Главные вкладки

    Рабочая программа дополнительного образования. Логопедические занятия для коррекционных классов VII вида.
    рабочая программа по теме

    Исаева Галина Алексеевна

    Задачи рабочей программы:

    - практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта в коррекционной работе на голопедических занятиях;

    - определение содержания, объема, порядка программного материала с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса данного учрежденияи контингента обучающихся. 

    Рабочая программа дополнительного образования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта. В рабочей программе 7 разделов, каждый раздел отражает новые государственные стандарты образования:

    1. Паспорт программы

    2. Структура и примерное содержание логопедических занятий

    3. Условия реализации программы

    4. Контроль и оценка результатов. 

    Использованные нормативные документы: "Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (второго поколения)", "Коррекционно-развивающее образование в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта" Кумарина Г.Ф., Токарь И.Е., "Коррекция недостатков речи" А.В. Ястребова.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл b.docx26.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

    Логопедические занятия в начальной школе

    1.1 Область применения программы

      Программа логопедических занятий предусматривает реализацию образовательным учреждением основных видов деятельности, необходимых для ее полноценной реализации: информационной, координационной, профилактической, диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной.

    1.2 Место логопедических занятий в структуре основной общеобразователньой программы:

    Образовательная область «Русский язык», «Чтение».

    1.3 Цели и задачи программы – требования к результатам освоения программы:

    Цели обучения:

    ● своевременное выявление учащихся с речевой патологии;

    ● понимание причин трудностей обучения и правильной классификации имеющихся дефектов устной и письменной речи;

    ● предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными дефектами речевого развития;

    ● развитие речевой активности;

    ● развитие всех компонентов речевой системы и неречевых процессов; внимания, памяти, мышления;

    ● воспитание толерантности по отношению друг к другу и чувства ответственности к учебной деятельности.

    Задачи:

    ● восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;

    ● восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;

    ● восполнение пробелов в формировании связной речи.

    Требования к результатам освоения программы.

      У учащихся 2 класса должны быть:

    ● сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;

    ● восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

    ● уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований;

    ● поставлены и отдифференцированы все звуки;

    ● уточнен и активизирован имеющийся словарный запас и отработаны конструкции простого предложения;

    ● введены в активный словарь необходимы слова-термины: звук, слог, слово, гласные, согласные, твердые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение и т.д.

     Должны уметь:

    ● выделять и уточнять звук в сильной позиции;

    ● выделять звук в слабой позиции;

    ● правильно обозначать звук на письме;

    ● применять правила правописания с изучаемыми звуками.

      К концу 3 класса учащиеся должны знать:

    ● названия и определения частей слова (корень, окончание, приставка, суффикс);

    ● названия и определения частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);

    ● названия и определения членов предложения: главных (подлежащие и сказуемое) и второстепенных (без деления на виды).

      Учащиеся должны уметь:

    ● орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы по программе 1-3 классов

    ● проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;

    ● производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, определять последовательность звуков и букв в слове, характеризовать звуки (гласные: ударные и безударные; согласные: твердые, мягкие, глухие, звонкие, парные и непарные), определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа моряк, стриж, сказка, коньки, маяк, жить;

    ● производить морфемный разбор ясных по составу слов типа морковка, березонька, пришкольный (выделять окончание, корень, приставку, суффикс). Подбирать однокоренные слова разных частей речи;

    ● распознавать части речи: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.

    ● дифференцировать понятия «предмет», «действие», «признак»;

    ● изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам;

    ● изменять имена прилагательные по родам в единственном числе в соответствии с родом имени существительного;

    ● изменять глаголы по временам и в прошедшем времени по родам;

    ● распространять предложения однородными членами в предложных и беспредложных конструкциях.

      К концу 4 класса учащиеся должны в практическом плане научиться:

    ● ориентироваться в морфологическом составе слова;

    ● активно пользоваться различными способами словообразования;

    ● правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций;

    ● передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании;

    ● овладеть навыками подбора антонимов, синонимов и способов их употребления;

    ● понимать многозначность слов;

    ● дифференцировать предлоги и приставки.

      На третьем этапе обучения учащиеся должны:

    ● знать признаки текста;

    ● уметь анализировать текст:

    - определять тему текста,

    - определять основную мысль текста,

    - определять последовательность и связность предложений в тексте,

    - устанавливать смысловую зависимость между предложениями,

    - составлять план связного высказывания;

    ● уметь строить самостоятельное связное высказывание:

    - определять замысел высказывания,

    - определять последовательность развертывания высказывания,

    - определять связность предложений и смысловую зависимость между ними;

    - отбирать языковые средства, адекватные замыслы высказывания,

    - составлять план связного высказывания.

    1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы в каждом коррекционном классе начальной школы: 108 часов.

    II. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

    2.1. Объем материала логопедических занятий и виды учебной работы.

    Вид учебной работы

    Объем часов

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Максимальная учебная нагрузка (всего)

    108

    108

    108

    Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

    108

    108

    108

    в том числе: практические занятия, тренировочные упражнения и т.д.

    108

    108

    108

    диктанты: контрольные, предупредительные, объяснительные, слуховые, зрительные, словарные, графические и творческие.

    45

    26

    34

    Самостоятельная работа обучающегося (всего)

    в том числе: домашняя работа

    20

    22

    30

    2.2. Содержание коррекционной работы во 2-м классе VII вида

    Содержание работы по преодолению отклонений речевого развития детей.

    Содержание коррекционно-воспитательной работы.

    Восполнение пробелов в формировании учебной деятельности.

    Восполнение пробелов в формировании коммуникативных умений.

    I. Коррекция дефектов произношения.

    1. Развитие артикуляторного праксиса.

    а) развитие динамической координации движений органов артикуляционного аппарата, точности объема движений, равномерности работы мышц, способности к переключению;

    б) формирование кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений.

    2. Тренировка отдельных компонентов мелкой моторики пальцев рук: тонуса, силы, точности движений, кинестетического праксиса, динамического праксиса.

    1. Развитие высших психических функций:

    а) устойчивость внимания;

    б) наблюдательность (особенно к языковым явлениям);

    в) способность к запоминанию;

    г) способность к переключению;

    д) навыки и приемы самоконтроля;

    1. Умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия, подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям.

    2. Умение понять и принять учебную задачу.

    3. Уточнение артикуляции сохраненных гласных и согласных звуков.

    4. Постановка и автоматизация в речи дефектных звуков.

    5. Дифференциация смешиваемых звуков речи: формирование умения сравнивать и различать систему дифференциальных акустико-артикуляционных признаков звуков (сначала правильно произносимых, позже уточненных и исправленных). П.Развитие фонематического восприятия.

    6. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова.

    7. Закрепление звуко-буквенных связей.

    8. Уточнение значений имеющихся у детей в активном запасе слов.

    9. Обогащение словарного запаса детей как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей мения активно пользоваться различными способами словообразования.

    10. Преодоление неполноценности смысловой стороны речи.

    11. Формирование наблюдательности и способности сопоставлять, сравнивать слова по их морфологическому составу (дается пропедевтически).

    12. Уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями и связью слов в предложениях различных синтаксических конструкций.

    13. Развитие инициативных форм речи:

    ● Умение задавать вопросы;

    ● Умение отвечать на вопросы в соответствии с инструкцией, заданием;

    ● Умение отвечать на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

    ● Формирование навыка ответа 2-3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания).

    е) познавательная активность.

    2. Формирование полноценных учебных умений:

    а) принятие учебной задачи;

    б) активное осмысление материала;

    в) выделение главного, существенного в учебном материале;

    г) контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться приемами самоконтроля);

    д) работа в заданном темпе;

    е) анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

    3. Умение целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием) выполнять учебные действия.

    4. Умение применять инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогу учебной работы.

    5. Соблюдение речевого этикеты при общении (обращение, просьба, диалог) со взрослыми и сверстниками.

    Содержание коррекционной работы в 3-м классе VII вида

    Содержание работы по преодолению отклонения речевого развития детей.

    Содержание коррекционно-воспитательной работы.

    I. Коррекция дефектов произношения (при наличии таковых).

    II. 1. Совершенствование артикуляционного праксиса: дальнейшее развитие динамической координации движений органов артикуляционного аппарата, точности и объема движений, равномерности работы мышц, способности к переключению.

    2. Уточнение артикуляции согласных звуков.

    III. Развитие фонематического восприятия.

    1. Дальнейшее формирование умения сравнивать и различать систему у дифференцированных акустико-артикуляционных признаков звуков.

    2. Совершенствование навыка анализа и синтеза слого-звукового состава слова на базе сформированных фонематических процессов.

    3. Закрепление звуко-буквенных связей.

    4. Совершенствование смысловой стороны речи.

    5. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, как путем накопления новых слов, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

    6. Формирование умения устанавливать связи между формой слова и его значением (единство смысла и функции).

    7. Уточнение значений имеющихся синтаксических конструкций.

    8. Дальнейшее совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций. Совершенствование умения строить и перестраивать предложения адекватно замыслу.

    9. Совершенствование инициативных форм речи: умение задавать вопросы, отвечать на них в соответствии с инструкцией, заданием; отвечать а вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии; самостоятельно строить учебное высказывание по ходу работы (словесный отчет, вывод, доказательство, рассуждение).

    1. Совершенствование психических процессов:

    а) устойчивости и объема внимания;

    б) наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

    в) способности к запоминанию;

    г) способности к переключению;

    д) познавательной активности.

    2. Формирование полноценных учебных умений:

    а) планирование предстоящей деятельности;

    б) активное осмысление материала;

    в) выделение главного, существенного в учебном материале. Определение путей и средств достижения учебной цели;

    г) контроль за ходом своей деятельности;

    д) работа в определенном темпе (умение быстро и качественно читать и писать, проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

    е) применение знаний в новых условиях;

    ж) анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

    1. Умение целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.

    2. Умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией.

    Содержание коррекционной работы в 4-м классе VII вида

    Содержание работы по преодолению отклонений речевого развития детей.

    Содержание коррекционно-воспитательной работы.

    1. Коррекция дефектов произношения (при наличии таковых).

    2. Уточнение понятий о родственных словах (в практическом плане).

    3. Формирование навыка определения ударной гласной в слове в соответствии с орфоэпическими нормами, умения на материале большого количества родственных слов анализировать, сопоставлять и выделять слово с ударением в определенной позиции.

    4. Совершенствование навыка образования слов посредством различных аффиксов.

    5. Уточнения понятия о предлогах и способе их использования, развитие навыка дифференциации предлогов и приставок.

    6. Уточнение понятий о многозначности слов, о синонимах и антонимах.

    7. Формирование навыков подбора антонимов, синонимов и способах их употребления.

    8. Правильное использование новых слов в предложениях различных синтаксических конструкций (то есть устанавливать связь между формой и значением).

    9. Совершенствование умений и навыков построения связного высказывания.

    10. Уточнение понятий о тексте.

    11. Развитие умений и навыков анализировать текст:

    а) определять тему рассказа, основную мысль текста, последовательность и связность предложений в тексте;

    б) устанавливать смысловую зависимость между предложениями;

    в) составлять план связного высказывания.

    12. Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания:

    а) определять замысел высказывания, последовательность развернутого высказывания, связность предложений и смысловую зависимость между ними;

    б) отбирать языковые средства, адекватные смыслу высказывания.

    1.Дальнейшее совершенствование психических процессов, учебных умений и навыков.

    1.Дальнейшее формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.

    2.Употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях.

    3. Развернутый рассказ о последовательности выполнения учебной работы, подведение итога занятия.

    4. Формулирование задание при выполнении коллективного вида работы.

    5. Проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы).

    6. Составление устных связных высказываний с элементами творчества, фантазии.

    2.3 Пояснительная записка к рабочей программе учителя-логопеда.

      Анализ реальной ситуации, сложившейся в системе обучения школьников, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в устной и письменной речи, неуклонно растет.

      Данная программа представляет собой коррекционно-развивающую работу, обеспечивающую полноценное овладение фонетической стороной речи, формирование и совершенствование лексико-грамматических средств языка, развитие связной речи, помогает овладению навыками грамотного письма и чтения, что является необходимым компонентом обученности школьника.

      Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями устной и письменной речи, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе.

      Настоящая рабочая программа логопедических занятий для учащихся 2,3,4 коррекционных классов VII вида составлена на основе модификаций:

    ● Типового положения о специальном (коррекционном образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии;

    ● Программы коррекционно-развивающего образования для учащихся 1-4 классов VII вида общеобразовательной школы М.2011 г.;

    ● Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. Ястребова А.В., Бессонова Т.П., 1997 г.

      Использованы:

    ● Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. А.В. Ястребова,  М., 1997 г.;

    ● Коррекционно-развивающее образование в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта. Кумарина Г.Ф., Токарь И.Е., М., 2011 г.;

    ● Сборник методических рекомендаций по организации коррекционной работы учителя-логопеда в классах выравнивания. Уфа, 2002 г.;

    ● Образовательная система «Школа 2100».

      Рабочая программа соответствует требованиям федерального государственного стандарта, рассчитана на 108 часов в год (3 часа в неделю) с 2,3,4 классами VII вида.

      Логопедические занятия позволят:

    ● Сформировать у учащихся устойчивые знания, умения и навыки по предмету русский язык и чтение;

    ● Обеспечить расширение языковой и коммуникативной компетенции;

      Программа направлена на личностно-ориентированное обучение.

      Основной целью логопедических занятий в классах VII вида является помощь в овладении навыками письма и чтения, которые составляют необходимую предпосылку и важнейшее условие успешности всего последующего обучения ребенка в школе по русскому языку и литературе.

      В связи с этим рабочая программа включает темы занятий, в которых дети ЗПР с речевыми нарушениями испытывают серьезные трудности при обучении чтению и письму, что в конечном итоге сказывается на качестве обучения, а так же на формировании и развитии адаптивной духовной личности.

      Учащиеся, занимающиеся у учителя-логопеда по рекомендации ПМПК «Юг», имеют речевое заключение – нарушение чтения и письма, обусловленное недоразвитием речи системного характера или дизорфографией, поэтому данный план составлен с учетом задач коррекционного обучения при общеобразовательной школе.

    1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

    2. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.

    3. Восполнение пробелов в формировании связной речи.

      Все темы реализуются в определенной последовательности, учитывая основной принцип коррекционно-развивающего обучения для детей с отклонениями развития – это одновременная работа над всеми компонентами речевой системы и неречевыми процессами: вниманием, памятью, мышлением.

      Темы даны в соответствии с программным требованием по коррекционно-развивающему образованию в условиях введения ФГОСТ.

      Логопедические занятия проводятся в группах, сформированных по речевым заключениям  уровню учебных способностей.

      Учебная нагрузка 108 часов в год, 3 раза в неделю во всех коррекционных классах VII вида и утверждена учебным планом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по информатике для 5 специального (коррекционного) класса VII вида (по УМК Босовой Л.Л.)

    Рабочая программа по информатике   для обучающихся 5 специального (коррекционного) класса VII вида  разработана на основе следующих документов: Федерального компонента стандарта осно...

    Рабочая программа дополнительного образования детей "Искусство рукоделия" 5 класс

         Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представление о рукоделии, его роли, исторических корнях и происхождении различных видов искусства. Кроме то...

    Рабочая программа по русскому языку в специальных (коррекционных) классах 8 вида 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.

    Рабочая программа по русскому языку  в специальных (коррекционных) классах 8 вида 5-9 классы...

    Рабочая программа по естествознанию в 7-9 коррекционном классе 8 вида

    Программа составлена на основе примерной программы под редакцией В. В. Воронкова....

    Рабочая программа дополнительного образования «Занимательный английский язык» 5 класс

    Особенности содержания курса обусловлены возрастной спецификой развития личности школьника. Учёт возрастных особенностей учащихся 5 класса обеспечивается личностно ориентированным и деятельностным под...

    Рабочая программа дополнительного образования "Практикум по математике" 8 класс.

    Рабочая программа составлена для дополнительного образования с учетом учебного плана на 78 часов. для 8 класса....