           (Кораблевождение)
  12. Как называется космический транспорт?              (Ракета)
  13. Кто является основоположником космонавтики?         (Циолковский)
  14. Назовите дату первого пилотируемого человеком космического полёта?  (12 апреля 1961 г.)
  15. Назовите родину Коперника.  (Польша)
  16. Сколько планет в солнечной системе?            (9)
  17. Под действием какой силы происходит движение планет вокруг Солнца?     (Силы тяготения)
  18. Основной научный метод изучения небесных тел в астрономии?            (Наблюдения)
  19. Назовите дату осеннего равноденствия.       (23 сентября)
  20. Одинаковы ли полярный и экваториальный радиусы Земли?   (Нет, экваториальный длиннее на 21 км)
  21. Что такое галактика?                  (Система звёзд и скоплений)
  22. Назовите основной астрономический прибор.                (Телескоп)
  23. Кто создал геоцентрическую систему мира?       (Птолемей)
  24. Самая ближайшая к Солнцу планета…           (Меркурий)
  25. Кто был первым космонавтом Земли?             (Ю. А. Гагарин)
  26. Кого называли Главным Конструктором в нашей стране?             (С. П. Королёва)
  27. Назовите дату летнего солнцестояния.             (22 июня)
  28. В каком созвездии расположена Полярная звезда?               (Малая Медведица)
  29. Назовите естественный спутник Земли.              (Луна)
  30. Что такое «зенит»?                    (Наивысшая точка над головой)
  31. Что означает слово «планета»? («Блуждающая»)
  32. Какая планета была открыта только в 1930 году? (Плутон)
  33. Как называют систему мира, созданную Коперником? (Гелиоцентрическая)
  34. Сколько всего созвездий на небе? (88)
  35. Какую планету назвали в честь бога войны? (Марс)
  36. Сколько всего существует зодиакальных созвездий? (12)
  37. Назовите космонавта, впервые вышедшего в открытый космос. (Алексей Леонов)
  38. Какого учёного под страхом пыток инквизиции заставили отречься от своих взглядов? (Галилео Галилея)
  39. Назовите имя и фамилию первой женщины, побывавшей в космосе. (Валентина Терешкова) 
  40. Вблизи какой звезды проходит ось земного вращения? (Полярной)

Конкурс показал, кто готов к полету.

     Ключ на старт! Внимание! Приготовились! 5, 4, 3, 2, 1, 0!!! Пуск! (фонограмма). Ведущий бросает в зал самолётик. Поехали!    Что испытываете?                     (Перегрузки).

II.  Да, только сильных звездолёт может взять с собой в полёт!

Внимание! Конкурс! По два человека от команды, самых тренированных. Встав, спиной друг к другу, нужно совместно выполнять приседания. Кто сделает больше? Молодцы!

Полет продолжается. Подлетаем к Меркурию.

 Учитель астрономии или физики:            /Слайды презентации/

     Меркурий – самая близкая к Солнцу планета, наименьшая из планет земной группы. Диаметр Меркурия 4880 км, по объему он меньше Земли в 8 раз, а по массе в 20. Поверхность Меркурия похожа на лунную: множество кратеров, различные борозды, холмы, долины, горы высотой до 4-х км. Атмосферы на Меркурии нет. Дневная температура достигает 500?С, а ночная падает до -180?. Сутки на Меркурии в 60 раз дольше земных, а вот год равен земному месяцу. Получается, что сутки на Меркурии в 2 раза больше года.

Чтобы изучить планету необходимо знать все о компьютерах – они нам помогут, и приземлиться и взлететь.

  1. Загадки:

Быстро, быстро я бегу.
Кому угодно помогу.
Но иногда я так “стреляю”,
Что пожары вызываю
И даже насмерть убиваю. (
электрический ток)

Словно смелый капитан,
А на нем горит экран.
Яркой радугой он дышит,
И на нем компьютер пишет
И рисует без запинки
Всевозможные картинки.
На верху машины всей
Размещается …
(дисплей)

Сохранится в этих сотах
Всё на долгие года.
Человек забудет что-то,
А компьютер – никогда! (
память )

Ну, а рядом — главный блок:
Там бежит электроток.
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут …
(системным)

По клавишам прыг да скок –
Бе-ре-ги но-го-ток!
Раз-два, и готово –
Отстукали слово!
Вот где пальцам физкультура!
Это вот …
(клавиатура)

Скромный серый коробок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке —
Две или три кнопки.
 (мышка

А

 теперь, друзья, загадка:
Что такое: рукоятка,
Кнопки две, курок и хвостик?
Ну конечно, это …
(джойстик)

Тут нам надо разобраться,
Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу втащит,
И сейчас же буквы, точки,
Запятые — строчка к строчке —
Напечатает в момент!
Очень нужный инструмент.
(принтер)

IY. Продолжаем полет. Впереди Венера

     Венера видна на вечернем и утреннем небе, как очень яркий объект. Она светит ярче других звезд и планет. По размерам и массе Венера сходна с нашей Землей, но окружена очень плотной атмосферой, которая на 95% состоит из углекислого газа и на 4% из паров серной кислоты, 1% составляют водяной пар и другие газы. Атмосфера Венеры плотнее земной в 60 раз и благодаря ей на Венере наблюдается парниковый эффект. Солнечные лучи нагревают поверхность планеты, а углекислый газ не выпускает тепло в космос. В результате этого поверхность Венеры нагрета до 480?С. Поверхность Венеры сглажена, но имеются горы до 20 км высотой. Сутки на Венере в 117 раз дольше земных, а год равен 242-м нашим суткам, т.е. на Венере 1 год примерно равен 2-м суткам.

Здесь пригодятся знания по химии.

Загадки:

Без цвета, запаха, вкуса

Наношу смертельные укусы,
Тем, кто обо мне мало знает
И безопасность не соблюдает. (
угарный газ СО)

Я металл, меня ты знаешь.
Мощь громадная во мне.
Если Б ко мне добавишь,

Небо скрою я во мгле. (уран)

Я газ – легчайший и бесцветный,
Не ядовитый и безвредный,
Соединяясь с кислородом,
Я для питья даю вам воду.
 (водород)

Из меня состоит все живое,
Я графит, антрацит и алмаз,
Я на улице, в школе и в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас.
(углерод)

Y. На Венере очень жарко и дышать нечем, можно полететь в «прохладу». Продолжим полет. Летим к Марсу

     Марс – четвертая планета от Солнца после Меркурия, Венеры и Земли. Он вдвое меньше Земли по диаметру и в 9 раз меньше по массе. Марсианский год в 2 раза дольше земного, а сутки примерно равны земным. Поверхность Марса напоминает пустыню, покрытую красным песком. На Марсе есть гора Олимп – самая высокая в Солнечной системе. Ее высота 27 км. На полюсах Марса находятся белые снеговые шапки, которые представляют собой замерзшие водяные пары и углекислый газ. В жаркий день температура на экваторе около 0?С, а ночью опускается до -100?. На полюсах еще холоднее. В атмосфере Марса часто возникают ураганы и пылевые бури. Исследования образцов марсианского грунта показали полное отсутствие каких-либо микроорганизмов, т.е. жизни на Марсе нет.

Труден полет, но чтобы его преодолеть необходимо решить тест.

«Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд»

1) В своих космических кораблях мы используем энергию Солнца. Каким способом она к нам поступает?

а) излучения;
б) теплопроводности;
в) конвекции.

2) В помещениях наших баз, расположенных на дальних планетах, мы используем центральное отопление. А за счёт чего нагревается воздух в этих помещениях?

а) излучения;
б) теплопроводности;
в)
конвекции.

3) Какой сигнал не может пройти через вакуум?

а) световой;
б) тепловой;
в)
звуковой.

4) Какие сигналы, кроме электрических, сейчас передают по проводам?

а) световой;
б) тепловой;
в) звуковой.

5) Для создания боевых машин мы используем различные металлы. Самый тугоплавкий из них это:

а) железо;
б)
вольфрам;
в) хром.

6) В технике находят применение различные металлы. Самый легкоплавкий из них это:

а) алюминий;
б) олово;
в)
 ртуть.

YI. Вот и Марсом повосхищались. Но самая эффектная планета впереди. Это Юпитер со своим поясом астероидов.

     Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. По расстоянию от Солнца на пятом месте, а по блеску, он занимает на небе четвертое место после Солнца, Луны и Венеры. Юпитер тяжелее Земли в 318 раз и больше в 1310 раз. Атмосфера Юпитера состоит из смеси водорода, гелия, метана и аммиака, которая постепенно переходит в жидкую поверхность планеты. Температура поверхности Юпитера -140?C. В атмосфере Юпитера дуют сильные ветра около 300м/с. Сутки на Юпитере длятся 10 земных часов, а год равен 14 нашим годам.

 Турнир -Полиглот. 

Закончите фразу

Азбука …        (Морзе)

Гиперболоид …          (инженера Гарина)

Атлантический…            (океан)

Броуновское …         ( движение)

Периодическая…        (таблица )

Гидравлический …           (пресс)

Химическая…       (реакция)

Северный …          (полюс)  

Градус…        (Цельсия)

Поваренная…       (соль)

Хвостатая  …     (комета)

Солнечный …(зайчик)

Дождь          (метеоритный)

Благополучно улетели с Юпитера. Теперь куда. Наверное, домой,  соскучились по тебе дорогая наша Земля.

   Земля – это третья по удаленности от Солнца планета Солнечной системы. По форме Земля близка к эллипсоиду, сплюснутому у полюсов и растянутому в экваториальной зоне. Средний радиус Земли 6371,032 км, полярный – 6356,777 км, экваториальный – 6378,160 км. Масса Земли 5,976·1024 кг, средняя плотность 5518 кг/м3. Земля движется вокруг Солнца со средней скоростью 29,765 км/с; среднее расстояние от Солнца 149,6 млн. км, период одного обращения по орбите 365, 24 солнечных суток. Вращение Земли вокруг собственной оси примерно соответствует периоду в 23 ч 56 мин 4,1с. У Земли имеется единственный спутник – Луна.

     Наше путешествие в космос заканчивается, вот мы уже подлетели к Земле. Приземляемся, открываем люки, встречаем родных и близких и мечтаем, мечтаем… нет, не о конфетах и тортах, не о марсах и сникерсах. А о том чего не было на корабле, но о том, что мы очень любим, и после работы, после дороги это мы предпочитаем всему другому. Да, да это – (глоток чистой родниковой воды!!!)

     Китайский философ древности Лао-Цзы в одном из высказываний об этом веществе на Земле утверждал, что это “самое мягкое и самое слабое вещество в мире, но в преодолении твердого и крепкого оно непобедимо и ему нет равного в мире”. Конечно же, все знают, что вода – колыбель жизни. Она играет неоценимую роль во всех физиологических процессах живых организмов. Человек на 70% состоит из воды.

    Вот и закончился наш полет в загадочный космос. А как вы думаете, может ли космонавт обойтись без знаний по химии, физике и информатике? Конечно, нет. Так учитесь, дерзайте и осваивайте новые вершины космоса.

     Ну, а теперь мы предлагаем отметить прекрасный праздник – День космонавтики и ознаменовать его запуском собственных летательных аппаратов. Просьба выдать всем по воздушному шарику, ведь воздушный шарик является прообразом ракеты. Если мы отпустим надутый шарик с не завязанным отверстием, то он приобретет направленное движение, подобно космическому кораблю. Приготовиться! На старт, внимание, марш!

     YII. Подведение итога вечера. Награждение победителя (победитель – учащийся, набравший наибольшее количество жетонов).

  1. Леонов А.А., Соколов А.К. Жизнь среди звезд. М., Молодая гвардия, 1980 г.
  2. Энциклопедия для детей. Астрономия. М., ЗАО “Дом Книги” “Аванта”, 2001, 688 с.,ил.
  3. Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. М. Сов. энциклопедия, 1994 г., 1600 с., ил.
  4. Космонавтика. Энциклопедия. Гл. ред. В. П. Глушко. М., Сов. энциклопедия, 2005, 528 с.,
  5. Вильвовская А.В. Человек и космос. Книга по астрономии для учащихся старших классов гуманитарного направления. М., Наука, 1994, 256 с., ил.
  6. Мультимедийный диск: Познавательная коллекция “Русский космос
  7. Материалы фестиваля «Открытый урок» 2008 г.

 Во время проведения вечера используются музыкальные фрагменты

1.Земля в иллюминаторе («Земляне») и др.

2.Просматриваются презентации, подготовленные учениками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное внеклассное мероприятие с обучающимися в 1-2 кл. "Летим в космос"

Занятие проведено учителем-логопедом совместно с воспитателем группы продленного дня с обучающимися в 1-2 кл....

Внеклассное интегрированное занятие "Человек и космос"

В рамках декады естественных наук проведено интегрированное мероприятие "человек и космос", форма- заседание клуба любителей наук в рамках работы школьного НОУ. Ценность данного мероприятия в том, что...

Внеклассное интегрированное занятие "Человек и космос"

В рамках декады естественных наук проведено интегрированное мероприятие "человек и космос", форма- заседание клуба любителей наук в рамках работы школьного НОУ. Ценность данного мероприятия в том, что...

Внеклассное мероприятие "Праздник Космоса"

Внеклассное мероприятие " Праздник космоса", посвящённый полёту в космос Ю.А.Гагарина для обучающихся 5 класса...

Познавательное интегрированное занятие "Путешествие в Космос"

Данная разработка создана для того, чтобы сформировать у ребят представление о космосе, о первом полёте в космос, первых лётчиках - космонавтах, покоривших просторы Вселенной....

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в космос»

Для детей дошкольного возраста 4-5 лет,с ограниченными возможностями здоровья...

Конспект интегрированного занятия на тему "Космос" в рамках раздела «Развитие познавательных способностей дошкольников» в старшей группе компенсирующей направленности.

Развитие познавательной и речевой активности детей, художественно-эстетических способностей в процессе коррекции речевых нарушений....