История науки и ее возникновение
презентация к уроку по естествознанию на тему

Сагеева Алия Рустемовна

В презентации представлены : античная наука и ее ведущие программы, средневековая наука и ее особенности, достижения И.Ньютона, особенности классической науки, этап механического естествознания, периодизация, этап зарождения и формирования эволюционных идей, особенности новейшей научной революции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon istoriya_nauki_i_ee_vozniknovenie.ppt1.47 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История науки и ее возникновение

Слайд 3

До возникновения науки в античный период в Древней Греции, знания в области астрономии и математики собирались в других восточных цивилизациях Они характеризовались : стихийностью несистематичностью недоказанностью отсутствием фундаментальности иррациональностью носили рецептурный характер

Слайд 4

Античная наука:ведущие античные программы Наиболее яркие особенности : объективность идеальное моделирование действительности, поиск первоисточника.

Слайд 5

Ведущие научной программы – (Платон–Пифагор.) :

Слайд 6

Ведущие научные программы: Математическая Атоматическая –Демокрит, первоисточники:атоматическая пустота Континуальная- Аристотель. Существует единая, первостихийная, полностью заполняет окружение человека.

Слайд 7

Средневековая наука ( до Эпохи Возрождения) Происходит влияние церкви и религии Особенности средневековой науки: Рациональность и экспериментность Геологизм и моральность Иерархичность и универсализм Отсутствие фундаментальных идей

Слайд 8

Позитивные моменты этого периода: Стала активно показываться математика Созданы новые и усовершенствованы старые приборы Предприняты попытки к механическому описанию природы

Слайд 9

В период Средневековья формируются специфические формы знания: Натуральная магия Алхимия Астрология

Слайд 10

Характеристика специфических форм знаний Натуральная магия понимается как знание скрытых сил и законов природы. Магия предполагает, что повлиять на естественные явления, на вещественное состояние природы можно с помощью слова в виде молитв и заклинаний. Поэтому операции над природными телами, эксперименты над природными веществами сопровождались словесными заклинаниями. Тем самым, полагали маги, можно призвать на помощь для исследования природы сверхъестественные силы. Магия как форма средневекового знания получает наибольшее развитие в арабском мире. Крупнейшим представителем натуральной магии на арабском Востоке считается Ибн Рушд (в латинской транскрипции Аверроэс) — ХII в. н.э., который являлся крупным ученым, философом и врачом. Впоследствии его идеи перекочевали в западноевропейскую науку.

Слайд 12

Алхимия. Алхимию нередко определяют как предхимию. Образ алхимика — это человек, который работает в лабораториях, проводит многообразные эксперименты, опыты. Задачей таких опытов является трансформация, то есть превращение металлов с помощью философского камня в золото. Сверхзадачей алхимика является создание эликсира жизни с целью обеспечить бессмертие человека. Основой эликсира жизни считалось искусственное золото. Это золото и стремились получить алхимики. Алхимики полагали, что любое вещество — это неосуществленное золото. Поэтому они проводят многочисленные эксперименты над веществами, прежде всего над свинцом и ртутью (подвергают их дроблению, смешиванию, нагреванию, охлаждению и т.д.). В то же время опыты алхимиков могли нанести вред здоровью людей (в препараты, которые они рекомендовали, входят ядовитые вещества — мышьяк, ртуть). Положительные результаты алхимических экспериментов способствовали развитию фармакологии и медицины.

Слайд 14

Астрология — учение о звездах, это предсказание судьбы человека на основе положения звезд, по знакам зодиака. Таким образом , средневековые формы знания сочетали в себе, с одной стороны, религиозные идеи, так как они уповали на помощь сверхъестественных сил, а с другой стороны, эти формы знания содержали в себе рациональные научные идеи.

Слайд 16

Научная революция ( XVI-XVII вв) Дж.Бруно Н.Коперник

Слайд 17

1543г. Н.Коперник «О вращении небесных тел»

Слайд 18

Галилео Галилей заложил основы науки нового типа Ее особенности: Объективность Экспериментальность Доказательность Математизация Соединение анализа и синтеза

Слайд 19

Свое завершение научная революция нашла в работах И. Ньютона

Слайд 20

Научные достижения Исаака Ньютона: Объединение работы Г. Галилея о земном движении и работы Кеплера о движении планет, философию Декарта в единую теорию-механику Открывает закон всемирного тяготения Математическим путем доказывает эллиптическую форму планетных орбит Доказал, что планеты удерживаются в пределах своих орбит за счет сил энерции и гравитации Разрабатывает принцип дальнодействия Вводит понятия «абсолютное время» и «абсолютное пространство»

Слайд 21

Классическая наука ( XVIII – к. XIX вв ) Процессы становления классической науки тесно связаны с появлением науки в собственном значении этого слова. Первоначально наука возникает в форме экспериментально-математического естествознания . Период XVIII – XIX вв. считается периодом так называемой классической науки , и характеризуется в первую очередь мощным развитием физики, а также астрономии, химии и биологии. Наука классического периода носит объективный характер в исследованиях, как единственно верный способ познания мира, т.е. исследования объекта (предмета) самого по себе.

Слайд 23

Особенности классической науки: Стремление к завершенной системе знаний Механистичность Преобладание количественных оценок над качественными Аналитизм Поиск первоосновы мироздания Гипотетичный метод познания

Слайд 24

Хронология становление классического естествознания Данный период можно условно разделить на 2 этапа Классическое естествознание этап механистического естествознания (до 30-х гг. XIX в . ) этап зарождения и формирования эволюционных идей (до конца XIX -начала XX в.)

Слайд 25

Этап механистического естествознания Этап механистического естествознания можно разделить на 2 ступени – доньютоновскую и ньютоновскую. Первая связана с революционного новыми учениями Коперника, Браге, Бруно XVII в. о существовании солнечной системы и наличия бесчисленных множеств других миров. Так, Н.Коперник сформулировал теорию гелиоцентрической Вселенной, а Д. Бруно - идею о единой, бесконечной и неподвижной Вселенной. Вторая ступень познания связана с именами Галилея, Кеплера и Ньютона XVIII в. Основные идеи их теорий заключалась в изучении проблем движения объектов.

Слайд 27

Этап зарождения и формирования эволюционных идей (30-е гг. XIX в. - к. XIX -н. XX в.) С конца XVIII в. в естественных науках накапливались факты и богатый эмпирический материал, которые не могли соотноситься с механической картиной мира и не объяснялись ею. Процесс изменений генерировался с основном со стороны физики, геологии и биологии. Физика. В период XVIII - н. XIX вв. на развитии физики существенное влияние оказало, прежде всего, учение Ньютона, окончательно победившее картезианскую теорию. Особенно быстрыми темпами развивалась механика, труды Л. Эйлера, Ж. Д’Аламбера, Ж. Лагранжа, П. Лапласа заложили основу аналитической механики, развитию мат.анализа, теории дифференцирования, теории рядов, вариационному исчислению, теории вероятности, начертательной геометрии.

Слайд 28

Астрономия. К важнейшим астрономическим открытиям XVIII - XIX вв. относятся: создание внегалактической астрономии (Гершнель, Ламберт, Сведенборг), формирование идеи развития природы, космологическая теория Канта-Лапласа. К. XIX в стал своеобразным триумфом ньютоновской астрономии. В этот же период, благодаря открытию фотографии и спектрального анализа, эффекта Доплера, статистической термодинамики, происходит формирование астрофизики, призванной решить ключевую проблему строения звезд и источников их энергии. Здесь следует назвать имена Р.Майера, Г. Кирхгофа, Р. Бунзена, а также Кельвина и Гермгольца. Химия. Период XVIII - XIX вв. характеризуется переходом от алхимии к научной химии. Следует отметить труды Гассенди, Бойля (теория атомизма), Лавуазье (химия как общая теория), Дальтона (атомно-молекулярное учение). Биология. В XVIII - XIX вв. в рамках биологии появляются первые идеи эволюции (Бюффон, Линней). Принципы эволюции впервые были сформулированы Ламарком. Наиболее полным и комплексным стало учение Ч. Дарвина, окончательно утвердившееся в к. XIX в. Тогда же произошло становление учения о наследственности (генетика), были сформулированы законы наследования (Мендель).

Слайд 30

Середина XIX в ознаменована комплексными научными революциями: Создание клеточной теории Открытие закона сохранения и превращения энергии Разработка учений Дарвина

Слайд 31

Новейшая научная революция 3 этапа: Уникальное открытие в области физики ( электромагнитные волны Герцен, открытие радиоактивности Беккерели, открытие электрона Томсоном, открытия светового давления, введения идеи квантовой механики) Разработка ТО и квантовой механики Появление атомной энергетики , понятия ЭВМ и кибернетики, появление термина научно –техническая революция

Слайд 32

Томсон Герцен

Слайд 34

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 5 классе "Возникновение Древнейшего рима"

Урок по Всеобщей истории в 5 классе  ulanova_e.v._.jpg...

Урок истории в 5 классе. Возникновение искусства и религии

Возникновение искусства и религииЦели урока 1.обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления2.продолжить формирование умений рассуждать, логически ...

Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.

Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...

Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Возникновение искусства и религиозных верований

Тема: Возникновение искусства и религиозных верований.·        Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления;·...

Конспект урока "Что такое история? История – наука о прошлом человечества"

Мы совершим путешествия по невидимому миру – в Прошлое. Этот мир необычайно увлекателен, но он скрыт от нас временем. Мы не можем стать свидетелями далеких от нас событий, как бы этого ни хотело...

Контрольная работа по истории для 7 класса "История - наука о прошлом"

Данный материал может быть использован в качестве контроля и инспекции знаний у учащихся после изучения раздела "Введение в историю"...