Рабочая программа по естествознанию в 7-9 коррекционном классе 8 вида
рабочая программа по естествознанию (7 класс) на тему

Полещук Елена Борисовна

Программа составлена на основе примерной программы под редакцией В. В. Воронкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл estesstvoznanie_7_klass.docx30.58 КБ
Microsoft Office document icon estesstvoznanie_8_klass.doc209 КБ
Microsoft Office document icon estesstvoznanie_9_kl.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

п. ВОСТОЧНЫЙ»

(МОУ СОШ п. Восточный)

Рассмотрено на МО

учителей естественно-математических наук

 «      » августа 2014 г.

Е. Н. Слепцова

Рассмотрено и рекомендовано педагогическим советом № __

от _________

Утверждено приказом                                                                                                

Директора МОУ  СОШ

       п. Восточный

№ ____ от _____ 2014

________ Е.Н. Чучуй

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по естествознанию

для 7( коррекционного) вспомогательного класса (8 вида)

на 2014-2015 учебный год

Учитель:

Полещук Елена Борисовна

Восточный, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

       Рабочая программа по биологии  в 7 классе составлена на основе   примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  1. Закона РФ «Об образовании»;
  2. Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212.,  23.12.2002 г., № 919
  3. Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.;
  4. Единой  концепции  специального Федерального государственного стандарта  для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся данного класса, способствует их умственному развитию.

Основной целью программы по биологии является изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной  школе необходимо решение следующих практических задач:

  • сообщение обучающимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни растений и животных, а так же об организме человека и его здоровье)
  • экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.
  • первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними
  • привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты;

Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных растений.

В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающимся  однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков  их сходства и различия, которые можно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.

Учебно-тематический план.

Название темы

Количество часов

Количество практических работ

1

Окружающий нас мир

1

2

Многообразие растений

4

3

Цветок

5

4

Семя растений

6

5

Корень

4

6

Лист

6

7

Стебель

3

8

Растение – целостный организм

2

9

Бактерии, мхи, лишайники, голосемянные, покрытосемянные

7

10

Злаки

4

11

Лилейные

4

12

Двудольные

22

Содержание и основные разделы программы по биологии в 7 классе

    Введение. Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.

Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.

Семя растения. Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.

Практическая работа:

  • определение всхожести семян.

Демонстрация опытов:

  • условия, необходимые для прорастания семян;

Корень. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).

Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение.

Демонстрация опытов:

  • испарение воды листьями;
  • дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).

Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.

Демонстрация опыта:

  • передвижение минеральных веществ и воды по древесине.

Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания)

Лабораторные работы:

  • Органы цветкового растения.
  • Строение цветка.
  • Строение семени фасоли.
  • Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.

Экскурсии:

  • в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян (в начале сентября). Многообразие бактерий, грибов, растений

Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.

Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.

Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.

Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.

Покрытосеменные, цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).

Экскурсии:

  • в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной.

Цветковые растения

Деление цветковых растений на однодольные (например — пшеница) и двудольные (например — фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).

Однодольные   растения

Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.

Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).

Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.

Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан).

Практические работы:

  • перевалка и пересадка комнатных растений.

Лабораторная работа:

  • Строение луковицы.

Двудольные  растения.

Пасленовые. Картофель,  томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.

Лабораторная работа:

  • Строение клубня картофеля.

Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.

Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов).

Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.

Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.

Практические работы:

  • в саду, на школьном учебно-опытном участке;
  • вскапывание приствольных кругов;
  • рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.

Экскурсия:

  • Весенние работы в саду.

Обобщение. Растение — живой организм. Обобщение материала о растениях.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Обучающиеся должны знать:

названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых; строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;

некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;

разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.

Обучающиеся должны уметь:

отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);

приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);

различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);

различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;

выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);

различать грибы и растения.         

Количество часов, предусмотренных учебным планом –68часов в учебном году (2 часа в неделю), по годовому календарному графику – 68 часов  в 7 классе,  с учётом общегосударственных праздников и школьных дней здоровья (приказ по ОУ №193 от 31.08.2011г.), в том числе практических работ – 8; экскурсий – 3 .

Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа.

Формы учебной деятельности – коллективная, групповая, индивидуальная.

Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект: З.А. Клепинина  Биология. Растения. Бактерии. Грибы.  7 класс.- М.: Просвещение, 2005 г.

 Литература:

  1. Авторская программа «Биология» 7 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В. Сивоглазов). Москва «Гуманитарный издательский центр Владос» 2000.
  2. Биология. 6-7 классы:  нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. –  Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Универсальное учебное пособие. А.Скворцов. А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Биология. 6 – 11 классы. Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
  4. А.И. Богун. А.В. Долгова. Отчего, почему и зачем? М., Пилигрим, 1997

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 7 КОРРЕКЦИОННОМ КЛАССЕ

 п/п

Тема урока

Дата

 по плану

Проведено фактически

Окружающий нас мир (1ч.)

  1. 1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником. О чем расскажет учебник. Как работать с учебником.

Многообразие растений (4ч)

  1. 1

Многообразие  растений

  1. 2

Значение растений

  1. 3

Охрана растений

  1. 4

Общее понятие об органах цветкового растения: цветок, стебель, лист, корень

Лабораторная работа. Строение растения.  

Цветок (5ч)

  1. 1

Строение цветка (пестик, тычинка, венчик лепестков)

Лабораторная работа. Строение цветка.

  1. 2

Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка)

  1. 3

Опыление цветков

  1. 4

Образование плодов и семян. Плоды сочные и сухие

  1. 5

Распространение плодов и семян

Семя растения  (6ч)

  1. 1

Строение  семени (на примере фасоли и пшеницы). Лабораторная работа. Внешний вид семени фасоли.

12.2

Лабораторная работа. Строение семени фасоли, пшеницы

13.3

Размножение семенами.

14.4

Условия прорастания семян. Опыт. Условия, необходимые для прорастания семян

15.5

Определение всхожести семян. Лабораторная работа. Определение всхожести семян.

16.6.

Правила заделки семян в почву. Опыт. Глубина заделки семян

Корень (4ч)

17.1

Разнообразие  корней

18.2

Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски

19.3

Значение корня в жизни растения

   20.4.

Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень)

Лист (6ч)

21.1

Внешнее строение листа (листовая пластина, черешок)

22.2

Листья простые и сложные. Жилкование. Проведение опытов

23.3

Значение листьев в жизни растения - образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету.  Опыт. Образование крахмала в листьях растения на свету

24.4

Испарение воды листьями, значение этого явления

25.5

Дыхание растений. Опыт, демонстрирующий дыхание растений

26.6

Листопад и его значение

Стебель (3ч)

27.1

Строение стебля на примере липы

28.2

Значение стебля в жизни растения- доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам

Демонстрация опыта

29.3

Разнообразие стеблей

Растение-целостный организм (2ч)

30.1

Растение –целостный организм

31.2

Взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания

Бактерии, Грибы. Мхи. Папоротники. Голосеменные, Покрытосеменные (7ч)

32.1

Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека

33.2

Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница.

34.3

Грибы съедобные и несъедобные, их распознавание

35.4

Мхи. Понятие о мхе как о многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа

36.5

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника

37.6

Голосеменные. Сосна и ель-хвойные деревья.

38.7

Покрытосеменные, или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами)

Злаки (4ч)

39.1

Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза.

40.2

Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие)

41.3

Выращивание: посев, уход, уборка

42.4

Использование в народном хозяйстве.

Лилейные (4ч)

43.1

Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище)

44.2

Лук, чеснок –многолетние овощные растения 

Лабораторная работа. Строение луковицы

45.3

Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта.

Лилия, тюльпан, хлорафитум

46.4

Дикорастущие лилейные.  Ландыш

Двудольные  растения (22ч)

47.1

Пасленовые. 

48.2

Дикорастущие пасленовые.

Дикий паслен.

49.3

Овощные и технические пасленовые. Картофель. Лабораторная работа. Строение клубня картофеля

50.4

Выращивание картофеля

51.5

Овощные пасленовые.

Томат -помидор

52.6

Овощные пасленовые. Баклажан и перец

53.7

Цветочно-декоративные пасленовые.

 Петунья и душистый табак

54.8

Бобовые. 

55.9

Пищевые бобовые растения. Бобы и горох

56.10

Фасоль и соя – южные бобовые культуры

57.11

Клевер, люпин - кормовые травы

58.12

Розоцветные. 

Шиповник

59.13

Плодово-ягодные розоцветные.

Яблоня, груша, вишня

60.14

Плодово-ягодные розоцветные.

Малина, земляника

61.15

Сложноцветные. 

62.16

Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник.

63.17

Однолетние (календула, бархатцы) и многолетние (маргаритка и георгин) цветочно-декоративные сложноцветные

64.18

Уход за комнатными растениями.

Перевалка и пересадка комнатных растений. Практическая работа

65.19

Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке СЮН

Весенний уход за садом. Весенняя обработка почвы. Уход за посевами и посадками. Практическая работа

Экскурсия на биостанцию МГПИ

66.20

Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке.

Весенний уход за садом. Весенняя обработка почвы. Уход за посевами и посадками. Практическая работа

67.21

Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке.

Весенний уход за садом. Весенняя обработка почвы. Уход за посевами и посадками. Практическая работа

68.22

Обобщение по теме «Растения – живой организм»



Предварительный просмотр:

Российская Федерация

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

п. ВОСТОЧНЫЙ»

(МОУ СОШ п. Восточный)

Рассмотрено на МО

учителей естественно-математических наук

 «      » августа 2014 г.

Е. Н. Слепцова

Рассмотрено и рекомендовано педагогическим советом № __

от _________

Утверждено приказом                                                                                                

Директора МОУ  СОШ

       п. Восточный

№ ____ от _____ 2014

________ Е.Н. Чучуй

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по естествознанию

для 8 ( коррекционного) вспомогательного класса (8 вида)

на 2014-2015 учебный год

Учитель:

Полещук Елена Борисовна

Восточный, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

       Рабочая программа по биологии  в 8 классе составлена на основе   примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2011г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  1. Закона РФ «Об образовании»;
  2. Единой  концепции  специального Федерального государственного стандарта  для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

Рабочая программа составлена с учётом особенностей данного класса, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня.

      Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.

      С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основной задачей курса является:

-сообщение учащимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни животных);

-проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех животных, растений), бережного отношения к природе;

-формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, лето, весна в жизни животных;

-первоначальное ознакомление с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;

-привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

        Основой для разработки структуры данной образовательной программы для данной категории детей является Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ.    Согласно данной концепции можно выделить основные взаимосвязанные содержательные линии при обучении биологии. Это:

  • Овладение основными знаниями по биологии.
  • Развитие способности использовать знания по биологии и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
  • Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой природы.

Содержание программы по биологии в 8 классе

  • Введение
  • Беспозвоночные животные:
  • Позвоночные животные
  • Рыбы
  •  Земноводные
  • Пресмыкающиеся
  •  Птицы
  •  Млекопитающие
  • Сельскохозяйственные млекопитающие

Введение.

Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных

Беспозвоночные животные.

Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).

Черви.

Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.

Демонстрация живого червя или влажного препарата.

Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

Насекомые.

Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.

Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.

Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.

Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых.

Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.

Позвоночные животные.

Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).

Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.

Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.

Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания.

Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.

Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.

Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.

Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.

Значение и охрана земноводных.

Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.

Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.

Демонстрация влажных препаратов.

Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие.

Питание птиц.

Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).

Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).

Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).

Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).

Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.

Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.

Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.

Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.

Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.

Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.

Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.

Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.

Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.

Значение кролиководства в народном хозяйстве.

Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид,и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.

Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и знчение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.

Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.

Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.

Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья.

Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.

Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.

Выращивание телят.

Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.

Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.

Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.

Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.

Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.

Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.

Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.

Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки.

Содержание лошадей. Выращивание жеребят.

Приматы. Общая характеристика.

Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.

Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.

Практическая работа на учебном подсобном хозяйстве: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.                  

Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа.

Формы учебной деятельности – коллективная, групповая, индивидуальная.

Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса,  самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования.

Технологии обучения:

- дифференцированное обучение;

- личностно-ориентированное обучение.

Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект: учебник А.И. Никишов, А.В. Теремов. Биология. Животные. 8 класс.- Москва «Просвещение» 2009 год.  

Учебно-тематический план

Тематические разделы

Кол-во

часов

1

Введение

Беспозвоночные животные.

Черви.

Позвоночные животные.

Рыбы. Земноводные.

18

2

Пресмыкающиеся.

Птицы.

14

3

Млекопитающие.

Сельскохозяйственные млекопитающие

20

4

Сельскохозяйственные млекопитающие

Экскурсии и практические работы

16

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

       В результате изучения курса биологии в 8 классе  обучающиеся должны  знать: 

  • основные отличия животных от растений;
  • признаки сходства и различия между изученными группами животных;
  • общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
  • места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
  • названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
  • основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).

Должны уметь:

  • узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
  • кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
  • устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;
  • проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными  или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;
  • рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).

Список литературы:

  1. Аксёнова А.К., Антропов А. П., Бгажнокова И. М. и др. Издание: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Русский язык. Математика. История. Этика. Природоведение. География. Естествознание. Изобразительная деятельность. Домоводство. Музыка. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2006 – 296 с.
  2. Боднарук М. М., Ковылина Н. В. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы – М.: Учитель, 2007 – 174 с.
  3. Бугай О. В., Микитюк А. Н. и др. Биология в определениях, таблицах и схемах. 6-11 кл. – Харьков, Ранок г. Харьков, 2008 – 128 с.
  4. Дудкина О. П. Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания. – М: Учитель, 2010 – 255 с.
  5. Ляшенко Н. В. и др. Биология. 6-11 классы: секреты эффективности современного урока. – М.: Учитель, 2010 – 189 с.
  6. Степанчук Н. А. Справочник учителя биологии: законы, правила, принципы, биографии ученых. – М.: Учитель, 2010 – 167 с.
  7. Никишов А.И., Теремов А.В. Биология. Животные. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009 г.

Календарно – тематическое планирование по курсу естествознание в 8 классе

№ урока

Дата

Тема

Коррекционная работа

Практические работы

По плану

По факту

Введение (2 часа)

1.1

Многообразие животного мира.

Развивать умение классифицировать животных по данному основанию, умение  наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы

Схематические зарисовки и записи в тетрадях

2.2

Значение животных и их охрана.

Развивать мыслительную деятельность детей, умение сравнивать и соотносить; расширять кругозор и словарный запас.

Схематические зарисовки и записи в тетрадях

Беспозвоночные животные  (9 часов)

Черви (2 часа)

3.1

Общие признаки беспозвоночных животных

Дождевой червь

Формирование умений решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать.

Формирование критического мышления

Демонстрация живого дождевого червя, записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб.тетр. с.1 № 1,2

4.2

Круглые черви – паразиты человека

Развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником. Формирование критического мышления.

Схематические зарисовки и записи в тетрадях

Насекомые (7 часов)

5.3

Внешнее строение и образ жизни насекомых.

Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия.

Развивать речь, обогащать активный словарный запас.

Наблюдения за живыми насекомыми Раб. тетр. с.2 № 1

Схематические зарисовки и записи в тетрадях

6.4

Бабочка – капустница.

Развитие мыслительных операций; активизация словарного запаса

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, демонстрация коллекции насекомых Раб. тетр. с.3 № 5

7.5

Яблонная плодожорка

Развитие мыслительных операций; активизация словарного запаса

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, демонстрация насекомых  Раб. тетр. с.6 № 11

8.6

Майский жук.

Майский жук.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, демонстрация насекомых Раб. тетр. с.2 № 1,2,3,4

9.7

Комнатная муха

Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия.

Развивать речь, обогащать активный словарный запас.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях демонстрация насекомых.

10.8

Медоносная пчела

Развитие мыслительных операций; активизация словарного запаса

Демонстрация коллекции пчёл, схематические зарисовки и записи в тетрадях.  Раб. тетр. с.4 № 7,8,9

11.9

Тутовый шелкопряд

Развитие мыслительных операций; активизация словарного запаса

Демонстрация коллекции насекомых, схематические зарисовки в тетрадях.  Раб. тетр. с.5 № 10; с.6,№ 11

Позвоночные животные

Рыбы (7 часов)

12.1

Внешнее строение и скелет рыбы.

Развивать логическое мышление, умение сравнивать, выделять главное.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях.  Раб. тетр. с.8 № 1,2,3; с.9 №5

13.2

Внутреннее строение рыбы

Развивать логическое мышление, умение сравнивать, выделять главное.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях Раб. тетр. с.11 № 10

14.3

Размножение рыб

Развивать умение анализировать информацию, расширять кругозор учащихся

Записи и схематические зарисовки в тетрадях Раб. тетр. с.10 № 7

15.4

Речные рыбы

Работать над расширением словарного запаса детей; формирование фразовой речи

Записи и схематические зарисовки в тетрадях Раб. тетр. с.9 №,4, 6

16.5

Морские рыбы

Работать над расширением словарного запаса детей; формирование фразовой речи

Записи и схематические зарисовки в тетрадях Раб. тетр. с.10 № 8

17.6

Рыболовство и рыбоводство

Работать над расширением словарного запаса детей; формирование фразовой речи

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.12 № 11, 12,13

18.7

Рациональное использование и охрана рыб

Способствовать формированию навыков информационно-коммуникативной деятельности, используя самостоятельную работу с учебником, дополнительную информацию.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.12 № 11, 12,13

Земноводные (3 часа)

19.1

Общие Признаки земноводных.

Среда обитания и внешнее строение лягушки.

Развитие механической памяти на основе упражнений на запоминание слов.

Демонстрация в/ф; схематические зарисовки и записи в тетрадях. Раб. тетр. с.13 № 1,2,3

20.2

Внутреннее строение земноводных

Формирование умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни земноводных, анализировать, делать выводы

Схематические зарисовки в тетрадях Раб. тетр. с.15 № 6,7

21.3

Размножение и развитие лягушки

Развивать мышление.

Научиться сравнивать, обобщать

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.17 № 8,9                                                                                                                                                                                                                                                                              

Пресмыкающиеся (3 часа)

22.1

Среда обитания и внешнее строение

Формирование умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни, анализировать, делать выводы

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.18 № 1,2,3

23.2

Внутреннее строение

Формирование умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни, анализировать, делать выводы

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.19 № 4

24.3

Размножение и развитие пресмыкающихся

Развивать мышление.

Научиться сравнивать, обобщать

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.20 № 6

Птицы (12 часов)

25.1

Особенности внешнего строения птиц, скелет птиц.

Развивать мышление.

Научиться сравнивать, обобщать

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.21 № 1,2

26.2

Особенности скелета

Способствовать развитию логического мышления, умение сравнивать, анализировать, выделить причинно - следственные связи в природе.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.22 № 3,4

27.3

Особенности внутреннего строения

Развивать и корригировать словесно-логическое мышление через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, выполнение практической работы; развивать связную и монологическую речь, обогащать словарь.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.23 № 5,6

28.4

Размножение и развитие

Развивать и корригировать словесно-логическое мышление через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, выполнение практической работы; развивать связную и монологическую речь, обогащать словарь.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.24 № 7,8,9

29.5

Птицы, кормящиеся в воздухе

Развивать и корригировать словесно-логическое мышление через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, выполнение практической работы; развивать связную и монологическую речь, обогащать словарь.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях.  Раб. тетр. с.25 № 10

30.6

Птицы леса

Развивать и корригировать словесно-логическое мышление через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, выполнение практической работы; развивать связную и монологическую речь, обогащать словарь.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.25 № 11,12

31.7

Хищные птицы

Развивать и корригировать словесно-логическое мышление через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, выполнение практической работы; развивать связную и монологическую речь, обогащать словарь.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.26-27  № 13, 14

32.8

Птицы пресных водоёмов и болот

Развивать познавательный интерес учащихся; учить работать с дополнительной литературой, применять в работе ранее полученные знания, учить рассуждать и делать выводы.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.28 № 15, 16

33.9

Птицы, обитающие вблизи жилья человека

Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия при прослушивании записи «голоса птиц» и просмотре фотографий птиц

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.30 № 18

34.10

Домашние куры

Развитие внимания и мышления с учётом субъективного опыта учащихся;

развитие связной речи

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.30 № 19

35.11

Домашние утки и гуси

Развивать у детей психические процессы: внимание, память, мышление, речь. Способствовать пополнению пассивного и активного словаря, развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков.

записи и схематические Зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.31 № 20

36.12

Птицеводство

Развить умение работать с литературой и выступать перед аудиторией, повысить уровень информационной культуры

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.31 № 21

Млекопитающие (16часов)

37.1

Внешнее строение млекопитающих

Отработать умения распознавать зверей среди других классов Хордовых

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.32 № 1

38.2

Особенности скелета и нервной системы

Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.32-33 № 2,3

39.3

Внутренние органы

Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.33-34 № 4,5,6

40.4

Грызуны

Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.35 № 8,9

41.5

Значение грызунов в природе и в жизни человека

Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях

42.6

Зайцеобразные

Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях

43.7

Разведение домашних кроликов

Корригировать устную речь при работе над пересказом, развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.37 № 12,13

44.8

Хищные звери

Способствовать развитию мыслительных процессов, связной устной речи

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.37-38 № 14,15

45.9

Дикие пушные хищные звери

Корригировать устную речь при работе над пересказом, развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.39 № 16

46.10

Разведение норки на зверофермах

Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях

47.11

Домашние хищные звери – кошка, собака

Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях

48.12

Ластоногие

Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.39 № 17

49.13

Китообразные

Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

развивать навыки восприятия.

корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.40 № 18,19,20

50.14

Парнокопытные

Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

развивать навыки восприятия.

корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению

Записи и схематические зарисовки в тетрадях.

51.15

Непарнокопытные

Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

развивать навыки восприятия.

корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.41 № 21

52.16

Приматы

Развивать навык коммуникативного общения.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.43 № 24,26

Сельскохозяйственные млекопитающие (12 часов)

53.1

Корова

Коррекция произвольного внимания. Коррекция речевого развития.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях.

54.2

Содержание коров на фермах

Коррекция произвольного внимания. Коррекция речевого развития.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях.

55.3

Выращивание телят

Коррекция произвольного внимания. Коррекция речевого развития.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях.

56.4.

Овцы

Коррекция речи, внимания, мышления детей.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях.

57.5

Содержание овец и выращивание ягнят

Коррекция речи, внимания, мышления детей.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях.

58.6

Верблюды

Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

развивать навыки восприятия.

корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению

Записи и схематические зарисовки в тетрадях.

59.7

Северные олени

Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

развивать навыки восприятия.

корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению

Записи и схематические зарисовки в тетрадях.

60.8

Домашние свиньи

Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

развивать навыки восприятия.

корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению

Записи и схематические зарисовки в тетрадях.

61.9

Содержание свиней на свиноводческих фермах.

Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

развивать навыки восприятия.

корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению

Записи и схематические зарисовки в тетрадях.

62.10

Выращивание поросят

Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

развивать навыки восприятия.

корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению

Записи и схематические зарисовки в тетрадях.

63.11

Домашние лошади

Развивать слуховое и зрительное восприятие, устойчивость и переключение внимания, умения выделять главное, излагать свои мысли логически верно

Записи и схематические зарисовки в тетрадях.

64.12

Содержание лошадей и выращивание жеребят

Развивать слуховое и зрительное восприятие, устойчивость и переключение внимания, умения выделять главное, излагать свои мысли логически верно

Записи и схематические зарисовки в тетрадях.

Экскурсии и практические работы (4 часа)

65-66.

13-14

Что мы узнали о животных?

Продолжить развивать у учащихся познавательные способности и интерес, а также продолжить развивать умения излагать свои мысли; при ответах выделять самое главное, извлекать информацию при слушании текста.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях.

67-68

15-16

Наблюдение за птицами в парке (экскурсия)

Развивать умение наблюдать за природным объектом. Вовлечь в исследование.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях.



Предварительный просмотр:

Российская Федерация

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

п. ВОСТОЧНЫЙ»

(МОУ СОШ п. Восточный)

Рассмотрено на МО

учителей естественно-математических наук

 «      » августа 2014 г.

Е. Н. Слепцова

Рассмотрено и рекомендовано педагогическим советом № __

от _________

Утверждено приказом                                                                                                

Директора МОУ  СОШ

       п. Восточный

№ ____ от _____ 2014

________ Е.Н. Чучуй

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по естествознанию

для 9 ( коррекционного) вспомогательного класса (8 вида)

на 2014-2015 учебный год

Учитель:

Полещук Е. Б.

Восточный, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по биологии

для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010г. Авторы программы: В.И.Сивоглазов, Т.В.Шевырева, Л.В.Кмытюк, В.В.Воронкова.

Перечень  нормативных документов, используемых  при составлении рабочей  программы по биологии:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по (предмету), утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
  4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, -М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2010г. Авторы программы: В.И.Сивоглазов, Т.В.Шевырева, Л.В.Кмытюк, В.В.Воронкова.

Рабочей программе соответствует учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: А.И. Никишов, А.В. Теремов. Биология. Животные. 8 класс.- Москва, Дрофа, 2010 г.

Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, общее число часов – 68 часов и соответствует стандарту специального (коррекционного) образования по биологии

Общая характеристика учебного предмета

   В разделе «Человек» (9 класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит умственно отсталым учащимся воспринимать человека как часть живой природы.

      Учитывая факт завершенности обучения в школе и переход к самостоятельной жизни, в 9 классе в разделе «Человек» впервые предлагается изучение тем «Размножение и развитие», «Средства защиты от беременности» и т. п.

      За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Учащиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку и т. п.) следует уделять больше внимания во внеурочное время.

      В результате изучения естествоведческого курса учащиеся должны получить общие представления о разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных организмов, о человеке как биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности, об условиях его существования, о здоровом образе жизни. Учащиеся должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.

Цели

• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнеедеятельности и роли живых организмов; методах познания живой природы;

• овладение умениями применять биологические знания для распознавания изученных растений; работать с биологическими приборами, инструментами; проводить наблюдеения за биологическими объектами;

• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим.

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа разработана на основе специальной (коррекционной) программы под редакцией Воронковой В.В., в соответствии с которой на изучение курса «Человек и его здоровье» в 9 классе отводится  68 часов (2 часа в неделю).

Содержание программы.

Введение (1 ч)

      Роль и место человека в природе.

      Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья.

Общее знакомство с организмом человека (2 ч)

      Краткие сведения о клетке и тканях человека.

      Основные системы органов человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека.

Опора и движение (15 ч)

      Значение опорных систем в жизни живых организмов: растений, животных, человека. Значение скелета человека. Развитие и рост костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей.

      Череп.

      Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Меры предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка и ее значение.

      Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные, полуподвижные, неподвижные.

      Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей. Первая доврачебная помощь при этих травмах.

Практические работы

      Определение правильной осанки.

      Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей (ребра, кости черепа, рук, ног). Наложение шин, повязок.

      Движение — важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции растений, движение животных и человека).

      Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица.

      Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц.

      Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Пластика и

красота человеческого тела.

Наблюдения и практическая работа

      Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных мышц.

      Сокращение мышц при сгибании и разгибании рук в локте.

      Утомление мышц при удерживании груза на вытянутой руке.

Кровообращение (8 ч)

      Передвижение веществ в организме растений и животных. Кровеносная система человека.

      Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Сердце. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Группы крови.

      Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.

      Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце тренированного и нетренированного человека. Правила тренировки сердца, постепенное увеличение нагрузки.

      Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно-сосудистую систему. Первая помощь при кровотечении. Донорство — это почетно.

Наблюдения и практические работы

      Подсчет частоты пульса и измерение кровяного давления в спокойном состоянии и после дозированных гимнастических упражнений.

      Обработка царапин йодом. Наложение повязок на раны.

      Элементарное чтение анализа крови. Запись нормативных показателей РОЭ, лейкоцитов, тромбоцитов.

      Запись в «Блокноте на память» своей группы крови, резус-фактора, кровяного давления.

      Демонстрация примеров первой доврачебной помощи при кровотечении.

Дыхание (7 ч)

      Значение дыхания для растений, животных, человека.

      Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие.

      Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в легких и тканях.

      Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.).

      Влияние никотина на органы дыхания.

      Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы. Запыленность и загазованность воздуха, их вредное влияние.

      Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для здоровья человека.

Демонстрация опыта

      Обнаружение в составе выдыхаемого воздуха углекислого газа.

      Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания (искусственное дыхание, кислородная подушка и т. п.).

Питание и пищеварение (13 ч)

      Особенности питания растений, животных, человека. Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека. Авитаминоз.

      Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник.

      Здоровые зубы — здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике.

      Гигиена питания. Значение приготовления пищи. Нормы питания. Пища народов разных стран. Культура поведения во время еды.

      Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.

Демонстрация опытов

      Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал.

      Демонстрация правильного поведения за столом во время приема пищи, умения есть красиво.

Выделение (7 ч)

      Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).

      Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи.

      Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита.

Практические работы

      Зарисовка почки в разрезе.

      Простейшее чтение анализа мочи (цвет, прозрачность, сахар).

      Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции.

      Производные кожи: волосы, ногти.

      Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания).

      Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током.

      Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи. Угри и причины их появления. Гигиеническая и декоративная косметика. Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви.

Практическая работа

      Выполнение различных приемов наложения повязок на условно пораженный участок кожи.

Нервная система и органы чувств (15 ч)

      Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).

      Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и его значение. Сновидения. Гигиена сна. Предупреждение перегрузок, чередование труда и отдыха.

      Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему.

      Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия). Профилактика травматизма и заболеваний нервной системы.

      Демонстрация модели головного мозга.

      Значение органов чувств у животных и человека.

      Строение, функции и значение органов зрения человека. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз.

      Строение и значение органа слуха. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Гигиена.

      Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов.

      Охрана всех органов чувств.

      Демонстрация муляжей глаза и уха.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество

часов

Пр./лаб.р.

Демонстр.материал

1.

Введение

1

2.

Общее знакомство с организмом человека

2

2

3.

Опорно-двигательная система

15

1/1

4

4.

Кровеносная система

8

1/2

3

5.

Дыхательная система

7

1

3

6.

Пищеварительная система

13

1

3

7.

Выделительная система

7

2

3

10.

Нервная система

15

7

Итого:

68

4/5

25

ТРЕБОВАНИЯ   К  УРОВНЮ   ПОДГОТОВКИ   ВЫПУСКНИКОВ  9 КЛАССА

Учащиеся должны знать:

названия, строение и расположение основных органов организма человека;

элементарное представление о функциях основных органов и их систем;        

влияние физических нагрузок на организм;

вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

основные санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся должны уметь:

применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;

соблюдать санитарно-гигиенические правила.

Литература:         

1.  Методика преподавания естествознания в 5-7 классах   общеобразовательных учреждений: Книга для учителя /Под ред.

А.Г.Хрипковой. – М.: Просвещение, 1997. -С. 83-93, 125-139.

2. Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1988. – 175 с.

3.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:(Олигофренопедагогика) /Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Академия,

2000. –С.152-172.

 4.Худенко Е.Д. Естествознание во вспомогательной школе//Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания

умственно отсталых школьников. – М.: МГПИ, 1987. – С. 65-69.

5. Худенко Е.Д. Использование словесных методов на уроках естествознания //Дефектология. – 1989. - №1. – С. 30-35.

6. Худенко Е.Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания //Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. – М.: МГПИ, 1983. – С. 72-77.

7.Брэм А.Э. Жизнь животных. В 3-х т. – М.: «Терра» – «Terra», 1992. –Т.3. - С. 5-160.

8. Книга для чтения по зоологии: Пособие для учащихся. – М.:Просвещение, 1981. – С. 94-141.

 9. Основы экологии /Под ред. В.И. Жидкина. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1994. – 352 с.

10. Старикович С.Ф. Самые обычные животные. – М.: Наука, 1988. – С.79-107.

11. Что такое? Кто такой? В 3-х т. – М.: Педагогика-Пресс, 1995. – Т.2. –С. 7-8, 43-47, 104-105, 112-113, 162-164, 338; Т. 3. – С. 50-51, 131, 161, 172,262-263, 293, 332-333.

 12.Беме Р.Л., Кузнецов А.А. Птицы открытых и околоводных пространств : Полевой определитель: Кн. для учителя. – М., 1983.

13 Герасимов В.П. Живой мир нашей Родины. Пособие для учителей. – М., 1977.

14 Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. – М., 1973.

Календарно-тематическое планирование по биологии в 9 коррекционном классе

Тема урока

Форма  организации урока

Дата проведения

по плану

фактически

Введение  -1ч.

1.1

Место человека среди млекопитающих.

Вводная беседа.

Общее знакомство с организмом человека – 2 ч.

2.1

Организм человека.Строение клеток и тканей организма

Устный журнал.

3.2

Органы и системы органов человека

Беседа

Опорно-двигательная система  -  15ч.

4.1

Опорно- двигательная система. Скелет человека. Его значение. Основные части скелета

Урок-презентация (ИКТ)

5.2

Состав и строение костей.

Лабораторная работа №1 «Состав костей»

Урок- практикум

6.3

Соединение костей

Рассказ с демонстрацией опытов.

7.4

Череп

Беседа с решением проблемных ситуаций.

8.5

Скелет туловища

Беседа с решением проблемных ситуаций.

9.6

 Скелет верхних конечностей

Беседа с решением проблемных ситуаций.

10.7

 Скелет нижних конечностей

Беседа  с практическими заданиями.

11.8

Практическая работа «Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов»

Практическая работа

12.9

Значение и строение мышц

Беседа с моделированием ситуаций.

13.10

Основные группы мышц человека

Беседа с моделированием ситуаций.

14.11

Работа мышц.

Беседа с решением проблемных ситуаций.

15.12

Предупреждение искривления позвоночника

Беседа с практическими упражнениями.

16.13

Плоскостопие

Рассказ с демонстрацией опытов.

17.14

Значение опорно- двигательной системы. Роль физических упражнений  в её формировании

Беседа  с практическими заданиями.

18.15

Обобщающий урок по теме «Опорно- двигательная система»

Кровеносная система - 8ч

19.1

Значение крови и кровообращения

Беседа с решением проблемных ситуаций.

20.2

Состав крови

Беседа с моделированием ситуаций.

21.3

Лабораторная работа №2«Микроскопическое строение крови»

Лабораторная работа

22.4

Органы кровообращения . Сосуды

Беседа с решением проблемных ситуаций.

23.5

Органы кровообращения. Сердце и его работа.

Беседа с поисковыми заданиями

24.6

Лабораторная работа№ 3 « Подсчет частоты пульса»

Лабораторная работа

25.7

Сердечно- сосудистые заболевания и их предупреждение

Беседа с поисковыми заданиями

26.8

Практическая работа «Первая помощь при кровотечениях»

Практическая работа

Дыхательная система  - 7ч

27.1

Органы дыхания

Рассказ описание с опорой на медиафайлы.

28.2

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях

Рассказ описание с опорой на медиафайлы.

29.3

Гигиена дыхания

Беседа с моделированием ситуаций.

30.4

Болезни органов дыхания и их предупреждение

Беседа с поисковыми заданиями.

31.5

Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Лабораторная работа № 4 « Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

Лабораторная работа  

32.6

Охрана воздушной среды

Беседа с поисковыми заданиями.

33.7

Кровеносная и дыхательная система человека.

Беседа с поисковыми заданиями.

Пищеварительная система - 13ч

34.1

Пищеварительная система. Значение питания. Пищевые продукты

Беседа с поисковыми заданиями.

35.2

Питательные вещества.

Рассказ -описание с составлением характеристики объектов.

36.3

Витамины

Беседа  с практическими заданиями.

37.4

Органы пищеварения

Беседа с моделированием  объектов и ситуаций.

38.5

Ротовая полость. Зубы

Беседа с моделированием  объектов и ситуаций.

39.6

Изменение пищи в желудке

Беседа с поисковыми заданиями.

40.7

Изменение пищи в кишечнике. Печень.

Беседа с поисковыми заданиями.

41.8

Практическая работа «Гигиена питания. Определение нормы питания и расхода энергии»

Практическая работа

42.9

Уход за зубами и ротовой полостью

Беседа с моделированием  объектов и ситуаций.

43.10

Предупреждение желудочно- кишечных заболеваний

Рассказ-описание с использованием  опорных схем.

44.11

Вредное влияние курения и алкоголя на пищеварительную систему.

Беседа с решением проблемных  вопросов и ситуаций.

45.12

Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных зароажений.

Устный журнал.

46.13

Пищевые отравления.

Беседа с решением проблемных  вопросов и ситуаций.

Мочевыделительная система – 7 ч

47.1

Почки – органы выделения

Рассказ -описание с составлением характеристики  объекта по плану.

48.2

Предупреждение почечных  заболеваний

Беседа с поисковыми заданиями

49.3

Значение и строение кожи.

Рассказ -описание с составлением характеристики  объекта по плану.

50.4

Уход за кожей

Самостоятельная работа

51.5

Практическая работа «Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями»

Практическая работа

52.6

 Закаливание организма

Проверочная работа

53.7

Практическая работа «Первая помощь при тепловых и солнечных ударах Первая помощь при ожогах  и обморожении»

Практическая работа

Нервная система - 15ч

54.1

Нервная система Головной мозг и спинной мозг

Рассказ -описание с составлением характеристики системы.

55.2

Нервы

Беседа  с практическими заданиями.

56.3

Значение нервной системы

Рассказ -описание с составлением характеристики  .4объекта по плану.

57.4

Режим дня, гигиена труда

Беседа с поисковыми заданиями

58.5

Сон и его значение

Беседа с моделированием  объектов и ситуаций.

59..6

Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему

Самостоятельная работа по тексту учебника

60.7

Органы чувств

Беседа с практическими упражнениями.

61.8

Орган зрения

Самостоятельная работа.

62.9

Гигиена зрения

Беседа с решением проблемных ситуаций.

63.10

Орган слуха

Беседа с моделированием ситуаций.

64.11

 Гигиена слуха.

Беседа с практическими упражнениями.

65.12

Орган обоняния.

Устный журнал.

66.13

Орган вкуса

67.14

Охрана здоровья человека

Деловая игра

68.15

Система учреждений  здравоохранения  Российской Федерации

Беседа