Рабочая программа элективного курса "Методы исследования"
рабочая программа по естествознанию (5, 6, 7 класс) на тему

Иванова Мария Петровна

Рабочая программа элективного курса "Методы исследования" предназначена для обучающихся 5-7 классов с целью ознакомления с методами исследования, создания своих проектов и их защите

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №70 города Тюмени

имени Великой Победы

Рассмотрено

на заседании кафедры:

Протокол от «30» августа 2017

№ 1

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

Комар Е.В.

«30» августа 2017 г.

Утверждаю:

Директор МАОУ СОШ №70

Русакова Л.Н.

Приказ от «30» августа 2017

№ ______

Рабочая программа элективного курса

 

«Методы исследования»

Класс  5 - 7 класс 

ФИО педагога, разработавшего программу Иванова Мария Петровна

Педагогический стаж  19

Квалификационная категория  высшая

Год составления программы  2017 

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по элективному курсу «Методы исследования» составлена в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Приказа Министерства Образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Рабочая программа элективного курса составлена на основе:

  1. Основной образовательной программы ООО МАОУ СОШ №70 города Тюмени имени Великой Победы.
  2. Положения о рабочей программе, утвержденного приказом директора школы от 27.06.2016 №1.
  3. Учебного плана МАОУ СОШ № 70 города Тюмени, утвержденного директором школы  и согласованного с Управляющим советом МАОУ СОШ № 70.
  4. Федерального перечня рекомендованных учебников на 2017-2018 год. (Приказ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», Приказ Минобрнауки России №576 от 8 июня 2015 г., Приказ от 28 декабря 2015 г. № 1529, Приказ от 26 января  2016 г. № 38, Приказов Минобрнауки РФ от 21 апреля 2016 №459, от 29.12.2016 №1677, от 08.06.2017 №535, от 20.06.2017 №581, от 05.07.2017 №629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253»).

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Учебное исследование» (Ларина В.П., Вепрева Л.А. Организация инновационной деятельности педагогов и учебно – исследовательской деятельности учащихся. – Киров: Издательство Кировского областного ИУУ, 2014. – 82 с.)

В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.

В соответствии с направлениями работы школы, элективный курс «Теоретические методы исследования» позволяет познакомить учащихся с теорией организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, вооружить их методами по знания и сформировать познавательную самостоятельность.

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Реализация программы курса позволяет совершенствовать эту склонность, способствует развитию соответствующих умений и навыков, прививает школьникам вкус к исследованию, предполагает активное участие школьников в исследовательской деятельности по выбранному профилю с целью расширения их знаний и более глубокого усвоения учебного материала.

Цели курса: познакомить школьников с теорией организации исследовательской деятельности, способствовать творческому развитию начинающих исследователей.

Задачи:

познакомить учащихся с теоретическими основами исследовательской деятельности;

научить учащихся работать с различными источниками информации;

отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией;

организовывать разнообразную, творческую, общественно значимую исследовательскую деятельность детей;

развивать проектные и исследовательские навыки учащихся.

         

Планируемые результаты освоения курса

Новизна программы заключается в подходе – соединении основного, дополнительного и индивидуального обучения с проектной и исследовательской деятельностью обучающихся. Поиск решения проблемы на стыке разных наук является мощным фактором демонстрации межпредметных связей. Расширяется кругозор учащихся, совершенствуется техника их речи, опыт публичных выступлений и навыки работы в творческих коллективах.

Исследовательская  деятельность учащихся в данном курсе  рассматривается как новая педагогическая технология, которая может быть использована как основа элективного курса. 

Исследовательская деятельность учащихся – это процесс совместной деятельности учащихся, педагога куратора и родителей, каждый из субъектов выполняет свою функцию, в процессе работы, результатом которой является формирование мировоззрения.

При постановке проблемы особое внимание необходимо уделять ее актуальности для данного возраста, сфере интересов конкретного ученика.

Научный подход к процессу творческой деятельности учащихся требует реализации ряда принципов:

  • Принцип естественности (проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес – не искусственный,  а настоящий)
  • Принцип осознанности (понимание как проблемы, цели и задачи творческой деятельности, так и хода и ее результата)
  • Принцип самодеятельности (можно овладеть ходом исследования только через собственный опыт)
  • Принцип наглядности и культуросообразности (традиции миропонимания, которые существуют в данной культуре, и традиции взаимодействия, характерные только для данной социальной общности).

Обучающийся научится:

  • методам обработки информации из различных источников;
  • методам решения экспериментальных задач;
  • методам рационального запоминания;
  • навыкам публичных выступлений.

Получит возможность:

  • работать с разными источниками;
  • определять объект и предмет, методы исследования;
  • определять цели, задачи, гипотезу исследования, анализировать, обобщать. делать выводы;
  • проводить конкретизацию по определению новизны, теоретической и практической значимости освещаемой проблемы;
  • разрабатывать гипотезу, цель и задачи исследования;
  • работать с программой Microsoft Office Power Point.

Требования к реализации данной программы: компьютерный класс, сеть Интернет, мельтимедиапроектор, научно-методическая литература.

Оценка за курс не ставится, поэтому мотивация учения – не страх получить плохую отметку, а поощрение, похвала за малейшее продвижение, чувство удовольствия от преодоления препятствия, чтобы школьники поверили в свои силы, испытали прелесть открытия.

Итоговой формой контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению, предполагается выполнение учащимися проекта и последующая его защита.

На изучение данного курса отводится 6 часов. Элективный курс предусматривает обучение в объёме 2 часа в течение 1 учебной четверти.

Содержание элективного курса

5 класс

I. Эмпирические методы исследования (2ч)

Что такое эмпирические методы исследования и зачем они нужны.  Наблюдение: виды, особенности. Изучение выбранного объекта с помощью наблюдения. Описание увиденного. Анализ документов: особенности. Изучение выбранного объекта с помощью анализа документов. Описание результатов. Опрос (анкета, интервью, тест). Изучение выбранного объекта с помощью опроса, интервью, теста. Описание результатов. Проведение социолого-экологического исследования в школе: «Имеется ли у наших школьников экологическая культура?» (три группы исследований: с помощью наблюдения, анализа документов, опроса).

Защита проекта: Проведение социолого-экологического исследования в школе: «Имеется ли у наших школьников экологическая культура?» (три группы исследований: с помощью наблюдения, анализа документов, опроса).

II. Теоретические методы исследования (2ч)

Что такое теоретические  методы исследования и зачем они нужны.   Повторение эмпирических методов исследования. Изучение выбранных объектов с помощью абстрагирования, идеализации и аналогии.  Анализ и синтез: особенности. Изучение предложенных  объектов с помощью анализа и синтеза.  Индукция и дедукция: особенности. Изучение предложенных  объектов с помощью индукции и дедукции.  Изучение предложенных объектов с помощью моделирования.

Защита проекта: Проведение исследования на естественнонаучную тему с использованием теоретических и эмпирических методов. Комментарий целесообразности  использования теоретических и эмпирических методов в исследовании.

III. Технология эксперимента (2ч)

Из истории возникновения и развития метода эксперимента. Поиск в источниках информации о великих экспериментаторах мира. Эксперимент как метод исследования: отличие от наблюдения. Практикум: сравнение эксперимента и наблюдения. Оборудование и приборы, необходимые для естественнонаучного эксперимента. Этапы эксперимента: знакомство. Проведение экспериментов на предложенные темы согласно технологии эксперимента. Просмотр видеоматериалов современных естественнонаучных экспериментов.

Защита проекта: Проведение экспериментов на предложенные темы и выступление с результатами на заседании научного общества.

Список литературы

  1. Счастная Т.Н. Подготовка к написанию научно-исследовательской работы и накопление информации. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4.
  2. Брыкова Е. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников //Народное образование. – 2000. – № 9. – С.188–191.
  3. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. – 144с.
  4. Волков А.В. Модели в учебных исследованиях школьников. /Дополнительное образование. – 2000. – № 9. – Стр. 9–11.
  5. Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников.– 2003.– № 4.
  6. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4.
  7. Паршуков В.Г. Развитие исследовательских способностей учащихся в условиях гимназического образования (управленческий аспект): Научно-методическое пособие. – Салехард: ЯНОИПКРО, 2004.
  8. Ресурсы Интернет www.researcher.ru

Тематическое планирование элективного курса

Модуль 2 «Методы исследования»

 5 класс

Эмпирические методы исследования

Дата

Кол-во часов

Тема

содержание

Проект

1 (1)

Что такое эмпирические методы исследования и зачем они нужны.  Наблюдение: виды, особенности.

Что такое наблюдение. Структура наблюдения.  Требования к наблюдению.  Процессы во время наблюдения.

Описание и сравнение: особенности.

Измерение: инструменты.

Проведение социолого-экологического исследования в школе: «Имеется ли у наших школьников экологическая культура?» (три группы исследований: с помощью наблюдения, анализа документов, опроса).

1 (2)

Изучение выбранного объекта с помощью наблюдения. Описание увиденного.

2 (1)

Анализ документов: особенности.

Отбор документов. Особенности анализа документов.  Требования к описанию результатов.

2 (2)

Изучение выбранного объекта с помощью анализа документов. Описание результатов.

3 (1)

Опрос (анкета, интервью, тест)

Виды опроса. Своеобразие анкеты, интервью, теста. Практикум по проведению анкетирования, интервью, теста.

3 (2)

Изучение выбранного объекта с помощью опроса, интервью, теста. Описание результатов.

4 (1)

Проведение социолого-экологического исследования в школе: «Имеется ли у наших школьников экологическая культура?» (три группы исследований: с помощью наблюдения, анализа документов, опроса).

Обеспечение условий для практического проведения трех вариантов опроса. Сравнение результатов каждого из опросов: определение эффективности каждого из опросов.

4 (2)

Защита проекта (отчет о результатах исследования).

Представление проекта.

6 класс

Теоретические методы исследования

1 (1)

Что такое теоретические  методы исследования и зачем они нужны.   Повторение эмпирических методов исследования.

Эмпирические методы исследования: повторение. Обзор теоретических методов исследования. Теоретические методы: абстрагирование, идеализация, аналогия. Особенности этих методов.

Проведение исследования на естественнонаучную тему с использованием теоретических и эмпирических методов. Комментарий целесообразности  использования теоретических и эмпирических методов в исследовании.

1 (2)

Изучение выбранных объектов с помощью абстрагирования, идеализации и аналогии.  

2 (1)

Анализ и синтез: особенности.

Понятие об анализе и синтезе. Особенности анализа и синтеза. Практикум по применению анализа и синтеза.

2 (2)

Изучение предложенных  объектов с помощью анализа и синтеза.  

3 (1)

Индукция и дедукция: особенности.

Понятие об индукции и дедукции. Особенности индукции  и  дедукции. Практикум по применению индукции и дедукции.

3 (2)

Изучение предложенных  объектов с помощью индукции и дедукции.  

4 (1)

Изучение предложенных объектов с помощью моделирования.

Понятие о моделировании как методе теоретического исследования. Практикум по применению моделирования.

4 (2)

Защита проекта.

Представление проекта.

7 класс

Технология эксперимента

1 (1)

Из истории возникновения и развития метода эксперимента.

Галилео Галилей – первый экспериментатор. Известные  эксперименты в истории человечества: их плюсы и минусы.

Проведение экспериментов на предложенные темы и выступление с результатами на заседании научного общества.

1 (2)

Поиск в источниках информации о великих экспериментаторах мира.

2 (1)

Эксперимент как метод исследования: отличие от наблюдения.

Особенности эксперимента: создание специальных условий. Принципы создания специальных условий. Особенности наблюдения: происходит в естественных условиях.

2 (2)

Практикум: сравнение эксперимента и наблюдения.

3 (1)

Оборудование и приборы, необходимые для естественнонаучного эксперимента.

Посещение лабораторий физики, химии, биологии: изучение оборудования и приборов, с помощью которых проводятся эксперименты. Этапы эксперимента: подготовительный, проведение экспериментального исследования, обработка
опытных данных.

3 (2)

Этапы эксперимента: знакомство. Проведение экспериментов на предложенные темы согласно технологии эксперимента.

4 (1)

Просмотр видеоматериалов современных естественнонаучных экспериментов.

Обсуждение и анализ увиденных материалов.

4 (2)

 Защита проекта.

Представление проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса Технологии научного исследования

Курс рассчитан на 34 часа. Для учащихся старшей школы....

Программа элективного курса «Исследование качества пищевых продуктов»

Курс предназначен для учащихся 10(11)  класса и знакомит учащихся с основами товароведения и экспертизы продовольственных товаров.          Для ...

Рабочая программа элективного курса «Основы химических, методов исследования вещества» для 10 класса

Элективный курс « Основы химических, методов исследования вещества» рассчитан на 34 часа: одно занятие в неделю в течение года. Элективный курс предназначен для учащихся 10 классов, проявляющих повыше...

Программа элективного курса "Исследование и оценка санитарно-гигиенического режима общеобразовательного учреждения"

Элективный курс "Исследование и оценка санитарно-гигиенического режима общеобразовательного учреждения" предлагается учащимся 9 классов, заинтересовавшимся данной темой. Занятия рассчитаны на 1 час в ...

Программа элективного курса "Исследование художественного текста через призму междисциплинарных взаимодействий"

Программа элективного курса расчитана на ведение курса  в 7-8 классах. Прграмма выполнена в соавторстве учителями Капитоновой Н.А. и Тамалинцевой С.П....

Программа элективного курса «Исследование художественного текста через призму междисциплинарных взаимодействий»

Дети,  способные переводить свои знания в практически и социально необходимый продукт, получают моральное удовлетворение от необходимости своей работы. В будущем они смогут планировать свою работ...