Методическая разработка естественно-научного кружка для 5-7 классов.
методическая разработка по естествознанию (5 класс) на тему

Захарова Зоя Геннадьевна

Учителями физики, химии, биологии и географии Татьянинской школы разработан цикл занятий для учащихся 5-7 классов. Дети посещают занятия кружка в течение двух лет. Первый год они изучают тему "Воздух. Газы.", второй год посвящен теме "Вода". Каждый курс состоит из пяти занятий в каждой лаборатории (физика, химия, биология, география).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_kruzhka.docx113.74 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка естественно - научного кружка для учащихся 5 – 7 классов «УМКИ».

Пояснительная записка.

      Дети сталкиваются с природными явлениями, простейшими исследованиями в своей жизни ещё до начала обучения в школе. Естественно – научная база школьников постоянно пополняется новыми фактами материального мира при участии средств массовой информации, книг, школьных предметов и другими способами. Если ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умения, уверенности в своих способностях, сделать это в дальнейшем будет значительно  труднее. Мы, учителя предметов естественно - научного цикла,  стараемся решить эту проблему, организовав кружок в 5 –7 классах.

 УМные детКИ. Первый и последний слоги этих слов дали название этому кружку.

      Структура кружка.

Программа кружка рассчитана на 2 года обучения.

1 год обучения – 5-6 класс - изучает тему «ГАЗЫ».  Дети посещают циклы из 5  занятий в лабораториях химии, физики, биологии и географии.

2 год обучения – 6 – 7 класс – изучает тему «ВОДА». Дети также как и в первый год посещают циклы по  5 занятий в тех же лабораториях.

 В результате этих занятий дети узнают некоторые научные термины, понятия и законы, овладевают приёмами обращения с простейшим лабораторным оборудованием, учатся самостоятельно конструировать модели механизмов и процессов.

Своеобразным итогом этого обучения является  научно-исследовательская экспедиция, где дети приобретённые знания и навыки применяют на практике на территории Окского заказника.  

Цели и задачи кружка.

Естественно – научные цели.

  • Ознакомление с объектами материального мира (формирование первичных представлений о таких понятиях, как  атом, молекула,  вещество и смесь, минералы и горные породы, организм, механизм).
  • Знакомство с правилами техники безопасности при работе с веществами; обучение приёмам обращения с лабораторной посудой и оборудованием.

  • Формирование умений выполнять простейшие опыты по словесной и текстовой инструкциям.
  • Расширение кругозора школьников: использование методов познания природы – наблюдение физических и химических явлений, проведение  экспериментов.  Формирование умения наблюдать за природными явлениями, описывать их и систематизировать полученные результаты
  • Формирование навыков безопасного поведения в природе.
  • Моделирование самодельного оборудования для проведения опытов.  Моделирование молекул из атомов.
  • Создание условий для формирования интереса к естественно – научным знаниям путём использования различных видов деятельности.

Психолого – педагогические цели.

  • Развитие и дальнейшее формирование общенаучных, экспериментальных и интеллектуальных умений.
  • Развитие творческих задатков и способностей.
  • Обеспечение ситуаций успеха.
  • Развитие коммуникативных способностей.

                  Общекультурные цели.

  • Продолжение  формирования основ гигиенических и экологических знаний.
  • Воспитание бережного отношения к природе и здоровью человека.

Программа занятий естественно – научного кружка.

Первый год обучения. Тема «ГАЗЫ»

  1. Лаборатория химии
  1. «Химическая кухня» или Лаборатория юного химика.

Дети узнают: названия предметов лабораторной посуды; правила техники безопасности.

Дети учатся: приёмам обращения с лабораторной посудой и штативом.

  1. Нагревательные приборы. Спиртовка.

Дети узнают: виды нагревательных приборов, используемых в химии; устройство спиртовки; строение пламени.

Дети учатся: зажигать и тушить спиртовку, нагревать жидкость в пробирке на спиртовке.

  1. Признаки химических реакций.

Дети узнают:  пять признаков химической реакции.

Дети учатся: проводить химические реакции в пробирках; наблюдать протекание реакций; описывать наблюдения

  1. Воздух. Кислород.

Дети узнают: состав воздуха; свойства кислорода; способы получения, собирания и обнаружения кислорода.

Дети учатся: получать кислород из перекиси водорода и перманганата калия; собирать и обнаруживать его.

  1. Углекислый газ.

Дети узнают: свойства углекислого газа, способы его получения и обнаружения.

Дети учатся: получать углекислый газ действием кислоты на мел или соду; обнаруживать углекислый газ.

  1. Лаборатория физики.
  1. Конвекция.

Дети узнают: что такое конвекция; виды конвекции.

Дети учатся: изменять направление конвекционного потока; изготавливать простейшую вертушку.

  1. Закон Бернулли.

Дети узнают: краткие сведения о научной деятельности Бернулли, формулировку закона и его применение.

Дети учатся: применять закон Бернулли на практике, проводить опыты, демонстрирующие этот закон.

  1. Реактивное движение.

Дети узнают: краткие сведения о Циолковском; какое движение  называется реактивным; об использовании реактивного движения живыми организмами

Дети учатся: проводить опыт с телом изменяющейся массы; изготавливать модель ракеты, движущейся в заданном направлении.

  1. Реактивное движение (продолжение)

Дети узнают: применение принципов реактивного движения в повседневной жизни.

Дети учатся: изготавливать модель тележки на реактивной тяге.

  1. Атмосферное давление

Дети узнают: понятие давления; чем вызывается давление газа; атмосферное давление.

Дети учатся: проводить опыты, демонстрирующие действие атмосферного давления.

III. Лаборатория биологии

  1. Дыхание растений.

Дети узнают: как происходит газообмен у растений.

Дети учатся: проводить опыты, доказывающие выделение углекислого газа растениями.

  1. Фотосинтез – питание растений.

Дети узнают:  дополнительные сведения о фотосинтезе.

Дети учатся: проводить опыты, доказывающие образование органического вещества в листьях на свету.

  1. Фотосинтез (продолжение)

Дети узнают: условия, необходимые для процесса фотосинтеза.

Дети учатся: проводить опыты, доказывающие необходимость света для процесса фотосинтеза.

  1. Образование кислорода.

Дети узнают: об образовании растениями кислорода в процессе фотосинтеза.

Дети учатся: проводить опыты, доказывающие образование кислорода в листьях растений.

  1. Воздух в жизни растений и животных.

Дети узнают: сведения о значении воздуха в жизни  растений и животных.

Дети учатся: проводить опыты, доказывающие наличие воздуха в плодах, проводить эвристические беседы о значении воздуха для животных.

IV. Лаборатория географии

  1. «Хватка невидимой руки».

Дети узнают: изменение свойств воздуха при нагревании и охлаждении; воздействие атмосферного воздуха на предметы и тела.

Дети учатся: проводить опыт, демонстрирующий проявление силы атмосферного давления.

  1. «Картезианский водолаз».

Дети узнают: свойства воздуха – сжимаемость и упругость; проявление этих свойств в природе и технике.

Дети учатся: управлять плавающими предметами посредством изменения давления.

  1. «Дыхание» разрыхлителя теста.

Дети узнают: история открытия разрыхлителя теста.

Дети учатся: проводить и объяснять химическую реакцию, которая лежит в основе поднятия теста.

  1. «Упрямый шарик».

Дети узнают: особенности движения предмета (шарика) в потоке воздуха – наука аэродинамика; эффект Магнуса.

Дети учатся: проводить опыт, объяснять и применять эффект Магнуса на практике.

  1. Атмосферное давление.

Дети узнают: свойства воздуха; пониженное атмосферное давление.

Дети учатся: решать практические задачи на основе знаний свойств воздуха.

Второй год обучения. Тема «ВОДА».

  1. Лаборатория химии
  1. Вода в природе. Очистка воды .

Дети узнают: способы разделения смесей – фильтрование, отстаивание, выпаривание, дистилляция.

Дети учатся: очищать воду от нерастворимых твёрдых веществ фильтрованием, очищать воду от нерастворимых жидкостей делительной воронкой.

  1. Приготовление растворов.

Дети узнают: что такое раствор, понятие концентрации раствора.

Дети учатся: рассчитывать массу вещества и объём воды для приготовления раствора с заданной массовой долей; готовить растворы различных солей для кабинета химии.

  1. Индикаторы.

Дети узнают:  понятие кислой, щелочной и нейтральной среды

Дети учатся: определять реакцию среды (рН) в различных растворах с помощью лакмуса, фенолфталеина, метилоранжа и универсальной индикаторной бумаги.

  1. Природные индикаторы.

Дети узнают, что кислотно-основные индикаторы можно найти в природе.

Дети учатся: готовить индикаторы из сока ягод чёрной смородины и листьев краснокочанной капусты, определять с их помощью реакцию среды в растворе.

  1. Химия воды.

Дети узнают: состав молекул воды и её химические свойства.

Дети учатся: составлять модели молекул воды, моделировать реакции электролиза воды и взаимодействия воды с активными металлами.

  1. Лаборатория физики.
  1. Конвекция в жидкостях.

Дети узнают: что такое конвекция; виды конвекции.

Дети учатся: проводить эксперимент по наблюдению конвекции в воде.

  1. Естественная форма воды. Изменение физических свойств воды.

Дети узнают, что естественная форма воды – шар и способы изменения физических свойств воды.

Дети учатся:  проводить опыты, демонстрирующие естественную форму воды и изменять физические свойства воды, изготавливая водные растворы и изменяя внешние факторы.

  1. Поверхностное натяжение. «Прочные пузыри» .

Дети узнают: о свойствах поверхностного слоя воды, силе поверхностного натяжения.

Дети учатся: проводить опыты, демонстрирующие силу поверхностного натяжения, выдувать гигантские мыльные пузыри.

  1. Архимедова сила.

Дети узнают: о выталкивающей силе, действующей на погруженное в жидкость тело.

Дети учатся: определять  архимедову силу из опыта.

  1. Капиллярные явления.

Дети узнают: понятие капилляра, свойства капилляров.

Дети учатся: проводить опыты, демонстрирующие капиллярные явления.

III. Лаборатория биологии

  1. Выращивание растений с помощью растворов.

Дети узнают: о роли растворов в жизни растений.

Дети учатся: выращивать растения на гидропонике.

  1. Поглощение воды корнем.

Дети узнают:  как происходит поглощение воды корнем.

Дети учатся: проводить опыты, демонстрирующие это поглощение.

  1. Поглощение воды стеблем.

Дети узнают: как происходит поглощение воды стеблем пекинской капусту.

Дети учатся: проводить опыты, демонстрирующие это поглощение.

  1. Поглощение воды семенами.

Дети узнают: как происходит поглощение воды семенами.

Дети учатся: проводить опыты, демонстрирующие это поглощение.

  1. Вода и фауна.

Дети узнают: о роли воды в жизни животных.

Дети учатся: распознавать приспособления животных для жизни в водной среде.

  1. Лаборатория географии

  1. «Буря в стакане».

Дети узнают: аномальные свойства воды.

Дети учатся: проводить опыты по изучению трёх состояний воды.

  1. Поверхностное  натяжение воды. Когезия.

Дети узнают: понятие термина, проявление свойства в природе и быту.

Дети учатся: распознавать в природе явления связанные с когезией.

  1. Растворы, растворимость, текучесть.

Дети узнают: правила приготовления растворов заданной концентрации, свойства текучести и проявления в природе.

Дети учатся: приготавливать растворы с заданной концентрацией солей, решать задачи на определение солёности.

  1.  «Как клеит вода?».

Дети узнают: понятие адгезия воды.

Дети учатся: распознавать свойство адгезии среди других явлений природы, применять его в быту.

  1. «Чаша Пифагора»

Дети узнают: что такое сифон, принцип работы сифона.

Дети учатся изготавливать простейшую модель сифона, применять сифон в быту.

ВНИМАНИЕ, ВНИМАНИЕ!!!

НИИ «УМКИ»  приглашает учащихся 6 – 7 классов принять участие в «экспедиции» по планете «ВОДА».

Вас ждут познавательные и занимательные опыты, лабораторные исследования и новые открытия с преподавателями  кафедры  естественных наук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа пропедевтического естественно-научного курса для учащихся 5-6 классов

Данный курс разработан для учащихся 5-6 классов в целях общей подготовки их к изучению предметов физики и химии. Структура и содержание учебного материала позволяет создать условия для формирования у ...

Методическое разработка занятия математического кружка для учащихся 8 класса «Диофантовы уравнения» Автор: Жукова Надежда Владимировна, учитель математики высшей квалификационной категории

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой ...

Анализ работы методического объединения естественно-научного цикла

Анализ работы методического объединения естественно-научного цикла...

Тематическое планирование кружка естественно-научной направленности кружка "Путешествие по карте" (5 класс)

Тематическое планирование разработано в соответствии с требованиями ФГОС...

План работы методического объединения естественно -научного цикла 2018/2019

Методическая тема:«Внедрение инновационных технологий в целях повышения качества образования по предметам естественного цикла в условиях перехода на ФГОС»....

Методическая разработка внеурочного мероприятия для учащихся 9-11 классов (естественно-научная грамотность)

Данная разработка окажет молодым специалистам помощь при подготовке к предметным неделям естественно-математического цикла. В игре представлены вопросы, заранее подготовленные педагогами к учащимся ст...