Рабочая программа дополнительного образования. Логопедические занятия для коррекционных классов VII вида.
рабочая программа по теме
Задачи рабочей программы:
- практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта в коррекционной работе на голопедических занятиях;
- определение содержания, объема, порядка программного материала с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса данного учрежденияи контингента обучающихся.
Рабочая программа дополнительного образования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта. В рабочей программе 7 разделов, каждый раздел отражает новые государственные стандарты образования:
1. Паспорт программы
2. Структура и примерное содержание логопедических занятий
3. Условия реализации программы
4. Контроль и оценка результатов.
Использованные нормативные документы: "Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (второго поколения)", "Коррекционно-развивающее образование в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта" Кумарина Г.Ф., Токарь И.Е., "Коррекция недостатков речи" А.В. Ястребова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
b.docx | 26.98 КБ |
Предварительный просмотр:
I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Логопедические занятия в начальной школе
1.1 Область применения программы
Программа логопедических занятий предусматривает реализацию образовательным учреждением основных видов деятельности, необходимых для ее полноценной реализации: информационной, координационной, профилактической, диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной.
1.2 Место логопедических занятий в структуре основной общеобразователньой программы:
Образовательная область «Русский язык», «Чтение».
1.3 Цели и задачи программы – требования к результатам освоения программы:
Цели обучения:
● своевременное выявление учащихся с речевой патологии;
● понимание причин трудностей обучения и правильной классификации имеющихся дефектов устной и письменной речи;
● предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными дефектами речевого развития;
● развитие речевой активности;
● развитие всех компонентов речевой системы и неречевых процессов; внимания, памяти, мышления;
● воспитание толерантности по отношению друг к другу и чувства ответственности к учебной деятельности.
Задачи:
● восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
● восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
● восполнение пробелов в формировании связной речи.
Требования к результатам освоения программы.
У учащихся 2 класса должны быть:
● сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
● восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
● уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований;
● поставлены и отдифференцированы все звуки;
● уточнен и активизирован имеющийся словарный запас и отработаны конструкции простого предложения;
● введены в активный словарь необходимы слова-термины: звук, слог, слово, гласные, согласные, твердые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение и т.д.
Должны уметь:
● выделять и уточнять звук в сильной позиции;
● выделять звук в слабой позиции;
● правильно обозначать звук на письме;
● применять правила правописания с изучаемыми звуками.
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
● названия и определения частей слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
● названия и определения частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
● названия и определения членов предложения: главных (подлежащие и сказуемое) и второстепенных (без деления на виды).
Учащиеся должны уметь:
● орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы по программе 1-3 классов
● проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
● производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, определять последовательность звуков и букв в слове, характеризовать звуки (гласные: ударные и безударные; согласные: твердые, мягкие, глухие, звонкие, парные и непарные), определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа моряк, стриж, сказка, коньки, маяк, жить;
● производить морфемный разбор ясных по составу слов типа морковка, березонька, пришкольный (выделять окончание, корень, приставку, суффикс). Подбирать однокоренные слова разных частей речи;
● распознавать части речи: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.
● дифференцировать понятия «предмет», «действие», «признак»;
● изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам;
● изменять имена прилагательные по родам в единственном числе в соответствии с родом имени существительного;
● изменять глаголы по временам и в прошедшем времени по родам;
● распространять предложения однородными членами в предложных и беспредложных конструкциях.
К концу 4 класса учащиеся должны в практическом плане научиться:
● ориентироваться в морфологическом составе слова;
● активно пользоваться различными способами словообразования;
● правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций;
● передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании;
● овладеть навыками подбора антонимов, синонимов и способов их употребления;
● понимать многозначность слов;
● дифференцировать предлоги и приставки.
На третьем этапе обучения учащиеся должны:
● знать признаки текста;
● уметь анализировать текст:
- определять тему текста,
- определять основную мысль текста,
- определять последовательность и связность предложений в тексте,
- устанавливать смысловую зависимость между предложениями,
- составлять план связного высказывания;
● уметь строить самостоятельное связное высказывание:
- определять замысел высказывания,
- определять последовательность развертывания высказывания,
- определять связность предложений и смысловую зависимость между ними;
- отбирать языковые средства, адекватные замыслы высказывания,
- составлять план связного высказывания.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы в каждом коррекционном классе начальной школы: 108 часов.
II. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
2.1. Объем материала логопедических занятий и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Объем часов | ||
2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 | 108 | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 108 | 108 | 108 |
в том числе: практические занятия, тренировочные упражнения и т.д. | 108 | 108 | 108 |
диктанты: контрольные, предупредительные, объяснительные, слуховые, зрительные, словарные, графические и творческие. | 45 | 26 | 34 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |||
в том числе: домашняя работа | 20 | 22 | 30 |
2.2. Содержание коррекционной работы во 2-м классе VII вида
Содержание работы по преодолению отклонений речевого развития детей. | Содержание коррекционно-воспитательной работы. | |
Восполнение пробелов в формировании учебной деятельности. | Восполнение пробелов в формировании коммуникативных умений. | |
I. Коррекция дефектов произношения. 1. Развитие артикуляторного праксиса. а) развитие динамической координации движений органов артикуляционного аппарата, точности объема движений, равномерности работы мышц, способности к переключению; б) формирование кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений. 2. Тренировка отдельных компонентов мелкой моторики пальцев рук: тонуса, силы, точности движений, кинестетического праксиса, динамического праксиса. | 1. Развитие высших психических функций: а) устойчивость внимания; б) наблюдательность (особенно к языковым явлениям); в) способность к запоминанию; г) способность к переключению; д) навыки и приемы самоконтроля; | 1. Умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия, подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям. 2. Умение понять и принять учебную задачу. |
3. Уточнение артикуляции сохраненных гласных и согласных звуков. 4. Постановка и автоматизация в речи дефектных звуков. 5. Дифференциация смешиваемых звуков речи: формирование умения сравнивать и различать систему дифференциальных акустико-артикуляционных признаков звуков (сначала правильно произносимых, позже уточненных и исправленных). П.Развитие фонематического восприятия. 6. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова. 7. Закрепление звуко-буквенных связей. 8. Уточнение значений имеющихся у детей в активном запасе слов. 9. Обогащение словарного запаса детей как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей мения активно пользоваться различными способами словообразования. 10. Преодоление неполноценности смысловой стороны речи. 11. Формирование наблюдательности и способности сопоставлять, сравнивать слова по их морфологическому составу (дается пропедевтически). 12. Уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями и связью слов в предложениях различных синтаксических конструкций. 13. Развитие инициативных форм речи: ● Умение задавать вопросы; ● Умение отвечать на вопросы в соответствии с инструкцией, заданием; ● Умение отвечать на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии; ● Формирование навыка ответа 2-3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания). | е) познавательная активность. 2. Формирование полноценных учебных умений: а) принятие учебной задачи; б) активное осмысление материала; в) выделение главного, существенного в учебном материале; г) контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться приемами самоконтроля); д) работа в заданном темпе; е) анализ, оценка продуктивности собственной деятельности. | 3. Умение целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием) выполнять учебные действия. 4. Умение применять инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогу учебной работы. 5. Соблюдение речевого этикеты при общении (обращение, просьба, диалог) со взрослыми и сверстниками. |
Содержание коррекционной работы в 3-м классе VII вида
Содержание работы по преодолению отклонения речевого развития детей. | Содержание коррекционно-воспитательной работы. | |
I. Коррекция дефектов произношения (при наличии таковых). II. 1. Совершенствование артикуляционного праксиса: дальнейшее развитие динамической координации движений органов артикуляционного аппарата, точности и объема движений, равномерности работы мышц, способности к переключению. 2. Уточнение артикуляции согласных звуков. III. Развитие фонематического восприятия. 1. Дальнейшее формирование умения сравнивать и различать систему у дифференцированных акустико-артикуляционных признаков звуков. 2. Совершенствование навыка анализа и синтеза слого-звукового состава слова на базе сформированных фонематических процессов. 3. Закрепление звуко-буквенных связей. 4. Совершенствование смысловой стороны речи. 5. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, как путем накопления новых слов, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. 6. Формирование умения устанавливать связи между формой слова и его значением (единство смысла и функции). 7. Уточнение значений имеющихся синтаксических конструкций. 8. Дальнейшее совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций. Совершенствование умения строить и перестраивать предложения адекватно замыслу. 9. Совершенствование инициативных форм речи: умение задавать вопросы, отвечать на них в соответствии с инструкцией, заданием; отвечать а вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии; самостоятельно строить учебное высказывание по ходу работы (словесный отчет, вывод, доказательство, рассуждение). | 1. Совершенствование психических процессов: а) устойчивости и объема внимания; б) наблюдательности (особенно к языковым явлениям); в) способности к запоминанию; г) способности к переключению; д) познавательной активности. 2. Формирование полноценных учебных умений: а) планирование предстоящей деятельности; б) активное осмысление материала; в) выделение главного, существенного в учебном материале. Определение путей и средств достижения учебной цели; г) контроль за ходом своей деятельности; д) работа в определенном темпе (умение быстро и качественно читать и писать, проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.); е) применение знаний в новых условиях; ж) анализ, оценка продуктивности собственной деятельности. | 1. Умение целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда. 2. Умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией. |
Содержание коррекционной работы в 4-м классе VII вида
Содержание работы по преодолению отклонений речевого развития детей. | Содержание коррекционно-воспитательной работы. | |
1. Коррекция дефектов произношения (при наличии таковых). 2. Уточнение понятий о родственных словах (в практическом плане). 3. Формирование навыка определения ударной гласной в слове в соответствии с орфоэпическими нормами, умения на материале большого количества родственных слов анализировать, сопоставлять и выделять слово с ударением в определенной позиции. 4. Совершенствование навыка образования слов посредством различных аффиксов. 5. Уточнения понятия о предлогах и способе их использования, развитие навыка дифференциации предлогов и приставок. 6. Уточнение понятий о многозначности слов, о синонимах и антонимах. 7. Формирование навыков подбора антонимов, синонимов и способах их употребления. 8. Правильное использование новых слов в предложениях различных синтаксических конструкций (то есть устанавливать связь между формой и значением). 9. Совершенствование умений и навыков построения связного высказывания. 10. Уточнение понятий о тексте. 11. Развитие умений и навыков анализировать текст: а) определять тему рассказа, основную мысль текста, последовательность и связность предложений в тексте; б) устанавливать смысловую зависимость между предложениями; в) составлять план связного высказывания. 12. Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания: а) определять замысел высказывания, последовательность развернутого высказывания, связность предложений и смысловую зависимость между ними; б) отбирать языковые средства, адекватные смыслу высказывания. | 1.Дальнейшее совершенствование психических процессов, учебных умений и навыков. | 1.Дальнейшее формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности. 2.Употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях. 3. Развернутый рассказ о последовательности выполнения учебной работы, подведение итога занятия. 4. Формулирование задание при выполнении коллективного вида работы. 5. Проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы). 6. Составление устных связных высказываний с элементами творчества, фантазии. |
2.3 Пояснительная записка к рабочей программе учителя-логопеда.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в системе обучения школьников, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в устной и письменной речи, неуклонно растет.
Данная программа представляет собой коррекционно-развивающую работу, обеспечивающую полноценное овладение фонетической стороной речи, формирование и совершенствование лексико-грамматических средств языка, развитие связной речи, помогает овладению навыками грамотного письма и чтения, что является необходимым компонентом обученности школьника.
Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями устной и письменной речи, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе.
Настоящая рабочая программа логопедических занятий для учащихся 2,3,4 коррекционных классов VII вида составлена на основе модификаций:
● Типового положения о специальном (коррекционном образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии;
● Программы коррекционно-развивающего образования для учащихся 1-4 классов VII вида общеобразовательной школы М.2011 г.;
● Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. Ястребова А.В., Бессонова Т.П., 1997 г.
Использованы:
● Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. А.В. Ястребова, М., 1997 г.;
● Коррекционно-развивающее образование в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта. Кумарина Г.Ф., Токарь И.Е., М., 2011 г.;
● Сборник методических рекомендаций по организации коррекционной работы учителя-логопеда в классах выравнивания. Уфа, 2002 г.;
● Образовательная система «Школа 2100».
Рабочая программа соответствует требованиям федерального государственного стандарта, рассчитана на 108 часов в год (3 часа в неделю) с 2,3,4 классами VII вида.
Логопедические занятия позволят:
● Сформировать у учащихся устойчивые знания, умения и навыки по предмету русский язык и чтение;
● Обеспечить расширение языковой и коммуникативной компетенции;
Программа направлена на личностно-ориентированное обучение.
Основной целью логопедических занятий в классах VII вида является помощь в овладении навыками письма и чтения, которые составляют необходимую предпосылку и важнейшее условие успешности всего последующего обучения ребенка в школе по русскому языку и литературе.
В связи с этим рабочая программа включает темы занятий, в которых дети ЗПР с речевыми нарушениями испытывают серьезные трудности при обучении чтению и письму, что в конечном итоге сказывается на качестве обучения, а так же на формировании и развитии адаптивной духовной личности.
Учащиеся, занимающиеся у учителя-логопеда по рекомендации ПМПК «Юг», имеют речевое заключение – нарушение чтения и письма, обусловленное недоразвитием речи системного характера или дизорфографией, поэтому данный план составлен с учетом задач коррекционного обучения при общеобразовательной школе.
1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
2. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.
3. Восполнение пробелов в формировании связной речи.
Все темы реализуются в определенной последовательности, учитывая основной принцип коррекционно-развивающего обучения для детей с отклонениями развития – это одновременная работа над всеми компонентами речевой системы и неречевыми процессами: вниманием, памятью, мышлением.
Темы даны в соответствии с программным требованием по коррекционно-развивающему образованию в условиях введения ФГОСТ.
Логопедические занятия проводятся в группах, сформированных по речевым заключениям уровню учебных способностей.
Учебная нагрузка 108 часов в год, 3 раза в неделю во всех коррекционных классах VII вида и утверждена учебным планом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 5 специального (коррекционного) класса VII вида (по УМК Босовой Л.Л.)
Рабочая программа по информатике для обучающихся 5 специального (коррекционного) класса VII вида разработана на основе следующих документов: Федерального компонента стандарта осно...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Искусство рукоделия" 5 класс
Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представление о рукоделии, его роли, исторических корнях и происхождении различных видов искусства. Кроме то...
Рабочая программа по русскому языку в специальных (коррекционных) классах 8 вида 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.
Рабочая программа по русскому языку в специальных (коррекционных) классах 8 вида 5-9 классы...
Рабочая программа по естествознанию в 7-9 коррекционном классе 8 вида
Программа составлена на основе примерной программы под редакцией В. В. Воронкова....
Рабочая программа дополнительного образования по математике для 5 класса
кружок по математике....
Рабочая программа дополнительного образования «Занимательный английский язык» 5 класс
Особенности содержания курса обусловлены возрастной спецификой развития личности школьника. Учёт возрастных особенностей учащихся 5 класса обеспечивается личностно ориентированным и деятельностным под...
Рабочая программа по технологии для 5 специального (коррекционного) класса VIII вида
Рабочая программа по технологии для 5 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 кл.: В2 сб./ под редакцией В.В.Воронковой. – М.: ...