Программа элективного курса «Исследование художественного текста через призму междисциплинарных взаимодействий»
рабочая программа по русскому языку (7, 8 класс)

Тамалинцева Светлана Петровна

Дети,  способные переводить свои знания в практически и социально необходимый продукт, получают моральное удовлетворение от необходимости своей работы. В будущем они смогут планировать свою работу при использовании ИКТ, планировать работу при написании творческой или научной работы, находить неординарные пути решения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_novyy.docx36.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №18 имени Э.Д. Потапова»

 г. Мичуринска Тамбовской области

                                                                                                                                                                        «Утверждаю».

                                                                                                     Директор МБОУ «СОШ №18 имени Э.Д. Потапова»

                                                                                                                    _______________ /И.А.Тимошкина/

                                                                                                                «_____»________________ 2018  г.

Программа

элективного курса

«Исследование художественного текста через призму междисциплинарных взаимодействий»

учителей русского языка и литературы

Тамалинцевой С.П., 1 квалификационная категория,

Капитоновой Н.А., высшая квалификационная категория

  • Классы, в которых реализуется  программа – 7, 8

Мичуринск, 2018

Пояснительная записка

Курс обучения рассчитан на 1 год в общеобразовательном учреждении.  Возрастная группа детей, для которой предназначена программа - учащиеся 7, 8  классов общеобразовательных школ.

Объём занятий - 70 часов.  Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу. Основные формы занятий: теоретическая, практическая. Полученные теоретические знания закрепляются большим количеством разнообразных  практических упражнений и выполнением творческих проектов.

По типологической классификации, программа относится к экспериментальным - первый год находится в процессе апробации. По уровню дополнительного образования программа относится к профессиональным, т.к. предполагает получение учащимися профессиональных навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни.

  • По направлению деятельности - научно-техническая,
  • по уровню освоения - углубленная,  
  • по уровню деятельности - продуктивная,
  • по целевому обеспечению индивидуальных потребностей развития личности - профессионально-прикладная,
  • по основной направленности - прикладная.

      Цель:  исследование художественного текста с помощью применения ИКТ; знакомство с разными видами компьютерной продукции и создание мультимедийных материалов по русскому языку и литературе.

   Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить с разными компьютерными программами (Power Point, Excel, Movie Maker) и способами работы с ними
  • Создать мультимедийную продукцию, как-то: тесты, кроссворды, презентации о жизни и творчестве писателей и поэтов, звуковые лингвистические сказки, документальные фильмы, теле- и радиопередачи о русском языке и литературе, заочные экскурсии

Развивающие:

  • Развивать познавательные способности учащихся в области филологии
  • Способность воспринимать учебный предмет в прикладном плане
  • Художественно-творческие способности
  • Умение осознанно использовать ИКТ для создания материала, который в дальнейшем может использоваться на уроках

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к урокам русского языка и литературы
  • Потребность расширять кругозор в изучаемой области

Планируемые результаты освоения элективного курса

В учебном процессе всё большее распространение получают практико-ориентированные задания, развивающие креативные способности учащихся, умение применять полученные знания на практике. Особенно продуктивным является метод проекта, в реализации которого учащиеся создают готовый продукт, который может быть использован на уроках и во внеурочной деятельности.

Хорошо усваиваются правила русского языка, как бы «пропущенные» через себя. Такая возможность появляется у учащихся, когда они переводят полученные знания в схемы, алгоритмы рассуждения, опорные конспекты, лингвистические сказки.

Повышают интерес к урокам кроссворды, игры, тесты. Они не только проверяют знания учащихся, но и помогают систематизировать изученное, когда ребята подключаются к созданию таких работ.

Без сомнения, современная жизнь предъявляет к человеку требования уметь грамотно представить результаты своей работы в виде презентации. Такие умения потребуются учащимся и в вузе, и в других учебных заведениях, и на работе. На занятиях по литературе часто учащиеся выступают с сообщениями о биографии того или иного писателя. Правильно оформить работу, представить её в виде изобразительного ряда – неотъемлемая часть современного учебного процесса. Кроме того, рассказ о биографии писателя может быть оформлен и в виде документального фильма.

Мы давно привыкли к письменной интерпретации лирического текста. Но насколько интереснее, более творчески проходит работа, когда интерпретация стихотворения создаётся в виде фильма или диафильма. С такими навыками работы также знакомит предложенный курс.

Создание рекламного фильма - мечта любого руководителя фирмы. Создать анимационный фильм - презентацию довольно просто с помощью редактора презентаций Microsoft PowerPoint, а также Movie Maker. Во втором полугодии учащиеся овладеют навыками создания учебных и рекламных фильмов, телепередач о русском языке.

Принципы

  • Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей
  • Самоопределение подростков в выборе содержания деятельности в рамках занятий
  • Наглядность работы, демонстрация процесса обучения

Методы и приёмы

  • Активные: работа с книгой, с интернет-ресурсами, научной литературой, компьютером
  • Пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация
  • Объяснительно-иллюстративный
  • Репродуктивный
  • Эвристический

Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся

   В ходе занятий кружка «Творческая мастерская» учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

  • Знать основы работы в программах Excel, Power Point, Movie Maker
  • Уметь работать со словарями, справочной литературой, художественной и научной литературой
  • Уметь находить необходимые сведения в Интернете
  • Уметь создавать кроссворд, тест, игру в программах Excel и Power Point
  • Уметь создавать документальные фильмы, заочные экскурсии, телепередачи в программе Movie Maker
  • Уметь создавать флеш-анимации и работать в 3-Д графических редакторах

Актуальность

   Дети,  способные переводить свои знания в практически и социально необходимый продукт, получают моральное удовлетворение от необходимости своей работы. В будущем они смогут планировать свою работу при использовании ИКТ, планировать работу при написании творческой или научной работы, находить неординарные пути решения.

Условия реализации программы

   Для успешной реализации программы необходимы:

  • Компьютер и интерактивная доска
  • Художественная, справочная и научная литература по изучаемым темам

Охват учащихся

   Занятия кружка рассчитаны на учащихся 7, 8 классов Занятия проводятся по группам.

Автор

   Программа разработана и реализуется учителями МБОУ «СОШ №18 имени Э.Д. Потапова» Тамалинцевой С.П. и Капитоновой Н.А . Данный курс имеет практическую направленность и создан с целью научить ребят работать с ИКТ и использовать ИКТ в различной проектной, исследовательской и творческой деятельности. Поэтому никакого методического обеспечения не требует, так как имеет практическую направленность.

Содержание  элективного курса

Название раздела

Содержание  тем элективного  курса

1.

Инструктаж по ТБ и ОТ

Техника безопасности, правила поведения в компьютерном классе, права и обязанности учащихся в компьютерном классе. Порядок работы.

2

Информационные технологии на службе учителя и ученика

Рассказ о работе кружка. Демонстрация проектных работ учащихся прошлых лет с использование ИКТ.

Обсуждение достоинств и недостатков работ

3

Лингвистическая сказка

Что такое лингвистическая сказка. Чтение примеров лингвистических сказок. Создание авторских лингвистических сказок. Озвучивание работ, создание иллюстративного материала. Создание анимации в программах  Power Point и Movie Maker.

4

Тест, игра, кроссворд

Знакомство с особенностями теста, игры, кроссворда. Просмотр и обсуждение разных видов работ. Создание теста, сценария игры, кроссворда. Анимирование данных работ в программе Power Point

5

Презентация на литературную тему

Выбор темы для презентации. Написание реферативной работы на литературную тему. Знакомство с правилами презентования работы. Написание сценария презентации. Подбор иллюстративного материала. Создание презентации в программе Power Point.

6

 Документальный фильм

Выбор темы для создания документального фильма. Написание сценария документального фильма. Технология работы в программе Movie Maker. Подбор иллюстративного материала. Создание документального фильма в программе Movie Maker.

7

Интерпретация лирического произведения

Анализ стихотворения. Создание изобразительного ряда. Подбор музыкального сопровождения. Озвучание фильма. Работа над выразительным чтением стихотворения. Создание проекта в программе Power Point и Movie Maker.

8

Заочная экскурсия

Выбор темы для заочной экскурсии. Подбор текстового материала. Создание сценария экскурсии. Подбор иллюстративного материала. Озвучивание  фильма. Создание фильма в программе Movie Maker.

9

Создание фильма «Судьбы священников Тамбовского края»

Сбор материала по теме.  Создание и обсуждение сценария фильма. Приёмы работы с видеокамерой.  Подбор иллюстративного материала. Запись озвучивания фильма. Создание фильма в программе Movie Maker .

10

Спектакль по литературе

Распределение мизансцен. Работа над декламацией, жестикуляцией, мимикой. Планирование сценического пространства. Создание костюмов и декораций. Подбор музыкального сопровождения. Репетиция танцев и пения.

11

Телепередача о русском языке

Знакомство с передачами «Радионяня». Выбор тем для телепередачи. Написание сценария. Репетиция телепредачи. Запись клипа.

12

Телепередача о литературе

Выбор тем для телепередачи. Написание сценария. Репетиция телепредачи. Запись клипа.

Календарно-тематическое планирование элективного курса

№п/п

Класс

Тема занятия

Количество часов

Виды и формы контроля

1

Инструктаж по ТБ и ОТ

1

2

7, 8

Задачи работы кружка. Информационные технологии на службе ученика и учителя

1

просмотр и обсуждение различных работ учащихся с использованием ИКТ

3

7, 8

Сочинение лингвистических сказок

1

Чтение и обсуждение работ учащихся, обсуждение правил русского языка, которые можно переложить в формат сказки, творческая работа

4

7, 8

Озвучивание лингвистических сказок

Декламация

5

7, 8

Создание иллюстративного материала к лингвистической сказке

1

Рисование, сканирование, подбор иллюстративного материала, создание готового продукта в программе Power Point

6

7, 8

Настройка анимации лингвистической сказки

1

Демонстрация анимационных возможностей программы Power Point

7

7

Тест. Игра. Кроссворд. Особенности каждой формы

1

 участие в тесте, кроссворде, игре, просмотр и обсуждение работ учащихся

8

7

Сочиняем тест

1

Подбор и формулирование тестовых заданий, написание сценария

9

7

Анимация теста

1

Создание анимированного теста в программе Power Point

10

7

Сочиняем сценарий игры

1

Деловая игра «Кто придумает интереснее задание». Обсуждение заданий, выбор самой интересной формы. Создание сценария игры

11

7

Анимация игры

1

Создание анимированной игры в программе Power Point

12

7

Сочиняем кроссворд

1

Подбор вопросов и конструирование кроссворда на бумаге

13

7

Анимация кроссворда

1

Создание анимированного кроссворда в программе Power Point

14

7

Как создать кроссворд в программе Excel

1

Демонстрация теста в программе Excel, обработка теста в данной программе

15

7, 8

Презентация в Power Point на литературную тему

1

Выбор темы, сбор материалов, создание сценария, распределение на слайды

16

7, 8

Секреты хорошей презентации

1

 выбор макета, цветовой гаммы, шрифта, подбор иллюстративного и звукового материала, настройка анимации

17

8

Создаём сценарий документального фильма о писателе или поэте

1

Выбор темы, сбор материала, написание сценария

18

8

Создаём сценарий документального фильма о писателе или поэте

1

Выбор темы, сбор материала, написание сценария

19

8

Обсуждение сценариев

1

Чтение и обсуждение сценариев. Редактирование работ, взаимопроверка

20

8

Запись звуковой части фильма

1

Декламация

21

8

Создание фильма в программе Movie Maker

1

Этапы работы над созданием фильма – лекция и демонстрация учителя

22

8

Создание фильма в программе Movie Maker

1

Этапы работы над созданием фильма – подбор иллюстративного материала, эффекты кадра, переходы, публикация фильма

23

7

Анализ лирического произведения и его интерпретация

1

Эвристическая беседа

24

7

Создание иллюстраций к лирическому произведению

1

Рисование, сканирование

25

7

Подбор звукового оформления к проекту по стихотворению

1

Прослушивание и обсуждение музыки

26

7

Создание фильма в программе Movie Maker по лирическому стихотворению

1

Монтаж фильма, наложение эффектов и переходов

27

7

Конкурс «Лучшая интерпретация лирического произведения»

1

Просмотр и обсуждение фильмов

28

8

Проведение уроков в 5 и 6 классах учащимися 8  класса

1

29

8

Заочная экскурсия. Этапы работы над данным видом.

1

Лекция учителя, предложение и обсуждение тем, демонстрация работ учащихся и учителя

30

8

Сбор материалов, создание сценария заочной экскурсии

1

Творческая работа

31

8

Чтение и обсуждение сценариев

1

Редактирование, взаимопроверка работ

32

8

Озвучивание сценария заочной экскурсии

1

Декламация

33

8

Подбор иллюстративного материала к заочной экскурсии

1

34

8

Монтаж заочной экскурсии

1

Создание фильма в программе Movie Maker, монтаж фильма, наложение эффектов и переходов

35

8

Выездная экспедиция для съёмки видеосюжета

1

Работа с цифровой видеокамерой

36

8

Чтение и обсуждение сценария на тему «Судьбы священников Тамбовского  края»

1

Эвристическая беседа, редактирование работы

37

8

Чтение и обсуждение готового сценария документального фильма «Судьбы священников Тамбовского края»

1

38

8

 Экспедиция для съёмки интервью со священниками Мичуринска

1

Интервью и особенности работы над ним

39

8

Воссоздание исторических эпизодов

1

Обсуждение сценария на предмет воссоздания исторической обстановки

40

8

Съёмка эпизодов

1

41

8

Озвучивание фильма

Монтаж фильма

1

Декламация

Создание фильма в программе Movie Maker, монтаж фильма, наложение эффектов и переходов

42

8

Просмотр готового продукта

Редактирование готового фильма, его публикация

1

Просмотр и обсуждение достоинств и недостатков фильма

43

7,8

Чтение сценария спектакля по литературе. Распределение ролей

1

Декламация

44

7, 8

Репетиция 1-ой сцены спектакля

1

Декламация

45

7, 8

Репетиция 2-ой сцены спектакля

1

Декламация

46

7, 8

Репетиция 3-ей сцены спектакля

1

Декламация

47

7, 8

Репетиция 4-ой сцены спектакля

1

Декламация

48

8

Запись звукового сопровождения спектакля

1

Декламация

49

8

Подбор художественного оформления спектакля

1

Рисование

50

7, 8

Сводная репетиция

1

Декламация

51

7, 8

Сводная репетиция

1

Декламация

52

7

Репетиция музыкальных фрагментов спектакля

1

Пение

53

8

Репетиция танцевальных фрагментов спектакля

1

Постановка танцев

54

7, 8

Генеральная репетиция

1

Декламация, пение, танцы

55

7, 8

Спектакль на литературную тему

1

56

8

Концепция телепередачи о русском языке

1

Лекция учителя

57

8

Выбор темы для телепередачи о русском языке

1

Обсуждение, беседа

58

8

Работа над проектом телепередачи о русском языке. Деловая игра

1

Разработка сценария телепередачи

59

8

Чтение и обсуждение сценариев телепередачи

1

Беседа

60

8

Репетиция телепередачи о русском языке.

1

Декламация

61

8

Запись телепередачи

1

Декламация

62

8

Монтаж телепередачи о русском языке

1

Создание фильма в программе Movie Maker, монтаж фильма, наложение эффектов и переходов

63

8

Концепция телепередачи о литературе

1

Обсуждение, беседа

64

8

Работа над проектом телепередачи о литературе. Деловая игра

1

Разработка сценария телепередачи

65

8

Чтение и обсуждение сценариев телепередачи

1

Беседа

66

8

Репетиция телепередачи о литературе

1

Декламация

67

8

Запись телепередачи

1

Декламация

68

8

Монтаж телепередачи о литературе

1

Создание фильма в программе Movie Maker, монтаж фильма, наложение эффектов и переходов

69

7

Просмотр телепередачи о литературе

1

Доклад учащихся

70

2

Резерв

1

Использованная литература:

Практически направленные работы фестиваля педагогических идей «Открытый урок» и фестиваля ученических проектных работ «Портфолио»

Так как кружок практико-ориентированный, то специальной литературы не требует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья «Развитие филологического мышления школьников через обучение аналитическому чтению художественных текстов английском языке в рамках элективного курса»

Как важно современному человеку уметь выражать свои мысли, читать вдумчиво, а если это ещё и на английском языке? Научите своих учеников думать и мир станет лучше! В этом Вам поможет элективный курс п...

«Осмысление проблематики текста через моделирование ситуации в художественном пространстве»

Я предлагаю учителю - словеснику  познакомиться с одним из приемов , используемых мною  в работе. Надеюсь, мой опыт кому - нибудь из коллег пригодится....

Духовно-нравственное воспитание через приобщение к художественному тексту

В статье представлены размышления о роли уроков литературы в духовно-нравственном воспитании обучающихся, иллюстрированные примерами из опыта работы...

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников через анализ художественного текста

Рассматриваются методы  анализа литературного произведения на уроках литературы...

Междисциплинарное взаимодействие специалистов при реализации программ в Службе ранней помощи.

Междисциплинарное взаимодействие специалистов при реализации программ в Службе ранней помощи....

Мастер - класс «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом».

 Как научить учащихся самостоятельно находить знания? Как научить отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом? Как развить базовые качества личнос...

Программа элективного курса "Исследование художественного текста через призму междисциплинарных взаимодействий"

Программа элективного курса расчитана на ведение курса  в 7-8 классах. Прграмма выполнена в соавторстве учителями Капитоновой Н.А. и Тамалинцевой С.П....