проект «Николай II – последний император России»
проект по естествознанию (8 класс) на тему

Хуснуллин Рамиль Гамирович

Изучив  литературу  о  жизни  и  правлении Николая  II, я  решила  выяснить  причины,   которые  привели  к  отречению  Николая II  от  престола,  к  изменению  судьбы  нашего  государства.  Считаю  тему исследования  актуальной.  Дом  Романовых  царствовал  в  России  300  лет.  Были  в  их  царствовании  и  темные  и  прогрессивные  страницы.  История  движется  вперед,  с  этим  движением  изменяется  взгляд  на  прошлое,  но  каждый  видит  в  свидетельствах  истории  то,  что  может.  Только  сопоставляя,  сравнивая  различные  документы  истории,  появляется  возможность  составить  свое мнение, выработать  свой  взгляд  на  прошлое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikolay_ii-_posledniy_imperator_rossii.docx48.99 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканская научно-практическая конференция исследовательских,

проектных и творческих работ имени  К. А. Валиева

Направление: история и краеведение

Название работы

«Николай II – последний император России»

Выполнила                

Алсу Сунгатуллина

ученик 8 класса

МБОУ «Верхнесунькая  ООШ»

Мамадышского  района РТ

Руководитель

Р. Г. Хуснуллин  

учитель истории

-2016-

                                                Содержание

  1. Введение

  1. Становление характера Николая II:

       а) Образование

 б) Военный опыт

  1. Восхождение на престол и начало правления

  1. Семья Николая II

  1. Крах правления

  1. Расстрел

  1. Заключение

  1. Список литературы

Введение

Тема моей исследовательской работы: «Николай II – последний император России».

98 лет отделяет нас от трагического события, произошедшего летом 1918 года, а именно расстрела императора Николая II и его семьи. Как могло произойти такое злодейство без всякого суда, без определения вины? Почему вся царская семья оказалась под арестом?

Император в России конца XIX нач. XX века имел огромную власть, почему же Николай II выпустил эту власть из своих рук?

Много вопросов возникает  об императоре Николая II. Чтобы ответить на них мало знать только содержание учебников истории, нужно углубиться в воспоминания современников, близко знавших Николая II. Так, например, в высказывании историков А. Левандовский  писал: «Николай II пытался следовать реакционному курсу своего отца. Однако он не унаследовал  от Александра III сильной воли и твёрдого характера.» Иную характеристику императору даёт близко знавший его министр внутренних дел С.Ю.Витте: «Император Николай II  обладает особым даром очарования. Я не знаю таких людей, которые представлены Государю, не были бы им очарованы; он очаровывает как своею сердечною манерою, обхождением, так и в особенности и своей удивительной воспитанностью, ибо мне в жизни не приходилось встречать по манере  человека более воспитанного, нежели ныне царствующий Император Николай II  Многие пишут, что в семье он был совсем другим…Мне хочется разобраться самой в этом непростом вопросе.

 Цель работы: исследование основных моментов жизни последнего российского императора Николая II

Задачи:

                  1. Проследить становление характера императора Николая II

                  2. Проанализировать итоги царствования.

                  3. Дать оценку личности Николая II

2. Становление характера Николая II.

«Царь Николай Второй, — отмечал историк Ольденбург да и многие другие историки и государственные деятели России, — обладал совершенно исключительным личным обаянием. Он не любил торжеств, громких речей, этикет Ему был в тягость. Ему было не по душе все показное, искусственное, всякая широковещательная реклама. Зато он умел обворожить своих собеседников тесном кругу, в разговоре с глазу на глаз, будь то высшие сановники или рабочие посещаемой им мастерской. Его большие серые лучистые глаза дополняли речь, глядели прямо в душу. Эти природные данные еще более подчеркивались тщательным воспитанием».

                                                                                                      С.Ю. Витте

Николай II родился 6 мая 1868г., на День святого Иона Многострадального, и потому   уже с раннего детства считал себя обреченным на различные неудачи и несчастья. Вместе со своими братьями и сестрами он воспитывался в суровой спартанской обстановке семьи Александра III Царские дети спали на простых солдатских койках с жесткими матрасами и подушками. По утрам принимали холодные ванны и завтракали овсяной кашей. Обед, конечно был более обилен, но так как они садились за стол в числе последних, а Александр III имел обыкновение довольно быстро завершать свой обед, то дети часто вставали из-за стола голодными.

      Однако спартанская обстановка в семье Александра III вовсе не закалила характер будущего российского императора. Он рос робким и мнительным мальчиком. Такое довольно часто встречается в семьях с волевыми сильными отцами. Трагизм усугублялся тем, что цесаревич Николай сам осознавал, что у него нет требуемых для российского императора качеств.

Самым большим недостатком в воспитании юного наследника престола было то,  что он был практически изолирован от своих сверстников. Это не дало молодому царю возможности  утвердиться в кругу равных,  предаваться юношеским играм и таким образом освободиться от влияния могущественного родителя дома.  Юный царевич был  так же лишен возможности сформировать свои собственные независимые суждения и совершить свои собственные ошибки, которые он потом мог бы исправить без вмешательства гувернеров или родителей. Контакт с внешним миром для Николая ограничивался почти исключительно прислугой и охраной царской семьи, простыми крестьянами и солдатами. Николай искренне любил этих людей и, возможно, благодаря им и пришел к тому мнению, что простые люди России - это нечто вроде истинно сердцевины. Это наверно и привело к тому, что он - как, пожалуй, ни один из предшественников - усвоил широко распространенную веру в доброту и верность царю простых русских людей, особенно крестьян.  Эта вера усиливалась религиозностью Николая,  который считал, что через обряды православной церкви самым тесным и мистическим образом связан  с простым народом. В последующие годы Николай неоднократно пытался использовать в политических целях это мнимое мистическое единство царя и народа.

Образование и учителя.

Учебные занятия наследника престола начались в 1877г., под руководством генерал-адъютанта Г.Г. Даниловича. Для начальною обучения он составил расписание, рассчитанное на 24 урока в неделю: по 4 урока на русский язык, арифметику и чистописание, по 3 урока на английский, французский языки и по 2 урока на закон Божий, историю и рисование. Шесть дней и неделю с 9 часов утра до 5 часов вечера наследник престола должен был заниматься полные 4 часа с перерывами на завтрак,  для прогулки на воздухе, гимнастическими упражнениями.  Проводились также занятия по вольтижировке. Это расписание, похоже, оказало влияние и на деловой распорядок дня императора Николай II.  Общий план занятий был рассчитан на 12 лет. Первые восемь отводились курсу гимназии с заменой древних языков основами минералогии, ботаники, зоологии, анатомии, физиологии  и расширением изучения политической истории, русской литературы, французского и немецкого языков.

 Последние 4 года, к которым пришлось добавить еще один, были посвящены курсу «высших наук» - военных, юридических и экономических. Религиозное образование давал цесаревичу протоиерей И. Л. Янышев, духовник царской семьи. 'Экономические науки преподавал профессор Н .X.. Бунге,  министр финансов, мыслитель либерально- реформаторского направления, юридические - К.П. Победоносцев,  ведущий идеолог консерватизма,  который обучал праву нескольких великих царей и среди них - будущего Александра III. Международное право вел М.Н. Капустин. Политическую истории преподавал Е.Е. Замысловский,  читавший курс русской истории в Петербургском университете и историко-филологическом институте, автор ряда следований об иностранных известиях о Московской Руси, большой знаток источников Н.Н.  Бекетов читал химию.

Особенно насыщен был военный цикл, предметы которого вели наиболее выдающиеся представители различных  отраслей  военной науки – Н.Н.  Обручев (военная  статистика, или военная география, дававшая всестороннее географическое, этнографическое  военно-экономическое и политическое знание возможных театровоенных действий).  М. И. Драгомиров (боевая подготовка войск), Г.Л. Леер (стратегия и военная история). Н.А. Демьяненко (артиллерия), П.Л. Лобко (военная администрация), О. Э. Штубендорф (геодезия и топография). П.К.  Гудима-Левкович (тактика). Ц А  Кюи (фортификация), Л. К. Пузыревский )история военного искусства).  «Вера в бога и в свой долг Царского служения. - пишет историк С. С. Ольденбург. - были основой всех взглядов императора Николая II . Он считал, что ответственность за судьбы России лежит на нем, что он отвечает за них перед престолом всевышнего. Другие могут советовать, другие могут Ему мешать, но ответ за Россию перед Богом лежит на нем. Из этого  вытекало и отношение к ограничению власти - многое он считал переложением  ответственности на других, не призванных, и к отдельным министрам, претендовавших, по егo мнению, на слишком большое влияние в государстве. "Они напортят - а отвечать мне". Воспитатель наследника престола Жильяр отмечал сдержанность и самообладание Николая Александровича, его умение управлять своими чувствами. Даже по отношению к неприятным для него людям император старался держать себя как можно корректней. Однажды министр иностранных дел С. Д. Сазонов высказал свое удивление по поводу спокойной реакции императора в отношении малопривлекательного в нравственном отношении человека, отсутствия всякого личного раздражения к нему. И вот что сказал ему император: «Эту струну личного раздражения мне удалось уже давно заставить в себе  совершенно замолкнуть. Раздражительностью ничему не поможешь, да к тому же от меня резкое слово звучало бы обиднее,  чем от кого-нибудь другого». «Что бы ни происходило в душе Государя, - вспоминает С.Д. Сазонов, - он никогда не менялся в своих отношениях к окружающим его лицам. Мне пришлось видеть его близко в минуту страшной тревоги за жизнь единственного сына, на котором сосредоточивалась вся его нежность, и кроме некоторой молчаливости и еще большей сдержанности, в нем ничем не сказывались пережитые им страдания».

 Военный опыт

Все Романовы по мужской линии любили армию и знали все тонкости военной службы. Разводы, парады, смотры; наблюдать за ними доставляло государю истинное удовольствие.  В 1884 г. когда Николаю Александровичу исполнилось 16 лет,  он был произведен в поручики и стал почетным членом Русского Археологического общества Петербуржского и Московского университетов.

 Для прохождения строевой службы  и ознакомления с военным бытом он дважды проходил лагерные сборы  в Преображенском полку, исполняя обязанности сначала субалтерн-офицера («полуторного», то есть младшего офицера в роте), а затем ротного командира. Два летних сезона он нес военную службу в качестве взводного офицера и эскадронного командира в гусарском полку, один лагерный  сбор служил в артиллерии и до занятия престола командовал первым батальоном Преображенского полка в чине полковника. Стоящим в этом чине Николай  II считал себя и находясь на троне. В  полковники он был возведен в 1892 году.

 «Государь не строил никаких иллюзии, писал историк Керсновский. Он отдавал себе отчет в своей неподготовленности военной и ближайшим своим сотрудником и фактическим главнокомандующим пригласил наиболее выдающегося деятеля этой войны генерала Алексеева, только что благополучно выведшего восемь армий из угрожавшего им окружения».        

 «Государь обожал армию и флот, - пишет фрейлина императрицы Вырубова, - Государь говорил, что  солдат- это лучший сын России».

        

3. Восхождение на престол и начало правления.

В 1889г. для ознакомления с управлением государством цесаревич стал участвовать в работе Государственного совета и Комитета министров.  В  этих же целях он участвовал в поездках по стране, а с октября 1890 до августа 1891г. совершил путешествие на Дальний Восток - туда морем, а обратно сухим путем, через Сибирь, приняв участие во Владивостоке в открытии работ по сооружению Транссибирской железной дороги. В связи с этой поездкой наследника престола царским приказом была объявлена частичная амнистия отбывавшим наказание  в Сибири.  В конце  1891г.

Николай Александрович был назначен председателем Особого комитета для помощи нуждающимся в неурожайных местах, а в 1892г. возглавил комитет Сибирской железной дороги.

Когда Александр III неожиданно умер в возрасте 49 лет, наследник престола был плохо подготовлен к выполнению своих будущих задач. Его совсем недавно начали привлекать к государственной и законодательной работе. У него было мало опыта  в большой политике и прежде всего, он мало знал людей, среди которых должен был искать себе сотрудников. Кроме того, очень быстро выяснилось, что царь не обладает силой воли и решительностью своего отца. За некоторым исключением  Николай оказался не способен аргументировано доказать что-либо своим министрам и обсуждать выбранный политический курс. Николай не любил, а часто и не отваживался возражать министрам.

Он избегал всего неприятного и чаще всею старался не дать понять своим министрам, если наменивался снять их с поста. Поэтому его несправедливо обвиняли в лицемерии и двурушничестве.

20 октября 1894 г. Николай II вступил на российский престол. Когда Николай II пришел к власти, он не имел никакой программы, кроме твердого намерения не уступать ни на йоту своего самодержавного могущества, которое он считал   заветом   своего  отца.   Николай II  принимал   решения   или  отказывался от   предложенных ему политических вариантов, опираясь на то, что позволяла ему совесть.

"Когда император Николай II вступил на престол, - вспоминал С.Ю.Витте, - то он него светлыми лучами исходил, если можно так выразиться, дух благожелательности; он сердечно и искренне желал России в ее целом - всем  национальностям, составляющим Россию, всем её подданным - счастья и мирного жития, ибо у императора, несомненно, сердце весьма хорошее, доброе...

4. Семья Николая II

Император много времени уделял семье, о чем свидетельствуют записи в дневниках и ею переписка с императрицей Александрой Федоровной. В семье было пятеро детей четыре дочери (Ольга,  Татьяна, Мария и Анастасия) и один сын — наследник-цесаревич Алексей. Дети,  по  свидетельству современников, получили очень и разностороннее образование.

  Николай II женился по любви, после заключения брака оба оставались верны друг другу и сохранили искреннюю любовь к друг другу. Трагизм  этих отношений состоял в  том, что Алиса Гессен-Дармштадская (гессенская принцесса, воспитанная в Англии,  в России после перехода в православную веру - Александра Федоровна) передала своемv сыну Алексею, младшему ребенку в семье от своей бабки, королевы  Виктории Английской,  наследственную  болезнь крови  - гемофилию.  Огромное влияние на императрицу, а через нее и на императора имел Г. К. Распутин, так как имел  благотворное воздействие на больного наследника, облегчая  его страдания во время приступов болезни.

Императрица Александра Федоровна

Родилась в городе Дармштадте, Германия, в 1872 году. Четвёртая дочь великого герцога Гессенского и Рейнского Людвига IV и герцогини Алисы, внучка английской королевы Виктории.

По характеру, да и по внешнему виду Александра была высокая, стройная, с царственной осанкой и большими грустными глазами - она выглядела настоящей царицей, казалась олицетворением властности и величественности. Осознания своего высокого положения она никогда не теряла, разве только в детской.

Александра Фёдоровна играла на фортепиано, была шефом полков: лейб-гвардии Уланского Имени Её Величества, 5-го гусарского Александрийского, 21-го Восточносибирского стрелкового и Крымского конного, а из числа иностранных - Прусского 2-го гвардейского драгунского полка.

Занималась благотворительной деятельностью. К 1 января 1909 года под её покровительством состояло 33 благотворительных общества, общин сестер милосердия, убежищ, приютов и тому подобных учреждений, среди них: Комитет по приисканию мест воинским чинам, пострадавшим на войне с Японией, Дом призрения для увечных воинов, Императорское женское патриотическое общество, Попечительство о трудовой помощи, школа нянь Её Величества в Царском Селе, Петергофское общество вспомоществования бедным, Общество помощи одеждой бедным Санкт-Петербурга, Братство во имя Царицы Небесной для призрения детей-идиотов и эпилептиков, Александрийский приют для женщин и другие.

Великая княжна Ольга Николаевна

Старшая дочь императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны. Родилась 3 ноября 1895году.

Унаследовала добрые глаза отца, стройную фигуру и светлые волосы матери. Душой же она была ближе к отцу: любила уединиться с хорошей книгой, была непрактичной и далекой от реальной жизни. Она имела великолепный музыкальный слух, играла на рояле, пела. От матери девушка переняла твердость характера. Когда должен был решиться вопрос о ее браке с румынским принцем, для чего даже была предпринята поездка семьи в Румынию, Ольга сумела отстоять свое право на свободный выбор супруга, осуществить который ей так и не удалось.

Великая княжна Татьяна Николаевна

Вторая дочь Императора Николая II и Императрицы Александры Фёдоровны. Родилась 29 мая 1897 году под Петербургом.

Высокая, стройная, русая блондинка, она была замкнута и сдержанна, очень дружна с матерью, ставшей ее советчиком во всем. Была исключительно организованной, энергичной и целеустремленной, имела собственные суждения. Больше всего любила порядок, помогала матери хозяйничать, вышивала, гладила белье, чувство долга в ней было очень развито.

Софья Яковлевна Офросимова, фрейлина императрицы писала о Татьяне следующее: «Направо от меня сидит Великая Княжна Татьяна Николаевна. Она Великая Княжна с головы до ног, так Она аристократична и царственна. Лицо Её матово-бледное, только чуть-чуть розовеют щёки, точно из-под Её тонкой кожи пробивается розовый атлас. Профиль Её безупречно красив, он словно выточен из мрамора резцом большого художника. Своеобразность и оригинальность придают Её лицу далеко расставленные друг от друга глаза. Ей больше, чем сёстрам, идут косынка сестры милосердия и красный крест на груди. Она реже смеётся, чем сёстры. Лицо Её иногда имеет сосредоточенное и строгое выражение. В эти минуты Она похожа на Мать. На бледных чертах Её лица - следы напряжённой мысли и подчас даже грусти. Я без слов чувствую, что Она какая-то особенная, иная, чем сёстры, несмотря на общую с ними доброту и приветливость. Я чувствую, что в ней - Свой целый замкнутый и своеобразный мир».

Во время Первой Мировой Войны (1914-1918) вела активную общественную деятельность, являлась почётной председательницей «Татьянинского комитета» - организации, занимавшейся оказанием помощи беженцам и другим людям, пострадавшим в результате военных действий. Вместе с матерью-императрицей и старшей сестрой Ольгой регулярно работала в госпиталях и лазаретах. Занималась сбором пожертвований на оказание помощи раненым и пострадавшим.

Великая княжна Мария Николаевна

Третья дочь императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны. Родилась 14 июня 1899 году.

Мария - истинная внучка Александра III , своего деда. Она обладала большой физической силой, была очень проста в обращении, ласкова и приветлива. Мария любила рисовать, но была несколько ленивой, чтобы заняться чем-либо серьезно. Легко устанавливала контакт с простыми людьми, умела поговорить с солдатами, расспросить их про семью и домашнюю жизнь, любила маленьких детей. У нее были очень красивые серо-синие глаза, а вот стройностью фигуры она не могла похвастаться.

Софья Яковлевна Офросимова, фрейлина императрицы писала о ней с восторгом: «Её смело можно назвать русской красавицей. Высокая, полная, с соболиными бровями, с ярким румянцем на открытом русском лице, она особенно мила русскому сердцу. Смотришь на неё и невольно представляешь её одетой в русский боярский сарафан; вокруг её рук чудятся белоснежные кисейные рукава, на высоко вздымающейся груди - самоцветные камни, а над высоким белым челом - кокошник с самокатным жемчугом. Её глаза освещают всё лицо особенным, лучистым блеском; они… по временам кажутся чёрными, длинные ресницы бросают тень на яркий румянец её нежных щёк. Она весела и жива, но ещё не проснулась для жизни; в ней, верно, таятся необъятные силы настоящей русской женщины».

Великая княжна Анастасия Николаевна

Четвёртая дочь императора Николая II и Александры Фёдоровны.

Родилась 5 июня 1901году.

Анастасия была маленького роста и настолько полной, что стыдилась своей комплекции. За живость и остроумие девочку часто называли шалуньей. Прекрасный слух и способность к языкам помогли ей приобрести превосходное произношение. Она умела рассмешить людей, сама оставаясь при этом серьезной. Последнее стало ее даром. Среди сестер Анастасия выделялась какой-то особой аристократичностью.

Великий Князь Алексей Николаевич

Пятый ребёнок и единственный сын Николая II и Александры Фёдоровны. Родился 30 июля 1904 году.

Алексей был первым наследником мужского пола с конца XVII века, родившимся от царствующего отца. Цесаревич был крещен в присутствии многих членов большой романовской семьи. Даже прадед ребенка, датский король Христиан IX , которому тогда уже было восемьдесят семь лет, прибыл в Петербург, чтобы присутствовать при крещении.

Однако десять недель спустя радость сменилась отчаянием. Выяснилось, что младенец унаследовал ужасную болезнь - гемофилию, которой страдали многие в семье царицы Александры. Женщины обычно не подвержены этому заболеванию, но являются переносчиком болезни - она может передаваться от матери к сыну. От гемофилии, то есть кровоточивости, происходящей из-за плохой свертываемости крови, умер брат государыни, Фридрих, а также ее дядя, герцог Леопольд, сын королевы Виктории. Этой же болезнью страдали с детства племянники русской царицы. Носителем же болезни, как полагают, стала «бабушка» большинства королевских дворов, королева Виктория, правившая Англией шестьдесят четыре года. В России эта болезнь до сих пор была неизвестна.

Вся жизнь маленького наследника, красивого, ласкового ребенка со светлыми вьющимися волосами и ясными голубыми глазами была сплошным страданием. Но вдвойне страдали родители, и особенно царица Александра, сознававшая, что она является невольной виновницей болезни сына. Мальчик был очень подвижен и резв. Однако малейший ничтожный ушиб, незначительная травма могли убить его. Медицина здесь оказалась бессильна, лекарство против этой страшной болезни не было.

Из тех, кто не принадлежал к царской семье, свидетелем проявления страшной болезни наследника был Пьер Жильяр, приехавший в Россию из Швейцарии молодым человеком двадцати пяти лет. Он был приглашен учить царских дочерей французскому языку, когда мальчику было всего лишь два года. Каждый день в течение шести лет он приходил во дворец, чтобы давать уроки. Маленького Алексея он видел лишь иногда на руках матери, о его болезни ничего не знал. Познакомился он с братом своих учениц, когда тому уже было восемь лет - по просьбе императрицы стал заниматься с ним французским языком. У мальчика был отличный слух, и язык он воспринимал с легкостью. В отличие от сестер, которые играли на фортепьяно, Алексей предпочитал балалайку и научился хорошо играть на этом истинно русском инструменте. Сын царя был жизнерадостным ребенком, любил наблюдать за природой, ухаживать за животными. Дрессированные звери заменяли ему общество мальчиков его возраста - товарищей по играм. Из-за гемофилии императрица не разрешала сыну играть со своими сверстниками, поэтому ребенок больше общался со взрослыми - Жильяром да с матросом Деревенько, приставленным к нему для наблюдения за каждым его шагом, ведь несчастье могло случиться из-за любой неосторожности. Врачей и приближенных к мальчику просили не разглашать факт ужасной болезни. Состояние здоровья наследника престола хранилось в строжайшей тайне. Нельзя же было допустить, чтобы русский народ узнал, что их будущий царь фактически инвалид.

5. Крах правления

 

  Неудачи правления Николая II заключались в том, что он стал прибегать к помощи армии и полиции. Причинами, как таковыми, являлись также поражения в русско-японской войне, нерешённый аграрный и рабочий вопросы и самое простое нежелание царя идти на уступки народу, то есть на реформы.

Своё решение об отречении Николай II прежде всего ставил в зависимость от позиции генералитета, то есть армии. Наиболее влиятельные военные подталкивали царя к отречению. Под давлением со всех сторон Николай II принял решение отречься от престола.

В книге «Дни» В. Шульгин так передавал слова Николая II: «Голос его звучал спокойно, просто и точно.

- Я принял решение отречься от престола... До трёх часов сегодняшнего дня я думал, что могу отречься в пользу сына Алексея... Но к этому времени я переменил решение в пользу брата Михаила... Надеюсь, вы поймёте чувства отца... Последнюю фразу он сказал тише...».

Николай передал депутатам манифест об отречении, отпечатанный на пишущей машинке. На документе стояла дата и время: «2 марта, 15 часов 5 минут».

 6. Расстрел

   После отречения с 9 марта по 14 августа 1917 года Николай с семьей находился под арестом в Александровском дворце Царского Села. Специальной комиссией Временного правительства изучались материалы для возможного предания суду Николая II и императрицы Александры Федоровны по обвинению в государственной измене. Не найдя свидетельств и документов, явно обличавших их в этом, Временное правительство склонялось к их высылке за границу (в Великобританию).

В августе 1917 года арестованных перевезли в Тобольск, а в апреле 1918 года Президиум ВЦИК принял решение о переводе Романовых в Москву для суда над ними. За суд над бывшим царем высказывался Владимир Ленин, главным обвинителем Николая II предполагалось сделать Льва Троцкого. Однако появились сведения о существовании "белогвардейских заговоров" для похищения царя, концентрации для этой цели в Тюмени и Тобольске "офицеров-заговорщиков", и 6 апреля 1918 года Президиум ВЦИК принял решение о переводе царской семьи на Урал. Царская семья была перевезена в Екатеринбург и размещена в доме Ипатьева. В июле 1918 года в связи с наступлением белых войск на Екатеринбург исполкомом Уралсовета по согласованию с Москвой было принято решение об уничтожении всей семьи Романовых.

  После того, как решение было принято, организовать расстрел всех членов царской семьи, доктора Боткина и слуг, находившихся в доме, было поручено коменданту Дома особого назначения Якову Юровскому.

Сцена казни известна из следственных протоколов, со слов участников и очевидцев и рассказов непосредственных исполнителей. Юровский рассказал о расстреле царской семьи в трех документах: "Записка" (1920); "Воспоминания" (1922) и "Выступление на совещании старых большевиков в Екатеринбурге" (1934). Все детали этого злодеяния, переданные главным участником в разное время и при совершенно отличных обстоятельствах, сходятся в том, как была расстреляна царская семья и ее слуги.

По документальным источникам возможно точно установить время начала убийства Николая II, членов его семьи и их слуг. Автомобиль, доставивший последний приказ об убийстве, прибыл в половине второго ночи с 16 на 17 июля 1918 года. После чего комендант приказал лейб-медику Боткину разбудить царскую семью. На сборы у семьи ушло примерно 40 минут, после чего царскую семью и слуг перевели в полуподвальное помещение этого дома, окном выходящее на Вознесенский переулок. Царевича Алексея Николай II нес на руках, поскольку тот не мог идти из-за болезни. По просьбе Александры Федоровны в комнату внесли два стула. На один села она, на другой царевич Алексей. Остальные расположились вдоль стены. Юровский ввел в комнату расстрельную команду и прочитал приговор.

Вот как описывает сам Юровский сцену казни: "Я предложил всем встать. Все встали, заняв всю стену и одну из боковых стен. Комната была очень маленькая. Николай стоял спиной ко мне. Я объявил, что Исполнительный Комитет Советов Рабочих, Крестьянских и Солдатских Депутатов Урала постановил их расстрелять. Николай повернулся и спросил. Я повторил приказ и скомандовал: "Стрелять". Первый выстрелил я и наповал убил Николая. Пальба длилась очень долго и, несмотря на мои надежды, что деревянная стена не даст рикошета, пули от нее отскакивали. Мне долго не удавалось остановить эту стрельбу, принявшую безалаберный характер. Но когда, наконец, мне удалось остановить, я увидел, что многие еще живы. Например, доктор Боткин лежал, опершись локтем правой руки, как бы в позе отдыхающего, револьверным выстрелом с ним я покончил. Алексей, Татьяна, Анастасия и Ольга тоже были живы. Жива была еще и Демидова. Тов. Ермаков хотел закончить дело штыком. Но, однако, это не удавалось. Причина выяснилась позднее (на дочерях были бриллиантовые панцири вроде лифчиков). Я вынужден был по очереди расстреливать каждого".

После констатации смерти все трупы начали переносить в грузовик. В начале четвертого часа, с рассветом, трупы убитых были вывезены из дома Ипатьева.

Останки Николая II, Александры Федоровны, Ольги, Татьяны и Анастасии Романовых, а также лиц из их окружения, расстрелянных в Доме особого назначения (дом Ипатьева), были обнаружены в июле 1991 года около Екатеринбурга.

17 июля 1998 года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга состоялось захоронение останков членов царской семьи.

В июле 2007 года были обнаружены останки, принадлежащие цесаревичу Алексею и его сестре, великой княжне Марии.

В октябре 2008 года президиум Верховного суда РФ принял решение о реабилитации российского императора Николая II и членов его семьи. Генпрокуратура России также приняла решение реабилитировать членов императорской фамилии - великих князей и князей крови, казненных большевиками после революции. Были реабилитированы слуги и приближенные царской семьи, казненные большевиками или подвергшиеся репрессиям.

В январе 2009 года Главное следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ прекратило расследование дела по обстоятельствам гибели и захоронения последнего российского императора, членов его семьи и лиц из окружения, расстрелянных в Екатеринбурге 17 июля 1918 года, "в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности и смертью лиц совершивших умышленное убийство" (подпункт 3 и 4 части 1 статьи 24 УПК РСФСР).

Церковь причислила Николая II и его семью к лику святых и 17 июля отмечает День памяти Святых Царственных Мучеников.  

  7. Заключение

   Царствование Николая II – самый динамичный период в росте численности Русского народа за всю его историю. Менее чем за четверть века население России увеличилось на 62 млн. человек, то есть в полтора раза. Рост русского населения опережал рост населения западноевропейских стран более чем в три раза.

     При Николае II Россия достигла самого высокого в своей истории уровня рождаемости. В 1895-1900 годах на 1000 человек православного населения страны рождался 51 ребенок. Среди других вероисповеданий – иудеев, католиков, мусульман – рождаемость была в 1,6-1,8 раза ниже. Правда, в начале XX века рождаемость стала сокращаться, хотя и продолжала значительно опережать рост населения других вероисповеданий и стран Западной Европы. Одновременно снижались показатели смертности русского населения, хотя здесь успехи России были более скромными, чем в странах Запада. Высокая смертность в России объяснялась, как это ни парадоксально, более высокой рождаемостью, ибо преобладающее число смертей в то время в любой стране приходилось на младенчество и детство. В 1908-1910 годах число умерших в возрасте до 5 лет составляло почти 60 процентов всех умерших русских людей.

  Для всех же остальных групп русского населения (20 лет и старше) уровень смертности был значительно ниже, чем в США и западноевропейских странах. Гораздо большим, чем в этих странах, в России было число долгожителей и стариков, достигших преклонного возраста.
    Высокие темпы рождаемости, снижение смертности, незначительное количество эмигрантов обусловили непрерывное увеличение естественного прироста народонаселения России. В 1913 году он был в полтора раза выше, чем в 17 других государствах Европы. Причем если в большинстве ведущих европейских держав естественный прирост падал, то в России он увеличивался. Доля России в мировом населении в 1900 году удвоилась по сравнению с 1800 годом и достигла 10 процентов.
     Символом экономического процветания России конца XIX - начала XX века является Великая Сибирская железная дорога, воплотившая в себе все предыдущие хозяйственные достижения страны, явив миру русское экономическое чудо. Дорога протяженностью 7416 км в основном построена всего лишь за десять лет руками примерно 8 тыс. русских строителей, объединенных в рабочие артели. В то время это был самый великий в мире экономический проект, воплощенный в жизнь. Но Великая Сибирская железная дорога была далеко не единственной, построенной в царствование Николая II. При нем ежегодно возводилось примерно 2 тыс. км дорог. Металл, рельсы, вагоны, паровозы – все производилось на русских заводах руками русских рабочих. Только высокоразвитая промышленная держава могла освоить железнодорожное строительство такими гигантскими темпами, отражавшими стремительный рост русской экономики.

 Русские люди богатели своим трудом. За 1894-1914 годы сумма вкладов населения в сберегательных кассах увеличилась в семь раз. Сумма вкладов и собственных капиталов в мелких кредитных учреждениях за 1894-1917 годы возросла в 17 раз. Вклады в акционерных коммерческих банках за 1895-1915 годы – в 13 раз.

    В области культурного творчества Россия переживала необыкновенный подъем созидательного энтузиазма. «Россия, – писал И. Бунин, – жила жизнью необыкновенно широкой и деятельной, число людей работающих, здоровых, крепких все возрастало в ней». «Отовсюду, – вторит ему молодой тогда писатель Скиталец (С.Г. Петров), – как бы выпирало молодую русскую талантливость, все расцветало... В воздухе веяло обновлением, и, казалось, вся Россия пробуждалась, грезила какими-то сказочными, радужными снами». Созидательный подъем, отмечаемый многими современниками, был мощным проявлением чувства национально-культурного возрождения, переживаемого Россией. Именно в конце XIX - начале XX века в стране возникли все условия для окончательного разрушения космополитического засилья в культуре, рожденного европоцентристской ориентацией значительной части российской интеллигенции, лишенной национального сознания.

 В общем, в области искусства и науки русскими людьми в царствование Николая II были достигнуты такие гигантские успехи, что об этом периоде следует говорить как о золотом веке русской цивилизации. Никогда еще Россия в столь непродолжительный период не рождала такого количества великих ученых, художников, артистов, музыкантов. Более того, без преувеличения можно сказать, что вся мировая история не знала такого духовного расцвета, невиданного взрыва гениальности и талантливости. 

Заключение.

Проходят годы, десятилетия. Вот уже почти век миновал с момента ужасной трагедии, произошедшей в Екатеринбурге, в доме инженера Ипатьева - убийства Семьи Романовых.

В памяти русского народа сохраняется образ царской семьи. По-прежнему интересно знакомиться с историей рода Романовых, ведь даже вымышленные истории содержат, пусть малую, но долю истины. Быть гражданином своей страны — это значит знать её историю, даже самые неприглядные стороны, гордиться своей Родиной, чувствовать себя её частицей позволяет исследовательская работа.

Сегодня стали известны многие факты, характеризующие жизнь Российского государства во время правления Николая II. Трогательные свидетельства современников и приближенных Царственных мучеников, показания очевидцев и участников страшного преступления, многочисленные материалы следователей, письма. Создается много художественных и исторических книг и фильмов.

Решая поставленные задачи, сопоставляя художественные, мультипликационные образы с документами и реальными фактами биографии из жизни царской семьи Николая II, я попыталась привлечь еще раз внимание к этой особенной семье, сыгравшей свою роль в истории России.

Список литературы

  1. Балязин В. Н. Петр Великий и его наследники. – М., 2007

2.Роберт Мэсси«Николай и Александра»,Издательство: Весы/Libro, 1992 г.

Стил Д. Зоя: Роман / Пер. с англ. А. Богдановского, Н. Изотовой. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс,2000.-384 с.

3.Татьяна Мельник-Боткина. Воспоминания о царской семье, Издательство: Захаров, 2004г.


Список интернет-ресурсов


http://www.pokaianie.ru/article/romanovs_family/read/15089

http://splicedwire.com/97reviews/anastasia.html

http://ajilbab.com/anastasia/anastasia-cartoon-dress.htm

http://nnm.ru/blogs/zlatkiller/anastasiya-anastasia-1997-hdrip-bdrip-720p/

http://vk.com/club40309888

http://www.nntt.org/viewtopic.php?f=656&t=423983

http://psp-fans.net/psp-mults/2865-multfilm-anastasiya-1997.html



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Императоры России и эпоха дворцовых переворотов.

Презентация к уроку. Портретная галерея императоров России XVIII-XIX вв....

таблицы императоров России 19 век

описание правление императоров 19 века от александра 1 до Александра 3...

«Последний император земли Российской»

Конкурс «Человек в истории. Россия – ХХ век» Номинация «Человек и власть» Тема работы: «Последний император земли Российской»...

Образовательный проект "Николай II - последний император Российской империи"

Проект "Николай II - последний император Российской империи" был разработан с целью углубить знания учащихся о нашем императоре-страстотерпце и его семье. Материал будет полезен как на ...

Презентация " Последний император Китая Пу И"

Презентация к уроку "Китай в 19 веке-начале 20века"  в рамках курса "Всеобщая история " (Новая история 1800-1900гг.) к учебнику "Новая история " (Юдовская , Баранов ...