«У МИРА МНОЖЕСТВО ПУТЕЙ »
статья по естествознанию по теме

Кржижевская Валентина Вениаминовна

Реферат о способах познания действительности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ref.u_mira_mnozhestvo_putey.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

ОКРУЖНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ

Секция «Обществознание»

«У  МИРА МНОЖЕСТВО ПУТЕЙ».

 (О способах познания действительности).

                                                                      Выполнили:

                                                                                 ученицы 10 класса

                                                                                     МОУ СОШ №3

                                                                                     города Кинеля

                                                                          ПЫРЯЛИНА МАРИЯ

                                                                                и ЧУВАЕВА ВАЛЕНТИНА

                                                                         Руководитель:

                                                                                 учитель истории

                                                                                   МОУ СОШ №3

                                                                         КРЖИЖЕВСКАЯ В.В.

Кинель, 2009

 

                                                    П Л А Н

  1. Введение……………………………………………... стр. 3-4

  1. Глава 1. Использование художественного

                                   образа в познавательной деятельности……стр. 5- 8

  1. Глава 2. Особенности познания истории
  2.                родного края…………………….…………..стр. 9 - 12                                              

  1. Заключение…………………………………………….стр. 13

  1. Сноски………………………………………………….стр. 14

          7.       Список используемой литературы……..…………….стр. 15

                                                           «Все люди от природы стремятся к знаниям».                                                  

                                                                                                         Аристотель

                                                                                       

                                              ВВЕДЕНИЕ.

     Тема нашего реферата называется так не случайно. Люди с давних пор пытались понять окружающий их мир, ведь  действительность не скрыта от нас и постигать ее можно различными способами. Обыденное сознание, наука, искусство постоянно открывают нам новое в мире и человеке,  способствуют общему прогрессу понимания и знания.

     «Знание – сила» - эти слова принадлежат английскому философу Ф.Бэкону. В них в афористической форме выражена мысль об огромной роли знаний в жизни отдельного человека и человечества в целом.  Актуальность данной работы в том, что знания об окружающем мире необходимы человеку во всех видах деятельности, знания дают возможность ориентироваться в мире людей, вещей и природных явлений, помогают объяснить и предвидеть события. В наших знаниях спрессован тысячелетний опыт материальной и духовной деятельности человечества – наше огромное богатство, которое может быть достоянием каждого.

     Но проблема в том, что знания не возникают сами по себе. Они  результат особого процесса - познавательной деятельности людей.

     Эта тема вызывала у нас интерес потому, что хочется узнать, как же человек познает окружающий мир?

     Еще из курса биологии мы узнали о чувствительном познании. Пять основных органов чувств были описаны еще  древнегреческим философом Аристотелем  более  двух тысяч лет тому назад.

     Но человек не может ограничиться лишь чувствительным познанием, он стремиться проникнуть в суть вещей, и он может это сделать, используя свою способность мыслить. Рациональное познание – необходимый этап познавательной деятельности человека. «Я мыслю, следовательно,  я сущест-

вую» - сказал французский философ Р.Декарт.

     Добывать знания о мире и человеке призвана в первую очередь наука и научное познание, которое отличает прежде всего стремление к объективности, т.е. изучение мира таким, какой он есть вне зависимости от человека.  Научные представления в той или иной степени проникают в сознание каждого отдельного человека, выработанные наукой принципы и подходы к осмыслению действительности становятся ориентирами и в нашей повседневной жизни.

     «Мир можно изучать по мифам, которые в отличие от науки объясняют все по-своему в виде повествования или рассказа.  И мифы и сказки сохраняют жизненный опыт народов, это совокупность знаний, умений, опыта, накопленного не одним поколением людей. Особым способом познания является и жизненная практика и здравый смысл. Это обобщенные практические знания, опыт повседневной жизни, свод рецептов предыдущих поколений.

     Иной тип познания дает искусство. Оно имеет дело с художественным освоением мира. Конечно, искусство не ограничивается познанием мира, его назначение гораздо шире. В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительности».[1]

     В нашей работе мы поставили перед собой  задачу показать, что можно изучать мир различными путями: изучая научную литературу, т.е. стремиться к объективности, изучать мир таким, какой он есть, независимо от человека. Можно изучать историческое прошлое по архивным документам и специальной научной литературе, систематизируя и обобщая их. Но можно узнавать о прошлом и с помощью художественных произведений, созданных мастерами литературы, живописи, театра. Мы остановимся на художественном произведении, которое дает эмоционально окрашенное и яркое представление о прошлом, проникнуто авторским восприятием мира, помогает понять дух времени.

     Цель данной работы показать, что мир чувств, образов не только обладает способностью улавливать важнейшие для людей и общества процессы, явления, но и несет важную информацию, оживляет знания о мире и является неотъемлемой частью познания действительности, помогает познать мир иными, ненаучными способами.

     При подготовке реферата мы использовали наряду с научной и учебной литературой, содержащей теоретической материал, художественные произведения, изучаемые в школе и краеведческую литературу, касающуюся истории нашего края. Наряду с этим  привлечены и стихи кинельских поэтов, созданных в разное время, но объединенных и пронизанных любовью к родному городу, которому в прошлом году исполнилось 170 лет.

Глава 1.Использование художественного образа

 в познавательной деятельности.

     Специфическим образом художественного познания является использование художественного образа. Будучи отражением действительности , образ обладает определенными свойствами реально существующего предмета. Литературный рассказ о событии не является самим событием, но он дает возможность воссоздать его при помощи мыслей, чувств героев этого рассказа, значительно оживляет его. С помощью художественного образа сам человек с помощью собственной фантазии, творчеств, мыслительной деятельности воспринимает мир таким способом.

     На уроках истории мы узнаем о событиях, которые происходили  много лет тому назад. Таким образом, формируются знания и по предмету, и об обществе, в котором мы живем. Возьмем, к примеру, послевоенную жизнь колхозного крестьянства. Узнать об этом можно из научной или учебной литературы, которая даст конкретные знания о тех событиях, а можно прочитать рассказ А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Давайте сравним.

     «Еще более ослабленным вышло из войны сельское хозяйство страны, валовая продукция которого не превышала 60% от довоенного уровня. Крестьяне, работавшие в колхозе, практически ничего не получали. Спасало лишь подсобное хозяйство. Однако и по нему государством был нанесен значительный удар. За период 1946-1949 гг. в пользу колхозов были прирезаны 10,6 млн. га земель из крестьянских приусадебных участков».[2]

     «Председатель колхоза новый – так он каждый год новый, их больше года не держат. Ну, еще кто нормы трудодней не выполнит – огороды поджали до 15 соток, а кому и под самый дом отрезали. Еще, был закон за норму ту судить и кто не выполнит – в тюрьму сажать, но как-то тот закон в силу не вступил. Парни все и девки все, кто как ухитрится, но уходят повально в город или на торфоразработки. Мужиков в колхозе: бригадир Захар Васильевич да плотник Тихон восьмидесяти четырех лет. Тянут же колхоз те бабы, которых еще с тридцатых годов загнали, а как они свалятся – и колхоз сдохнет».[3]

     Одни и те же события, одна информация, но восприятие, конечно, разное. Присутствие в художественной литературе яркости, образности заставляет познавать мир через мироощущение главного героя рассказа иначе и надолго остается в памяти.

     Конечно, искусство и художественная литература имеют право на вымысел, но тем нее менее он дополняет наши представления о предмете изучения и познания.

     В учебнике по истории  Древнего мира мы видели бюст знаменитого полководца  Александра Македонского. В античном и средневековом искусстве место художественного образа занимал канон – свод правил художественного и поэтического ремесла. Следование ему было необходимым условием художественной деятельности. Художник, познавая мир, переносил его с помощью образа в искусство. Но раз канон, то можно ли с точностью утверждать, что А.Македонский и его изображение похожи?  Ведь почти все скульптуры времен античности схожи друг с другом. Поэтому можно обратиться и к художественному произведению, завершающему наши представления о внешнем облике полководца .

     «Стремительной походкой вошли четверо. Лица тщательно выбриты, волосы, слегка завитые, волнистыми кудрями спускались по сторонам лица, не достигая плеч. У всех четверых были мускулистые шеи и необычайно развиты мышцы правой руки.

      Никомандр  стоял неподвижно, пристально всматриваясь в одного из них. На знакомом мужественном лице с прямой линией лба и носа и женственным ртом появились резкие суровые морщины. Но не это поразило его. На него смотрели неподвижные, стеклянные глаза, холодные и непроницаемые. «Этот человек может также спокойно приласкать, как и раздавить меня» - подумал Никомандр. Глубокая пропасть легла между прежним веселым стремительным юношей, которого во время уроков он бил по плечам концом тупого меча, и этим самоуверенным равнодушным человеком, прошедшим полмира, оставляя за собой бесчисленные развалины и реки слез и горя».[4]                                     

     Вот описание знаменитого Ледового побоища в учебнике по истории:

     «Сражение произошло 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера. Немцы наступали клином «свиньей». «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей», и все замерзшее озеро покрылось кровью. Весенний лед проломился, и тяжелые рыцари, доспехи которых весили до 70 килограммов, пошли на дно. Многие пытались бежать, но русские преследовали их. Ливонский орден поспешил заключить мир».[5] 

    В этом отрывке дана самая необходимая информация по теме  с использованием материалов древней летописи. А вот описание «свиньи» в повести В.Яна «Юность полководца»: «Тяжелым равномерным скоком, казалось в неодолимом натиске, приближались немецкие всадники. Уже отчетливо стали видны первые пять рыцарей, мчавшихся пригнувшись и выставив длинные копья.

     Дальше число их в каждом ряду постепенно увеличивалось. Действительно, казалось, что по льду надвигается, вклиниваясь, огромное, страшное «свиное рыло», в середине которого бежали густые толпы пеших воинов. Рыцари имели устрашающий вид: и всадники и их кони были покрыты железной броней, на месте обычных шлемов на плечах рыцарей возвышались железные коробки с узкими прорезями для глаз и дыхания. Над этими коробками торчали когтистые орлиные лапы, завитые черные рога и звериные морды с оскаленными клыками. Как одолеть их?»[6]

     Вот как описывает писатель окончание битвы: «От устрашающего «свиного рыла» остались только кучки отдельных всадников, мчавшихся врассыпную по ледяной равнине. Семь верст  преследовали их русские, устилая путь телами вражеских людей и коней.

     Казалось, мирно дремавшее Чудское озеро вдруг проснулось и сердито зашевелилось. Лед повсюду начал трескаться и пучиться. Льдины раздвигались и между ними показывались черные полыньи. Это на реке Великой начался весенний ледоход, поднимая и взламывая широкую ледяную равнину Чудского озера».[7]

     Добавим необходимую информацию:

     И отступая перед князем                            На месте рыцарских отрядов

     Бросая копья и щиты,                                 Легли кровавые следы.

     С коней валились немцы наземь,              Под ними лошади тонули

     Воздев железные персты.                           Под ними дыбом лед вставал,

     Стоял суровый беспорядок                        Их стремена под лед тянули

     Железа, крови и воды.                                Им панцирь выплыть не давал.[8]

     Получилось, что дополнительно нас информирует  иногда и художественная литература. Хотя в художественном произведении достоверность преломляется через призму авторского видения и вымысла,   фантазию автора, но эта действительность складывается по обрывкам документов, летописей, исторических источников, дошедших до нас, восстанавливающих живую картину эпохи. Читая эти произведения, мы сразу реально представляем себе те далекие события.

      Таким образом, мы убедились, что наш собственный познавательный опыт подсказывает, что в процессе познания участвуют и мысли, и чувства, и эмоции. Действительно, познавательная деятельность разнообразна.

     Но можно ли узнать об общественном устройстве из художественной литературы и дополнить свои теоретические знания по данной теме? Давайте попробуем.

     Возьмем научную литературу, касающуюся истории казачества. «Особенностями казачьего быта было то, что с древности в основе их общественной жизни была военная организация. Главными средствами существования  казаков были земледелие и скотоводство и в прежние времена военная добыча. Особенностью казаков была привязанность к своим, исторически сложившимся порядкам. Казаки отстояли от подневольного положения татарского ига, а потом крепостной зависимости. У них были навыки к гражданским свободам».[9]

     А теперь обратимся к Н.В.Гоголю, его знаменитому произведению «Тарас Бульба»:

     «…Гетманы, набранные из среды самих  же казаков, преобразовали околицы и курени в полки и правильные округи. Это не было строевое собранное войско, его бы никто не увидал; но в случае войны и общего движенья в восемь дней, не больше, всякий являлся на коне, во всем своем вооружении и в две недели набиралось такое войско, какого бы не в силах набрать никакие рекрутские наборы. Кончился поход – воин уходил в луга и пашни, на днепровские перевозы, ловил рыбу, торговал, варил пиво и был вольный казак».[10] 

     Характеристику исторической личности дает научная литература, но более яркая, запоминающаяся дается нам и в поэзии.  

     Характеристика русского императора Александра 1 в книге академика Нечкиной М.В. показывает его нам как понимающего о необходимости проведения коренных реформ с целью обновления страны и одновременно не реализовавшего ни одного значимого проекта.[11] Но более точную  характеристику дал великий русский поэт:

                          Властитель слабый и лукавый,

                          Плешивый щеголь, враг труда,

                          Нечаянно пригретый славой

                          Над нами властвовал тогда…

     Это описание достоверное, как у современника, краткое и убийственно точное.

     Таким образом, действительно, « у мира множество дорог», и  познавать этот мир можно постоянно, используя различные способы и средства: чувства, волю, желание, разум, все виды и способы познания окружающей нас действительности.

     

Глава 2.  Особенности познания истории родного края.

     Мы все привыкаем к тому месту, где живем. И всегда город, село, деревня оказывают на нас особое влияние. Какие-то невидимые нити соединяют нас с домами, палисадниками, площадями. Зачастую мы мало обращаем на это внимания. Но и земля и камень впитывают в себя жизни прошлых поколений – ведь ничто на земле не исчезает бесследно и безвозвратно. Можно изучать наш историю по книгам, учебникам, а можно – по рассказам или стихам… Это тоже способ познания своей родины с помощью художественного образа.  Можно прочитать интереснейшую книгу  об истории Кинеля «Междуречье», а можно обратиться к отображению действительности с помощью стихов, написанными нашими  самодеятельными кинельскими поэтами. Стихи написаны в разное время разными людьми – кого-то уже нет, многие и ныне здравствуют, многие еще совсем молодые люди, но их связало одно – они пишут о своем городе.

                         «Малый город великой России,

                           славный город, любымый Кинель».[12]

В  этих стихах вся действительность – и прошлая и настоящее, это и память и слезы, радость и мечты, история и современность

     Своему названию наш город обязан реке , на которой стоит. «Название реки восходит к тюркским языкам. Сравните татарский «кин»- широкий, широко; «кинею»- шириться, расширяться, увеличиваться; «кинеюле» - расширяемый. В тюркских языках известны нарицательные «ел» и «ёл» в значении река,  речной путь. Отсюда «Кинель» - широкая, расширяющаяся (во время половодья) река».[13]

     «При впадении р.Кинель в р.Самару сделан редут, который назван Кинельским. Таким образом, город поименован по реке».[14]

      Так описано в научной литературе  об истории названия нашего города. А вот описание совсем другого рода: читаем стихи нашего кинельского поэта Валентины Макеевой (бывший работник киносети, ныне пенсионерка, бабушка нашего одноклассника Саши Смолькова).

                                        Лихой татарин на скаку

                                        Открыл безвестную реку,

                                        И ель причастна, иль не ель,

                                        Но нарекли реку Кинель.

                                        Четыре, пять веков прошло,

                                        Возникло рядом с ней село…[15]

     Все ясно сразу – и то, что на этом месте находилась Ногайская орда, и то, что здесь росло много хвойных деревьев.

     О реке пишут и другие местные поэты:  

                                         Кинель , ты речка небольшая

                                         Течешь не в дальние края,

                                         Но ты мне близкая, родная

                                         Река – красавица моя.[16]

     О красоте реки говорит и Николай Смоляков (бывший учитель школы № 2).

                                          И я гляжу и наглядеться

                                          Никак тобою не могу:

                                          Ведь озорное мое детство

                                          Прошло на этом берегу.[17] 

     Город наш небольшой, основан в 1837 году. Здесь много частных домов (особенно на северной стороне), садов, переулков. У нас нет больших заводов, фабрик. Как писал о нем Борис Деркачев (бывший работник 12-го завода, родственник нашей учительницы по биологии Успенской Н.Г.) – город «без звонков трамвая».[18]  Да, он тихий, спокойный, уютный. Еще помнят жители то время, когда здесь  держали домашний скот, как в деревне:

                                       Я помню улицу с булыжной мостовой

                                        Орджоникидзе, я жила там в детстве,

                                        Стада овец, коров, что шли домой,

                                        Сады, калитки, лавочки – все в сердце.[19]

     Сейчас в Кинеле много новостроек, он современный город, но сохранился в нем и дух старины:

                                         Повсюду – русские приметы –

                                         Резьба, колодец, палисад,

                                         Вот дом, такой простой, приветный,

                                         Где чисто русский аромат.

                                         Мансарды, лесенки, балконы –

                                         Простой, невычурный уют,

                                         Владельцы сами увлеченно

                                         Свой мир домашний создают[20].

     Даже улицы носят прежние названия, о них говорит сотрудница Администрации п.Усть-Кинельский   Татьяна Азикова:

                                         Улицы приют давали нам

                                         И влюбленных укрывали по ночам.

                                         Некрасовская, Мира, Полевая,

                                         Ульяновская, Чехова, Сенная,

                                         Октябрьская, Орджоникидзе, Машинистов,

                                         Южная, Бобровский, Декабристов.

                                         Улицы и переулки Кинеля

                                         Вас люблю и обожаю я![21]

        На город – светлый и зеленый, во многих местах растут тополя:

                                          Вы ажурной каймой окружили дома

                                          И весенней порой в Кинеле вдруг зима.

                                          Как нетающий снег пух слетает с ветвей,

                                          Белый пух на земле – это цвет тополей.[22]     

        Об истории города написаны книги, есть материалы архива, но ничто не заменит живое слово поэта, помогающего познать мир через стихи, получая при этом настоящее эстетическое и интеллектуальное удовольствие:                                          

      Сто лет прошло с того начала                     Мы помним , как в победу веруя                                                        

      Когда в суровую метель                              В железный мускул напряглись,

      Ты первый поезд отправляла                      Когда пехота с артиллерией

      Родная станция Кинель.                              На фронт по рельсам понеслись.[23]

                                         Окутан стальной паутиной дорог

                                         Стоит на распутье родной городок.

                                         Стоит на широкой красивой реке,

                                         Рабочие люди живут в городке. [24]                                   

                                                                                (Людмила  Валерьевна Склярова,              учитель школы № 5, ранее работавшая в нашей школе).                        

     В этих стихах отражено то основное, чем живет город- крупный железнодорожный узел государственного значения, об этом мы знаем из книги «Междуречье»:  «1877 год. На станцию Чарыковская ( ст.Кинель стала называться с 1884 года) прибыл первый железнодорожный поезд. Состоялось официальное открытие линии Самара – Оренбург через станцию Кинель. Станция располагалась на отчужденном участке земли  землевладельца Чарыкова. Поэтому и первоначальное название станции Чарыковская».[25] Но в  данном случае об этом мы узнаем и не из специальной литературы.

     О самой книге «Междуречье» можно тоже узнать из тех же источников – стихов о родном городе:

                                      Встает со страниц «Междуречья»

                                      История сел,  крепостей,

                                      Смешенье имен и наречий,

                                      Религий и  ратных страстей,

                                      И гул затихающей битвы,

                                      Услышишь из древних веков,

                                      И топот коней и молитвы,

                                      И песни лихих ямщиков.[26]

     А вот другой пример. Книга «Междуречье» охватывает историю Кинельского района и города Кинеля только до 1944 года (в этом году Кинель стал городом),

А вот о некоторых событиях нам опять же расскажет художественная литература:

                                      Открылась здесь библиотека

                                      В далеком семьдесят восьмом.

                                      В союзе с книгой четверть века

                                      Здесь мы, читатели, живем.[27]

     Это тоже познание, познание истории родного края при помощи стиха, художественного образа.                    

     Эти стихи  не только способствуют познанию родного края, его красот, его истории, это - признание в любви родному городу, нашей малой Родине:

                                        Твоя история, преданья

                                        И новый ты – в моих стихах,

                                        Твой ритм и пульс, твое дыханье –

                                        В простых и искренних строках.[28]

                                        Славлю я Междуречье

                                        Под названьем Кинель,

                                        Где  особенность речи -

                                        Соловьиная трель.

                                        По лесам и пролескам,

                                        Где над миром дорог

                                        Магистрали «железка

                                        Верховодит как бог.[29]

       Таким образом, в познании своего края, своей Родины участвует и сознание и чувства, и если можно так образно сказать и сердце – чуткое, впечатлительное, памятливое. Оно-то и придает глубинное содержание  нашему восприятию отчей земли, окрашивая это понятие живыми красками непосредственного личного опыта. «Полученные чисто логическим путем положения ничего не говорят о действительности» - учил Эйнштейн.[30]                               

                                                             

         

                                                        Заключение

   

     Познавательная деятельность весьма разнообразна и многообразие проявлений человека и богатство мира вокруг него требуют и многообразия познания действительности, сочетание разных способов и форм познавательной деятельности. Мы используем не только научные факты, научные знания и источники, но и огромное богатство художественного познания.

     Есть прекрасная русская пословица: «Мир освещается солнцем, а человек – знаниями»  . У человека очень много различных потребностей, но важнейшей духовной потребностью должно оставаться познание. В наше время заметно падает интерес молодежи к книге, молодые люди практически не читают художественную литературу, а ведь «Книга – это духовное завещание одного поколения другому» (А.И.Герцен),  это познание мира иным, особым, ненаучным ,  но необходимым  всем способом. Нельзя подняться до вершин культуры без знаний литературы, искусства, о выразительных способах их использования, без умения слушать и слышать, читать и понимать, познавать окружающий мир.

     Познание при помощи  художественно образа - ярче, эмоциональнее, надолго остается в памяти,  так как преломляется через авторское видение и фантазию, и пусть автор и допускает иногда художественный вымысел, но все это восстанавливает картину мира, помогает  представить  все  событие образнее,   особенно тогда, когда это описано очевидцем и современником этих событий.

                                            С Н О С К И:

1.     БоголюбовЛ.Н. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 кл.

                    В 2-х частях. Ч.1, М, Просвещение, 2007, с. 120

2.    Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России ХХ век. Учебник для

                    9 кл. М, Просвещение, 2003, с. 272

3.    Солженицин А.И. Рассказы. М, Центр «Новый мир», 1990, с. 3

4.    Ян В. Огни на курганах. М. Художественная литература, 1989, с .13

5.    ЧерниковаТ.В. История России 1Х-ХУП века. Учебник для 6-7 кл.

                     М. «Дрофа», 1997, с. 166

 6.   Ян в. Юность полководца. М. Правда. 1981, стр. 490

 7.   Там же, с. 492

 8.    Симонов К. Ледовое побоище. В кн: Симонов К. Собр.соч. в 10 –ти

                    томах.  М. 1979, том 1, с. 374

 9.     Гордеев А.А. Золотая Орда и зарождение казачества. Ч  1. М,

                    «Страстной бульвар», 1992, с. 11-12

10.    Гоголь Н.В. Тарас Бульба. М, «Дрофа», 2002, с. 295

11.    Нечкина М.В. Декабристы. М, Наука, 1983, с.11-12

12.    Д.Л.Леонова. В кн: И я пою тебя, мой город! Кинель, 2007, с.5

13.    Междуречье. История Кинельского района. Самара, 1998, с. 191

14.    Барашков В.Ф., Дубман Э.Л., Смирнов Ю.Н. Самарская топонимика

                    Самара, 1996, с.106                                                                                                        

15.     Макеева В.Н. В кн: И я пою тебя, мой город !  Кинель. 2007, с.63

 16.    Блинов В. Тебе посвящаю, мой край родной !  Сборник стихов.

                     С . Большое Микушкино, 2005, с. 17

17.     Смоляков Н. В. Человек с пылающей душой. Кинель. 2007, с.47

18.     Деркачев Б. В кн: И я пою тебя, мой город !  Кинель. 2007, с.20

19.     Азикова Т. Там же, с. 7-8

20.     Макеева В.Н. Светлый мир моих стихов. Кинель.  2004, с. 9

21.     Азикова Т. И я пою тебя, мой город ! Кинель.  2007, с.11

22.      Там же, с. 13

23.      Павлов К. Там же, с. 68

24.      Склярова Л. Там же, с.93

25.      Междуречье. История Кинельского района. Самара. 1998, с. 51

26.      Макеева В.Н. Там же, с.12

27.      Макеева В.Н. Там же, с. 11

28.      Макеева В.Н. Там же, с. 12

29      Тюрин Ю.П. Воспитание историей. М. Просвещение, 1987, с.4

         

                                     Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я

 

  1. Барашков В.Ф., Дубман  Э.Л., Смирнов Ю.Н. Самарская топонимика. Самара. 1996
  2. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 классов в 2-х частях. Часть 1.М. Просвещение. 2007
  3. Блинов В. Тебе посвящаю, мой край родной! Сборник стихов. С..Большое Микушино, 2005
  4. Гоголь Н.В. Тарас Бульба. М. «Дрофа». 2002
  5. Гордеев А.А. Золотая Орда и зарождение казачества. Часть 1. М. «Страстной бульвар». 1992
  6. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России ХХ века. Учебник для  9 классов. М. Просвещение, 2003
  7. И я пою тебя, мой город! Кинель. 2007
  8. Симонов К. Собрание сочинений в 10-ти томах. Том 1. М. 1979
  9. Смоляков Н. Человек с пылающей душой. Кинель 2007
  10. Солженицин А.И.  Рассказы. Центр «Новый мир» М. 1990
  11. Макеева В.Н. Светлый мир моих стихов. Кинель. 2004
  12. Междуречье. История Кинельского района. Самара. 1998
  13. Нечкина М.В. Декабристы. М. Наука. 1983
  14. Тюрин Ю.П. Воспитание историей. М. Просвещение. 1987
  15. Ян В. Огни на курганах. М. Художественная литература. 1989

     16. Ян В. Юность полководца. М.  Правда. 1981


[1] Боголюбов Л.Н. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 классов в 2-х частях. Часть 1. М. Просвещение.,2007, с.120

[2]  Данилов А.А.Косулина Л.Г. История России XX  век. Учебник для 9 классов. М. Просвещение. 2003, с 272

[3]  Солженицын А.И. Рассказы. М. Центр «Новый мир», 1990. С.31

[4] Ян В. Огни на курганах. М. Художественная литература., 1989, с.13

[5] Черникова Т.В. История России IX-XVII века. Учебник для 6-7 класса, М, «Дрофа», 1997, с.166

[6] Ян В. Юность полководца. М. Правда, 1981, с.490

[7] Ян В. Юность полководца. М. Правда, 1981, с.492

[8] Симонов К.Ледовое побоище. В кн: Симонов К. Собр. соч. в 10-ти томах. М, 1979, том 1.с. 374

[9] Гордеев А.А. Золотая орда и зарождение казачества. Ч.1. М, «Страстной бульвар».,1992, с.11-12

[10] Гоголь Н.В. Тарас Бульба. М. «Дрофа». 2002, с.295

[11] Нечкина М.В. Декабристы. М., Наука. 1983, с. 11-12

[12] Леонова Д.Л. В кн: И я пою тебя, мой город!  Кинель. 2007, с..5

[13] Междуречье. История Кинельского района. Самара. 199, .с.19

[14] Барашков В.Ф., Дубман Э.Л., Смирнов Ю.Н. Самарская топонимика. Самара. 1996, .с. 106

[15] Макеева В.Н. В кн.: И я пою тебя, мой город! Кинель. 2007, с.6

[16] Блинов В. Тебе посвящаю, мой край родной! Сборник стихов. С.Большое Микушкино. 2005, с.17

[17] Смоляков Н.В.Человек с пылающей душой. Кинель. 2007, с.47

[18] Деркачев Б. И я пою тебя, мой город! Кинель. 2007, с.20

[19] Азикова Т.В. Там же, с.7-8

[20] Макеева В.Н. Светлый мир моих стихов. Кинель. 2004, с.9

[21] Азикова Т.В.. И я пою тебя, мой город! Кинель. 2007, с.11

[22] Азикова Т.В.. И я пою тебя, мой город! Кинель. 2007, с.13

[23] Павлов К. Там же, с. 68

[24] Склярова Л.В. Там же, с.93.

[25] Междуречье. История Кинельского района. Самара, 1998, с.51

[26] Макеева В.Н. Светлый мир моих стихов. Кинель. 2004, с.12

[27]   Макеева В.Н. Светлый мир моих стихов. Кинель. 2004, с.12

[28]   Макеева В.Н. Там же. С.11

[29]   Комарова Л Там же, с.28

[30]  Тюрин Ю.П. Воспитание историей. М. Просвещение, 1987, с.4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Множество. Элементы множества. 2 класс.

Конспект урока для 2 класса. Горячев А.В....

Открытый урок информатики в 3 классе "Множества. Отношения между множествами"

Открытый урок информатики в 3 классе "Множества. Отношения между множествами"...

Множество. Элементы множества. Число элементов множества.

Задания для интерактивной доски SmartBoard, которые познакомят учащихся с понятиями "множество", "элемент множества"; научат определять число элементов множества и принадлежность элементов заданному м...

Множества. Отношения между множествами.

На данном уроке учащиеся повторяют и закрепляют не только теоретические знания по теме «Множество», но закрепляют умения навыков работы на компьютере. На уроке активно используются  интеракт...

Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств.

Задания, которые  формируют начальное представление об отрицании, о пересечении двух множеств; учат находить на "карте множеств" область элементов, не принадлежащих заданному множеству; область м...

Презентация по математике "Множества". Дано понятия множества. Приведены примеры конечных, бесконечных и равных множеств.

В презентации дано понятие множества. Приведены примеры конечных, бесконечных и равных множеств. Рассмотрены решения задач на объединение и пересечение множеств....