Главные вкладки

    Множество. Элементы множества. 2 класс.
    план-конспект урока (информатика и икт) по теме

    Конспект урока для 2 класса. Горячев А.В.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon mnozhestvo._2-y_klass.doc582 КБ

    Предварительный просмотр:

    Множество. Элементы множества. 2-й класс.

    Цели:

    1. Ввести понятие «множество».
    2. Ввести понятие «элементы множества».
    3. Научить определять принадлежность элемента множеству.

    Предварительная подготовка:

    1. Принести мяч.
    2. Принести картинки, на которых изображены предметы с общим названием (можно использовать карточки детского лото).

    Ход урока

    - Ребята, сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое «множество» и что называют «элементами множества»!

    - У меня на доске нарисован мешок. Пока он пуст. Давайте соберем в него зверей, которых вы знаете.

    Игра:

    Учитель ходит с мячом по классу и кидает ученику мяч, а ученик должен быстро назвать какого-либо зверя.

    -А теперь давайте всех названных зверей соберем в наш мешок.

    Дети вспоминают, а учитель выписывает на доске всех названных в игре зверей (или использует карточки с магнитом).

    - Много в мешке получилось зверей?

    - Много.

    - В математике такую группу предметов (или живых существ) с общим названием и собранных вместе называют «множеством». «Множество» от слова МНОГО. (Слайд 3,4)

    - Попробуйте дать название множеству.

     «Назови множество»:

    Учитель показывает картинки с однородными предметами. Дети должны дать название этому множеству, например – рыбы, птицы, растения, книги.

    - Это множество рыб. (Слайд 5)

    - Это множество птиц. (Слайд 6)

    - Давайте выполним задание №1 в тетради.

    Задание №1. (Слайд 7)

    Ученики должны назвать и подписать название предлагаемых множеств.

    Множество: посуды, животных, обуви, игрушек, банных принадлежностей, предметов для рисования.

    - Теперь давайте поиграем.

    Игра «Назови множество» (Слайды 8,9,10)

    Учитель перечисляет ряд предметов, а ученики придумывают название этому множеству.

    - платье, брюки, шуба, юбка, кофта, куртка… - одежда.

    (- шкаф, стул, стол, диван, тумбочка… - мебель.)

    - береза, сосна, ель, тополь, дуб, ива… - деревья.

    (- Москва, Одесса, Лондон, Париж, Санкт-Петербург… - города.)

    - стрекоза, кузнечик, бабочка, муха, пчела… - насекомые.

    После игры на доске появляется еще один мешок, в котором перечислены названия предметов, но нет общего названия. Его дети должны придумать сами. Например, сапоги, валенки, кроссовки, ботинки, тапочки.

    - Это множество обуви.

    - Все предметы из этого множества называют элементами этого множества. (Слайд 11,12)

    - Выполним задание №2.

    Задание №2.(Слайд 13)

    При выполнении задания для каждой картинки следует проверить каждое предлагаемое слово.

    - Можно сказать, что на лугу пасется стая коров?

    - Нет

    - А рой коров?

    - Нет

    - А букет коров?

    -Нет

    -Значит, для коров, пасущихся на лугу, подходит только слово «стадо».

    Аналогично для остальных картинок перебираются возможные варианты, и выбирается подходящее слово.

     - Итак, для некоторых групп предметов есть определенные слова, называющие эти группы, например, «стадо коров». Но сказать «рой коров» уже нельзя. Но зато любую группу предметов, собранных вместе, можно назвать «множеством»: множество коров, множество рыб, множество цветов.

    - Сейчас снова будем играть. Для игры нам понадобятся ваши ладошки.

    Игра «Найди лишнего» (Слайды 14,15,16)

    Учитель называет какое-либо множество и начинает перечислять его элементы. Ученики должны хлопнуть в ладоши, если какой-либо названный предмет не является элементом заданного множества.

    - Мы идем по парку и видим деревья: березу, дуб, розу (хлопок), тополь, сосну, ромашку (хлопок), ель, сирень (хлопок)

    - Мы заходим в магазин и покупаем овощи: помидоры, картошку, апельсины (хлопок), морковь, колбасу (хлопок), огурцы, свекла, яблоки (хлопок)…

    - В спортивном зале мы видим спортивные принадлежности: мяч, лыжи, гантели, кресло (хлопок), теннисные ракетки, расческу (хлопок), коньки, стул (хлопок)…

    - Выполняем задания в тетради.

    Задание №3. (Слайд 17)

    Ученики должны определить предмет, который мешает назвать множество остальных предметов.

    - В клетке находится множество птиц, а кролик среди них является лишним.

    Задание №4. (Слайд 18)

    Аналогично предыдущему.

    - Почему Незнайка вычеркнул круг?

    - Потому что все остальные предметы с углами.

    - А если оставить круг в начальном множестве, то какая другая фигура может быть лишней и почему?

    - Лишним может быть прямоугольник, как серая фигура.

    Задание №5. (Слайд 19)

    Из заданного множества дети должны выделить элементы названных множеств: овощей и фруктов. Исследуется каждый предмет: если это овощ – подчеркивать одной чертой, если фрукт – двумя чертами. Предмет, не входящий ни в одно из названных множеств, подчеркивать не надо.

    После этого следует перечислить все полученные множества вслух.

    - Множество овощей: картошка, свекла, морковь, огурец, помидор, тыква.

    - Множество фруктов: груша, яблоко, апельсин, лимон, ананас.

    - Не подчеркнуты: масло, хлеб, колбаса, сыр, мяч.

    Задание №6. (Слайд 20)

    Главное в задании, чтобы ученик мог назвать выделенное им множество и перечислить его элементы.

    - Множество музыкальных инструментов: труба, скрипка, гитара, гармошка, барабан.

    - Множество спортивных принадлежностей: гантели, мяч, коньки, ракетка.

    - Множество строительных инструментов: пила, пассатижи, отвертка.

    - И снова играем. Здесь понадобятся ваши знания.

    Игра «Продолжи ряд»:

    Учитель перечисляет ряд предметов, а ученики, догадываясь о названии множества по перечисленным предметам, продолжают его своими элементами.

    Обязательно в конце каждого этапа подвести итог: что же было перечислено, т.е. дать название множеству.

    1. сыроежка, мухомор, опенок…(подберезовик, подосиновик, лисичка) – это…множество грибов
    2. лиса, медведь, слон, бегемот…(волк, заяц, тигр, носорог) – это…множество зверей
    3. стрекоза, бабочка, кузнечик…(жук, комар, пчела, муха) – это…множество насекомых
    4. беретка, шляпа, панамка…(платок, кепка, шапка) – это…множество головных уборов
    5. щука, окунь, сом, плотва…(акула, карась, лещ) – это…множество рыб

    Задание №7. (Слайд 21)

    Дети выполняют самостоятельно. Можно 1-2 учеников попросить озвучить свои ответы.

    - Дорисовал тюльпан, т.к. это множество цветов.

    - Ребята, назовите известные вам города (дети перечисляют названия городов).

    - Можно городом назвать «Волгу»?

    - Нет, это река.

    - Можно ли назвать городом Россию?

    - Нет, это страна.

    Задание №8. (Слайд 22)

    Выполняется самостоятельно.

    Задание №9. (Слайд 23)

    Ученики должны дать название каждому столбцу с тремя предметами (одежда, рыбы, деревья). После чего дуб должен быть вписан в столбец под названием «деревья», т.к. он является деревом.

    Аналогично исследуются остальные предметы: окунь, лещ – «рыбы», юбка – «одежда».

    ОДЕЖДА

    РЫБЫ

    ДЕРЕВЬЯ

    Шуба

    Щука

    Береза

    Брюки

    Акула

    Ель

    Рубашка

    Карась

    Сосна

    Юбка

    Окунь

    Дуб

     

    Лещ

     

    Итог урока:

    - Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с такими понятиями, как «множество» и «элементы множества». Научились определять множество, а также принадлежность элемента заданному множеству.

    Карточки с заданиями (Слайды 24-30)

    Учащимся раздаются карточки с заданиями в виде тестов на два варианта. Проверяется степень усвоения нового материала.

    1 вариант:

    2 вариант:

    Домашнее задание: (Слайд 31) 

    №10.

    Дети должны нарисовать любое множество предметов с общим названием и подписать название под картинкой.                  Литература:

    1. Методические рекомендации для учителя, 2 класс, А.В.Горячев, К.И.Горина, Н.И.Суворова.
    2. Информатика в играх и задачах, 2 класс, часть 2. А.В.Горячев, К.И.Горина, Н.И.Суворова.
    3. Информатика тесты, 2 класс, О.Н.Крылова.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    2_3.51 Множества (задачи 51-60) 2 класс по программе А. В. Горячева

    Презентация и описание. Электронная поддержка  учебника-тетради по программе Горячева А.В. во 2 классе. В ресурсе представлены презентации решения задач из 3-го раздела курса (№№ 51-60) по теме "...

    2_3.61 Множества (задачи 61-70) 2 класс по программе А. В. Горячева

    Презентация и описание. Электронная поддержка  учебника-тетради по программе Горячева А.В. во 2 классе. В ресурсе представлены презентации решения задач из 3-го раздела курса (№№ 61-70) по теме "...

    Множество. Элементы множества. Число элементов множества.

    Задания для интерактивной доски SmartBoard, которые познакомят учащихся с понятиями "множество", "элемент множества"; научат определять число элементов множества и принадлежность элементов заданному м...

    Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств.

    Задания, которые  формируют начальное представление об отрицании, о пересечении двух множеств; учат находить на "карте множеств" область элементов, не принадлежащих заданному множеству; область м...

    Урок по информатике для 2 класса "Множества. Элементы множества"

    Конспект урока и презентация по информатики для 2 класса по учебнику Горячего "Информатика в играх и задачах" . Тема урока : "Множества. Элементы множества" Урок ФГОС...

    План-конспект урока для 3 класса "Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств"

    Учебный материал предназначен для классов, изучающих информатику по учебнику "Информатика в играх и задачах" А.В. Горячева. Представлены план-конспект урока, карточка 1 для повторения, карточка 2 ...

    Урок психомоторики и сенсорных процессов с элементами ритмики. 2 класс

    Интегрированный урокЦель:  Развивать умение ориентироваться в пространстве....