Авторская программа по внеурочной деятельности
рабочая программа по естествознанию (5, 6, 7 класс) на тему

Луценко Марина Викторовна

 

Программа внеурочной деятельности «Этическая грамматика» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5-7 классов, воспитание личности подростков посредством межличностного общения. Содержание программы раскрывается в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД КРАСНОДАР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОД  КРАСНОДАР

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  № 5

                                        Утверждено

                                                                            решение  педсовета протокол №1

                                                                от  «31» августа 2015 года

                                                                Директор МБОУ СОШ №5

________С.С. Григорьева

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА 

курса внеурочной  деятельности

«Этическая грамматика» в 5-7  классе

Количество часов:  102 ч.

Учитель:  Луценко Марина Викторовна

Составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы «Этическая грамматика»  доктора педагогических наук, профессора  А.И. Шемшуриной, школьного проекта «Школа-центр нравственно-этического воспитания».

 

1.Пояснительная записка

   Рабочая программа  составлена в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:  

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ.
  2. Приказ Минобр РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями, внесёнными приказами Министерства образования России от 9 марта 2004 года № 1312, от 20 августа 2008 г. № 241, от  30 августа 2010 г. № 889, от 3 июня 2011 г. № 1994, от 31 января 2012. № 69, от 1 февраля 2012 г. № 74
  3. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  5. Рекомендации МО РФ от 24.11.2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»
  6.   Внеурочная деятельность школьников. Методический конструк-

      тор / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. М.: Просвещение, 2010. 233 с.

  7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.:

             Просвещение, 2010.- 24с. 

   8.   ПрограммаА.И. Шемшуриной «Этическая грамматика.

  1. – 8 классы». – М.: ЭТВОС, 2010

 9.Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования / Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. №03-296. URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 26.07.2014).

 10.  Об организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях, реализующих ФГОС начального и основного общего образования / Письмо Министерства образования и науки Краснодарского края от 27.09.2012 г. № 47-14800/12-14.

 11.Устав основной образовательной программы МБОУ СОШ №5

 12.Положение  о  составлении рабочих программ внеурочной    

      деятельности  педагогами МБОУ СОШ № 5 г. Краснодара

         13. Учебный план МБОУ  СОШ №5  на 2015 - 2016 учебный год.

  Программа внеурочной деятельности «Этическая грамматика» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5-7 классов, воспитание личности подростков посредством межличностного общения. Содержание программы раскрывается в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Под коммуникативной компетентностью понимаем следующее – это умение

ставить и решать определенные типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации собеседника (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение

определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.).

В ходе выполнения программы используется вид внеурочной (внеучебной)

деятельности – проблемно-ценностное общение, которое формирует и развивает эмоциональный мир школьника, учит грамотному восприятию жизненных проблем, ценностей и смысла жизни.

Цель:

  • воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития

высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного

гражданина России; 

  • формирование у учащихся адекватного коммуникативного поведения.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 

              В области формирования личностной культуры:

•  формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм,  непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

•  укрепление   нравственности,   основанной   на   свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей  совести;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать   собственные   нравственные   обязательства,    осуществлять нравственный самоконтроль,  требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

•  формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

•  принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

•   формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;                                                                              

•  формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

•  формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении  результата;

•  осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

В области формирования социальной культуры:

•  формирование основ российской гражданской идентичности;

•  чувства личной ответственности за Отечество;

•  воспитание ценностного отношения к своему  языку и культуре;

•  формирование патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

•  укрепление доверия к другим людям;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

•  становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

•  формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

•  формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

•  формирование отношения к семье как основе российского общества;

• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям,  осознанного,  заботливого  отношения к старшим и младшим;

•  формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;

•  знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Особенности обучения по предмету

         Занятия курса «Этическая грамматика» построены в форме этического диалога.

Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.

Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения ребёнка со значимым другим. Содержанием диалогового педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.

Этический диалог - средство пробуждения в обучающихся стремления с нравственных позиций рассмотреть взаимозависимость окружающей жизни с собственной жизнедеятельностью, сферу человеческих взаимоотношений соотнести с опытом личных взаимоотношений с другими, область приложения индивидуальных возможностей и человеческих устремлений сопоставить с нравственными потребностями своего «Я».

Многоаспектный диалог должен быть:

—  равноправным взаимодействием учителя и детей по самым главным «вечным» вопросам человеческой жизни, в процессе которого вырабатывается индивидуальный взгляд и личностная позиция подростка на эти вопросы;

— общением, где ребенок — субъект мышления и деятельности, мнение и позиция которого важны для всех как голос в «диалоге голосов».

Сценарий этического диалога имеет следующие составляющие:

—   завязка, выявляющая проблему.

Такой завязкой может быть диагностирующая методика, проблемная ситуация, альтернативное суждение, нравственная коллизия.

—  процесс диалогического общения по выявленной проблеме, развертывающийся по логике развивающегося взаимодействия.

Здесь могут быть использованы индивидуальные и групповые обоснования альтернативных суждений, вычленение доказательств, формулирование определившихся позиций, выбор высказываний, афоризмов.

точка интеллектуального и эмоционального напряжения как кульминация сопряжения альтернативных позиций, суждений.

При этом суждение, которое объективно выводит на нерешенные «вечные» проблемы человеческого бытия, не заканчивается в данном диалоге. Оно оставляется для индивидуального размышления.

—  нравственный выбор как внутренний диалог подростка с собой, как самоопределение, самооценка.

—  «открытый» финал как возможность последующего индивидуального размышления над проблемой.

Такое построение этического диалога создает условия для углубленного взаимодействующего размышления подростков по затронутой проблеме и заинтересованной сопричастности каждого, что имеет своим следствием рост этического сознания.

Выбор методической канвы диалога зависит и от сложности этических проблем, которые должны соответствовать возрастным возможностям учащихся.

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися по следующим направлениям.

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

 Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

6. Воспитание  ценностного  отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Место учебного курсав Базисном учебном (образовательном) плане:

Программа «Этическая грамматика» рассчитана на обучающихся 5−7 классов по 1 часу в неделю, программа реализуется за 102 часа (34 часа год). Программа является составной частью общешкольной программы «Школа – центр нравственно-этического воспитания», является преемственной по отношению к занятиям «Этика» внеурочной деятельности в школе,  основана на технологии этического диалога  и реализуется в 5-х-7-х  классах  в рамках внеурочной деятельности.

Для достижения поставленных целей на уроках будут использоваться следующие методы и формы:

  • этический диалог;
  • фронтальная беседа;
  • дискуссии по нравственной тематике;
  • игровые виды деятельности;
  • чтение рассказов;
  • просмотр кинофильмов;
  • обсуждение картин;
  • конкурсы;
  • игры по этикету;
  • анализ и обыгрывания ситуаций;
  • групповая деятельность;
  • работа в парах;

Содержание программы 

5 класс

 Тема 1. Знакомство (2 ч.)

Что такое этикет. Знакомство. Этикетные выражения при знакомстве. Практическая часть

Коммуникативный тренинг «Я хочу общаться!»

 Тема 2. Правила общения в гостях (6 ч.)

Поведение за столом. У тебя в гостях друг. Поведение в гостях. Чем занять гостя. Прощание с гостем.

Практическая часть

Поведенческий тренинг «Я в гостях или я гость».

Сюжетно-ролевая игра в “гости”.

  Тема 3.Правила приветствия и прощания (2 ч.)

Утреннее приветствие. Прощание перед сном.

 Тема 4. О вежливости (4 ч.)

Об уступчивости. Вежливая просьба, вежливый отказ.

Практическая часть

Словесно-ролевая игра “Вежливая просьба, вежливый отказ”.

 Тема 5. Культура общения в общественных местах (5 ч.)

Поведение в общественном транспорте. Поведение в театре, кино, цирке, на концерте.

Поведение в поликлинике, парикмахерской. Поведение в детской библиотеке. Поведение

в магазине. Поведение в общественных местах.

  Тема 6. Этикет (5 ч.)

Этикет. Основные правила знакомства. Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми. Поведение за столом. Сервировка стола к чаю. Нормы поведения дома. Чем занять гостя. Игры и развлечения.

Практическая часть

Поведенческий тренинг «Поиграйка!»

Словесно-ролевая игра «Мои правила и порядки дома».

Сюжетно-ролевая игра в “гости” в день рождения и в праздник.

   Тема 7.Общение с прекрасным (2 ч.)

 Как слушать музыку. Красота – сестра добра и разума. (Живопись и поэзия).

  Тема 8. Правила общения в моей жизни (8 ч.)

Как писать письма, поздравления.

Искусство одеваться. Мода. Одежда в школе и дома. Поведение в общественном месте.

Выработка правил поведения. Культура общения с телом– гигиена. Поведение в лесу.

Общение с природой. Мое поведение. Итоговое занятие.

Практическая часть

Проблемно-ценностная дискуссия «Умение понимать другого».

Подвижные игры.

Коммуникативный тренинг «Культура общении в разных ситуациях».

Проблемно-ценностная дискуссия «Поведение человека и культура общения».

Содержание программы

6 класс

  Тема 1. Правила общения (4 ч.)

Этикет. Для чего быть вежливым. Визитная карточка. Правила речевого этикета при встрече, прощании, за столом, по телефону. Поведение за столом. Сервировка стола к обеду. Правила общения. Умение слушать. Умение вежливо отказать.

Практическая часть

Коммуникативный тренинг «Смыслы… я понимаю, что ты…».

  Тема 2. Искусство поздравления (3 ч.)

Комплименты. Искусство делать комплименты. Семейное торжество. Язык цветов. Как дарить и принимать подарки.

Практическая часть

Тренинг «Подари другу комплимент».

Сюжетно-ролевая игра подарок в день рождения и в праздник.

  Тема 3. Культура общения (11 ч.)

Неловкие ситуации. Черты характера. Внешний вид. Искусство одеваться. Мода. Гигиена одежды. Навещаем больного. Утешение, подбадривание. Как сформировать полезные привычки. Общение с природой. Экология природы и человека. Что такое дружба, товарищество. Правила хорошего тона, дурной тон.

Практическая часть

Коммуникативный тренинг «Эти неожиданные ситуации: как себя вести!?».

Диспут «О чем говорит твой портфель».

Словесно-ролевая игра «Какую выбрать одежду: модную или для здоровья?».

Проблемно-ценностная дискуссия «Поведение в общественных местах и на природе».

 Тема 4. Культура гостеприимства (7 ч.)

Для чего быть вежливым. Правила гостеприимства. Приемы. Поведение за столом Как провести праздник дома. Подарки. Сервировка стола к праздничному обеду. Порядок подачи блюд. Правила общения. Воспитанность. Красен человек статью. Этикетные

выражения поддержки, сочувствия, радости. Монолог. Диалог. Беседа. Диспут.

Практическая часть

Поведенческий тренинг «Проводим праздник дома».

Словесно-ролевая игра «Красота внешняя и внутренняя».

Сюжетно-ролевая игра «Почему ты нравишься окружающим или нет».

Тренинг «Выражения поддержки, сочувствия, радости».

  Тема 5. Мы такие разные (4 ч.)

Загляни в себя. О чем говорит внешний вид. Женственность девочек. Мужественность мальчиков.

Практическая часть

Проблемно-ценностная дискуссия «Кто я? Зачем я живу? Что я могу?».

Дискуссия «Мужественность и женственность».

  Тема 6. Общение в путешествии (5 ч.)

Умение вести себя в путешествии. Использование иностранных этикетных выражений в разговорной речи. Традиции разных народов. Деловой этикет. Итоговое занятие.

Практическая часть

Подвижные игры.

Проблемно-ценностная дискуссия «Традиции разных народов». Коммуникативный тренинг «Решение деловых ситуаций».

Проблемно-ценностная дискуссия

 «Личность как самоценность в процессе общения».

Содержание программы

7 класс

  Тема 1. Эмоциональная окраска общения (6 ч.)

Эмоциональность как свойство личности. Понятия «эмоция», «чувство», «эмоциональное состояние». Эмпатия. Гнев. Агрессия. Культура эмоций и чувств. Пути саморегуляции. Способы взаимодействия с отрицательными эмоциями. Эмоциональная культура личности.

Практическая часть

Тренинг «Психо-эмоциональная саморегуляция».

Тренинг «Я умею преобразовать негативную эмоцию».

Словесно-ролевая игра «Я чувствую, что ты…».

  Тема 2. Коммуникативная культура личности (10 ч.)

Общение и его функции. Культура общения. Виды общения. Стили общения. Нормы этикета. Конфликты: их причины и последствия. Средства и способы передачи информации в общении. Механизмы взаимопонимания. Осознание способов взаимодействия людей друг с другом. Группа и ее законы. Конфликты в группе и пути их преодоления.

Практическая часть

Коммуникативный тренинг «Я вам хочу сказать!».

Словесно-ролевая игра «Разыгрывание ситуации конфликта».

Диспут «Решаем конфликт».

Тема  3. Слушать и слышать (8 ч.)

Роль умения слушать в личностном общении. «Эффективные» слушатели. Умение слушать как метод восприятия информации. Факторы «слушания». Три уровня «слушания». Барьеры между говорящими и слушателями. Преодоление барьеров в общении. Совершенствование навыков «слушания».

Практическая часть

Проблемно-ценностная дискуссия «Слушаю и слышу».

Словесно-ролевая игра «Речь говорящего и понимание слушателя».

Сюжетно-ролевая игра «Язык «поддержки» и язык «подавления».

 Тема 4. Совершенствование навыков устной речи (10 ч.).

 Совершенствование навыков устной речи. Техника речи. Монолог.

Диалог Полилог. Дебаты. Дискуссия. Проблемно-ценностная дискуссия. Этика речевой коммуникации. Этика и речь. Формулы речевого этикета. Этика и виды речевой деятельности.

Практическая часть

Проблемно-ценностная дискуссия «Навыки устной речи: техника речи».

Дебаты «Культура общения показывает культуру личности».

Проблемно-ценностная дискуссия «Этика и речь».

Планируемые результаты образования

Личностные результаты:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

•  ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

•  опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

•  опыт социальной и межкультурной коммуникации;

• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

•  уважительное отношение к традиционным религиям;

• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

•  знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

         3.Воспитание   трудолюбия,   творческого   отношения   к учению, труду, жизни:

•  ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

•  ценностное и творческое отношение к учебному труду;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

•  первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

4. Формирование ценностного  отношения  к здоровью  и здоровому образу жизни:

•  ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

•элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, и психического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

•  первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

•  ценностное отношение к природе;

•  первоначальный  опыт  эстетического,   эмоционально-нравственного отношения к природе;

•  элементарные знания о нормах экологической этики;

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

•  первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;

• первоначальный опыт эстетических переживаний,  наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; 

 Метапредметные результаты:

 Регулятивные действия  обеспечивают учащимся организацию их  внеурочной деятельности  деятельности.

К ним относятся:

 -целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

-планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

 -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

 -коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

 -оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

-саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. 

Познавательные действия

-система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации

Коммуникативные действия 

-обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Материально техническое обеспечение:

Портативный компьютер учителя

Интерактивная доска

Мультимедийный проектор

 Список рекомендуемой учебно-методической  литературы

  1. Шемшурина А.И. Основы этической культуры: Книга для учителя:Учеб.-метод. Пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  2. Шемшурина А.И.Этическая грамматика. Этические диалоги с детьми. М.:Лика,  2006.
  3. А.И. Шемшуриной «Нравственно-этическое  воспитание. Технология этического диалога»
  4. Шемшурина А.И., Клепиков В.Н. Хрестоматия по этике (5-6 классы) – М.: Школа – Пресс, 2004г.
  5. Шемшурина А.И., Шемшурин А.А., Величко О.Ю. Диагностика нравственно-этической воспитанности детей и подростков в системе непрерывного этического воспитания; – М.: Школа – Пресс, 2004г.
  6. Шемшурина А.И., Клепиков В.Н., Шемшурин А.А.Субъектный подход к ребёнку в нравственно-этическом воспитании школьников; – М.: Школа – Пресс, 2004г.
  7. Шемшурина А.И. Нравственное воспитание старшеклассников на уроке этики; – М.: Школа – Пресс, 2004г.
  8. Журналы: «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Коррекционная педагогика»
  9. Кряжева Н.Л. развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2003 г.
  10. Оганесян С.С.Культура речевого общения // Русский язык в школе. № 5 – 2005г.

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

протокол заседания методического

зам. директора по УМР

объединения учителей

_____/ Бондарева И.В./

естественнонаучного цикла

«_31__» ___августа 2015г.

от «_31_ » __августа_  2015 г. № 1_

_________________ /М.В.Луценко/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Английский язык и традиции. Театр на английском языке".

Данная программа может быть использована учителями английского языка, ведущими внеурочную деятельность по предмету. Срок реализации программы 3 года. Возраст детей 5 - 7 классы. Программа рассчитана н...

Авторская программа студии внеурочной деятельности "В мире слова, в мире книг"

Материал содержит пояснительную записку, тематический план, методическое обеспечение. Программа разработана для 4 класса....

Авторская программа кружка внеурочной деятельности "Умелые ручки" для 5-8 классов

Основная цель занятий кружка «Умелые ручки» - формирование знаний и умений, навыков в области вязания крючком, воспитание уважения к личности, заботы в первую очередь о родных и близки...

Авторская программа для внеурочной деятельности, разработанная для военно-патриотического воспитания.

Программа разработанна для внеурочной деятельности, и кружковой работы, военно-патриотических объединений и клубов.                         ...

Авторская программа по внеурочной деятельности «Детский театр на английском языке».

Необходимость создания данной программы была вызвана тем фактом,что не все дети коммуникабельны от природы и поэтому не всем удаётся достичь желаемого уровня владения устной речью на уроке иностранног...