Рабочая программа учебного курса " Природоведение" 5 кл
рабочая программа по естествознанию (5 класс) на тему

Паршина Людмила Михайловна

Рабочая программа учебного курса " Природоведение " предназначена для реподавателей работающих по учебнику: Плешаков А.А.Природоведение.5 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа.Содержт пояснительную записку, тематическое планирование, календарно- тематический план, материально- техническое обеспечение, список литературы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_prirodovedenie_5_klass.doc227 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БОЛЬШЕЕЛХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Рассмотрена

и одобрена на заседании  кафедры  биологии  и химии

Протокол от 29.08.2014 г.№1

Руководитель кафедры

_______ Л.М. Паршина

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»

_________  А.М. Афроськин

Приказ №34от 30 .08.2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Природоведение» в  5 классе


 
 

Составитель: учитель биологии

МОУ «Большеелховская СОШ»

Л.М. Паршина


 
 

2014

Пояснительная записка

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;
  • овладение начальными исследовательскими умениями: проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе решения познавательных задач;
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по природоведению, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень).

 Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

-контрольных работ-4

-практических работ -6

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.

В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

Результаты освоения курса

Природоведение — интегрированный курс для младших подростков, в содержании которого рассматривается многообразие природного мира, научные методы и пути познания человеком природы. Изучение природоведения формирует ценностное отношение школьника к природе, создает условия для воспитания уважения к научной истине.

Личностными результатами изучения естествознания являются:

развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

Метапредметными результатами изучения природоведения в основной школе являются:

овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиск и отбор источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, Интернет и т. д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией; систематизация информации; понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;

развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами выпускников основной школы являются:

в ценностно-ориентационной сфере — формирование представлений о природоведении как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

в познавательной сфере — расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы; формирование представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде, при оказании простейших видов первой медицинской помощи;

в трудовой сфере — формирование навыков ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;

в эстетической сфере — приводить примеры, дополняющие научные данные образами, взятыми из произведений литературы и искусства;

в сфере физической культуры — расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приемами контроля своего физического состояния.

Тематическое планирование по дисциплине «Природоведение»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

В том числе

Теоретическое обучение, ч.

Практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

I.

Тема 1. Изучение природы

3

3

-

-

II.

Тема 2. Вселенная

15

13

1

1

III.

Тема 3. Земля

18

14

3

1

 

Тема 4. Жизнь на Земле

18

15

3

1

Тема 5. Человек на Земле

14

13

-

1

 

Итого

68

58

7

4

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(68 часов, 2 часа в неделю)

Тема 1. Изучение природы (3 часа)

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

Тема 2. Вселенная (15 часов)

Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.

Взгляды на Вселенную в раннем Средневековье. Географические открытия XIVXVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику.

Роль Док. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.

■        Демонстрации

Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы.

Тема 3. Земля (18 часов)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза — научное предположение.

Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).

Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.

■        Демонстрации

Примеры простых и сложных веществ, смесей. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т. п.), тепловых (плавление льда и т. п.), световых (разложение белого цвета при прохождении его через призму).

Тема 4. Жизнь на Земле (18 часов)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро — главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Тема 5. Человек на Земле (14 часов)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники — первооткрыватели далеких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Здоровье человека и безопасность жизни.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

■   Демонстрации

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

знать/понимать

  • многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
  • строение живой клетки (главные части);
  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по3 - 4 признакам;
  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2—3 минуты);
  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
  • измерения роста,  температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Всего часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения занятия

План.

Факт.

1

Введение. Изучение природы

3

1.1

(1)

Введение. Науки о природе. Инструктаж по ТБ

Беседа

1

Работа в рабочих тетрадях

1.2

(2)

Методы изучения природы.

Объяснение

1

Знакомство с оборудованием для научных исследований

1.3

(3)

Великие естествоиспытатели. 

Объяснение

1

Работа с текстом учебника

2

Тема 2. Вселенная

15

2.1

(4)

Что такое Вселенная.Как древние люди представляли себе Вселенную.

Занятие исследовательского типа

1

Работа с заданиями

2.2

(5)

Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею. 

Занятие исследовательского типа

1

Заслушивание сообщений

2.3

(6)

Николай Коперник, его модель Вселенной.

Беседа

1

Работа с рисунками учебника

2.4

(7)

Джордано Бруно и Галилео Галилей, их роль в развитии и пропаганде идей Николая Коперника.

Беседа

1

Чтение текста

2.5

(8)

Солнечная система, её состав. Планеты земной группы.

Беседа

1

Составление сравнительной таблицы

2.6

(9)

Планеты гиганты. Самая  маленькая планета - Плутон

Беседа

1

Чтение текста

2.7

(10)

Спутники планет. Урок-презентация

Объяснение

1

Составление таблицы

2.8

(11)

Астероиды. Кометы

Объяснение

1

Работа над рубрикой « Проверьте свои знания»

2.9

(12)

Метеоры и метеориты.

Объяснение

1

Задание 3,с.47

2.10

(13)

Звёзды. Солнце - ближайшая нам звезда.

Беседа

1

Работа с карточками

2.11

(14)

Многообразие звёзд.

Беседа

1

Самостоятельная работа над текстом

2.12

(15)

Созвездия.

Практическое занятие

1

П\р №1. Определение по звёздной карте созвездий Северного полушария.

 

2.13

(16)

Галактики. Световой год. 

Беседа

1

Выполнение заданий в рубрике « Подумайте» на с.51

2.14

(17)

Обобщающий урок по теме « Вселенная».

Обобщение

1

Работа над статьёй « Что мы узнали о Вселенной»

2.15

(18)

Контрольная работа по теме « Вселенная».

Письменный опрос

1

Контрольная работа по теме «Вселенная».

3.

Земля

18

3.1

(19)

Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении земли.

Объяснение

1

Заслушивание сообщений

3.2

(20)

Внутреннее строение Земли

Демонстрация

1

Работа над текстом

3.3

(21)

Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

Практическое занятие

1

П\р №2 «Описание минералов и горных пород». 

3.4

(22)

Вещества в окружающем мире.

Беседа

1

Заполнение таблицы

3.5

(23)

Явления в окружающем мире.

Беседа

1

Чтение текста

3.6

(24)

Землетрясения.

Беседа

1

Работа над терминологическим диктантом

3.7

(25)

Вулканы.

Беседа

1

Работа над текстом

3.8

(26)

В царстве беспокойной Земли и огнедышащих гор.

Беседа

1

Работа с рисунками учебника

3.9

(27)

Суша планеты.

Объяснение

1

Составление таблицы

3.10

(28)

Суша планеты. П\р №3 «Обозначение на контурной карте материков, островов, крупных вершин.

Практическое занятие

1

П\р №3 «Обозначение на контурной карте материков, островов, крупных вершин.

3.11

(29)

Атмосфера Земли.

Объяснение

1

Чтение текста

3.12

(30)

 Погода. Климат.

Объяснение

1

Работа с дневником наблюдений

3.13

(31)

Ураганы. Смерчи.

Объяснение

1

Оформление таблицы

3.14

(32)

Гидросфера Земли, её части. Мировой океан.

Беседа

1

Работа с глобусом

3.15

(33)

Воды суши.

Беседа

1

Работа с физической картой

3.16

(34)

Гидросфера Земли.

Практическое занятие

П\р №4 Обозначение на контурной карте океанов, морей, омывающих Россию, крупных рек.

3.17

(35)

Уникальность планеты Земля.

1

Чтение текста

3.18

(36)

Контрольная работа  по теме « Земля». Тест.

Письменный опрос

1

Контрольная работа  по теме « Земля» Тест

4.0

Жизнь на Земле

18

4.1

(37)

Развитие жизни на Земле.

Беседа

1

Составление таблицы

4.2

(38)

Животные прошлого. Динозавры. Урок-презентация.

Занятие исследовательского типа

1

Работа с рисунками на с.103

4.3

(39)

Живые клетки.

Беседа

1

Чтение текста

4.4

(40)

Строение клетки.

Беседа

1

Работа с рисунками учебника

4.5

(41)

Строение клетки.

Практическое занятие

1

П\р №5. Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах под микроскопом.

4.6

(42)

Царства живой природы. Одноклеточные организмы.

Объяснение

1

Заполнение таблицы

4.7

(43)

Многоклеточные организмы, (грибы, растения).

Объяснение

1

Работа с гербарным материалом

4.8

(44)

Практическая работа №6. Исследование  разнообразия растений с использованием гербарных материалов.

Практическое занятие

1

П\р №6. Исследование  разнообразия растений с использованием гербарных материалов.

4.9

(45)

Беспозвоночные и позвоночные животные.

Беседа

1

Чтение текста

4.10

(46)

Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда.

Беседа

1

Работа над вопросами рубрики « Проверьте свои знания» с.122

4.11

(47)

Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.

Беседа

1

Заслушивание сообщений

4.12

(48)

Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.

Беседа

1

Чтение текста

4.13

(49)

Жизнь на разных материках.

Занятие исследовательского типа

1

Чтение текста

4.14

(50)

Природные зоны Земли.

Беседа

1

Работа с физической картой

4.15

(51)

Природные зоны Земли.

Практическое занятие

1

П\р №7. Растительный  и животный мир различных природных зон. Нанесение на контурную карту.

4.16

(52)

Жизнь в морях и океанах.

Беседа

1

Сообщение о приспособленности живых организмов к жизни в водной среде

4.17

(53)

Жизнь в морях и океанах.

Беседа

1

Заслушивание сообщений

4.18

(54)

Контрольная  работа «Жизнь на Земле».

Письменный опрос

1

Контрольная  работа «Жизнь на Земле».

5.0

Человек на Земле

14

5.1

(55)

Происхождение человека.

Объяснение

1

Сообщение о древних людях

5.2

(56)

Первые люди.

Беседа

1

Составление рассказа о жизни первых людей на основе иллюстраций на с.142-143

5.3

(57)

История географических открытий. Открытие Америки.

Занятие исследовательского типа

1

Работа с физической картой полушарий

5.4

(58)

Открытие Австралии и Антарктиды.

Занятие исследовательского типа

1

Сообщения о путешественниках

5.5

(59)

Великие путешественники - первооткрыватели земель.

Беседа

1

Работа с рисунками учебника

5.6

(60)

Как человек изменил Землю.

Беседа

1

Работа с текстом

5.7

(61)

Кислотные дожди.

Беседа

1

5.8

(62)

Озоновая дыра и парниковый эффект.

Беседа

Задания рубрики « Подумайте» на с.159

5.9

(63)

Жизнь под угрозой.

Беседа

1

Задания 1,2 на с.162

5.10

(64)

Опустынивание и его причины. Защита земель от опустынивания.

Занятие исследовательского типа

1

Чтение текста

5.11

(65)

Здоровье человека и безопасность жизни.

Беседа

1

Заслушивание сообщений

5.12

(66)

Ядовитые животные и растения. Охрана растений и животных.

Занятие исследовательского типа

1

Работа со справочным материалом

5.13

(67)

Контрольная работа « Человек на Земле».

Обобщающая самостоятельная работа

1

Контрольная работа « Человек на Земле»

5.14

(68)

Итоговый  урок.

Итого

68 ч

П/Р-7 ,  К/Р-4

Средства обучения

Печатные пособия.

Таблицы и плакаты

Система мира по Аристотелю. Система мира по Птолемею.

Система мира по Н. Копернику.

Схема Солнечной системы.

Схема, раскрывающая строение Земли.

Составные части воздуха.

Круговорот воды в природе.

Развитие жизни на Земле.

Древние животные.

Строение растительной клетки.

Строение животной клетки.

Клетки кожицы чешуи лука.

 Строение микроскопа.

Царства живой природы.

 Растительный мир материков.

Животный мир материков.

Природные зоны.

 Телескоп, микроскоп.

 Происхождение человека.

 Воздействие человека на природу.

Портреты:

К. Линнея, Ч. Дарвина, В. И. Вернадского, Аристотеля, Птолемея, Н. Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея, И. Канта, Ж. Бюффона, П. Лапласа, О. Ю. Шмидта, Д. Джинса, М. Поло, Ф. Магеллана, В. де Гама, Н. М. Пржевальского, А. Никитина, В. Беринга, Ф. Беллинсгаузена, М. Лазарева, Д. Кука, X. Колумба.

Карты

Карта звездного неба.

Физическая карта полушарий Земли.

Физическая карта России.

Карта «Природные зоны Земли».

Карта «Океаны Земли».

Карта «Растения и животные Земли».

2. Информационно-коммуникационные средства.

Природоведение, 5 класс. Мультимедийное приложение к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. - М.: Дрофа, 2012. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

3. Технические средства обучения.

Компьютер, интерактивная доска, принтер.

4. Учебно-практическое оборудование.

Приборы, приспособления

Комплект посуды и принадлежностей для проведения демонстрационных и практических работ; штативы с пробирками, колбы, мерный цилиндр, фильтровальная бумага, химические стаканы, спиртовки, стеклянные палочки, спички, лабораторные штативы, лучины, воронки, весы, индикаторы, микроскоп, пипетка, иглы для препарирования, предметное и покровное стекло, линейка, термометр, часы, лупа.

Реактивы и материалы

Кислород, углекислый газ, перманганат калия, настойка йода; магнит, железо, сера.

5. Натуральные объекты.

Модель Солнечной системы.

Коллекция минералов, горных пород, полезных ископаемых.

Ископаемые остатки: отпечатки и окаменелости вымерших растений и животных. Гербарные материалы (растения, мхи, лишайники, папоротники).

Влажные препараты животных суши.

 Влажные препараты морских животных.

Муляжи грибов.

Глобус Земли. 

 Глобус звездного неба.

Микропрепараты одноклеточных организмов.

Готовые микропрепараты растительных и животных клеток.

Муляжи и коллекции, отражающие облик человекообразных обезьян, части их тела и предметы, которыми они пользовались. Коллекции насекомых.

Диски «Охраняемые территории России», «Заповедники мира», «Влияние человека на видовое многообразие растений».

ПРОГРАМНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.Программа для общеобразовательных учреждений по биологии 5-11 класс. Автор И.Б. Морзунова. М., Дрофа, 2009г.

2. Плешаков А.А.Природоведение.5 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2012.-174, (2) с.: ил.

3. Плешаков А.А.Природоведение.5 класс: рабочая тетрадь к учебнику « Природоведение» / А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.-2-е изд. Стереотип.- М.: Дрофа.2012.

4.Атлас. Природоведение. М.: Дрофа.2012.

5. Контурные карты. Природоведение 5 класс. М.: Дрофа.2011.

6. Природоведение. 5 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина/ авт.-сост. Т. В. Козачек. - Волгоград: Учитель, 2011. - 128 с.

7. Природоведение, 5 класс: мультимедийное приложение к учебнику А.А.Плешакова, Н.И. Сонина.- М.: Дрофа, 2012.-1 электрон. опт. диск (СD-ROM)

8. Природоведение, 5 класс: рабочая программа по учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина/авт. -сост. Е.Ю. Щелчкова.- Волгоград: Учитель,2010.-39с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Гиляров, М. С. (гл. ред.). Биология. Большой энциклопедический словарь. - 3-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2010.

2.Т.В. Иванова, Г.С. Калинова. « Природоведение». Методическое пособие. 5 класс.

3.А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. « Твои открытия». Альбом-задачник.5 класс.

4.Я познаю мир. Энциклопедия /С.В. Истомин – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2007.- 383с.

5. Иванов, Б. В. Природоведение : игры, загадки, ребусы, шарады, задачи, стихи / Б. В. Иванов. - СПб.: Вигорос, 2010.

7. Семенцова, В. Н. Природоведение 5 класс. Технологические карты уроков : метод, пособие / В. Н. Семенцова. - СПб. : Паритет, 2001.

8. Хрестоматия по природоведению: пособие для учителей / сост. В. П. Горощенко. - М. : Просвещение, 1979.

Дополнительная литература для учащихся:

1. Артамонов, В. И. Занимательная физиология / В. И. Артамонов. - М. : Агропромиздат, 1991.-336 с.

2. Артамонов, В. И. Редкие и исчезающие растения (по страницам Красной книги СССР). Кн. 1 / В. И. Артамонов. - М. : Агропромиздат, 1989. - 383 с. : ил.

3. Биология. Энциклопедия / гл. ред. М. С. Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

4. Биология. Энциклопедия для детей. - М. : Аванта+, 1994. - С. 92-684.

5. Васильева, Е. Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы / Е. Д. Васильева. - М. : Дрофа,

2005.

6. Верзилин, Н. М. По следам Робинзона / Н. М. Верзилин. - М.: Дрофа, 2005.

7. Волцит, О. В. Популярный атлас-определитель. Насекомые / О. В. Волцит, М. Е. Черняховский. - М. : Дрофа, 2005.

8. Гарибова, Л. В. Энциклопедия природы России. Грибы / Л. В. Гарибова, И. И. Сидорова. -М., 2010.-350 с.

9. Головкин, Б. Н. О чем говорят названия растений / Б. Н. Головкин. - 2-е изд. -М. : Колос, 1992.-350 с.

10. Губанов, И. А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание / И. А. Губанов. - М., 1996. - 556 с.

11. Д.'Эрвилъи. Приключения доисторического мальчика : повесть / обр. Б. М. Энгельгардта ; рис. Э. Кондиайн. - М. : Детская литература, 1973.

12. Золотницкий, Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях / Н. Ф. Золотницкий. - М. : Дрофа, 2002. - 320 с. : ил.

13. Мир живой природы: [пер. с англ.]. - М.: Мир, 2009.

14. Мир культурных растений: справочник / В. Д. Баранов, Г. В. Устименко. - М.: Мысль, 1994.-381 с.: ил.

Интернет-ресурсы:

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Кроме того, при ведении курса в 5 классе используется серия мультимедийных уроков, разработанная учителем Паршиной Л.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...