Физика 7 - 9 в системе опорных сигналов. Учебное пособие для учителей и учащихся
методическая разработка по естествознанию (7 класс) на тему

       Автор, развивая идеи Шаталова В. Ф.,  долгие годы разрабатывал систему опорных сигналов, пытаясь связать в единое целое школьный курс физики с 7  по 9 класс. 

                   Преимущества использования данного метода вижу в следующем:

                   1. По каждой теме осуществляется четкий контроль знаний для каждого ученика в течение всего учебного года, отрицательная оценка допускается только в исключительных случаях.

         2. Конспект позволяет сосредоточить внимание ученика только на самом главном в этой теме, без чего не обойтись при дальнейшем изучении, что несколько сокращает время на изложение теоретического материала и увеличивает число часов на решение задач и отработку практических навыков.

          3. Время, увеличенное для решения задач, позволяет не только более качественно отработать практические навыки учащихся, но и именно здесь организовать индивидуальную работу, особенно с более талантливыми учениками.

            4. Длительная, более чем двадцатилетняя работа над совершенствованием конспектов, позволила  создать интересные логические цепочки, что способствует увеличению интереса к предмету, лучшего понимания единства физических процессов  в природе, их внутреннюю логику. 

           5. Данный метод не мешает совершенствовать  урок, использовать различные формы проведения занятий, вводить современные инновационные приёмы и способы обучения,     применять     технологии     с использованием компьютера, очень хорошо сочетается с возможностями применения интерактивной доски  и т. д.

            6.   Применение системы опорных сигналов, по мнению автора, будет просто необходимым при введении ФГОС второго поколения и переходе от классно - урочной системы преподавания к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной  исследовательской.

 

              Организационно уроки проходят традиционным способом, но в ходе изучения нового материала, постановки эксперимента, разбора вопросов, закрепления изученного,  учитель на доске, поэтапно, записывает краткий конспект - основное содержание изучаемой темы.  В подготовленных классах это можно делать с помощью  учеников.     В  конце урока каждый ученик 7 – 9 класса получает заранее отпечатанный текст на стандартном листе с дополнительными пояснениями. В данном учебнике такой конспект предлагается вначале каждой темы.      Следующий урок начинается с написания этого конспекта по памяти на отдельном листке (5 – 10 мин. урока).  Оценки  «4» и  «5» выставляются в журнал. Оценка  «3» -  по желанию ученика, а «2»  в обязательном порядке должны быть доработаны и пересданы на последующих уроках или дополнительном занятии.        После нескольких уроков учащиеся успешно адаптируются к данной системе преподавания, особенно когда уловят внутреннюю логику конспектов.

               Настоящая книга задумывалась  как пособие по курсу физики основного общего образования с применением системы опорных сигналов, опираясь на учебники Перышкина А.В. (7 – 9 класс), учитывая Федеральные Государственные образовательные Стандарты нового поколения - базовый уровень. Система опорных сигналов может быть с успехом применена и в специализированных физико-математических классах, так как  может быть доработана под индивидуальные особенности   преподавателя,  класса и отдельного ученика.

             Автор широко использует материал из учебных пособий для средней школы многих авторов, заботясь не столько об оригинальности, сколько об особенностях его методического изложения в свете поставленной задачи. После каждой темы даны ссылки в виде домашнего задания по учебникам:

1.     Перышкин А.В. 7 класс.   Дрофа 2001г  

2.     Перышкин А.В. 8 класс.   Дрофа 2002г  

3.     Перышкин А.В.  Гутник  Е. М.  9 класс.   Дрофа 2003г  

          Данное пособие будет полезно  учителям и учащимся средней школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnik_7_-_9_f4_pechat.docx2.11 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное пособие по информатике для учащихся 3-7 классов

В данном пособии собран теоретический и практический материал для учащихся 3-7 классов....

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...

«Математическая мозаика» Учебно – методическое пособие для учителей и учащихся. Составитель: Чернова Е.М., учитель математики МКОУ КГ №1

Курс  алгебры и геометрии 7 класса – важное звено математического образования и развития школьников. На этом этапе формируется понятие переменной, совершенствуются и обогащаются умения геом...

Пособие для учителей и учащихся 10-11 классов для подготовки к сочинению (задание 27 ЕГЭ по русскому языку)

Данное пособие поможет учащимся подготовиться к написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку. В нём содержится несколько разделов: критерии написания, план, клише, возможные варианты вступления и закл...

«Основы трудоустройства, антикоррупционное воспитание» Учебное пособие для преподавателей и учащихся профессиональных образовательных учреждений

Учебное пособие посвящено вопросам контроля качества учебного процесса. В нем представлены практические задания на основе теоретических тем Рабочей программы вариативной дисциплины ОП. 15 «Основ...

Система опорных сигналов

Методическая разработка системы опорных сигналов,которые систематизирован по типам и видам. Может быть использована при составлении опорных схем и кнспеков на уроках истории...

Учебное пособие по биологии для учащихся 10-11 классов (студентов 1 курса) ТЕОРИЯ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ+ ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Пособие предназначено в основном для студентов, длительное время отсутствующих на уроках из-за сборов, соревнований или  по болезни для самостоятельной подготовки и допуска экзаменационной сессии...